Периоды развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 18:25, реферат

Описание работы

Развитие теории управления в ХХ веке шло по пути накопления и развития знаний. И этот процесс носил эволюционный характер. Каждая последующая школа не отрицала учений предыдущих школ, но брала к себе в «копилку» лучшие знания, прошедшие через призму производственных и общественных отношений.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Менеджмент (черновик).docx

— 67.19 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Четвертая революция в менеджменте практически совпадает с великой индустриальной революцией XVIII—XIX веков, которая стимулировала развитие европейского капитализма. Если раньше те или иные открытия, обогатившие менеджмент, происходили от случая к случаю и разделялись между собой значительными промежутками времени, то теперь они стали обычным явлением. Индустриальная революция оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предыдущие революции. По мере того как индустрия перерастала границы вначале мануфактуры (ручной фабрики), а затем старой фабричной системы (ранней машинной фабрики XIX века), и созревала современная система акционерного капитала, владельцы все более удалялись от занятия бизнесом как экономической деятельностью, нацеленной на извлечение прибыли. Руководитель-собственник, т. е. капиталист, постепенно был заменен сотнями, если не тысячами акционеров. Утвердилась новая, диверсифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо единственного собственника появилось множество акционеров, т. е. совместных (долевых) владельцев капитала. Вместо единственного руководителя-собственника — несколько наемных менеджеров-не собственников, рекрутировавшихся изо всех, а не только из привилегированных классов. Новая система собственности ускорила развитие промышленности. Она привела к отделению управления от производства и капитала, а затем и к превращению администрации и менеджмента в самостоятельную экономическую силу.

Профессионализация менеджера

Администрирование — формулирование общих целей и политики компании, а менеджмент — контроль за их реализацией. Таков первоначальный и узкотехнический смысл менеджмента. Демократизация собственности привела к специализации контроля. Прежде собственник контролировал и капитал, и производство. Теперь его заменило общество пайщиков, а контроль над производством был передан в руки сообщества профессионалов. Менеджеры и администрация, назначаемые акционерами, стали их представителями на промышленном предприятии. Увеличивался объем производства, ускорялись темпы оборота капитала, расширялись банковские операции, сфера сбыта продукции, возник маркетинг. Управление уже не могло оставаться сферой приложения наивного сознания и здравого смысла. Оно требовало специальных знаний, навыков и умений профессионалов. Управление превращалось в совокупность приемов, методов, принципов, инструментов и техники, пользованию которыми надо было специально обучаться.

 

Специализация менеджера

В фабричную эпоху (XIX век) работа менеджера ограничивалась управлением процессом производства, весьма далеким от научной организации труда. Но позже менеджмент распадается на множество подфункций — планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, организацию, статистический анализ производства. Язык догадок и интуиции обретал четкую калькуляционную основу — все переводилось в формулы и деньги. Создается современная система бюджета предприятия. Таким образом, каждый производственный процесс выделился в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Но как только функций стало много, появилась проблема их координации и соединения на новой основе. А как их объединить? Оказывается, только одним способом — закреплением за каждой функцией штата специалистов (отдела, подразделения), и передачи общих координационных функций менеджеру. Так возникли прообразы нынешних отделов кадров, планового отдела, ОТиЗа, отдела главного технолога и т. п. Итак, вначале менеджер и собственник — одно лицо. Затем управление отделяется от капитала и производства, вместо одного капиталиста-менеджера возникают два сообщества: акционеры и наемные руководители. Менеджеров много, и каждый следит за конкретной функцией: планированием, производством, снабжением. После этого функция каждого менеджера-специалиста вновь дробится и вместо одного человека появляется сообщество специалистов, которые образуют плановое бюро, конструкторский отдел, бюро контроля. Менеджер отныне координирует работу специалистов. Ученые изобрели особые инструменты координирования деятельности людей, в частности, систему принятия решений, определение целей политики компании, философию управления.

Корпоративный менеджмент

Менеджмент зародился в частном секторе, а не в государственном. Он возник в качестве бизнес-менеджмента. Но по-настоящему он встал на ноги, т. е. явил себя миру как научная и социальная сила, не в средних и мелких фирмах (хотя там свободное предпринимательство было очень развито), а в крупных корпорациях. В таких гигантах (например, «Дженерал Моторс»), годовые доходы которых превышали бюджеты некоторых государств. Благосостояние и государства, и частного сектора все больше зависело от качества управления. Менеджмент притягивал лучшие силы нации, и даже средних способностей люди, пройдя сложный путь управленца, становились со временем выдающимися личностями. Когда в середине XIX века зарождался современный менеджмент, этот процесс мало кто замечал. Главные бои тогда шли между трудом и капиталом. XIX век так и называли — «поле идеологического противоборства труда и капитала». Революции, стачки, локауты потрясали промышленный мир. XX век называют эпохой противоборства индивида и организации. Весь мир стал одной огромной организацией, в которой главное действующее лицо — бюрократ. Революции и забастовки в развитых странах научились улаживать на договорной основе. Иначе говоря, идеологическое противоборство переросло в управленческое. Сейчас не капиталист противостоит рабочему, а руководитель — подчиненному. Итак, началом четвертой революции в управлении явилась буржуазная революция, символизировавшая выход на историческую сцену новой фигуры — капиталиста. Когда он обжился и понял, что в одиночку ему не сыграть всю пьесу, возникла новая фигура — наемный менеджер. Стало быть, начало эпохи — появление капиталиста, а ее конец — приход менеджера.

Пятая управленческая революция (конец XIX—начало ХХ в.) известна как бюрократическая: ее теоретической платформой послужила концепция рациональной бюрократии. Основными ее результатами явились формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности управленцев.

 

Первая школа бизнеса в США была основана при Пенсильванском университете еще в 1881 г.18 Американские специалисты делят историю школ бизнеса на три периода: зарождение и раннее развитие (1880—1914 гг.), расширение и диверсификация (1914—1940 гг.); переоценка и реорганизация (с 1940 г. до настоящего времени). До 1890г. только 3 университета: в Пельсильвании, Чикаго, Калифорнии имели курсы управления бизнесом. 18 Впервые научный курс управления был разработан в 1881 г. американским ученым Джозефом Вартоном. Через 100 лет Г. Кунц и С.О'Доннел опубликовали свой труд «Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций», который был переведен с английского и вышел в свет в нашей стране в 1981 г. Великая индустриальная революция XVII–XVIII вв. оказала го-

раздо более существенное влияние на теорию и практику управле-

ния, чем все предшествующие революции. По мере того как ин-

дустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современ-

ная система акционерного капитала, владельцы капитала все более

удалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был

заменен сотнями и тысячами акционеров. Возникла новая, дивер-

сифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо

единого собственника появилось множество акционеров, т.е. со-

вместных (и долевых) владельцев одного капитала. Единственного

руководителя-собственника заменили несколько наемных менед-

жеров, рекрутировавшихся из всех, а не только из привилегиро-

ванных классов.

При этом под администрированием понималась формулировка

общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначаль-

ном и узкотехническом смысле понимался как контроль за их ре-

ализацией.

Рост объема производства, ускорение оборота капитала, расши-

рение банковских операций, влияние НТР чрезвычайно усложни-

ли управление. Оно уже не могло быть сферой приложения одного

лишь здравого смысла, а потребовало специальных знаний, навы-

ков и умений экспертов. Каждый производственный процесс вы-

деляется в самостоятельную функцию и сферу деятельности ме-

неджмента. Число функций возрастает, обостряется проблема их

координации и соединения на новой основе. Чтобы их объединить,

за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, под-

разделение), а общие координационные функции отдаются ме-

неджменту.

Родоначальником раннего этапа называют Р. Оуэна (1771–

1858) — шотландского фабриканта, которого можно отнести к ме-

неджерам-практикам. Именно к раннему периоду относится ини-

циация разработки «Закона о детском труде и ограничении про-

должительности рабочего дня до 10 часов» Р. Оуэном. Историки

считают, что в этот же период возникли основы теории эффектив-

ности и контроля, первое описание которых представили шотланд-

ский экономист А. Смит (1723–1790) в 1776 г. и английский мате-

матик Ч. Беббидж (1791–1871) в 1835 г.

А. Смит разработал концепцию, которую позже назвали «сво-

бодным предпринимательством». Ему была свойственна склон-

ность к переоценке значения труда и недооценке всего бизнеса в

целом, в рамках которого осуществляется труд. А. Смит пытался

поставить знак равенства между владельцем капитала и управле-

нием. Однако становилось все более очевидным, что между двумя

этими функциями не существует автоматической взаимосвязи.1

инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превра-

щаясь со временем в социальный институт и профессиональное

занятие.

Очередной скачок в развитии менеджмента связывают с именем

вавилонского правителя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.). Для

эффективного управления обширными владениями им впервые

был выработан так называемый свод Хаммурапи, который содер-

жал 285 законов управления государством, регулировал все много-

образие общественных отношений и служил руководством для

администраторов всей империи.

Нововведением было и то, что Хаммурапи выработал ориги-

нальный лидерский стиль, поддерживая постоянно образ самого

себя как опекуна и защитника людей. Итак, впервые в период прав-

ления Хаммурапи появляется чисто светская манера управления,

возникает формальная система организации и регулирования отно-

шений людей и зарождаются первые ростки лидерского стиля.

Значительно позже царь Навуходоносор II (605–562 гг. до н.э.),

автор проектов Вавилонской башни и висячих садов, вводит сис-

тему производственного контроля на текстильных фабриках и зер-

нохранилищах, применяя, в частности, цветные ярлыки для опре-

деления сроков поступления и хранения пряжи.

Значительное количество управленческих нововведений имело

место в Древнем Риме. Самые знаменитые среди них — система

территориального управления Диоклетиана (243–316 гг. до н.э.) и

административная организация Римской католической церкви,

которая сохранилась без изменений до сегодняшних дней.

1.1.2. модели рациональных  целей

ранний менеджмент

Начало второго этапа становления менеджмента (раннего) связано с таким историко-экономическим событием, происшедшим в Шотландии и Англии, как промышленный переворот, который заключался в резком ускорении развития производительных сил и переходе от мануфактуры к более высокопроизводительному машинному производству. Великая индустриальная революция XVII–XVIII вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. По мере того как индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был заменен сотнями и тысячами акционеров. Возникла новая, диверсифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо единого собственника появилось множество акционеров, т.е. совместных (и долевых) владельцев одного капитала. Единственного руководителя-собственника заменили несколько наемных менеджеров, рекрутировавшихся из всех, а не только из привилегированных классов. При этом под администрированием понималась формулировка общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом смысле понимался как контроль за их реализацией.

Рост объема производства, ускорение оборота капитала, расширение банковских операций, влияние НТР чрезвычайно усложнили управление. Оно уже не могло быть сферой приложения одного лишь здравого смысла, а потребовало специальных знаний, навыков и умений экспертов. Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на новой основе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, подразделение), а общие координационные функции отдаются менеджменту.

 

 

Табл. 1 Признаки бизнесмена, предпринимателя, менеджера.  
 

 

 
Признаки

 
Бизнес

 
Предпринимательство

 
Менеджмент

 
1

 
Первоначальный капитал

 
Использует собственный капитал 

 
Использует как собственный, так и заёмный капитал 

 
Не владеет капиталом для создания организации

 
2

 
Собственность

 
Собственник

 
Дольщик

 
Наёмный служащий

 
3

 
Функции

 
Лично управляет организацией или нанимает управляющего (менеджера)

 
Лично управляет организацией или нанимает управляющего (менеджера)

 
Управление организацией в интересах собственника

 
4

 
Ответственность

 
Отвечает своим имуществом за результаты деятельности

 
Частично отвечает своим имуществом за результаты деятельности

 
Не отвечает своим имуществом за результаты деятельности

 
5

 
Уровень инициативы

 
Высокий

 
Высокий

 
Низкий (согласование с собственником)

 
6

 
Ориентация на производство товара

 
Традиционный товар для данного рынка

 
Создание инновационного товара, не имеющего аналогов

 
Согласование с собственником

 
7

 
Ориентация на потребителя

 
Для данного товара есть конкретный потребитель

 
Товар рыночной новизны

 

 
8

 
Уровень конкуренции

 
Высокий, много конкурентов

 
Минимальный или низкий

 
Высокий, много конкурентов в среде менеджеров

 
9

 
Уровень риска выхода товара на рынок

 
Минимальный или отсутствует

 
Максимальный или повышенный

 
Минимальный

 
10

 
Ориентация на прибыль

 
Средняя или ниже средней

 
Максимально высокая

 
Фиксированная з/п.

 
11

 
Отношение к стереотипу

 
Политика охранительства стереотипов

 
Взлом стереотипов

 

Информация о работе Периоды развития менеджмента