Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 18:25, реферат
Развитие теории управления в ХХ веке шло по пути накопления и развития знаний. И этот процесс носил эволюционный характер. Каждая последующая школа не отрицала учений предыдущих школ, но брала к себе в «копилку» лучшие знания, прошедшие через призму производственных и общественных отношений.
Одним из самых известных теоретических
положений, выдвинутых Дракером, является
его концепция управления по целям. До этого вниманиеменеджеров было сконцентрировано на функциях
и процессах, а Дракер считал, что менеджер должен заботится о достижении
экономических целей организациии о клиентах, а не о создании
«радости для рабочих». Хотя при этом полагал,
что отношения на работе должны основываться
на взаимном уважении. Исключительную
роль и значение он отводил профессионализму ме
Пятый период развития менеджмента пр
Наука управления является учением об общих законах управления в при
Широкое применение в науке управления нашли экономико-математические
методы и модели, которые позволяют использовать
количественные характеристики процессов,
происходящих во внутренней и внешней
средах хозяйствующего субъекта, а также
выявить закономерности и тенденции развития этих процессов. Сложность
применения данного подхода заключается
в необходимости использования при решении
управленческих задач информации высокой категории надежности и экономико-математических
методов и моделей, а также в отсутствии
количественных измерителей человеческой
(поведенческой) и социальной (общественной)
неопределенности состояния коллективов менеджер
Концепция социотехнических
систем была разработана английскими
учеными Э. Тристом и К. Бэмфортом из Тэвистокского института челове
Результаты этих исследований
позволили сделать заключение о взаимозависимости
и взаимной обусловленности двух частей
целостной системы – технической, представленной
инструментами и оборудованием, и социальной,
включающей людей, отношения между ними,
институциональные установки. Обе эти
части служат подсистемами единой социотехнической
системы. Цель управления заключается не в оптимизации функционирования каждой из
подсистем, а в их интеграции. Практически концепция социотех
Шестой период продолжался с 1960 до конца 1970-х гг. В этот период английским ученым Дж. Вудвордом, учеными из Эдинбургского университета (Шотландия) Т. Бернсом и Дж. Сталкером и американскими учеными П. Лоуренсом и Дж. Лоршом был создан ситуационный менеджмент. Основной причиной для этого послужило резкое увеличение конкуренции на рынках производителей и потребителей продукции и услуг, усиление неопределенности и нестабильности глобальных экономических, политических, научно-технических, природных и иных процессов, оказывающих значительное и не всегда предсказуемое с достаточно высокой степенью вероятности воздействие на цели и результаты деятельности хозяйствующих субъектов и их систем управления. Основу ситуационного менеджмента составляют выявление и моделирование факторов влияния внешней среды на внутреннюю с целью адаптации внутренних организационных структур производства и управления к условиям, создаваемым макро- и микросредой.
Седьмой период начался приблизительно в 1980-м
г. и связан с опубликованием американскими
учеными Т. Питерсом и Р. Уотерманом работы
«В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний». В ней
они обобщили опыт наиболее успешно функционирующих
американских компаний и выделили восемь
основных принципов совершенног
Принципы совершенного менеджмента можно разделить на две группы
по признаку «сфера управленческой деятельности».
К первой следует отнести принципы, обусловливающие
совершенствование персонала или трудовых ресурсов и формирование организационных
структур управления. Принципы второй группы касаются
совершенствования кадрового и коммуникативного менеджмента,
Научно-техническое развитие на современном этапе приводит к тому, что внутренняя и внешняя среда организации все время стремительно меняются, причем зачастую резко и в самых неожиданных направлениях.
Новые реалии отражает ситуационный подход к менеджменту, который не исключает прежние
подходы. Это направление, активно разрабаты
Суть ситуационного подхода состоит в том, что одни и те же функции управления по-разному реализуются в конкретных ситуациях, поэтому задачаменеджмента состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа формирующих эти ситуации факторов подобрать подходящие приемы и методы решения возникающих проблем с учетом их достоинств, недостатков и реальных возможностей применения.
Таким образом во второй половине ХХ в. в менеджменте сложились и получили развитие такие подходы к управлению, как процессный (с конца 50-х гг.),системный (с середины 70-х гг.) и ситуационный (80-е гг.).
Все рассмотренные школы менеджмента и научные направления в литературе
разделяют на четыре группы моделей, исходя из предположения, что
совокупность принципов, представленных в любой из
школ, позволяет построить модель будущей
ситуации в системе управления хозяйствующ
К первому виду относятся модели рациональных целей, включающие идеи и принципы школы научного менеджмента, а также непосредственно науку обуправлении (кибернетику) (рис. 1). Основная идея применения модели рациональных целей заключается в создании более совершенных, с высокойпроизводительностью труда процессов производства продукции и услуг. Менеджерам необходимо, используя наблюдение и хронометрирование приемов, действий, работ, определять точную последовательность операций, устранять ненужные, выявлять типовые или стандартизированные работы и операции, осуществлять планирование и применять экономические методы управления трудовыми процессами и стимулирования работников и менеджеров.
Ко второму виду относятся модели внутренних
процессов, которые включают основы школ
бюрократического и классического (административного)менеджмента
К третьему виду относятся модели человеческих
отношений, которые разработаны согласно принципам гарвардской школы менеджмента и представляют собой альтернативу
моделям внутренних процессов. Если модели
второго вида основаны на формализации
отношений и связей между элементами организационной
структуры управления – отделами, службами, менеджерами,
то модели третьего вида ориентированы
на установление неформальных отношений
и связей между членами одного коллектива – менеджерами. В трудах А. Маслоу,
К. Алдерфера, Д. Макгрегора и М. Маккоби
предлагается использовать сочетания
различных моделей в виде модели интеграции человеческих
К четвертому виду относятся модели открытых сист
Следует обратить внимание на то, что по мере развития менеджмента не уменьшается значение контроля, а лишь осуществляется поиск наиболее рациональных (эффективных, оптимальных) его методов и способов.
В качестве практической работы выполните сравнительный анализ принципов управления сформулированных в разных школах ( Тейлор, Файоль, Вебер, Мейо и др.)
Развитие теории управления в ХХ веке шло по пути накопления и развития знаний. И этот процесс носил эволюционный характер. Каждая последующая школа не отрицала учений предыдущих школ, но брала к себе в «копилку» лучшие знания, прошедшие через призму производственных и общественных отношений.
Первая революция произошла 4—5 тыс. лет назад — в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке. В Шумере, Египте и Аккаде историки менеджмента отметили первую трансформацию — превращение касты священников в касту религиозных функционеров, т.е. менеджеров. Эта трансформация удалась благодаря тому, что жрецы удачно переформулировали религиозные принципы. Если раньше боги требовали человеческих жертв, то теперь, как заявляли жрецы, они не нужны. Богам стали приносить не человеческую жизнь, а символическую жертву. Достаточно, если верующие ограничатся подношением денег, скота, масла, ремесленных изделий и даже пирогов [96, с. 5—б]. Побочный результат управленческой деятельности жрецов — появление письменности. Запомнить весь объем деловой информации было невозможно, к тому же приходилось производить непростые расчеты. Из чисто утилитарной надобности родился письменный язык, которым в последствии овладели и низшие слои населения. И опять же, проникновение письменности в народные массы происходило не как благотворительная акция жрецов, решивших просветить шумерцев. Рядовые шумер-цы овладевали навыками письменного языка в той мере, в какой им приходилось постоянно отвечать на различного рода запросы, официальные приказы, вести тяжбы, рассчитывать свой бюджет.
Вторая революция в области менеджмента произошла приблизительно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). Выдающийся политик и полководец, он подчинил соседние Мессопотамию и Ассирию. Для управления обширными владениями требовалась эффективная административная система, с помощью которой можно было бы успешно руководить страной не по личному произволу или племенному праву, а на основе единообразных написанных законов. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления различными сферами жизни общества, — ценный памятник древневосточного права и этап в истории менеджмента.
Выдающееся значение кодекса Хаммурапи, регулировавшего все многообразие общественных отношений между социальными группами населения, состоит в том, что он создал первую формальную систему администрирования. Даже если бы Хаммурапи не сделал больше ничего, пишет Р.Ходжеттс, то и в этом случае он занял бы достойное место в ряду исторических персоналий менеджмента. Но он пошел дальше, считает американский историк. Хаммурапи выработал оригинальный лидерский стиль, постоянно поддерживая в подданных образ заботливого опекуна и защитника народа [96, с.7]. Для традиционного метода руководства, который характеризовал прошлые династии царей, это было явным нововведением.
Итак, суть второй революции в менеджменте заключается в появлении чисто светской манеры управления, возникновении формальной системы организации и регулирования отношений людей, наконец, в зарождении основ лидерского стиля, а стало быть, и методов мотивации поведения.
Итак, в результате первой революции менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превратившись позже в социальный институт и профессиональное занятие.
Только через тысячу лет после смерти Хаммурапи Вавилон возрождает былую славу и вновь напоминает о себе как о центре развития практики менеджмента. Царь Навуходоноссор II (605—562 гг. до н. э.) являлся автором не только проектов Вавилонской башни и висячих садов, но и системы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах. Выдающийся полководец, он прославился и как талантливый строитель, возведший храм богу Мардуку и знаменитые зиккураты — культовые башни. На текстильных фабриках Навуходоноссор применял цветные ярлыки. С их помощью метилась пряжа, поступающая в производство каждую неделю. Подобный метод контроля позволял точно установить, как долго находилась на фабрике та или иная партия сырья. В более современной форме этот метод применяется, по сведениям Р.Ходжеттса, и в современной промышленности. Итак, достижения Навуходоноссора II — строительная деятельность и разработка технически сложных проектов, эффективные методы управления и контроля качества продукции — характеризуют третью революцию в менеджменте. Если первая была религиозно-коммерческой, вторая — светско-административной, то третья — производственно-строительной. Значительное количество управленческих нововведений можно обнаружить в Древнем Риме. Но самые знаменитые из них — система территориального управления Диоклетиана (243—316 гг. н. э.) и административная иерархия Римской католической церкви, использовавшая принципы функционализма уже во втором столетии. И сейчас ее считают наиболее совершенной формальной организацией западного мира. Ее вклад высоко оценивается в таких областях менеджмента, как управление персоналом, система власти и авторитета, специализация функций