Ответственность и этика в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:41, реферат

Описание работы

Этика - это слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в любом обществе. Этот феномен играет важную роль в человеческом поведении, соотнося его с ориентирами, выходящими за пределы непосредственных мотивов и целей совершаемых поступков. Этика позволяет получить существенное знание о человеческой природе, позволяет лучше понять самого себя.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Ответственность в системе менеджмента 4
1.1. Роль ответственности в процессе управления 4
1.2. Управление этикой и социальной ответственностью компании 8
Глава 2. Этика в системе менеджмента. 10
2.1. Понятие и сущность этики менеджера. 10
2.2. Заповеди делового человека. 11
2.3. Правила этики в деятельности менеджера. 13
2.4. Этика и управленческие решения 14
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

реферат по менеджменту.docx

— 85.27 Кб (Скачать файл)

Морально правовой подход. Морально-правовой подход утверждает, что человек изначально наделен фундаментальными правами и свободами, которые не могут быть нарушены или ограничены решениями других людей. Это значит, что этически корректным является решение, наилучшим образом соблюдающее права людей, которых оно затрагивает. В процессе принятия решения могут быть учтены следующие моральные права:

 ·                     Право на свободу согласия 

 ·                     Право на частную жизнь 

 ·                     Право на свободу совести 

 ·                     Право на надлежащее обращение 

 ·                     Право на жизнь и безопасность.

 Концепция справедливости. Существует распределительная справедливость (равным – равное), процедурная справедливость (соответствие правилам), компенсационная справедливость (возмещение ущерба).

 Современная этика  бизнеса отдает приоритет тем  локальным нормам, которые четко  формулируются, поскольку в противном  случае их трудно использовать  для принятия решений. 

 Неоднозначен, в частности,  вопрос о занятости женщин  на физически трудных работах.  В некоторых странах это широко  практикуется, в то время как  на Западе считается недопустимым. Конфликт норм, таким образом,  налицо. Если даже приходится  решать подобный вопрос на  основе местных обычаев, моральные  соображения не должны полностью  игнорироваться. Можно ввести специальные  программы облегчения условий  труда или систему компенсаций.  Важно по мере возможности  обеспечить “пригонку” норм  и их логическую взаимосвязь. 

 При разработке управленческих  решений приходится рассматривать  и взвешивать их экономические,  технологические, политические, социальные  и этические аспекты. Если учитываются  все или большинство из них,  решение оказывается наиболее  обоснованным. Сами обоснования  либо принимаются, либо используются  для выработки альтернатив, либо  отвергаются. 

 Моральный аспект имеют  многие решения, задевающие интересы  других людей или организаций,  но правильный выбор не всегда  лежит в области этики. 

 Например, для репутации  фирмы важно выяснить, уменьшат  ли выгоду от реструктуризации  моральные издержки, возникающие  вследствие сокращения штатов, или,  напротив, компания скорее выиграет, чем потеряет, скажем, в глазах  инвесторов, а, быть может, сокращение  штатов безальтернативно и не  подлежит моральной оценке.

 Хотя для бизнеса  экономическое обоснование принимаемых  решений играет ведущую роль, это не значит, что этика уступает  или препятствует экономической  либо иной выгоде. Позиция менеджеров, нередко приписывающих этике  “антиприбыльную” направленность  и исключающих ее из рассмотрения, ошибочна. При выработке оптимального  решения важно, чтобы этические  соображения усиливали действие  экономического или других факторов, а те в свою очередь усиливали  действие этического. Этика не претендует на роль “судьи”, она скорее направлена на принятие обоснованного решения, оправданного со всех точек зрения.

 Можно, скажем, подкрепить  технологическое решение, ясное  только специалистам, моральными  аргументами, понятными сотрудникам  фирмы и принятыми в ее организационной  культуре. Решение выделить ассигнования  для спонсорской деятельности  или на новые очистные фильтры  невозможно аргументировать экономическими  соображениями, но тут “сработает”  этика, учитывающая социальные  приоритеты. Продажа спиртного несовершеннолетним  увеличивает прибыль, но не  допустима с этической, правовой, социальной точек зрения, и их  совокупность перевешивает экономические  доводы. Если по экономическим  или технологическим причинам  нельзя повысить качество продукции,  этические требования к ней  не исчезают, а сводятся к минимально  приемлемому уровню.

 Необходимость этического  обоснования принимаемого решения  появляется в тех случаях, когда  у руководства возникает ощущение, что могут быть нарушены стандарты  деловой морали. При этом принимаются  во внимание корпоративные этические  кодексы, а при возникновении  нестандартной ситуации главную  роль играют этические взгляды  руководства или группы менеджеров  равного служебного статуса. 

 Сама острота этического  аспекта, т.е. явная необходимость  с ним считаться, определяется  рядом прогнозируемых факторов. Речь идет о масштабе моральных  последствий, как положительных,  так и отрицательных; социальном  консенсусе – степени морального  одобрения или осуждения обществом,  клиентами и (или) коллективом  организации решения или действия; вероятности ущерба или пользы  от принимаемого решения для  заинтересованных групп; быстроте  проявления последствий; величине  дистанции (психологической, культурной, служебной) между лицами, принимающими  решение, и теми, кого эти решения  затрагивают (если дистанция мала, то последствия проявятся быстро, а если велика, то они дойдут  медленно, в ослабленном виде  или не проявятся вообще); концентрации  последствий, т.е. проценте лиц,  на которых распространяются  последствия принятого решения. 

 Определение остроты  этического аспекта – сложный  процесс, зависящий от морали  принимающих решение менеджеров  и их положения в иерархии.

 Обычно решения принимаются  тогда, когда их эффективность  выше минимально приемлемого  уровня, и отвергаются в противном  случае.

 Например, экономическое  решение отвергается, если норма  прибыли на инвестиции будет  ниже заданной величины. С точки  зрения этики решение неприемлемо,  если оно создает конфликт  интересов. Минимально приемлемая  инициатива одобряется, если другие  решения подкрепляют ее и в  совокупности дают выигрыш (метод  совокупной выгоды).

 Как считает профессор  Пенсильванского университета Д.П.  Фритцше, экономические и этические  аспекты решения способны усиливать  или ослаблять друг друга. Он  условно поделил их на три  уровня – желательный, минимально  приемлемый и неприемлемый, т.е.  ниже минимальной эффективности,  в соответствии с таблицей  №1.

 По мнению Фритцше,  желательный моральный эффект  тесно связан с желательной  нормой прибыли, поскольку справедливое  трудоустройство расширяет возможности  найма высококвалифицированных  работников и не требует дополнительных  затрат. Предоставление социальных  благ дает экономическую отдачу (рост производительности труда,  лояльность потребителей), а объективная  информация о продукте может  немного понизить прибыль, но  сохранить покупательский спрос.

Таблица 1

Экономический аспект решения (норма прибыли на инвестиции,%)

Этический аспект решения

Желательный уровень

 

11-9

Справедливое трудоустройство  без дискриминации по непрофессиональным признакам 

 Предложение социальных  благ 

 Достоверная информация  о продукте

Минимально приемлемый уровень

 

8-6

 Нечестность в мелочах 

 Небольшие взятки или  подарки 

 Несущественные неточности  в информации

Неприемлемый уровень

 

5-3

 Крупные взятки 

 Обман клиентов, потребителей 

 Дискриминация по непрофессиональным  признакам


 

Минимальные отступления  от моральных норм, считает Фритцше, скорее уменьшат прибыль до минимально приемлемой величины, чем повысят  ее, как и решение получать небольшую  прибыль вполне совмещается с  небольшими этическими погрешностями.

 Наконец, крупные взятки, обман и дискриминация при  трудоустройстве создают острые  отрицательные этические проблемы, чреватые финансовыми потерями.

 Для эффективного использования  этики при принятии решений  необходимы по меньшей мере  два условия: 

1) внимание менеджеров  к этим вопросам (личный аспескт) 

2) высокая организационная  культура (аспект культуры).

1) Менеджеры (личный аспект). При принятии этически верных решений менеджер ориентируется прежде всего на отдельные личностные характеристики, такие как собственное эго, уверенность в своих силах, развитое чувство независимости. Одна из наиболее важных личных характеристик менеджера стадия его морального развития.

 На стадии предшествующего  развития людей интересуют, прежде  всего, внешние выгоды (и наказания). Подчинение власти основывается  на угрозе негативных последствий  в случае неповиновения. В организационном  смысле этой стадии соответствуют  менеджеры, использующие авторитарный  или принудительный стили руководства,  а также менеджеры, ориентирующиеся  на гарантии исполнения отдельных  задач. На второй стадии общего  развития люди адаптируются к  ожиданиям положительного поведения  коллег (семьи, друзей, общества). Предпочтительным  способом достижения целей становится  совместная работа в группах.  Наиболее адекватным стилем лидерства  становится поощрение взаимодействий  и кооперации. На стадии последующего, или принципиального, развития  люди руководствуются прежде  всего внутренними ценностями  и нормами, во многих случаях  игнорируя правила и законы, требующие  нарушения этих норм. Внутренние  ценности становятся более важными,  чем даже существенные внешние.  На этом высшем уровне развития  менеджеры используют трансформационный  или обслуживающий стили руководства  , внимание концентрируется на  потребностях последователей и  стимулировании окружающих к  самостоятельному мышлению, решению  возникающих проблем исходя из  принципов морали. Для данного  уровня характерно наделение  властью, когда работники получают  право конструктивного участия  в управлении организацией.

2) Высокая организационная культура (аспект культуры).  Корпоративная культура самым серьезным образом воздействует на поведение членов организации. Например, расследование хищений в нефтяной промышленности США показало, что они воспринимались большинством работников как должное. Сотрудники многих компаний уверены, что если они не будут поступать так, как все, они рискуют потерять свое место. В корпоративной культуре всегда можно обнаружить направляющие этический выбор сотрудников «подсказки». Ее герои могут, как стимулировать этичные решения, так и препятствовать им. Культура организации отнюдь не единственный источник воздействия на этику, но она является самой мощной из этих сил, ибо определяет ценности компании. К числу других относятся принятые в компании правила и политика, система вознаграждения, степень заботы организации о своих членах, система отбора, соответствие принципов организации труда законодательным и профессиональным требованиям, лидерство и процесс принятия решений.

 Первое характерно  для тех компаний, руководители  которых являются подлинными  лидерами, весь персонал стоит  на позициях, что “этичный бизнес  – это хороший бизнес”, стратегия  и тактика подчинены удовлетворению  запросов основных деловых участников, сложился гибкий механизм приспособления  к меняющемуся внешнему окружению.  В таких фирмах считают, что  этика поддерживает корпоративную  культуру на необходимом уровне  и это помогает укреплять бизнес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 В сфере экономических отношений говорить о роли этики труднее всего, ибо сама природа этих отношений основана на утилитарном интересе. Отсутствие такого интереса ведет к застою, деградации экономики и, как следствие к понижению уровня жизни.

 Экономика управляется  не только экономическими законами, но и участвующими в ней  людьми, а это значит, что невозможно  исключить из экономических процессов  свободу морального выбора. Моральные  и этические принципы тоже  составляют экономический фактор, ибо правила свободного рынка  действуют только на основе  того, что люди придерживаются  общих моральных и этических  ориентиров.

 Настоящий успех в  бизнесе никогда не приходит  случайно. Добиться долговременного  успеха можно, лишь используя  постоянное эффективное управление.

 Настоящий успех в  бизнесе приходит к тому, кто  сумеет окружить себя единомышленниками,  создаст свою команду. Каждый  здравомыслящий и дальновидный  предприниматель или менеджер  знает, как много зависит от  людей, которые работают в фирме. 

 Ответственный подход  менеджера к своему делу составляет  благоприятные условия для долговременного  экономически эффективного функционирования  предприятия. Такому подходу отвечает  предпринимательство в рамках  существующих легальных возможностей  и на основе общепринятых морально-этических  норм. Законопослушный добропорядочный  менеджер должен принимать решения,  исходя в равной степени из  интересов фирмы, общества и  своих собственных. Пренебрежение  любым из этих факторов нарушает  нормальное функционирование предприятий  и в лучшем случае ведет  к их свертыванию. 

 Позиция менеджеров  играет большую роль при принятии  решений, в которых должны сочетаться  этические и коммерческие (деловые)  стандарты поведения. 

 Все это говорит  о том, что управление человеком  в предприятии исключительно  сложное, но в то же время  исключительно ответственное и  важное для судьбы предприятия  дело.

 Менеджер должен очень  много знать о людях, с которыми  он работает, для того чтобы  пытаться успешно управлять ими. 

 Суммируя основные  черты современного мировоззрения  предпринимательства, следует подчеркнуть,  что оно исходит из признания  общественной полезности бизнеса,  фундаментальная составляющая которого - это обмен, сделка, акт купли-продажи. 

Информация о работе Ответственность и этика в менеджменте