Ответственность и этика в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование проблем ответственности и этики менеджмента, так как современный менеджмент оказывает влияние на общество - на направление его развития, культуру, систему духовных ценностей, устремлений, на систему оценки образа жизни и пр.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИКА В МЕНЕДЖМЕНТЕ
.1 Сущность и содержание этики менеджмента
.2 Место и роль этики в системе категорий и понятий менеджмента
.3 Социальная ответственность менеджмента
Глава 2.ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
.1 Сущность организационного поведения
.2 Взаимодействие человека и организационного окружения
.3 Этические принципы и нормы в деятельности менеджера
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

123.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Ответственность и этика в менеджменте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИКА В МЕНЕДЖМЕНТЕ

.1 Сущность и содержание  этики менеджмента

.2 Место и роль этики  в системе категорий и понятий  менеджмента

.3 Социальная ответственность  менеджмента

Глава 2.ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

.1 Сущность организационного  поведения

.2 Взаимодействие человека  и организационного окружения

.3 Этические принципы  и нормы в деятельности менеджера

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В годы перехода нашей экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с привычным словосочетанием «управление организацией или предприятием» становится привычным другое - «менеджмент организации или предприятия». В последнее десятилетие менеджмент как наука и практика получил широкое распространение и применение в нашей стране. Определились наиболее перспективные его направления, к которым необходимо отнести развитие теории и практики управления государственными организациями, изучение и практическое применение новых подходов к управлению частными предприятиями.

Вторая половина ХХ века отмечена появлением новой тенденции в развитии мирового сообщества - единения в понимании моральных ценностей и целенаправленного проникновения стандартов и норм этики в управление экономикой. Нормы, стандарты, требования этического характера все более приобретают вид системы, т.е. комплекса взаимосвязанных идей, концепций и достаточно жестких требований, предъявляемых сегодня к управленческому персоналу и организациям в целом.

Реформы, проводимые в России при вхождении в рыночную экономику, позволяют говорить о том, что страна осваивает опыт международных экономических отношений на уровне предприятий и организаций и имеет менеджеров, способных управлять организациями на уровне мировых требований современного менеджмента по созданию и продвижению конкурентоспособной продукции. Однако она отстает от специфических этических требований, предъявляемых в современном мире к поведению менеджеров и функционированию предприятий.

К сожалению менеджмент частных предприятий, и государственный менеджмент допускает неэтичные поступки, аморальные явления (такие как коррупция, взяточничество и др.). Увеличение масштабов деятельности фирм, появление гигантских производственных комплексов стало оказывать ощутимое воздействие на общество и окружающую среду. В связи с этим в 60-х годах ХХ столетия сформировалась концепция социальной ответственности менеджмента перед обществом. Она реализуется путем принесения ему пользы через прибыль и участие в решении широкого спектра социальных проблем.

Выделяются следующие виды социальной ответственности:

Экономическая - максимизация доходов (а, следовательно, и налогов, поступающих в бюджет), предоставление обществу по разумным ценам товаров и услуг и создание хорошо оплачиваемых рабочих мест;

Правовая - соблюдение фирмой юридических обязательств в сфере экономики;

Этическая - достойное поведение компании, следование ею более жестким стандартам, чем общепринятые.

Данная курсовая работа включает следующие ключевые термины и понятия, отражающие основной круг проблем ответственности и этики в менеджменте:

Менеджмент - совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, а также интеллектуальными, финансовыми и другими ресурсами.

Менеджер - специалист по управлению производством, наемный работник, занимающий определенную должность в данной организации. Менеджеры решают множество задач: разрабатывают стратегию поведения компании, формируют и приводят в движение потенциал организации и несут формальную ответственность за результаты ее деятельности.

Бизнес - предпринимательская деятельность, дело или занятие, которое является источником получения прибыли.

Этика менеджмента - наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления (менеджера), и функционировании организации как «совокупного менеджера», относительно своей внешней и внутренней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.

Этика бизнеса - совокупность морально-нравственных принципов, норм поведения и правил порядочности, которыми должны руководствоваться в своей деятельности организации, занимающиеся бизнесом. Как отмечают А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд, «стратегия должна быть нравственной. Это подразумевает проведение правомерных, а не опасных для общества действий, иначе стратегия не пройдет тест на соответствие нравственным нормам».

Каждый бизнес имеет этические обязательства перед владельцами, работниками, покупателями, поставщиками и обществом в целом. Каждая из этих заинтересованных сторон воздействует на организацию и в свою очередь подвергается воздействию с ее стороны. У управляющего компанией имеется моральная ответственность перед владельцами.

Обязательства компании перед работниками основываются на уважении ценности и достоинства людей, которые отдают силу бизнесу и благосостояние которых зависит от него. Выработка стратегии требует, чтобы решения, касающиеся работников, принимались справедливо и с учетом того воздействия, которое изменение стратегии может на них оказать. Выбранная стратегия должна отвечать их интересам в таких областях, как уровень оплаты труда, его условия и охрана, продвижение по службе. Избранная стратегия не должна наносить ущерба работникам.

Обязательства компании перед покупателями требуют соблюдения целого ряда этических норм, бизнес также сталкивается с этическими проблемами в отношениях с поставщиками. Нравственный долг компании перед обществом в целом происходит из ее статуса, как общественного института. Общество ожидает, что компания должна соответствует понятию «хороший гражданин» - честно платить налоги, проявлять заботу о том, какое влияние оказывает их деятельность на окружающую среду и общественные ценности.

Система этических норм и ценностей должна быть не только определена, но и интегрирована в культуру организации. Этическая культура оказывает позитивное воздействие на долгосрочный стратегический успех фирмы, неэтичная - может его уничтожить.

Ответственность - необходимость и обязанность субъекта отвечать за свои поступки и действия. Руководитель несет персональную ответственность за своевременное принятие и реализацию стратегических, оперативных и иных решений по всем жизненно важным вопросам функционирования и развития производственной системы в целом. Чувство коллективной ответственности не может быть таким же определенным, как чувство индивидуальной ответственности. В коллективе может возникнуть тенденция к бесконтрольному доверию, особенно при длительных, дружеских отношениях. Здесь особенно ярко видно значение волевого фактора принятия решения, который проявляется при предоставлении руководителю прав единоначалия.

Социальная ответственность бизнеса - планомерная работа по совмещению интересов компании с интересами общества. При таком подходе социальные инвестиции становятся неотъемлемой частью основной бизнес - деятельности, они сами становятся бизнесом.

Корпоративная ответственность - обязательства компании перед обществом и перед населением региона, в котором она расположена.

Цель и задачи курсовой работы:

Целью курсовой работы является исследование проблем ответственности и этики менеджмента, так как современный менеджмент оказывает влияние на общество - на направление его развития, культуру, систему духовных ценностей, устремлений, на систему оценки образа жизни и пр.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи теоретико-методологического характера:

- Проанализировать подходы  отечественных и зарубежных ученых  к исследуемой проблеме, уточнить сущность и содержание категорий и понятий «менеджмент», «менеджер», «бизнес», «этика менеджмента», «этика бизнеса», «социальная ответственность бизнеса», «корпоративная ответственность»;

Обобщить концепции теории управления теоретиков и практиков и рассмотреть практические подходы к проблеме ответственности и этики менеджмента.

Предмет исследования. Предметом исследования являются проблемы становления и соблюдения этических принципов в деловом обществе, необходимых для его нормального функционирования, социальной ответственности менеджмента. Анализируется природа и сущность ответственности и этики менеджмента, бизнеса, этики менеджера, этики организации.

 

Глава 1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИКА В МЕНЕДЖМЕНТЕ

 

.1 Сущность и содержание  этики менеджмента

 

Уровень этичности поведения, поступков отдельных членов общества и всего общества в целом зависит от уровня этичности функционирования такого мощнейшего социального института, которым является на рубеже XX и XXI вв. менеджмент.

Проблема этики менеджмента - глобальная проблема. Для российского общества она очень остра, так как в современном российском обществе многие прежние духовные ценности, идеалы, цели, нормы поведения изменились, а некоторые из них просто потерпели крушение. Новые идеалы и ценностные ориентиры, хотя и появились, но не укрепились, не признаны некоторой частью общества. Поэтому повышение уровня этичности менеджмента есть необходимость.

Этика менеджмента рассматривается под углом зрения трех наук:

 

Рисунок 1

 

Менеджеры представляют собой социальную группу. Социальная группа в обществе - это люди, имеющие общий социальный статус и выполняющие социально обусловленную функцию. Под социальным статусом понимается совокупность прав, обязанностей, ответственности, привилегий, власти, влияния, которыми наделены менеджеры, независимо от того в какой организации они работают, к какому уровню менеджмента они относятся - низовому, среднему или высшему, и в какой стране они живут.

Социальная группа «менеджеры» распадается на две подгруппы:

1. Менеджеры частных организаций;

2. Менеджеры государственной (муниципальной) службы.

Термин, обозначающий состав второй подгруппы, непривычен. Но он вошел уже в научный и практический оборот. С начала 80-х годов в развитых индустриальных странах начался процесс менеджеризации государственной службы. Методы работы, терминологический аппарат, система ценностей, стиль мышления и прочие элементы экономического менеджмента стали все активнее проникать в государственное управление. С начала 90-х годов процесс менеджеризации стал присущ и государственной службе РФ.

Социальная группа «менеджеры» глобальна по масштабам, она влиятельна в экономическом, политическом и даже в культурном отношении. Занятие менеджментом престижно, так как предполагает высокий уровень образования, профессионализм, достаточно высокую оплату труда. Технические средства, оборудование, используемое в менеджменте, основываются на новейших наукоемких технологиях.

Все это делает важность моральной, этической стороны деятельности менеджера бесспорной.

Причины этого:

1. Поскольку менеджер в центре внимания, этические нарушения с его стороны, служат дурным примером в большей степени, чем подобные же действия рядового сотрудника;

2. Своими этичными (или неэтичными) действиями менеджер формирует комплекс моральных устоев окружающих его людей;

. Этичное (или неэтичное) поведение менеджера влияет на уровень этичности в обществе - в большей степени и быстрее, чем такое же поведение рядового члена общества.

Включение системы мер по повышению уровня этичности менеджеров частных и государственных организаций в общую систему менеджмента будет способствовать общественному прогрессу.

Этика менеджмента имеет ряд особенностей:

. В рамках любого вида  специализированного труда существуют  свои «этики» управления. Общая  управленческая этика имеет отношение ко всем видам менеджмента;

. Формирование этики менеджмента  более позднее по сравнению  с другими профессиональными  этиками: его можно отнести к  середине ХХ века;

. В отличие от прочих  профессиональных этик, этика менеджмента  быстро приобретает черты формализованности: большое количество крупных фирм обучает своих менеджеров моральным приемам работы с подчиненными, клиентами. Обучение происходит по определенным программам в различных учебных заведениях, наряду с такими поддающимися формализации дисциплинами, как статистические методы, маркетинговые методы исследования и т.п. Новый, более высокий уровень осведомленности общественности требует от фирм разработки этических кодексов, которые становятся обязательной составной частью системы управления во многих корпорациях, особенно в развитых индустриальных странах.

В настоящее время больше этических нарушений возникает при найме на работу, в отношениях менеджеров с рядовыми сотрудниками фирм, в области загрязнения окружающей среды, допускаемого некоторыми корпорациями, в сфере рекламы, которая может не соответствовать реальности, в практике международного бизнеса, и т.п.

Вопросы этики менеджмента проявились с особой остротой именно после открытия рынков России и других восточно-европейских стран. Желание скорейшего обогащения, захлестнувшее некоторые слои российского общества, не учитывает интересов всего общества и делает менеджеров многих фирм чрезвычайно эгоистичными. Но результаты деятельности корпуса менеджеров любой страны, в том числе и России, представляются весьма обедненными, если они не включают в себя только достижение богатства и экономическое развитие, но при этом не считаются с этикой менеджмента.

Информация о работе Ответственность и этика в менеджменте