Периоды развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 18:25, реферат

Описание работы

Развитие теории управления в ХХ веке шло по пути накопления и развития знаний. И этот процесс носил эволюционный характер. Каждая последующая школа не отрицала учений предыдущих школ, но брала к себе в «копилку» лучшие знания, прошедшие через призму производственных и общественных отношений.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Менеджмент (черновик).docx

— 67.19 Кб (Скачать файл)

Четвертый период приходится на начало XX в. (1900-1930). Он характеризуется наиболее бурным развитием научно-технического прогресса в странах Европы (Старого Света) и Америки (Нового Света). В связи с этим он характеризуется параллельным развитием четырех школ менеджмента. Прежде всего, продолжилось становление школы научного менеджмента в США, в Германии возникла школа бюрократического менеджмента, во Франции – классического менеджмента, в США – Гарвардская школа. Последователями Ф.У. Тейлора и его школы научного менеджмента стали Г. Л. Ганнт, Г. Эмерсон, Г. Форд и супруги Л. Гилбрет и Ф. Гилбрет. Один из виднейших учеников Тейлора американский инженер Генри Лоуренс Гантт (1861-1919) интересовался уже не отдельными операциями и движениями, а производственными процессами в целом. Он является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятия (графики Ганнта), системы заработной платы с элементами повременной и сдельной формы оплаты.

Супруги Ф. и Г. Гилберт, развивая научную теорию управления, разрабатывали оптимальные способы выполнения любой работы, они первыми начали заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой. Американский ученый Г. Эмерсон сформулировал двенадцатьпринципов управления, обеспечивающих рост производительности труда, которые не потеряли значения и по сей день.

Генри Форд (1863-1947) является одним из создателей “философии практики“, основные  положения,  которой таковы:

- высоко оплачивать  труд каждого рабочего и следить за тем, чтобы он работал все 48 часов в неделю, но не больше;

- обеспечить наилучшее  состояние всех машин, настаивать  на их абсолютной чистоте, приучать  людей уважать окружающих и  самих себя.

Как отмечал создатель научной организации труда (НОТ) в России А. Гастев Тейлор разработал определенную организационную механику, а Форд с необычайной технической революционностью разрешил вопрос тейлоризма так, что вместо людей он поставил чистую технику.

Г. Форд ввел на своих автомобилестроительных заводах конвейерные линии, основанные на организации поточного производства, пооперационной специализации и разделении труда рабочих-сборщиков. Нововведения Г. Форда позволили усилить функцию контроля, резко повысить производительность труда, увеличить объем выпуска автомобилей и сократить их стоимость. Система организации поточно-массового производства, основанная на стандартизации, типизации и применении конвейеров в основном в процессе сборки автомобилей, индивидуальной оплате труда рабочих получила название «Фордизм».

Школа классического менеджмента основана во Франции А. Файолем, который сначала был инженером в крупнейшей горнодобывающей компании, а затем ее директором. А. Файоль придерживался такой точки зрения, что менеджер должен обладать не столько личными качествами, сколько владеть методами управления и институтами как нормами права, регулирующими отношения в процессе управления. А. Файоль разработал следующие 14 принципов управления:

-    разделение труда; власть и ответственность; дисциплина;

-    единоначалие; единство целей; подчинение личных интересов интересам компании;

-    хорошая оплата труда персонала; централизация; иерархическая структура;

-    порядок; справедливость; стабильное положение персонала;

-    инициатива; корпоративный дух.

Его рациональное управление называлось администрированием, а главный вопрос, на который искал ответ Файоль, заключался в том, как  управлять сверху всей компанией при помощи логически организованного иерархического порядка власти и ответственности. Это своеобразная «елка», на верхушке которой власть, а ниже на ветках – менеджеры, соответствующего уровня с указанием взаимосвязанных функций, задач и ответственности.

Итак, последователи Тейлора разрабатывали эффективные методы производства  на базе инженерных наук, а последователи Файоля занимались повышением эффективности управления на основе экономического анализа. То есть обе системы не противоречили, а дополняли одна другую.

Анри Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины ХХ в. Эго классическую модель представляли также Линдалл Урвик, Джеймс Муни и др., однако безусловным фаворитом из них является француз А.Файоль, которого американцы называли отцом менеджмента. Впервые, управленческую деятельность он разложил по  функциональному  признаку (планирование, организация, мотивация, контроль и координация). Первостепенное внимание в этой системе уделяется администрированию и личности администратора, построенными на единоначалии и централизме; разделении труда, ответственности, дисциплине и порядке; поощрении и инициативе; подчинении единым целям и интересам.

Следует отметить, что ни Тейлор ни Файоль и их последователи не были «чистыми» теоретиками: они изучали реальные принципы руководства организацией, гарантирующие максимум производительности. В результате сложились предпосылки для появления новой организационной теории – бюрократической вертикально интегрированной системы управления.

Школа бюрократического менеджмента была основана в Германии М. Вебером, который был историком, изучавшим социальные проблемы. М. Вебер одним из первых обратил внимание на необходимость рационализации управления в крупных хозяйствующих субъектах, специализирующихся на выпуске отдельных видов товаров и обладающих высокой степенью концентрации производственных процессов. Он предложил создать бюрократическую систему управления, которая основана не на личных субъективных оценках качества труда управленцев и его производительности, а на количественных формализованных оценках в соответствии с определенными правилами и процедурами. Наличие должностных обязанностей и прав, которые предписывают способы и методы выполнения работы и показатели ее оценки для каждого работника (должности), поддерживают стабильность управленческих организационных структур независимо от конкретных сотрудников, позволяют контролировать процессы управления.

Выдающийся немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920), ощутил потребность организационной бюрократии, ввел понятие «формальной рациональности» как свойство бюрократии. Вебер видел решение проблемы в том, чтобы освободить личность, насколько это возможно, от эмоций в суждениях, то есть все должно быть подчинено, рациональности и здравому смыслу. В «идеальной бюрократии» отбор и пребывание в должности основаны не на классовом сознании и кастовости, а на компетентности. Правила, процедуры и инструкции, апробированные однажды и оправдавшие себя, служат основой для принятия решений, а власть распределяется в соответствии с занимаемым положением и чином, а не по праву или традиции. Работники озабочены только выполнением своих задач и не участвуют в делах других, - полная беспристрастность в социальных отношениях. Администратор на вершине иерархической пирамиды не должен знать все о происходящем в низовых структурах. Предполагается, что находящиеся на нижних уровнях квалифицированные специалисты передают ему самую нужную «отфильтрованную» информацию и не заинтересованы в ее сокрытии. Рационально действующий менеджер – это полностью информированный руководитель.

Если Тейлор пытался найти ответ на вопрос, как сделать, чтобы работник работал как машина, то Вебер искал ответа на вопрос, что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина. Личность в веберовской концепции организации не учитывалась. Лишь процедуры и правила определяли все основные виды деятельности, направления развития, конкретные решения и действия руководства. Вебер считал, что только бюрократическая система может обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость – что повлечет за собой достижение организационных целей.

Использование командно-административных систем было перенесено и на управление предприятиями в советское время, однако за этим стояло отнюдь не научные аргументы. В стране насаждался  жестко контролируемый стиль управления, основанный на беспрекословном подчинении низовых уровней вышестоящим, на универсализме, стандарте и обезличенности, что стало политической и хозяйственной реальностью на многие десятилетия.

Гарвардская школа менеджмента создана в США выпускницей колледжа Гарвардского университета М.П. Фоллет и профессором этого же университета Э. Мейо. Перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений. Создатели этой школы использовали достижения психологии и социологии – наук о человеческом поведении в управлении. Возникновение школы человеческих отношений непосредственно связано с именем немецкого психолога Гуго Мюнстерберга (1863-1916), который создал фактически первую в мире школу промышленных психологов, а также сформулировал основные принципы, в соответствии, с которыми  следует производить отбор людей на руководящие должности.

Изучение социально – психологических отношений в группе отмечается в работах американки Мери Паркер Фоллет. Она определила важность изучения сферы человеческих отношений и высказала идею гармонии труда и капитала, которая могла быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон.

Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит психологу Элтону Мэйо (1880-1949). Он  ввел понятие социальной системы, основанной на взаимном сотрудничестве. Социальное влияние рассматривается здесь как мера побуждения к действиям с целью удовлетворения социальных запросов. Все это, в конечном счете, должно обеспечить максимальный производственный эффект. Яркий пример, успехи, достигнутые  в этом отношении в японской  практике менеджмента.

Обращение к человеческому фактору – это революционный переворот в науке управления и менеджмента. Под человеческим фактором в психологии понимают личность, группу, коллектив, общество, включенные в управленческую систему. Именно человеческий фактор определяет ныне конкурентоспособность и эффективность организации. Поэтому затраты на человека в последнее время стали рассматривать не как издержки, а как активы компании, которые надо правильно использовать. Доктрина человеческих отношений раскрывает значение морально-психологических и социально - организационных факторов в эффективном функционировании персонала организации. Гуманизация трудовых отношений, вовлечение работников в обсуждение вопросов, касающихся ихпроизводственной деятельности, использование позитивных эффектов групповой самоорганизации – вот те важные принципы доктрины человеческих отношений. Это нечто иное чем превращение работника в партнера во взаимоотношениях с менеджером и собственником предприятия, находящие институциональное выражение в деятельности  профессиональных союзов.

В конце 50-х годов школа человеческих отношений трансформировалась в школу «поведенческих наук», или бихевиористкую, главным постулатом которой являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук. Наиболее крупными представителями этого направления были Дуглас Макгрегор и Абрахам Маслоу, которые изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, оргструктуры, коммуникаций  в организациях, лидерства и т.д. Их исследования способствовали возникновению в 60-х г.г. особой управленческой функции, получившей название «управление персоналом». В основном, целью «поведенческой школы», было содействие работнику в осознании своих возможностей и раскрытии творческого потенциала, повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Видным представителем поведенческой школы является Дуглас Макгрегор (1906- 1964), разработавший теорию «Х» и «У». В соответствии с этой теорией существуют два типа управления, отражающих два типа работников или, точнее, два типа отношения к работникам.  

Для организаций типа «Х» характерны такие черты работников как:

- человек имеет унаследованную  неприязнь к работе и старается  ее избегать;

- по причине нежелания  работать большинство людей только  путем принуждения, с помощью приказов, контроля и угроз наказания могут осуществлять необходимые действия и затрачивать должные усилия, необходимые для достижения организацией своих целей;

- человек предпочитает, чтобы  им управляли, старается не брать  на себя ответственность, имеет  относительно низкие амбиции  и желает находиться в безопасной  ситуации.

Теория «У», наоборот считает, что человеку свойственны другие черты:

- выражение физических  и эмоциональных усилий на  работе для человека является  вполне естественным. Нежелание  работать не является наследственным. Человек может воспринимать работу  как источник удовлетворения  или наказания в зависимости от условий труда; внешний контроль и угроза наказания не являются единственными средствами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей. Люди могут осуществлять самоконтроль и деятельность для достижения организацией своих целей, Люди могут осуществлять самоконтроль  и деятельность в интересах организации, если им присуще чувство ответственности, обязательство по отношению к организации, которые зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным является вознаграждение, которое связано с потребностью в самовыражении. Более того, человек  воспитанный определенным образом, готов не только брать на себя ответственность, но даже  стремится  к этому.

Исходя из этого Макгрегор сделал вывод о том, что управление типа «У» гораздо более эффективно, и указывал, что задачей менеджеров является создание условий, при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей организации, одновременно оптимальным образом достигает своих личных целей.

Большой вклад в развитие бихеверисткого направления в менеджменте внес Абрахам Маслоу (1908 - 1970), разработавший теорию потребностей, известную как «пирамиду потребностей».

Вплоть до 80-х годов нашего столетия идеи Смита, Тейлора, Файоля, Вебера и др. собранные и переработанные П. Дракером в 50-х годах, служили основойбизнеса. Имя Питера Дракера связано со спасением умиравшей автомобильной компанией «Форд», с внедрением на фирме «Дженерал электрик» системы децентрализованного управления, с послевоенным подъемом японской экономики и другими крупными проектами. В отличие от подходов к управлению, ставивших во главу угла или задачи (Смит, Тейлор), или человека (Мюнстерберг, Фоллет, Элтон Мейо и др.), или администрирования (Файоль, Вебер), Дракер применил «синтетический», или системный, подход к организации, который рассматривает ее как многоплановое явление.

Информация о работе Периоды развития менеджмента