Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 17:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование проблем ответственности и этики менеджмента, так как современный менеджмент оказывает влияние на общество - на направление его развития, культуру, систему духовных ценностей, устремлений, на систему оценки образа жизни и пр.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИКА В МЕНЕДЖМЕНТЕ
.1 Сущность и содержание этики менеджмента
.2 Место и роль этики в системе категорий и понятий менеджмента
.3 Социальная ответственность менеджмента
Глава 2.ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
.1 Сущность организационного поведения
.2 Взаимодействие человека и организационного окружения
.3 Этические принципы и нормы в деятельности менеджера
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Влияние - поведение человека, которое изменяет отношение и чувства к нему других людей. Цель любого В. - максимальное достижение власти над человеком для обеспечения нормального функционирования социальной организации. Два основных подхода к организации влияния: властный, основанный на постулате, что власть - это возможность влиять на поведение других людей; психосоциальный, признающий, что условием В. становится не обладание властью, а владение психологической техникой влияния.
Мотив - нужда, ставшая настолько необходимой, что заставляет человека искать способы ее удовлетворения. Мотив находится "внутри" человека, имеет "персональный" характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действий других мотивов, существующих параллельно с ним. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. В частности, если мотив вызывает действия по удовлетворению потребности, то у различных людей эти действия могут быть совершенно различны, даже если они имеют одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной сферы.
Потребность - психологический или физиологический дефицит, отраженный в восприятии человека. Люди по-разному могут удовлетворять потребности, откладывать, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно удовлетворяются. Если потребность удовлетворена, то это не предполагает, что она удовлетворена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень устойчивости и влияния на человека.
.3 Этические принципы
и нормы в деятельности
Основные принципы этики менеджмента, т.е. профессиональной этики как для субъектов этики - отдельных менеджеров, так и для коллективных носителей этических начал - организаций следующие:
. Общепринятым является
центральное положение так
. Принцип справедливости во владении (приобретении) полномочиями, ответственностью правом распоряжаться ресурсами различных видов, определения сроков исполнения работы и т.п. в той степени и до тех границ, пока эти полномочия, права и обязанности не касаются, не задевают и не ослабляют прав, ответственности и полномочий других менеджеров и не выходят за рамки организации.
. Справедливость при передаче средств и ресурсов, а также прав, привилегий, льгот и полномочий. Менеджер не должен, пользуясь своим служебным положением, приказывать нарушить требования этики или закона.
. Принцип исправления. Никакие
причины не должны
. Принцип максимума прогресса. Действия менеджера (или корпорации в целом) этичны, если они способствуют дальнейшему этическому развитию организации или отдельных ее частей.
. Принцип минимума прогресса. Действия отдельного менеджера или организации этичны, если они не нарушают существующих этических норм и правил.
. Необходимость терпимого отношения менеджеров к моральным устоям менеджмента других стран, регионов.
. Разумное сочетание
. Менеджер должен следовать
своим убеждениям, не поступаться
своим мнением в угоду
. Неэтичность психологического нажима на подчиненного, на коллектив, недопустимость грубой, приказной манеры разговора с коллегами.
. Создание этической атмосферы
в менеджменте требует
. При воздействии учитывать
силу возможного
. Принцип авансирования
доверием. Условия, благоприятные для
принятия решения и его
. Любые противоречия, возникающие в коллективе, можно преодолеть не путем конфликтов (даже если они играют положительную в некотором смысле роль как сигнал несоответствия стиля руководства или распределения обязанностей в коллективе), а путем взаимного убеждения, построения цепи логических доказательств.
. Менеджер (или рядовой
сотрудник организации) имеет право
на свободу служебного
. Воспитывать и развивать
в подчиненном и других
. Не подвергать критике конкурента. Этические нормы требуют, чтобы товар (продукция или услуги) продвигался на рынок без применения публичной критики такого же товара, принадлежащего конкуренту.
Особенностью вышеперечисленных принципов является то, что каждый из них является важным, так как в этике менеджмента все принципы важны в равной степени. Наиболее часто встречающиеся механизмы и методы внедрения этических принципов и норм в деятельность менеджеров, применяемые в мировой практике: этические кодексы, комитеты этики, тренинг, юридический комитет, отдельные сотрудники, которым вменено в обязанность регулировать этику служебных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Радикальная трансформация российского общества вызвала трансформацию способов, методах и социальных технологий управления. Особую значимость имеет внедрение этических идей в практику государственного менеджмента, поскольку преодоление трудностей, испытываемых российской государственностью, является важным (если не определяющим) фактором прогрессивного преобразования российского общества. Включение мер по повышению уровня этичности менеджеров частных и государственных организаций в общую систему менеджмента, основных принципов и механизмов внедрения этических норм, стандартов и требований в практику российского менеджмента будет способствовать общественному прогрессу.
Даже краткое обращение к проблемам морального происхождения в сфере менеджмента показывает, какого большого количества ошибок в управлении социально-экономическими объектами и экономикой как целостным комплексом можно избежать, направив усилия на повышение уровня этической грамотности управленческих кадров в России, сделав эту задачу обязательным элементом кадровой политики.
Предпринимательская этика - не изобретение ученых, ищущих для себя новое поле деятельности. Призыв к этической направленности предпринимательства возник на основе многолетнего практического опыта, накопленного в ходе неоднократных конфликтов национального, межгосударственного и глобального характера. Предпринимательская этика призвана способствовать минному разрешению конфликтов, возникающих (или могущих возникнуть) в результате стратегии самих предприятий, т.е. при выборе ими рыночной концепции продукта и ее реализации путем проведения соответствующей политики.
Поскольку ожидания общества от учреждений и организаций, действующих в нем, постоянно меняются, менеджеры должны непрерывно отслеживать их. Следует помнить, что то, что неприемлемо в этическом плане сегодня, вполне может привести к определенным проблемам в будущем.
этика менеджмент поведение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Белова В.Л. О социальной ответственности бизнеса / В.Л.Белова, А.Л.Гарсия // Социально-гуманитарные знания. - 2004. №4. - С.241-253; №5. - С.196-225.
2. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента / Р.Н.Ботавина - М.: Финансы и статистика, 2008. - 192 с.
. Веснин В.Р. Менеджмент / В.Р.Веснин. - М.: Проспект, 2004. - 504 с.
. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе / В.Р.Веснин. - М.: Юристъ, 2009. - 495 с.
. Виханский О.С.Менеджмент / О.С.Виханский, А.И.Наумов. - М.: Гардарина, 2002. - 283 с.
. Каритцки О. Этические аспекты управления слиянием предприятием / О.Каритцки, А.Бринк // Проблемы теории и практики управления. - 2008. №6. - С.110-116.
. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я / Р.Кох. - СПб.: Питер, 1999. - 496 с.
. Краев А. Нарушения этики при подборе персонала / А.Краев, Е.Моргунов // Управление персоналом. - 2007. №3. - С.63-65.
. Кун Т. Необходимость, подходы и предпосылки этически осознанного руководства подчиненными / Т.Кун, Ю.Вайблер // Проблемы теории и практики управления. - 2008. №5. - С.119-127.
. Ладанов И.Д. Практический менеджмент М.,Дело,1995г.- 350с
. Междисциплинарный словарь по менеджменту.- М.: Дело, 2005. - 256 с.
. Основы менеджмента. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2009. - 376 с.: ил.
. Панина Т. Ориентировка на местности. Бизнес готов обсудить с президентом свою ответственность за сокращение бедности / Т.Панина // Российская газета. - 2004, 1 июля, №138. - С.6.
. Попов Ю. Корпоративная этика содействует повышению социальных качеств предприятия / Ю.Попов // Проблемы теории и практики управления. - 2003. №4. - С.107-111.
. Послание Федеральному собранию Российской Федерации. Выступление Президента РФ Владимира Путина перед депутатами Федерального Собрания РФ в Кремле 26 мая 2004 г. // Российская газета. - 2009. 27 мая, №109. - С.4.
. Райзберг Б.А. Психология в экономике и управлении / Б.А.Райзберг. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 552 с.
. Робинс С. Менеджмент / С.Робинс, М.Коултер. - М.: Вильямс, 2007. - 880 с.: ил.
. Совместные проекты бизнеса и власти // Социальный мир, 2006. 8-16 мая, №18 (102).
. Томсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / А.А.Томсон, А.Дж.Стрикленд. - М.: Юнити, 1998. - 358 с.
. Управление организацией / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2008. - 716 с.
. Штайнманн Х. Проблемы обоснования предпринимательской этики / Х.Штайнманн // Проблемы теории и практики управления. - 2005. №4. - С.101-107.