Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 07:43, курсовая работа
Цель данной работы – создать уникальный салон красоты. Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты дисциплины «Управление проектами»;
- проанализировать рынок салонов красоты;
- обосновать целесообразность проекта открытия предприятия;
- оценить экономическую эффективность проекта.
Введение
Глава 1. Теоретические основы управления проектами при создании нового бизнеса
1.1. Современная концепция управления проектом
1.2. Базовые элементы, подсистемы и процессы современного управления проектом
Глава 2. Анализ рынка салонов красоты в городе Екатеринбурге
2.1. Анализ конкурентов
2.2. Анализ потребителей
2.3. Сегментирование рынка
Глава 3. Разработка проекта открытия салона красоты
3.1.Описание замысла, внутреннее и внешнее окружение
3.2. Описание работ
3.3. Управление стоимостью
3.4. Управление рисками
3.5. Оценка эффективности проекта
Заключение
Список используемой литературы
В целях разработки и реализации эффективной модели организационной структуры управления проектом необходимо придерживаться некоторых принципов, обеспечивающих соответствие организационной структуры:
• схеме взаимоотношений участников проекта;
• содержанию проекта;
• требованиям внешнего окружения.
В качестве организационных можно применять структуры: функциональные, матричные, проектно-целевые и смешанные.
Эффективность использования каждой структуры определяется конкретными условиями и содержанием проекта. Так, использование матричных структур предъявляет высокие требования к уровню управленческих знаний и умений, поскольку является крайне сложным в управлении.
Одним из требований к организационным структурам управления является обеспечение динамизма, так как проект живет и развивается на протяжении жизненного цикла как открытая система, активно взаимодействующая с окружающей средой. Такой динамизм наиболее присущ проектным и матричным структурам, вместе с тем гибкость и подвижность можно обеспечить с помощью функциональной структуры.
В табл. 1.1 приводится сравнение особенностей применения различных организационных структур управления проектом.
Выбор и разработка организационной структуры управления проектом является сложной, междисциплинарной и слабо формализуемой задачей; попытки создания общего для этой деятельности алгоритма представляются ошибочными.
Тем не менее, существует общий методический базис, успешное использование которого приводит к созданию эффективной организационной структуры управления проектом. Он предусматривает принципиальный выбор структуры в соответствии с изложенными ранее принципами, которые являются взаимосвязанными и должны применяться в комплексе и одновременно. Таким образом, выбор адекватной организационной структуры должен осуществляться в соответствии с общей системой этих принципов.
Организационное проектирование заканчивается созданием пакета организационной, методической и справочной документации» включающего:
• организационную структуру управления проектом (графическое изображение структурных единиц);
• штатное расписание (перечень должностей, их количества и заработной платы);
• положения о структурных подразделениях;
• должностные инструкции;
• методические инструкции, технологические карты процессов и пр.;
• требования к персоналу (профессиограммы, социально-психологические портреты).
Таблица 1.1. Сравнение организационных структур управления проектом
Характеристики проекта |
Организационная структура управления | ||||
функциональная |
матричная |
проектно-целевая | |||
слабая |
сбалансированная |
сильная | |||
Полномочия руководителя проекта |
Крайне незначительные |
Ограниченные |
От слабых до средних |
От средних ДО ВЫСОКИХ |
От высоких до неограниченных |
Доля организационных ресурсов, задействованных для выполнения проекта, % |
0 |
От 0 до 25 |
От 15 до 60 |
От 50 до 95 |
От 85 до 100 |
Роль руководителя проекта |
Временная |
Временная |
Постоянная |
Постоянная |
Постоянная |
Названия руководителя проекта |
Координатор/ лидер проекта |
Координатор/лидер проекта |
Проект-менеджер/ руководитель проекта |
Проект-менеджер/ руководитель программы |
Проект-менеджер/ руководитель программы |
Статус команды проекта |
Временный |
Временный |
Временный |
Постоянный |
Постоянный |
Организационные структуры управления, закрепленные в документации, в действительности не более чем отвлеченные схемы. Самая эффективная модель организационной структуры управления на практике может оказаться самой порочной. Таким образом, эффективность организационной структуры управления проектом определяется эффективностью управления персоналом и коммуникациями.
Управление проектом
как научное направление
Проект представляет собой открытую систему из совокупности связанных между собой работ, которая взаимодействует с окружающей средой, получая от нее необходимые ресурсы и предоставляя полученные результаты. Таким образом, можно выделить три базовых элемента любого проекта:
1) ресурсы;
2) работы;
3) результаты.
Эти базовые элементы можно обозначить как основные объекты управления проектом. Под ресурсами следует понимать совокупность материальных, энергетических и информационных объектов, необходимых для выполнения работ.
Существуют три основные группы ресурсов, используемых в управлении проектом:
1) человеческие, представляющие активные субъекты деятельности, объединенные в системы взаимодействия друг с другом и другими ресурсами. Человеческие ресурсы, выступая как активные субъекты деятельности, по отношению друг к другу могут являться и объектами. С экономической точки зрения человеческие ресурсы переносят свою стоимость на результаты труда постепенно, создавая при этом добавленную стоимость. К человеческим ресурсам относят руководителей и работников;
2) материальные – это пассивные средства и предметы деятельности, используемые для выполнения работ. Средства деятельности переносят свою стоимость на результаты работ постепенно. Предметы деятельности переносят свою стоимость на результаты работ полностью, как правило, изменяя свою натуральную форму и материально присутствуя в результатах работ. К средствам деятельности относят машины и механизмы (активные средства), здания и сооружения (пассивные средства). К предметам деятельности относят материалы и комплектующие;
3) информационные – это управляющие воздействия, направляемые субъектами деятельности на объекты деятельности, определяющие цели и результаты работ. Информационные ресурсы выступают одновременно и как средство, и как предмет управленческой деятельности. К информационным ресурсам следует отнести проектные решения, модели, управляющие команды (приказы, распоряжения, задания), отчетную документацию и пр.
Работа – это часть деятельности, направленная на достижение результатов с использованием необходимых ресурсов. К работам следует относить деятельность по созданию материальных результатов (производственные работы), выработке и передаче управляющих воздействий и обратной связи (решения и отчеты), перемещению материальных объектов, например ресурсов (поставки).
Результат–это продукт деятельности (работы), воплощающий в себе ранее поставленные цели. Результаты могут быть материальные (продукция, изделия) и нематериальные (информационные –- документы, социальный эффект), прямые и косвенные, промежуточные и окончательные.
Кроме этого, окружающая среда является источником различных возмущений, прямым или косвенным образом воздействующих на проект в целом и его базовые элементы. Такие возмущения можно обобщенно обозначить как риски. Риски, определяемые как совокупность вероятностных взаимодействий проекта с окружающей средой, тоже представляют базовый элемент управления проектом.
Все базовые элементы управления проектом находятся во взаимодействии друг с другом, которое можно условно представить в виде пирамиды. Ресурсы используются в ходе выполнения работ; работы создают результаты; в результатах содержатся материальные и экономические субстраты ресурсов. Риски воздействуют на ресурсы, работы и результаты. Проект воздействует на окружающую среду и, таким образом, на риски.
Деятельность по управлению проектом подразумевает управление всеми базовыми элементами и состоит из нескольких направлений. Поскольку весь проект как деятельность, подвергаемая управлению, является системой, а управление проектом является приложением системного подхода, то различные виды (или направления) деятельности можно назвать подсистемами управления проектом.
Выделяют восемь таких подсистем управления:
1) содержанием;
2) продолжительностью (временем);
3) стоимостью;
4) качеством;
5) персоналом (человеческими ресурсами);
6) материально-техническим обеспечением (ресурсами);
7) коммуникациями;
8) рисками.
Каждая из этих подсистем по-разному взаимодействует с базовыми элементами. Управление содержанием определяет структуру и состав работ, ресурсов, результатов и рисков. Управление продолжительностью, прежде всего, воздействует на работы, но и на ресурсы (так как начало работ означает поступление или начало использования ресурсов), результаты (так как окончание работ означает создание результата) и риски (так как воздействие факторов окружающей среды сказывается и на продолжительности). Управление стоимостью и качеством направлено на все базовые элементы. Управление персоналом, материально-техническим обеспечением и коммуникациями направлено на соответствующие виды ресурсов (человеческие, материальные и информационные). Управление рисками направлено на взаимодействие всего проекта с окружающей средой.
Реализация подсистемы управления проектом состоит из полготовки одной или нескольких управляющих моделей на фазе разработки и воплощения решений, заложенных в эту модель, в ходе реализации. При этом модели служат средствами выполнения процессов реализации и контроля. На основе первоначальной модели строится последующая, отражающая фактически достигнутые результаты.
Таким образом, управляющая модель – это не абстрактное отображение действительности, а реальный инструмент управления. Описание подсистем управления проектом с точки зрения управляющих моделей и базовых элементов представлено в табл. 2.1.
Деятельность всех подсистем управления проектом с системной точки зрения представляется как совокупность взаимосвязанных процессов и точек принятия решения. В процессе (как и в проекте в целом) выделяют вход, выход и процессор (рис. 2.1).
Вход – это совокупность ресурсов (в том числе информационных, куда могут входить управляющие сигналы о принятых решениях), необходимых для получения результата.
Выход – это совокупность всех результатов проекта.
Процессор – это совокупность работ, объединяющих входящие ресурсы и действия, направленные на получение выходных результатов.
Таким образом, процесс как единица деятельности по управлению проектом состоит из тех же базовых элементов, что и весь проект в целом: работ, ресурсов, результатов. При этом для каждого процесса существуют и риски, которые возникают во внешней среде в рамках выполнения других процессов, действующих на основной прямо или косвенно.
В ходе выполнения работ по управлению проектом возникают ситуации выбора различных альтернативных путей, направлений деятельности. Выбор путей осуществляется в рамках принятия решения, которое следует рассматривать как работу управляющего характера. Принятие решения – это совокупность процедур, реализация которых приводит к выбору оптимального пути из набора выявленных альтернатив. Принятие решения находится на стыках различных процессов.
Таблица 2.1. Связи подсистем и базовых элементов управления проектом
Подсистема управления проектом |
Базовые элементы |
Управляющие модели |
Управление содержанием |
Результаты, работы, ресурсы, риски |
Дерево целей |
Управление продолжительностью |
Работы |
Дерево работ, сетевая модель, календарный график |
Управление стоимостью |
Результаты, работы, ресурсы |
Структура расходов (дерево стоимости), структура доходов, бюджет, график денежных потоков |
Управление качеством |
Результаты, работы, ресурсы |
Структура продукции, структура потребностей (требований к продукции) |
Управление персоналом |
Ресурсы (человеческие) |
Организационная структура, штатное расписание, матрица ответственности, сетевая матрица |
Управление материально- |
Ресурсы (материальные) |
Структура ресурсов, график поставок |
Управление коммуникациями |
Ресурсы (информационные) |
Дерево документации, схема информационной системы |
Управление рисками |
Риски |
Дерево рисков, дерево решений |