Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:41, реферат
Этика - это слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в любом обществе. Этот феномен играет важную роль в человеческом поведении, соотнося его с ориентирами, выходящими за пределы непосредственных мотивов и целей совершаемых поступков. Этика позволяет получить существенное знание о человеческой природе, позволяет лучше понять самого себя.
Введение 3
Глава 1. Ответственность в системе менеджмента 4
1.1. Роль ответственности в процессе управления 4
1.2. Управление этикой и социальной ответственностью компании 8
Глава 2. Этика в системе менеджмента. 10
2.1. Понятие и сущность этики менеджера. 10
2.2. Заповеди делового человека. 11
2.3. Правила этики в деятельности менеджера. 13
2.4. Этика и управленческие решения 14
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Широта определяет
диапазон функций производства
и управления, по которым компания
берет на себя социальную
Временной интервал - это период устойчивого внимания и конкретных действий по соблюдению моральных норм во всем диапазоне заявленных функций производства и управления компании. Временной интервал может быть бессрочным и на заданный срок, например, на период выполнения определенного задания.
Придаваемое значение - это
важность социальной ответственности
перед технологическими целями компании.
Для этого в приоритетном порядке
выделяются ресурсы для реализации
важнейших социальных целей компании.
Например, для уменьшения профессиональных
заболеваний руководство
• путем формирования
отдельных коллективов в
• путем участия
всего коллектива компании на
общественных началах во
Взаимодействие социальной
и юридической ответственности.
Процесс гармонизации
общества и компании идет
Вопросы юридической
ответственности руководителей
решает суд или арбитраж, а
социальная ответственность
Возложение на себя
социальной ответственности
• чувство долга, предвыборные обещания;
• желание принести
больше пользы своим
• получение удовлетворения
от видимых работниками и
• избежание общественных порицаний и взысканий;
• повышение имиджа или карьерный рост;
• выигрыш в споре или конкурсе;
• отвлечение от
постоянных личных переживаний.
Экологическая ответственность
возникла из-за угрозы экологического
кризиса локального и стратегического
характера. Экологический кризис - критическое
состояние окружающей среды, вызванное
ее загрязнением и хищническим отношением
к природе. Международное
РФ на сегодняшний
день принимает участие в
• О международной торговле видами дикой фауны и флоры;
• Об охране водно-болотных угодий;
• Об охране Всемирного
природного и культурного
• О сохранении биологического разнообразия.
Все эти виды ответственности можно классифицировать по:
• уровням ответственности
(международный,
• времени ответственности
(за прошлые, настоящие или
будущие результаты уже
• ущербу, вызванному
ошибочными решениями (
В теории менеджмента
разработан набор ответных
Обструкция означает отказ
компании от всех обязанностей, заявления
о том, что так называемые доказательства
их проступков обман и подлог, и
всяческие препятствия
Логично провести параллели
между способами поведения в
случае возникновения
Руководство компании
призвано контролировать ее
Личный пример. Директор и старшие менеджеры компании должны открыто и уверенно поддерживать нормы этичного поведения, выступать инициаторами обновления этических ценностей организации. Приверженность этическим ценностям необходимо декларировать во время выступлений, в директивах, внутрифирменных публикациях. Но особую роль играют действия менеджмента. Если руководство приносит этику в жертву сиюминутным интересам, в компании мгновенно распространяются слухи об этом. Последующие клятвы в приверженности этическим идеалам бесполезны. Таким образом, поведение руководителей задает тон всей организации.
Моральный кодекс. Это формальное
изложение этических и
Этические структуры. К этическим
структурам относятся различные
системы, должности и программы,
с помощью которых компания стремится
стимулировать соответствующее
моральным принципам поведение
сотрудников. Комитет по этике компании,
как правило, образует группа высших
руководителей, на которых возложена
обязанность наблюдать за соблюдением
работниками этических
Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение человеке во всех сферах общественной жизни – в труде, в быту, в науке, в семейных, личных, международных отношениях.
Если говорить о нормах поведения менеджера, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.
Этика менеджмента – наука,
рассматривающая поступки и поведение
человека, действующего в сфере управления,
в том аспекте, в каком действия
менеджера соотносятся с
Современный менеджмент оказывает влияние на общество – на направление его развития, культуру, систему духовных ценностей, устремлений, на систему оценки образа жизни и прочее. Уровень этичности поведения, поступков отдельных членов общества и всего общества в целом зависит, таким образом, кроме прочих условий, и от уровня этичности функционирования такого мощнейшего социального института, которым является в 21 веке менеджмент.
Занятие таким трудом, как менеджмент, престижно, так как предполагает высокий уровень образования, профессионализм, достаточно высокую оплату труда. Все это делает важность моральной, этической стороны деятельности менеджера бесспорной.
Причины этого:
Следует учитывать, что в
отличие от кодексов юридических
норм этика основывается на культуре,
общественном мнении, традициях и
привычках. Нормы этики выражаются
в общих фиксированных
Более частным понятием является этикет. Этикет – совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.
Особое место в искусстве поведения занимает деловой этикет. Если вы нарушите нормы поведения в быту или в обществе, то рискуете в основном репутацией воспитанного человека, в то время как в менеджменте такие ошибки могут стоить больших денег и даже карьеры.
Менеджеру важно владеть правилами этикета, ибо служебный этикет регламентирует поведение людей и при личных контактах в текущей работе – разговорах по телефону, в деловой переписке, на совещаниях, и при проведении различных официальных мероприятий – приемов, презентаций. Менеджеру необходимо владеть и правилами речевого этикета: обращения, приветствия, знакомства, приглашения; просьбы, совета, предложения и приказа; согласия и несогласия; комплимента, одобрения, неодобрения и упрека; поздравления и пожелания, благодарности, вопроса и ответа.
Сфера деятельности менеджера – организация, трудовой коллектив. Но организация – это не просто некоторое множество отделов, департаментов – управлений. Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила. Конечно, взаимоотношения менеджера и работников регулируются различного рода законами, но кроме законов взаимоотношения людей между собой регулируются неписаными законами, правилами делового этикета.
Один из первых национальных кодексов деловой этики появился в России в 1912 году (были приняты 7 правил для торговца). И только в 1924 году Комитет по этике бизнеса при Торговой палате США разработал национальный этический кодекс «Принципы ведения бизнеса».
К сожалению, нормы поведения, бытующие в современной России, пока весьма часто расходятся с общепринятыми в мире. Несовпадение стандартов отечественной деловой культуры с мировыми наносит ощутимый ущерб репутации российского бизнесмена.
И все же в настоящее
время в документах, разрабатываемых
некоторыми российскими фирмами, находят
отражение мораль и этика бизнеса.
К настоящему времени десятки
объединений предпринимателей уже
приняли профессиональные этические
кодексы. Имеются примеры разработки
кодексов внутреннего поведения
для всех служащих организации. Документ
может формулировать