Ответственность и этика в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:41, реферат

Описание работы

Этика - это слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в любом обществе. Этот феномен играет важную роль в человеческом поведении, соотнося его с ориентирами, выходящими за пределы непосредственных мотивов и целей совершаемых поступков. Этика позволяет получить существенное знание о человеческой природе, позволяет лучше понять самого себя.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Ответственность в системе менеджмента 4
1.1. Роль ответственности в процессе управления 4
1.2. Управление этикой и социальной ответственностью компании 8
Глава 2. Этика в системе менеджмента. 10
2.1. Понятие и сущность этики менеджера. 10
2.2. Заповеди делового человека. 11
2.3. Правила этики в деятельности менеджера. 13
2.4. Этика и управленческие решения 14
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

реферат по менеджменту.docx

— 85.27 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ 
УНИВЕРСИТЕТ имени академика С.П. КОРОЛЕВА 
(национально исследовательский университет)»

Факультет экономики  и управления 
Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

Реферат на тему 
«Ответственность и этика в менеджменте» 
по курсу  
«Основы менеджмента»

 

 

 

 

 

Выполнила  А.Н. Борисова  
группа  712 

 

 

 

 

Самара 2011

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Ответственность в системе менеджмента 4

1.1. Роль ответственности в процессе управления 4

1.2. Управление этикой и социальной ответственностью компании 8

Глава 2. Этика в системе менеджмента. 10

2.1.      Понятие и сущность этики менеджера. 10

2.2. Заповеди делового человека. 11

2.3. Правила этики в деятельности менеджера. 13

2.4. Этика и управленческие решения 14

Заключение 19

Список использованной литературы 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Введение

Этика - это слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости  и вежливости, принятые в любом  обществе. Этот феномен играет важную роль в человеческом поведении, соотнося его с ориентирами, выходящими за пределы непосредственных мотивов  и целей совершаемых поступков. Этика позволяет получить существенное знание о человеческой природе, позволяет  лучше понять самого себя.

 В сфере экономических  отношений говорить о роли  этики труднее всего, ибо сама  природа этих отношений основана  на утилитарном интересе. Отсутствие  такого интереса ведет к застою, деградации экономики и, как  следствие, к понижению уровня  жизни. 

 Экономика управляется  не только экономическими законами, но и участвующими в ней  людьми, а это значит, что невозможно  исключить из экономических процессов  свободу морального выбора. Моральные  и этические принципы тоже  составляют экономический фактор, ибо правила свободного рынка  действуют только на основе  того, что люди придерживаются  общих моральных и этических  ориентиров.

 Но сегодня фирмы,  стремящиеся к развитию, все чаще  используют предпринимательский  стиль управления, который принимает  форму предпринимательского менеджмента,  или философии предпринимательства.  Философия предпринимательства  находит отражение в его культуре. Одна из характерных черт менеджмента  предпринимательского стиля, вырастающая  из мелкого бизнеса, - это создание  и поддержание определенной культурной  среды фирмы, дающей всем занятым  на ней чувство единства и  причастности к важному и полезному  делу.

 Предпринимательская  культура - это не только культура  совершения взаимовыгодных сделок, культура служения обществу, это  и инновационная культура.

 Это, прежде всего,  честность и вытекающее из  нее доверие друг к другу  участников предпринимательских  операций; это обязательность, ответственность,  уважительное отношение к другим  людям, понимание их интересов,  соблюдение этики деловых отношений,  способствование успеху других. Это правопослушность, сдержанность  и умеренность, умение справиться  с необузданными желаниями и  устремлениями, видеть и соблюдать  разумные пределы; и наконец,  культура поведения в самом  непосредственном смысле этого  слова, знание и соблюдение  основных правил служебной, деловой  этики. 

 Конечно, трудно надеяться,  что каждый предприниматель будет  в полной мере обладать всеми  указанными качествами. Идеальных  людей не бывает и какие-то  отступления, отклонения, упущения  неизбежны. Главное состоит в  том, чтобы меры отклонений  была невелика, чтобы отход от  принципов этики предпринимательства  носил характер исключений. Все  это объясняет необходимость  и актуальность изучения данной  проблемы, рассмотрения соответствующих  теоретических основ деловой  этики и ее структура, а так  же изучение роли ответственности  в процессе управления.

 Таким образом, этика  бизнеса является быстро развивающейся  областью науки и практики  управления и предпринимательства,  возникшей в ответ на возрастание  динамизма внешней среды бизнеса.

 

 

Глава 1. Ответственность в системе менеджмента

    1. Роль ответственности в процессе управления

 Принятие на себя  ответственности и привлечение  к ответственности являются необходимыми  следствиями выполнения задач  различными лицами с разделением  труда между ними.

 Ответственность - это: 

- готовность в собственных  решениях или действиях учитывать  интересы тех, кого касается  решение; 

- готовность отвечать  за свои действия (что тесно  связано с правом на самостоятельные  действия);

- готовность отвечать  за действия исполнителей задания,  если контроль и анализ не  установил их личной вины.

 Различают (рисунок  №1):

- собственную ответственность  (обязанность отвечать за собственные  действия);

- чужую ответственность  (обязанность отвечать за решения  или действия других);

- ответственность перед  собою (случай, когда устанавливаемый  нормы и исполнитель является  одним лицом);

- внешнюю ответственность  (по отношению к внешним сферам  деятельности предприятия);

- внутреннюю ответственность  (по отношению к внутренним  сферам деятельности);

- ответственность перед  предприятием (учет интересов предприятия  и его собственников).

 Рисунок 1 - Установление  и передача ответственности 

 В случае ответственности  в смысле обязанности отвечать  за последствия принятие ответственности  выступает в следующих формах:

1. Определение отрицательных  результатов в результате контроля.

2. Определение персональной  ответственности в результате  анализа отклонений.

3. Персональные меры поощрения  и взыскания: 

 а) поощрения (премии, продвижения, укрепление авторитета);

 б) уменьшения степени  поощрения (вознаграждения, влияние  на карьеру);

 в) санкции (снижение  окладов, возмещение ущерба, потеря  компетенции, отставка, увольнение, уголовное преследование).

 Ответственность и  обязанность - неотъемлемый атрибут  деятельностиполномочия и права,  делегируемые руководителю (менеджеру), формируют круг проблем, которые  он должен решать, разрабатывая  и реализуя управленческие решения.  За эту работу руководитель  получает согласно договору материальное  и моральное вознаграждение. Полномочия и права немыслимы без обязанностей и ответственности за выполненную работу.

Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. Выделяют служебные, общественные и всеобщие воинские обязанности.

Ответственность - это необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет  в своих действиях, поступках. Ответственность  может быть официальная и личная (чувство ответственности как  черта характера).

 Виды ответственности: 

 Многообразие сфер  деятельности компаний сформировало  следующий типовой набор видов  ответственности: профессиональная, юридическая (в том числе уголовная), социальная, экологическая, экономическая,  этическая, политическая, партийная,  дисциплинарная, административная, материальная.

Профессиональная ответственность  и обязанность менеджера (руководителя) отражаются в должностных инструкциях  компании. Типовая должностная инструкция руководителя включает четыре раздела: общие положения, обязанности, права  и ответственность.

Юридическая ответственность  частично или полностью касается тех видов ответственности, в  которых закреплены регламенты, входящие в состав государственных законов  и норм государственного регулирования, например, в Гражданский и Уголовный  кодекс. Кодекс законов о труде (КЗОТ). Юридическая ответственность реализуется  в форме замечания, выполнения предписанных действий, заключения под стражу, ареста.

 Дисциплинарная ответственность  за бездействие или ненадлежащее  выполнение задания реализуется  в форме взыскания, замечания,  выговора, перевода на другую  работу, увольнения.

Административная ответственность  наступает за совершение административного  правонарушения, нарушения прав и  свобод граждан. Базой для реализации административной ответственности  является административное и гражданское  право и другие регламенты.

Экономическая ответственность  призвана компенсировать полный или  частичный ущерб от управленческих решений, нанесенный руководителем  в материальной или денежной форме.

Этическая ответственность  наступает в случае нарушения  менеджером этических норм, представляющих собой систему общих ценностей и правил этики, соблюдение которых обязательно для всех работников организации. Этические нормы включают оценки смысла жизни, назначения человека, содержания добра и зла, морального долга, нравственных принципов и идеалов. Ответственность реализуется в форме изменения общественного мнения о руководителе, вынесении ему общественного порицания, объявления о его несоответствии должности по этическим соображениям. Примеров реализации такой ответственности в мировой практике можно найти достаточно много.

Политическая ответственность  наступает за неправильную или ненадлежащую деятельность субъекта государственной  власти и управления, а также деятельность субъекта общественных группировок. Попытки  привлечения к политической ответственности  конкретных политических деятелей предпринимались  в разных странах, в том числе  в Чили, в СССР. Формами реализации ответственности могут быть отставка, импичмент, перевыборы.

Партийная ответственность  наступает за деятельность партийного функционера, существенно расходящуюся с уставными документами и  решениями представляемой им политической организации. Ответственность реализуется  в форме осуждения, исключения из партии, вывода из руководящего состава  партии.

Материальная ответственность  обычно применяется по отношению  к компаниям с ограниченной ответственностью. Так,в ст.3 Федерального Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ записано, что общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников.

Социальная ответственность  является свойством характера личности наряду с чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью, настойчивостью, гордостью  и т.д. Ответственность личности - это черта характера, приобретаемая  в результате воспитания и учета  моральных норм общества. Развитие ответственности личности включает два этапа: овладение практическими  правилами и осознание правил. Первый этап состоит из четырех последовательных стадий:

 • следование правилам  своего "Я" (унаследованным или  ранее приобретенным);

 • включение приемлемых  правил, принятых в ближайшем  окружении людей (производственном  коллективе, неформальном объединении);

 • использование преимущественно  корпоративных правил;

 • полное подчинение  корпоративным правилам.

 Второй этап включает  три стадии:

 • механистическое  восприятие правил (так всегда  было и будет);

 • связывание правил  с общественными, культурными,  научными и другими авторитетами  страны или мира;

 • связывание правил  с конкретной общественно-политической  и нравственной обстановкой, понимание  возможности их изменения, ликвидации  или возникновения новых. 

 Этапы могут идти  последовательно, параллельно и  смешанно.

 Социальная ответственность  менеджера отражается в его  решениях, поставленных целях и  их приоритетах, средствах и  методах реализации решений. 

 Она реализуется в  конкретных делах компании и  менеджера (руководителя), направленных  в первую очередь на помощь  в создании приемлемого уровня  жизнеобеспечения своих работников, членов их семей и социально  незащищенных групп населения. 

 Эта помощь может  реализоваться в прямом или  косвенном виде. В прямом виде  помощь может оказываться в  форме бесплатных обедов; продажи  товаров по пониженным ценам;  производства экологически чистой  продукции; установления квот  на прием безработных, выпускников  учебных заведений, инвалидов  и т.д. В косвенном виде - это  благотворительные взносы, поддержка  социальных инициатив других  компаний или государства и  т.п. На практике иногда социальная  ответственность вторична по  отношению к благосостоянию компании  согласно девизу: Сначала преуспевание, а потом благотворительность".

 Социальная ответственность  компании явно или неявно отражается  в ее уставных документах. Особенно  это проявляется в миссии и  основных целях компании. Если  основная цель компании направлена  на максимальное удовлетворение  потребностей и интересов персонала  и клиентов, то это высшее проявление  социальной ответственности. Если  же основной целью является  получение максимальной прибыли  в интересах учредителей, то  это означает минимальную социальную  ответственность компании. При этом  руководители компании будут  сильно ограничены в попытках  расширить свою социальную ответственность. 

 Важными параметрами  социальной ответственности являются  широта, временной интервал, придаваемое  значение и вовлеченность персонала. 

Информация о работе Ответственность и этика в менеджменте