Ответственность и этика в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:41, реферат

Описание работы

Этика - это слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в любом обществе. Этот феномен играет важную роль в человеческом поведении, соотнося его с ориентирами, выходящими за пределы непосредственных мотивов и целей совершаемых поступков. Этика позволяет получить существенное знание о человеческой природе, позволяет лучше понять самого себя.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Ответственность в системе менеджмента 4
1.1. Роль ответственности в процессе управления 4
1.2. Управление этикой и социальной ответственностью компании 8
Глава 2. Этика в системе менеджмента. 10
2.1. Понятие и сущность этики менеджера. 10
2.2. Заповеди делового человека. 11
2.3. Правила этики в деятельности менеджера. 13
2.4. Этика и управленческие решения 14
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

реферат по менеджменту.docx

— 85.27 Кб (Скачать файл)

В течение 2003 года представители  бизнеса науки и религиозных  объединений работали над созданием  «Свода нравственных принципов и  правил в хозяйствовании», который  был принят в 2004 году на 8 Всемирном  Российском Соборе.

Заповедь 1. Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны.

Соотношение материального  или духовного начал, частных  или общественных интересов было постоянным предметом дискуссий  в российском обществе. Однако одно без другого существовать не может. Вот почему нельзя пренебрегать ни духовным идеалом, ни стремлением к  материальному благу, не своими жизненными интересами, ни пользой ближнего и  общества.

Современные предприниматели  и менеджеры должны создавать  такой экономический уклад, который  поможет гармонично реализовывать  как духовные устремления, так и  материальные интересы личности и общества.

Заповедь 2. Богатство не самоцель, оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа.

Культ богатства и нравственность в человеке несовместимы. Отношение  к богатству как к кумиру неизбежно  разрушает экономическую и правовую культуру, порождает несправедливость в распределении труда, социальную «войну всех против всех».

Богатство само по себе –  не благословение и не наказание. Это прежде всего испытание и  ответственность.

Если человек созидает материальные блага исключительно  для себя, своей семьи, своей социальной группы, при этом пренебрегая интересами других, - он преступает нравственный закон  и многое теряет в экономическом  смысле. Долг предпринимателя перед  обществом – творить добро, не обязательно рассчитывая при  этом на общественное признание. Одной  из форм реализации ответственности  предпринимателя является создание новых рабочих мест в своих  организациях и предприятиях.

Эта заповедь может быть дополнена заповедью деловых  людей: Будь целеустремленным, ибо для  достижения поставленной цели надо сосредоточить  на этом все свои усилия.

Заповедь 3. Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и экономике.

Деловые отношения следует  строить на уважении прав и законных интересов их участников. В экономике  нужно сочетать принципы справедливости и эффективности.

Обладая властью над материальными  средствами и людьми, работодатель, в том числе государство, должен чувствовать ответственность за свои экономические решения, за действия своих работников и за  последствия  таких решений.

Честность и профессионализм  в отношениях с клиентом и деловым  партнером завоевывают доверие  и укрепляют экономическое положение  предприятия, в то время как «нечестная игра» обрекает его на неизбежный крах.

Недопустимы на рабочем месте  и в деловых отношениях такие  пороки, как сквернословие, непристойное поведение в отношении лиц  другого пола, рукоприкладство, пьянство. Нельзя пользоваться добрым именем своей  фирмы для достижения частных  целей, извлекая личную выгоду в ущерб  общему делу. Обман покупателя в сфере услуг и торговле ведет к потере доверя, уходу покупателя к конкуренту, а нередко и к банкротству предприятия. Хамство, лень, небрежность, неопрятность работника, соприкасающегося с клиентом, отталкивает последнего и тем наносят ущерб делу.

Деловая репутация – это  долгосрочный актив. Она долго зарабатывется, но легко теряется.

Заповедь 4. Человек – не «постоянно работающий механизм». Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития.

Постоянная однообразная работа, даже интелектуальная, духовно  обедняет личность и приводит ее к  деградации.

Ничто не может оправдать  отказа человека от законного времени  отдыха, выходных дней и полноценного отпуска. Поэтому задача руководителя состоит в том, чтобы способствовать восстановлению утраченной работоспособности  работника. В настоящее время  на многих предприятиях и организациях уделяют время отдыху, работе художественной самодеятельности, спортивных секций, проводят различные культурные мероприятия  для своих работников.

Заповедь 5. Госудатсво, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни труженников, а тем более о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование – это социально ответственный вид деятельности.

Национальное хозяйство  саморазрушается без эффективных  мер социальной зашиты. Работник, который  не имеет перспективы заработать на достойную пенсию, лишен доступа  к образованию, медицинскому обслуживанию, соцаильному страхованию – никогда  не будет трудиться с радостью и удовлетворением. Отсутствие социального  обеспечения заставляется егл искать дополнительные возможности заработка  на стороне, что отрицательно сказывается  на его профессиональном уровне. Цель труда такого работника – в  социальном выживании, а не  в  сознательном и целенапревленном созидании. Потеря трудоспособности равнозначна  для него потере всего.

Напротив, уверенность человека в завтрашнем дне создает предпосылки  для профессионального роста, позволяет  выстраивать долгосрочную стратегию  развития предприятия.

Отрадно, что все более  распространенным становится так называемый «социальный пакет». Организации  выстпают гарантом в вопросах обязательного  социального, пенсинного, медицинского страхования. «Социальный пакет» является своеобразной визитной карточкой предприятия. Его содержание порой является можным стимулом для работников.

Выдеоение части доходов  на помощь пожилым и больным людям, инвалидам и обездоленным  детям  должно быть нормой для любого рентабельного  предприятия.

Предприятия должны уделять  повышенное внимание пенсионерам, вложившим  сой труд в их благосостояние. Признание  работодателем нынешних и прошлых  трудовых заслуг своих работников примиряет прошлое с будующим, укрепляет успех его дела, является сильным мотивирующим фактором для работающих в настоящее время сотрудников.

Заповедь 6. Работа не должна убивать и калечить человека.

Создание достойных условий  труда, строгое соблюдение техники  безопасности на производстве – сфера  повышенной ответственности работодателя, в том числе государства. Однако не все сегодняшние работодатели занимаются обеспеченим на рабочем  месте условий для профессионального  и продуктивного труда работников, охраной труда.

Уважай человеческую жизнь, человеческое достоинсво и права  человека – одна из основных заповедей  деловых людей.

Осознание ценности человеческой жизни, человеческой личности играет исключительно  важную роль во всех сферах отношний между  людьми. Любовь и уважение к человеку труда со стороны бизнесмена, менеджера  порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гаромния интересов, что создает атмосферу  развития у людей самых разнообразных  способностей, побуждает их проявлять  себя во всем блеске.

Заповедь 7. Политическая власть  и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым.

Вэкономике нет места  коррупционерам и другим преступникам.

В структуре успешного  бизнеса одним из важнейших элементов  является должное уважение к власти. Уважай власть, ибо во всем должен быть порядок. Это значит, что следует  уважать законы страны, где вы имеете деловые контакты, и уважать своих  коллег, своих деловых партнеров  на всех уровнях общения. Недостаточно относиться с уважением к начальству или равным по положению людям, надо быть уважительным также и по отношению  к подчиненным.

Заповедь 8. Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику зя труд, обманывая партнера, человек престпает нравственный закон, вредит обещству и себе.

Государство, предприниматель, работник, любой гражданин должны бережно относиться к общему и  любому другому имуществу. Привычка с легкостью воровать у своей  организации, соседа или коллектива. Портить их совственность должна быть осуждена и изгнана из нашей  жизни.

Заповедь 9. В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.

Конкурениця –один из двигателей экономики. Монополиз равнозначен  консервации и отсталости. Результаты добросовестной конкуренции служат интересам общества, она ставит его  членов в равные условия, предоставляет  им право выбора.

Конкуренция явялется достойной  и нравственно оправданной, если не разрушает деловые отношения.

Заповель 10. Нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность.

Незаконное прераспределение собственности – всегда преступление перед обществом, нарушение нравственного  закона.

Заповеди эти – кодекс экономической этики. Принципы и  правила хозяйствования являются прямым руководством к действию для работников различных предприятий и орагнизаций. Следуйте им – и вы добъетесь  успеха. 

    1. Правила этики в деятельности менеджера.

Первое правило:  придя на работу, приветствуйте своих коллег. Дайте им понять, что вы рады начать с ними новый рабочий день, что они могут рассчитывать на вашу помощь и поддержку.

Второе правило: научитесь управлять своим поведением в людых условиях. Будьте приветливыми, вежлтвыми. Улыбайтесь людям. Стремитесь поддерживать хорошее настроение и у себя, и у окружающих.

Третье правило: обращение к подчиненным на «вы» - необходимый инструмент поддерживания нормальных служебных отношений и трудовой дисциплины.

Четвертое правило  – приказ и просьба. На практике менеджеры дают указания своим подчиненным в основном в двх формах: приказ и просьба. Однако эти формы используются не всегда в соответствии с ситуацией. Там, где приказ необходим, иногда звучит просительный тон. А где можно обойтись вежливой просьбой, раздается приказ, да еще с угрозой наказания.

Пятое првило: благодарите, но и взыщите. Надо чаще  и умело пользоваться мерами поощрения. Будьте внимательны к своим подчиненным, замечайте каждый их успех в работе и поощряйте за это.

Шестое правило: свою точку зрения вы можете отстаивать до принятия решения. Делайте все от вас зависящее, чтобы убедить других в своей правоте. Но если решение принято, рассматривайте его как свое собственное. Ни в коем случае не дайте понять, что оно абсурдно, ошибочно, что лично вы решительно против.

Седьмое правило: создайте настрой на успех. Заражая своей верой в успех своих подчиненных и компаньонов, вы создаете спокойную уверенность в успехе вашей фирмы у клиентов, которых вы обслуживайте. Заражейте людей своей энергие, вместо того чтобы заражать их своей нервозностью. Старайтесь создавать вокруг себя оживленную, полную оптимизма атмосферу.

Восьмое правило: делайте все вовремя, будьте пунктуальны, назначенные встречи вносите в свой рабочий календарь.

Девятое правило: менеджер, как и любой работник фирмы, обязан хранить секреты фирмы.

Десятое правило: говорите и пишите хорошим языком. Тот, кто умеет четко выразить свою мысль, обладает большим преимуществом. Неумение как следует писать и говорить нередко отбрасывает человека назад, и его способности могут пропасть впустую.

    1. Этика и управленческие решения

Идеальных управленческих решений, абсолютно приемлемых для всех заинтересованных сторон, практически не существует. Овладение же стандартными приемами позволяет менеджеру объяснить  свое решение заинтересованным сторонам, а последним – оценить качество моральных аргументов.

Сталкиваясь с проблемой  этического выбора, менеджеры, как правило, основываются на нормативной точке  зрения, т. е. определенных нормах и  ценностях, в соответствии с которыми и принимаются решения. В нормативной  этике выделяют несколько подходов к описанию систем ценностей и  соответственно принятию этически сложных  решений, которые могут быть применены  в практике менеджмента: утилитарный  подход, индивидуалистический подход, морально-правовой подход концепция  справедливости.

Утилитаристский подход. Основные принципы утилитаристского подхода гласят, что соответствующее нормам морали поведение приносит наибольшую пользу наибольшему числу людей. Принимающий решение индивид должен рассмотреть воздействие каждого его варианта на все заинтересованные стороны и выбрать вариант, который приносит удовлетворение наибольшему числу людей.

Индивидуалистический  подход. Индивидуалистический подход предполагает, что морально приемлемыми являются действия человека, которые идут ему на пользу в долгосрочной перспективе. Главной движущей силой считается самоконтроль, а все внешние силы, которые его ограничивают, должны пресекаться. Каждый человек выбирает для себя наиболее выгодное в долгосрочной перспективе решение, на основе чего и судит о качестве своих решений. К допустимым относятся действия, которые в сравнении с остальными альтернативами приносят больше добра, чем зла. Если каждый человек в обществе руководствуется этим принципом, в конечном итоге получается наибольшее возможное добро, потому что, преследуя исключительно собственные интересы, люди учатся угождать друг другу. Если индивид, стремящийся к достижению немедленных положительных результатов, идет на ложь и обман, они всего лишь вызывают аналогичные ответные действия. Таким образом, индивидуализм сводится к поведению, выгодному другим людям, т. е. действия человека начинают соответствовать желаемым для общества нормам.

Информация о работе Ответственность и этика в менеджменте