Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 17:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование проблем ответственности и этики менеджмента, так как современный менеджмент оказывает влияние на общество - на направление его развития, культуру, систему духовных ценностей, устремлений, на систему оценки образа жизни и пр.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИКА В МЕНЕДЖМЕНТЕ
.1 Сущность и содержание этики менеджмента
.2 Место и роль этики в системе категорий и понятий менеджмента
.3 Социальная ответственность менеджмента
Глава 2.ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
.1 Сущность организационного поведения
.2 Взаимодействие человека и организационного окружения
.3 Этические принципы и нормы в деятельности менеджера
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
.2 Место и роль этики в системе категорий и понятий менеджмента
Схематично место этики менеджмента в системе категорий менеджмента можно изобразить так:
Рисунок 2. Схема соотношения категорий менеджмента и «этического фильтра»
(«Этический фильтр» в виде этических норм, кодексов, тестов, требований и т.п.)
Как видно из рисунка 2, этика играет роль своеобразного фильтра при реализации методов, стиля управления, при создании структуры управления, при принятии решений и т.д. Этические нормы, стандарты, обязательно должны присутствовать в любом явлении и процессе менеджмента.
Сущность этики менеджмента - в благородстве действий как отдельного менеджера, так и организации в целом.
Этика менеджмента является своеобразной уникальной категорией, присутствующей во всех категориях менеджмента в качестве фильтра, не пропускающего ничего недостойного, неблагородного, невеликодушного в практику менеджмента как на уровне отдельного менеджера, так и на уровне организации в целом.
Организация создается, существует и функционирует благодаря взаимодействию составляющих ее элементов своей внутренней среды - ее целей, структуры, функций, технологии и персонала.
Каждый из элементов внутренней среды при своем формировании, разработке должен пройти «тест на этичность» (рис.3).
Таким образом, множество субъектов оказывает влияние на организацию, и она взаимодействует с ними - в разных видах, в разных формах и с разной интенсивностью. Все виды, формы этого взаимодействия, вся деятельность организации, начиная с момента формирования и вплоть до конечной точки ее жизненного цикла, должны быть оценены с позиции социальной ответственности, основным содержанием которого является этичность.
При этом фирма обязана точно и неукоснительно соблюдать все законы и следовать всем юридическим нормам как внутри своей страны, так и в других странах, имеющих свое законодательство. Юридические нормативы регулируют самые разнообразные аспекты деятельности: наем на работу, экологические требования к продукции, условия ведения торговой и производственной деятельности в других странах и т.п. Корпус менеджеров несет при этом ответственность за нарушение юридических норм в первую очередь.
Рисунок 3. Схема расположения «этического фильтра» при взаимодействии организации с внешней средой
Начиная с 50-х годов ХХ века появляется и завоевывает признание новое понятие, выражаемое термином «социальная ответственность», основным содержанием которого является этичность.
Затраты на деятельность, носящую социальный характер, обоснованы для организации тем, что решения, принимаемые корпусом менеджеров, будут боде объективными и, следовательно, дающими возможность самым экономным и кратчайшим по времени путем прийти к достижению целей организации, даже тех целей, которые выражаются экономическими или финансовыми показателями.
Смысл и сущность социальной ответственности состоит прежде всего в этике, т.е. в признании деления действий, поведения людей на этичные и неэтичные. Этика менеджмента, определяющая поведение организации в целом и отдельных менеджеров, - как по отношению к внешней среде организации, так и в отношении к ее внутренней среде, - является ядром социальной ответственности организации и ее менеджеров.
.3 Социальная ответственность менеджмента
В современное понятие социальной ответственности менеджмента входят:
ориентация фирмы на перспективные социальные интересы;
возмещение общественных издержек (например, экологических);
оптимизация перспективной прибыли;
сохранение капитала фирмы как элемента богатства нации.
Поэтому менеджмент сегодня во многом обеспечивает социально-экономическое развитие не только фирмы, но и общества в целом.
В последние годы ряд крупных отечественных компаний и общественных организаций активно выступают по вопросу социальной ответственности бизнеса: Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО), Ассоциация менеджеров и др. Например, Ассоциация менеджеров реализует всероссийскую инициативу «Социальная программа российского бизнеса». Она направлена на представление и продвижение передовой роли, общественной значимости социально ответственных компаний в деловом сообществе, властных структурах и общественных кругах.
Постепенно социальная деятельность превращается в неотъемлемую часть стратегии развития все большего числа компаний и ее направления существенно расширяются. В основе социальной ответственности лежит идеология общего дела. Компания ответственна:
. Перед акционерами за
результаты своей деятельности,
своевременную выплату
. Перед персоналом за стабильность работы, занятости и заработной платы, условия труда и определенный набор социальных услуг. Имеются многочисленные примеры социально безответственного поведения фирм, когда сочетаются официальная и неофициальная зарплаты, систематически задерживается ее выплата, не соблюдается Трудовой кодекс РФ по продолжительности рабочего дня, предоставлению отпуска, процедуре оформлению на работу, предоставлению социальных гарантий и т.д.;
. Перед партнерами по
обязательствам, а также при решении
отраслевых и межотраслевых
. Перед местным сообществом.
Она выражается в участии
. Перед государством - участие
бизнеса в решении
. Перед человеческой
Масштабы социальной ответственности возрастают последовательно по мере возможностей компании - в соответствии с реальным уровнем развития компании, формы бизнеса, ее способности справляться с задачами. Главное - это признание проблемы социальной ответственности и последовательное посильное решение социальных вопросов.
Теоретически социальными вопросами должно заниматься государство. Оно призвано компенсировать «недостатки» рыночной системы, в том числе несправедливое распределение доходов в обществе, когда часть населения не способна обеспечить себя доходами вообще или необходимым уровнем доходов, а также недостаточное распределение ресурсов в производство «квазиобщественных благ» (образование, здравоохранение и т.п.). Конкретное социально-экономическое положение России на рубеже ХХ - ХХI вв. оказалось отягощенным и многими другими проблемами: формированием крупных собственников ресурсов и наемных работников; экономическим кризисом и развалом народнохозяйственного комплекса страны; созданием нового государства; гигантской коррупцией и криминальным регулированием экономических отношений. Бедность подавляющей массы населения стала в России одной из самых актуальных и острых проблем.
По разным причинам нынешнее российское государство не в состоянии самостоятельно решить важнейшие социальные вопросы. Но независимо от доли участия государства в социальном развитии страны ясно, что реализация социальных вопросов возможна лишь посредством объединения усилий всех субъектов социальной политики - государства, бизнеса, профсоюзов, муниципалитетов, общественных организаций и других - на основе принципов социального партнерства и взаимной социальной ответственности друг перед другом.
Каждый субъект социальной политики, выражая интересы определенных слоев общества, имеет свою социальную стратегию, отличающуюся от стратегии другого субъекта, поэтому для реализации партнерских отношений необходима система последовательных действий:
«И субъекты Федерации, и муниципалитеты должны знать, за исполнение каких функций и за предоставление каких публичных услуг они отвечают... следует четко установить и разграничить ответственность уровней власти в сфере социальной поддержки населения», - подчеркнул Президент РФ В.В.Путин.
Максимальный эффект от социальной деятельности достигается в случае согласования интересов субъектов социальной политики, причем степень их участия в решении конкретных проблем является дифференцированной и динамичной. По мнению Председателя Правительства М.Фрадкова, «необходимо найти механизмы встраивания бизнеса в решение стратегических задач, стоящих перед страной, не ущемляя и не подавляя при этом интересы бизнеса и власти. Только так мы сможем преодолеть имеющееся в обществе недоверие к крупной собственности и снизить долгосрочные социальные и политические риски. Одно из направлений такого взаимодействия бизнеса и власти М.Фрадков видит в разработке совместных проектов на основе взаимной ответственности и взаимного интереса. Для решения таких задач при Правительстве России создан Совет по конкурентоспособности и предпринимательству.
Рост внимания бизнеса к требованиям различных заинтересованных сторон (как внешних, так и внутренних), под влиянием которых он находится, означает переход современного менеджмента к социально ориентированной концепции управления. Благодаря этому и усилиям других субъектов социальной политики создана и реализуется многоуровневая система социального партнерства. В ее основе лежит работающее Генеральное трехстороннее соглашение, заключаемое общероссийскими объединениями профсоюзов с общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации. Затем следуют региональные трехсторонние соглашения, заключаемые профсоюзами, объединениями работодателей и органами власти регионов (приняты практически во всех регионах РФ), и коллективные договоры предприятий.
К основным признакам социально ответственного поведения бизнеса можно отнести следующие:
. Высокое качество и
широкий ассортимент товаров
и услуг, разумные и доступные
цены, качество обслуживания
. Охрана труда и здоровья работников предприятий.
. Забота компании о своих сотрудниках (профессиональное образование, социальная защита работников и их семей, выделение средств на различные общественные мероприятия, предоставление адресной материальной помощи, справедливое обращение с работниками и др.).
. Обеспечение достойной заработной платы.
. Экологическая безопасность производства, защита окружающей среды.
. Четкое информирование о рисках, связанное с деятельностью предприятия.
Компания может производить явно вредный для здоровья продукт: табачные изделия, алкогольные напитки и при этом заявлять о своей социальной ответственности, если она развивает легальный бизнес, создает высококачественную продукцию, продвигает новую культуру ее потребления, применяет передовые технологии, информирует потребителей своей продукции о реальном риске возникновения серьезных заболеваний, т.е. избирает стратегию снижения отрицательных последствий злоупотребления этим продуктом.
Проблема состоит в том, что хотя табак и водка социально опасны, но они составляют часть национальной культуры России. Поэтому рынок табака и алкоголя надо сделать цивилизованным, поскольку сложившаяся в России ситуация крайне негативна для личности, семьи и общества в целом. Очень важно, чтобы алкогольный бизнес социально ответственных компаний воспринимался как противодействующий злоупотреблению алкоголем и этому способствует этическая хартия производителей и продавцов алкогольной продукции (Москва, 27.03.2003).
В «Список уязвимых отраслей» попадает и фармацевтика: быстро развивается криминальная подделка лекарств, излишне популяризируются свои препараты (антибиотики, препараты для похудания). В то же время обнаруживается отсутствие многих крайне нужных и доступных препаратов.
. Помощь при катастрофах и стихийных бедствиях.
. Соблюдение всех норм законодательства.
Компании, выполняющие требования российского законодательства, создают прозрачность и открытость своей деятельности, позволяют обществу осуществлять контроль. Но они оказываются в невыгодном конкурентном положении по сравнению с теми фирмами, которые используют лазейки в налоговом законодательстве. Сейчас государство более строго проверяет уплату налогов и поведение таких компаний меняется.
. Установление более высоких
стандартов деятельности, чем требуют
законы. Компании берут на себя
выходящие за рамки законодател
. Вклад компании в развитие
национальной экономики. Бизнес
реализует долгосрочные инновац