Партнерские отношения в бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:07, реферат

Описание работы

Цель работы состояла в том, чтобы разработать теоретическую базу и практические направления организации партнерства предпринимательских фирм в рыночной экономике России.
Для достижения этой цели решались следующие задачи исследования:
• раскрыть типологию изучаемого явления - партнерских отношений в предпринимательской деятельности фирм, функционирующих в разных отраслях экономики;
• определить особенности партнерских связей и их воздействие на трансформации принципов рыночных отношений во взаимоотношениях между фирмами;
• исследовать природу и систематизировать факторы, которые влияют на формирование партнерских отношений предпринимателей крупного и малого бизнеса;
• показать способы эффективного включения малых предприятий в систему рыночных отношений;
• разработать рекомендации по формированию бизнес-партнерства в различных сферах деятельности малых фирм.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основы партнерских отношений в бизнесе
1.1. Понятие и значение партнерских отношений в бизнесе
1.2. Формы партнерских отношений
Глава 2. Тенденции развития партнерских отношений в России
2.1. Факторы развития партнерских отношений в России
2.2. Особенности формирования партнерских отношений в малом предпринимательстве в России
2.3. Особенности формирования партнерских отношений на крупных предприятиях в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Партнерские отношения в бизнес1.docx

— 89.91 Кб (Скачать файл)

                                 Партнерские отношения в бизнесе

Оглавление

 

Введение

 

Глава 1. Основы партнерских отношений в бизнесе

 

1.1.  Понятие и значение партнерских  отношений в бизнесе

 

1.2. Формы партнерских отношений

 

Глава 2. Тенденции развития партнерских отношений в России

 

2.1. Факторы развития партнерских отношений в России

 

2.2. Особенности формирования партнерских отношений в малом предпринимательстве в России

 

2.3. Особенности формирования партнерских  отношений на крупных предприятиях  в России 

 

Заключение

 

Список  использованной литературы

 

Введение

          В современной российской экономике   с ее складывающейся системой  рыночных отношений становится очевидно, что достижение устойчивого положительного результата без привлечения

потенциала, который позволяет задействовать  сотрудничество между  различными фирмами  и предприятиями, практически невозможно, особенно учитывая многообразие форм такого рода взаимоотношений: межгосударственное, социальное, межфирменное партнерство. Создание деловых партнерских отношений  предполагает определенную  готовность от обеих сторон, а также значительные усилия. Не случайно, что в  системах западных стран культура создания и  поддержания деловых партнерских  отношений имеет богатую историю, и также не случайно стало появление  таких должностей, в функциональные обязанности которых входит

именно  эта деятельность – поддержание  и развитие партнерских отношений  с  представителями других фирм. Изучение деловых партнерских отношений, их специфики, факторов,

влияющих  на успешность развития отношений очень  актуально, так как имеет 

серьезную не только научную, но, прежде всего, практическую важность. В то

же  время, значимость исследований и разработок в этой области широко не афишируется из-за возможности коммерческого использования результатов,  которые сами по себе являются объектом продажи и одним из элементов ведения успешного бизнеса. Именно поэтому изучение деловых партнерских отношений является актуальной задачей современной науки.

      Российские предприятия активно ищут новых партнеров, чтобы получить дополнительные возможности выхода на новые рынки сбыта или получить доступ к новым источникам сырья. Поэтому возрастает роль партнерских отношений, которые создают гибкую систему связей, обеспечивающих выживание фирмы. В ближайшие годы масштабы таких партнерских отношений расширятся.

Цель работы состояла в том, чтобы разработать  теоретическую базу и практические направления организации партнерства  предпринимательских фирм в рыночной экономике России.

Для достижения этой цели решались следующие задачи исследования:

• раскрыть типологию  изучаемого явления - партнерских отношений  в предпринимательской деятельности фирм, функционирующих в разных отраслях экономики;

• определить особенности партнерских связей и их воздействие на трансформации  принципов рыночных отношений во взаимоотношениях между фирмами;

• исследовать  природу и систематизировать  факторы, которые влияют на формирование партнерских отношений предпринимателей крупного и малого бизнеса;

• показать способы  эффективного включения малых предприятий  в систему рыночных отношений;

• разработать  рекомендации по формированию бизнес-партнерства в различных сферах деятельности малых фирм.

Глава 1. Основы партнерских отношений  в бизнесе

1.1 Понятие и значение партнерских отношений в бизнесе

 

Современные межфирменные связи отражают сложный  и целенаправленный процесс взаимной адаптации деятельности каждого  субъекта экономической жизни к  интеграционным процессам. В результате межфирменного взаимодействия образуется особая инфраструктура, изменяющая «среду обитания бизнеса» и расширяющая  его территориальные границы.

При упоминании слова «партнер» –  возникают ассоциации с такими понятиями  как честность, порядочность, ответственность. Партнер – (англ. Partner) – есть участник какой-либо совместной деятельности, главным образом предпринимательской[1]. Однако из словаря В.И. Даля следует, что корни этого слова уходят во французский язык и означали товарища по картежной игре[2]. Прежде чем игрок становился партнером, он проходил жесткий отбор. Стать партнером известного и удачного игрока (что немало важно) считалось очень престижно.

Мир меняется, но принципы, на которых строиться  игра, остаются неизменными. Бизнес –  эта та же игра. Нужны не просто игроки, нужны партнеры, в которых можно  быть уверенным.

КОНТРАГЕНТ (от лат. contrahens — договаривающийся) — сторона договора в гражданских правоотношениях.[3]

Необходимо  отметить, что в качестве контрагента  можно рассматривать любого субъекта гражданского права, имеющего те или  иные отношения с исходным предприятием. Принимая решение об участии в  той или иной форме экономического сотрудничества, субъекты бизнеса руководствуются  вполне определенными интересами и  пытаются решить конкретные задачи. Главной  движущей силой, которая побуждает  субъекта к поиску партнера, является наличие неудовлетворенной потребности. Осознание данной потребности ведет  к формированию интереса к нахождению контрагента, обладающего определенными  характеристиками. Таким образом, наличие  субъекта, от которого можно получить искомую ценность, можно определить как наиболее существенное условие  для возникновения сотрудничества. При отсутствии данного условия  сотрудничество не возникает, так как  нет предпосылок для кооперации. Однако в некоторых случаях оно  может возникнуть, если существует иллюзия того, что это условие  выполняется. Эта ситуация вероятна в случае дефицита или недоброкачественной  информации о потенциальном партнере, достаточно быстрой утрате последним  своих «полезных» качеств, изменения  обстоятельств сотрудничества, а  также в случае неадекватной оценки собственных потребностей и мотивации  к сотрудничеству на этапе выбора партнера. Например, производственное предприятие может выбрать конкретного  поставщика сырья в своем регионе, а спустя некоторое время обнаружить аналогичного по цене, качеству и другим параметрам поставщика с более выгодным географическим расположением. В данном случае сотрудничество с прежним  партнером теряет экономический  смысл, вследствие высоких транспортных издержек и возникает потребность  в обращении к новому поставщику.

Таким образом, наличие неудовлетворенной  потребности и представления  о потенциальном партнере как  о субъекте, способном стать источником удовлетворения данной потребности, безусловно, является наиболее существенным условием для возникновения сотрудничества. Причем, вторая составляющая этого  условия (представление о партнере) является наиболее весомой, так как  именно от адекватности этого «представления»  зависит успех партнерства.

Термин  «партнерство» используется на практике в разных смыслах. Его можно рассматривать  как:

- составную часть межгосударственных  отношений (межгосударственное партнерство);

- элемент взаимоотношений между  государством, предпринимателями и  наемными работниками по поводу  заработной платы и условий  труда (социальное партнерство);

- партнерство в бизнесе между  субъектами рыночной экономики  (межфирменное партнерство или  взаимоотношения предприятия с  различными контрагентами).

В данной статье рассматривается партнерство  как содружество в бизнесе, а  именно взаимоотношение предприятий  с контрагентами в хозяйственной  деятельности.

Партнерские связи в сфере бизнеса выступают  не только важным составным элементом  предпринимательских действий, но и  необходимым условием договорных отношений  между контрагентами, давая возможность  каждому из них получить определенный уровень прибыли за счет обмена результатами деятельности.

В России институт партнерства в бизнесе  сравнительно молод, хотя отдельные  предприятия использовали элементы партнерства, понимаемые как межфирменное сотрудничество, давно. Такой точки  зрения придерживается А.В. Бусыгин, рассматривающий  партнерские связи как договорные отношения, которые устанавливаются  между двумя или более предпринимателями  и дают возможность каждому из них получить искомый уровень  прибыли за счет обмена результатами деятельности (покупка, поставка продукции), выступающими в товарной или денежной форме[4].

До  сих пор отсутствует четкое и  однозначное понимание сущности партнерских отношений в бизнесе, хотя терминология партнерства широко используется сегодня в практике бизнеса, например, стратегический партнер, производственный, финансовый, инвестиционный и т.п. партнеры, а также партнерство  как форма организации бизнеса.

В трудах отечественных ученых-экономистов  проблемы партнерства в бизнесе  практически не освещены. Крайне мало разработок, где бы анализировалась  система партнерских отношений  в бизнесе или рассматривались  какие-либо конкретные методы оценки и  выбора контрагентов. Понятие «партнерство»  практически не использовалось в  научных работах Советского периода. Термин «партнерство» применялся для  характеристики межличностного общения. Только ряд авторов рассматривает  партнерство при организации  договорной работы[5] или применительно  к внешнеэкономической деятельности[6].

Необходимо  отметить, что отсутствие глубоких теоретических исследований партнерства  в бизнесе, а также конкретных методов определения надежности деловых партнеров на этапе их выбора стало одной из главных  причин низкой экономической эффективности  российских предприятий.

Прежде, чем непосредственно приступить к рассмотрению проблемы выбора делового партнера, выясним, что представляет его надежность.

Надежность  партнера – это свойство, проявляющееся  в способности реализации сотрудничества при определенных условиях внешней  среды, а также количественная и  качественная оценка партнера, выражающаяся в таких параметрах, как финансовые показатели фирмы, ее деловая репутация, способность точно и вовремя  выполнять взятые на себя обязательства  и так далее.

Любое предприятие нуждается в эффективных  партнерских связях – это является главным условием его благополучного функционирования в рамках того или  иного фрагмента целостного хозяйственного процесса. В настоящее время, наиболее важным становится предрасположенность  к сотрудничеству и постоянный поиск  наиболее эффективных партнерских  связей, в ходе которого осуществляется переориентация деятельности в соответствии с условиями рынка, то есть партнерские  отношения позволяют фирме достичь, сохранить и усилить свои конкурентные преимущества.

Таким образом, партнерство в бизнесе  можно определить как вид экономических  отношений, основанных на совместных действиях  и усилиях сторон, объединенных общим  интересом (выгодой для обеих  сторон), направленных на достижение конкретных целей, которые хорошо понимаются участниками  таких отношений. Другими словами, под партнерскими экономическими отношениями  понимается совокупность способов и  форм целенаправленной организации  взаимоотношений сторон для достижения общих целей.

Партнерские связи обеспечивают фирмам доступ к  более разнообразным ресурсам, чем  могла бы иметь или приобрести фирма в отдельности. В этой связи, целью современных межфирменных отношений всегда является получение необходимого доступа к каким-либо ресурсам (материально-техническим ресурсам, готовой продукции, финансовой среды), рынкам, технологиям или каналам распределения.

В целом бизнес построен на взаимодействии субъектов рыночной экономики между  собой. Отношения сотрудничества между  фирмами – это не новый тип  отношений в бизнесе. Эти отношения  существовали всегда (в формальном или неформальном виде) между фирмой и ее контрагентами (поставщиками, покупателями, посредниками и др.). Однако за последние  годы содержание договорных отношений  в бизнесе сильно изменилось и  приобрело новые формы. Освоение этих форм российскими предприятиями  началось сравнительно недавно.

В широком смысле слова любые взаимоотношения  между субъектами рыночной экономики, результатом которых стало заключение договора, являются проявлением межфирменного  сотрудничества.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что политика формирования межфирменных связей, которые представляют собой основу делового партнерства, является одним из элементов стратегии  предприятия и выступает в  качестве фундамента успешной конкурентной борьбы. Современные межфирменные связи  отражают сложный и целенаправленный процесс взаимной адаптации деятельности каждого субъекта экономической  жизни к интеграционным процессам. В результате межфирменного взаимодействия образуется особая инфраструктура, изменяющая «среду обитания бизнеса» и расширяющая  его территориальные границы.

1.2

Партнерские связи в сфере бизнеса выступают  не только важным составным элементом  предпринимательских действий по реализации делового проекта (взаимоотношения  с рынком, с коллективом наемных  работников, с партнерами), но и являются необходимым условием договорных отношений  между несколькими предпринимателями, дают возможность каждому из них  получить определенный уровень прибыли  за счет обмена результатами деятельности. Каждый предприниматель заинтересован  найти наиболее эффективную форму  партнерских связей, а это можно  лишь путем сравнительного анализа  вариантов сотрудничества.

 

Немногочисленные  публикации по этой проблеме в отечественной  экономической литературе посвящены, как правило, правовым и организационно-техническим  вопросам сотрудничества в отдельных  видах деятельности через систему  лизинговых отношений, совместного  предпринимательства, франчайзинга и др. Однако эти публикации не дают возможности отбора эффективных вариантов партнерских связей, которые оцениваются, как правило, на основе маркетинговых исследований.

 

Создание  системы мониторинга и регулирования  экономической деятельности в предпринимательских  структурах в соответствии с принятыми  в развитых странах принципами и  механизмами, с учетом необходимости  проведения государственной политики в области партнерских связей, а также одновременного решения  проблемы сотрудничества как неотъемлемой части инфраструктуры всей экономики, приводит к ряду сложных теоретических, методологических и прикладных проблем, требуя своего решения. Возникает объективная необходимость искать и научно обосновывать стратегию и тактику маркетинга, как важнейшего фактора, обеспечивающего эффективное развитие сферы предпринимательской деятельности с учетом особенностей сегментов рынка.

Информация о работе Партнерские отношения в бизнесе