Ответственность и этика в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:41, реферат

Описание работы

Этика - это слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в любом обществе. Этот феномен играет важную роль в человеческом поведении, соотнося его с ориентирами, выходящими за пределы непосредственных мотивов и целей совершаемых поступков. Этика позволяет получить существенное знание о человеческой природе, позволяет лучше понять самого себя.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Ответственность в системе менеджмента 4
1.1. Роль ответственности в процессе управления 4
1.2. Управление этикой и социальной ответственностью компании 8
Глава 2. Этика в системе менеджмента. 10
2.1. Понятие и сущность этики менеджера. 10
2.2. Заповеди делового человека. 11
2.3. Правила этики в деятельности менеджера. 13
2.4. Этика и управленческие решения 14
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

реферат по менеджменту.docx

— 85.27 Кб (Скачать файл)

 Широта определяет  диапазон функций производства  и управления, по которым компания  берет на себя социальную ответственность,  например, техническую безопасность, своевременную оплату труда, социальную  справедливость и др.

Временной интервал - это  период устойчивого внимания и конкретных действий по соблюдению моральных норм во всем диапазоне заявленных функций  производства и управления компании. Временной интервал может быть бессрочным и на заданный срок, например, на период выполнения определенного задания.

Придаваемое значение - это  важность социальной ответственности  перед технологическими целями компании. Для этого в приоритетном порядке  выделяются ресурсы для реализации важнейших социальных целей компании. Например, для уменьшения профессиональных заболеваний руководство компании решило закупить технологию, в которой  не используется асбест в качестве наполнителей для строительных блоков, при этом строительство нового технологического корпуса решили "заморозить".Вовлеченность  персонала - уровень участия персонала  компании в реализации социальных целей. Существуют два основных варианта организации  выполнения социальных целей:

 • путем формирования  отдельных коллективов в составе  компании;

 • путем участия  всего коллектива компании на  общественных началах во внеурочное  время. 

 Взаимодействие социальной  и юридической ответственности. 

 Процесс гармонизации  общества и компании идет через  реализацию социальных инициатив  и юридических требований. Обычно  часть социальных инициатив является  предвестником юридических требований, другие социальные инициативы  признаются морально необходимыми, но не оформляются директивными  актами государственного или  муниципального управления. Иногда  закон опережает появление социальных  инициатив и тогда он предусматривает  юридическую и социальную (моральную)  ответственность руководителя или  компании. Например, законодательные  акты о предельных концентрациях  вредных выбросов в атмосферу  или в водную среду регулируют  технологию производства и возлагают  социальную ответственность руководителей  перед населением. Обычно социальная  ответственность предусматривает  более жесткие требования на  параметры концентраций вредных  выбросов.

 Вопросы юридической  ответственности руководителей  решает суд или арбитраж, а  социальная ответственность оценивается  общественным мнением, результаты  которого могут быть более  действенными, чем юридическая ответственность. 

 Возложение на себя  социальной ответственности может  идти только добровольно. Руководитель  должен ясно видеть, какие преимущества  и какие трудности он будет  ощущать. Вопросы активизации  социальной ответственности рассматривались  многими учеными и практиками  США и Японии. На основе опубликованных  материалов можно составить общую  картину мотивов, активизирующих  социальную ответственность компании, специалистов или руководителя:

 • чувство долга,  предвыборные обещания;

 • желание принести  больше пользы своим работникам, населению, прилегающей территории;

 • получение удовлетворения  от видимых работниками и населением  результатов (самовыражение, самопроявление);

 • избежание общественных  порицаний и взысканий; 

 • повышение имиджа  или карьерный рост;

 • выигрыш в споре  или конкурсе;

 • отвлечение от  постоянных личных переживаний. 

Экологическая ответственность  возникла из-за угрозы экологического кризиса локального и стратегического  характера. Экологический кризис - критическое  состояние окружающей среды, вызванное  ее загрязнением и хищническим отношением к природе. Международное природоохранительное право сформировалось в 1900 г. с подписания в Лондоне Конвенции об охране дикой природы Африки.

 РФ на сегодняшний  день принимает участие в четырех  глобальных Конференциях:

 • О международной  торговле видами дикой фауны  и флоры; 

 • Об охране водно-болотных  угодий;

 • Об охране Всемирного  природного и культурного наследия;

 • О сохранении  биологического разнообразия.

Все эти виды ответственности  можно классифицировать по:

 • уровням ответственности  (международный, государственный,  уровень компании и ее подразделений  и уровень собственного Я (перед  самим собой));

 • времени ответственности  (за прошлые, настоящие или  будущие результаты уже принятого  решения). Например, ответственность  руководителей фашистской Германии  за преступные решения в годы  Второй мировой войны, ответственность  идеологов приватизации в РФ  за решения, приведшие к несправедливому  разделу общенародной собственности; 

 • ущербу, вызванному  ошибочными решениями (ответственность  за существенный ущерб и имеющая  сроки давности; ущерб, ответственность  по которому имеет срок давности - обычно 3 или 5 лет, - и ущерб, ответственность  по которому не предусмотрена).

    1. Управление этикой и социальной ответственностью компании

 В теории менеджмента  разработан набор ответных действий, к которым прибегают компании  в ситуациях, когда заинтересованная  группа предъявляет компании  новые требования. Действия эти  могут иметь препятствующий, оборонительный, приспособленческий и проактивный  характер.

Обструкция означает отказ  компании от всех обязанностей, заявления  о том, что так называемые доказательства их проступков обман и подлог, и  всяческие препятствия расследованию. Тактика защиты предполагает, что  организация принимает на себя ответственность  за некоторые ошибки и упущения, но никак не препятствует возможным  расследованиям. Менеджеры, склонные к  подобной реакции, считают, что «такие вещи случаются, но в них никто  не виноват». Приспособление компании означает, что менеджмент принимает  социальную ответственность за действия организации, хотя, возможно, делает он это, уступая внешнему давлению. Придерживающиеся этой тактики компании стремятся  выполнять свои экономические, юридические  и этические обязанности, и в  случае давления на них внешних сил  сворачивают подвергнутую критике  деятельность. Проактивные действия предполагают, что компания берет  на себя инициативу в социальных вопросах, самостоятельно идентифицирует общественные интересы и действует, не дожидаясь  указаний или давления со стороны  заинтересованных групп.

 Логично провести параллели  между способами поведения в  случае возникновения социальных  дилемм и критериями социальной  ответственности (экономические,  юридические, этические, социальные).

 Руководство компании  призвано контролировать ее моральное  «здоровье», используя такие методики, как личный пример, моральный  кодекс и различные этические  структуры. 

Личный пример. Директор и старшие менеджеры компании должны открыто и уверенно поддерживать нормы этичного поведения, выступать  инициаторами обновления этических  ценностей организации. Приверженность этическим ценностям необходимо декларировать во время выступлений, в директивах, внутрифирменных публикациях. Но особую роль играют действия менеджмента. Если руководство приносит этику  в жертву сиюминутным интересам, в компании мгновенно распространяются слухи об этом. Последующие клятвы в приверженности этическим идеалам  бесполезны. Таким образом, поведение  руководителей задает тон всей организации.

Моральный кодекс. Это формальное изложение этических и социальных ценностей организации; он призван  донести до сотрудников принципы, которых придерживается компания. Как  правило, моральный кодекс фирмы  базируется на заявленных принципах  организации, либо в нем излагается ее политика. Заявленные принципы определяют ценности компании и в общих чертах описывают ее обязанности, качество продукции, отношение к работникам. Наиболее значимые из них можно отнести к тому, что называется «корпоративное кредо». Заявленная политика это описание порядка действий компании и ее сотрудников в конкретных, затрагивающих вопросы этики и морали ситуациях (рыночная практика, конфликты интересов, соблюдение законов, патентная практика, подарки сотрудникам, предоставление им равных возможностей). В моральном кодексе компании, как правило, формулируются ценности или образцы поведения сотрудников (как допустимые и желаемые, так и неприемлемые) и возможная реакция менеджмента.

Этические структуры. К этическим  структурам относятся различные  системы, должности и программы, с помощью которых компания стремится  стимулировать соответствующее  моральным принципам поведение  сотрудников. Комитет по этике компании, как правило, образует группа высших руководителей, на которых возложена  обязанность наблюдать за соблюдением  работниками этических принципов  и выносить решения в случае возникновения  спорных ситуаций. Кроме того, комитет  отвечает за наказание тех, кто нарушает правила этики, что имеет немаловажное значение, если организация стремится  непосредственно повлиять на поведение  работников. Комиссар, или уполномоченный по вопросам этики, это один из высших руководителей компании, являющийся ее «совестью»: к нему стекается  информация о возникающих этических  проблемах, он занимается урегулированием  конфликтов, а также указывает  руководству на потенциальные источники  затруднений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Этика в системе менеджмента.

2.1.      Понятие и сущность этики менеджера.

Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение  человеке во всех сферах общественной жизни – в труде, в быту, в  науке, в семейных, личных, международных  отношениях.

Если говорить о нормах поведения менеджера, о требованиях, предъявляемых культурным обществом  к  его стилю работы, характеру  общения с людьми, социальному  облику.

Этика менеджмента – наука, рассматривающая поступки и поведение  человека, действующего в сфере управления, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся с общечеловеческими  этическими требованиями.

Современный менеджмент оказывает  влияние на общество – на направление  его развития, культуру, систему  духовных ценностей, устремлений, на систему  оценки образа жизни и прочее. Уровень  этичности поведения, поступков  отдельных членов общества и всего  общества в целом зависит, таким  образом, кроме прочих условий, и  от уровня этичности функционирования такого мощнейшего социального института, которым является в 21 веке менеджмент.

Занятие таким трудом, как  менеджмент, престижно, так как предполагает высокий уровень образования, профессионализм, достаточно высокую оплату труда. Все  это делает важность моральной, этической  стороны деятельности менеджера  бесспорной.

Причины этого:

  1. Менеджер служит примером отношения к своим служебным обязанностям для рядовых сотрудников и других менеджеров; нарушение им этических норм может быть воспринято рядовыми сотрудниками как своего рода «сигнальная ракета» - можно делать то, что нельзя, поскольку менеджер в центре внимания, этические нарушения с его стороны служат дурным примером в большой степени, нежели подобные же действия рядового сотрудника.
  2. Любое действие, поступок менеджера имеют не только сиюминутный эффект. Своими этичными (или неэтичными) действиями, в течение некоторого времени, он формирует комплекс моральных устоев окружающих его людей: подчиненных, потребителей, поставщиков и даже конкурентов.

Следует учитывать, что в  отличие от кодексов юридических  норм этика основывается на культуре, общественном мнении, традициях и  привычках. Нормы этики выражаются в общих фиксированных представлениях о том, как должно поступать. Этика  – это принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного.

Более частным понятием является этикет. Этикет – совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.

Особое место в искусстве  поведения занимает деловой этикет. Если вы нарушите нормы поведения  в быту или в обществе, то рискуете в основном репутацией воспитанного человека, в то время как в менеджменте  такие ошибки могут стоить больших  денег и даже карьеры.

Менеджеру важно владеть  правилами этикета, ибо служебный  этикет регламентирует поведение людей  и при личных контактах в текущей  работе – разговорах по телефону, в  деловой переписке, на совещаниях, и  при проведении различных официальных  мероприятий – приемов, презентаций. Менеджеру необходимо владеть и  правилами речевого этикета: обращения, приветствия, знакомства, приглашения; просьбы, совета, предложения и приказа; согласия и несогласия; комплимента, одобрения, неодобрения и упрека; поздравления и пожелания, благодарности, вопроса и ответа.

Сфера деятельности менеджера  – организация, трудовой коллектив. Но организация – это не просто некоторое множество отделов, департаментов  – управлений. Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила. Конечно, взаимоотношения менеджера и работников регулируются различного рода законами, но кроме законов взаимоотношения людей между собой регулируются неписаными законами, правилами делового этикета.

    1. Заповеди делового человека.

Один из первых национальных кодексов деловой этики появился в России в 1912 году (были приняты 7 правил для торговца). И только в 1924 году Комитет по этике бизнеса при  Торговой палате США разработал национальный этический кодекс «Принципы ведения  бизнеса».

К сожалению, нормы поведения, бытующие в современной России, пока весьма часто расходятся с общепринятыми  в мире. Несовпадение стандартов отечественной  деловой культуры с мировыми наносит  ощутимый ущерб репутации российского  бизнесмена.

И все же в настоящее  время в документах, разрабатываемых  некоторыми российскими фирмами, находят  отражение мораль и этика бизнеса. К настоящему времени десятки  объединений предпринимателей уже  приняли профессиональные этические  кодексы. Имеются примеры разработки кодексов внутреннего поведения  для всех служащих организации. Документ может формулировать требования, предъявляемые к работникам не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни, в быту.

Информация о работе Ответственность и этика в менеджменте