Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 18:25, реферат
Развитие теории управления в ХХ веке шло по пути накопления и развития знаний. И этот процесс носил эволюционный характер. Каждая последующая школа не отрицала учений предыдущих школ, но брала к себе в «копилку» лучшие знания, прошедшие через призму производственных и общественных отношений.
Четвертый период приходится на начало XX в. (1900-1930). Он характеризуется наиболее бурным развитием научно-технического прогресса в странах Европы (Старого Света) и Америки (Нового Света). В связи с этим он характеризуется параллельным развитием четырех школ менеджмента. Прежде всего, продолжилось становление школы научного менеджмента в США, в Германии возникла школа бюрократического менеджмента, во Франции – классического менеджмента, в США – Гарвардская школа. Последователями Ф.У. Тейлора и его школы научного менеджмента стали Г. Л. Ганнт, Г. Эмерсон, Г. Форд и супруги Л. Гилбрет и Ф. Гилбрет. Один из виднейших учеников Тейлора американский инженер Генри Лоуренс Гантт (1861-1919) интересовался уже не отдельными операциями и движениями, а производственными процессами в целом. Он является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятия (графики Ганнта), системы заработной платы с элементами повременной и сдельной формы оплаты.
Супруги Ф. и Г. Гилберт, развивая
научную теорию управления, разрабатывали оптимальные
способы выполнения любой работы, они
первыми начали заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором,
расстановкой и подготовкой. Американский
ученый Г. Эмерсон сформулировал двенадцатьпринципов управления
Генри Форд (1863-1947) является одним из создателей “философии практики“, основные положения, которой таковы:
- высоко оплачивать труд каждого рабочего и следить за тем, чтобы он работал все 48 часов в неделю, но не больше;
- обеспечить наилучшее состояние всех машин, настаивать на их абсолютной чистоте, приучать людей уважать окружающих и самих себя.
Как отмечал создатель научной организации труда (НОТ) в России А. Гастев Тейлор разработал определенную организационную механику, а Форд с необычайной технической революционностью разрешил вопрос тейлоризма так, что вместо людей он поставил чистую технику.
Г. Форд ввел на своих автомобилестроительных заводах
Школа классического менеджмента осно
- разделение труда; власть и ответственность; дисциплина;
- единоначалие; единство целей;
подчинение личных интересов интересам ком
- хорошая оплата труда персонала; централизация; иерархическая структура;
- порядок; справедливость; стабильное положение персонала;
- инициатива; корпоративный дух.
Его рациональное управление называ
Итак, последователи Тейлора разрабатывали эффективные методы производства на базе инженерных наук, а последователи Файоля занимались повышением эффективности управления на основе экономического анализа. То есть обе системы не противоречили, а дополняли одна другую.
Анри Файоль является наиболее
значительной фигурой в науке управления первой половины ХХ в. Эго классическую
модель представляли также Линдалл Урвик,
Джеймс Муни и др., однако безусловным
фаворитом из них является француз А.Файоль,
которого американцы называли отцом менеджмента. Вп
Следует отметить, что ни Тейлор ни Файоль и их последователи не были «чистыми» теоретиками: они изучали реальные принципы руководства организацией, гарантирующие максимум производительности. В результате сложились предпосылки для появления новой организационной теории – бюрократической вертикально интегрированной системы управления.
Школа бюрократического менеджмента б
Выдающийся немецкий социолог
Макс Вебер (1864-1920), ощутил потребность организацио
Если Тейлор пытался найти ответ на вопрос, как сделать, чтобы работник работал
как машина, то Вебер искал ответа на вопрос,
что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина. Личность в веберовской концепции организа
Использование командно-административных систем было перенесено и на управление предприятиями в советское время, однако за этим стояло отнюдь не научные аргументы. В стране насаждался жестко контролируемый стиль управления, основанный на беспрекословном подчинении низовых уровней вышестоящим, на универсализме, стандарте и обезличенности, что стало политической и хозяйственной реальностью на многие десятилетия.
Гарвардская школа менеджмента создана в США выпускницей колледжа Гарвардского университета М.П. Фоллет и профессором этого же университета Э. Мейо. Перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений. Создатели этой школы использовали достижения психологии и социологии – наук о человеческом поведении в управлении. Возникновение школы человеческих отношений непосредственно связано с именем немецкого психолога Гуго Мюнстерберга (1863-1916), который создал фактически первую в мире школу промышленных психологов, а также сформулировал основные принципы, в соответствии, с которыми следует производить отбор людей на руководящие должности.
Изучение социально – психологических
отношений в группе отмечается в работах
американки Мери Паркер Фоллет. Она определила
важность изучения сферы человеческих
отношений и высказала идею гармонии труда
и капитала, которая могла быть достигнута
при правильной мотивации и учете и
Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит психологу Элтону Мэйо (1880-1949). Он ввел понятие социальной системы, основанной на взаимном сотрудничестве. Социальное влияние рассматривается здесь как мера побуждения к действиям с целью удовлетворения социальных запросов. Все это, в конечном счете, должно обеспечить максимальный производственный эффект. Яркий пример, успехи, достигнутые в этом отношении в японской практике менеджмента.
Обращение к человеческому
фактору – это революционный переворот
в науке управления и менеджмента
В конце 50-х годов школа человеческих отношений трансформировалась в школу «поведенческих наук», или бихевиористкую, главным постулатом которой являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук. Наиболее крупными представителями этого направления были Дуглас Макгрегор и Абрахам Маслоу, которые изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, оргструктуры, коммуникаций в организациях, лидерства и т.д. Их исследования способствовали возникновению в 60-х г.г. особой управленческой функции, получившей название «управление персоналом». В основном, целью «поведенческой школы», было содействие работнику в осознании своих возможностей и раскрытии творческого потенциала, повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Видным представителем поведенческой школы является Дуглас Макгрегор (1906- 1964), разработавший теорию «Х» и «У». В соответствии с этой теорией существуют два типа управления, отражающих два типа работников или, точнее, два типа отношения к работникам.
Для организаций типа «Х» характерны такие черты работников как:
- человек имеет унаследованную
неприязнь к работе и
- по причине нежелания
работать большинство людей
- человек предпочитает, чтобы
им управляли, старается не брать
на себя ответственность, имеет
относительно низкие амбиции
и желает находиться в
Теория «У», наоборот считает, что человеку свойственны другие черты:
- выражение физических
и эмоциональных усилий на
работе для человека является
вполне естественным. Нежелание
работать не является
Исходя из этого Макгрегор сделал вывод о том, что управление типа «У» гораздо более эффективно, и указывал, что задачей менеджеров является создание условий, при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей организации, одновременно оптимальным образом достигает своих личных целей.
Большой вклад в развитие бихеверисткого направ
Вплоть до 80-х годов нашего столетия
идеи Смита, Тейлора, Файоля, Вебера и др.
собранные и переработанные П. Дракером
в 50-х годах, служили основойбизнеса. Имя Питера Дракера связано
со спасением умиравшей автомобильной
компанией «Форд», с внедрением на фирме «Дженерал электрик» системы
децентрализованного управления