Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 18:32, реферат
Персонал предприятия – это группа физических лиц, входящих в списочный состав предприятия и состоящих с предприятием в отношениях как с юридическим лицом, регулируемых договором найма.
Персонал предприятия представляет собой трудовой коллектив с определенной структурой, которая соответствует научно-техническому уровню производства, условиям обеспечения рабочей силой и установленным нормативно-правовым требованиям
Для упорядочивания процессов, связанных с различными категориями персонала, в качестве особого инструмента управления применяется классификация персонала.
Классификация персонала организации - это деление всех сотрудников организации на группы по различным признакам с целью оптимизации процессов управления персоналом.
Например, персонал розничного магазина принято подразделять на основных и вспомогательных работников. Основные работники занимаются реализацией потребительских товаров. К ним относятся работники торгового зала: продавцы, кассиры, администраторы и т.п., выполняющие коммерческую функцию. Вспомогательные работники - это фасовщики, грузчики, уборщики и т.п. Их деятельность связана с продолжением процесса производства в сфере обращения.
Одной из главных задач управления кадрами и трудовым коллективом является обеспечение координации усилий основных и вспомогательных работников и направление этих усилий на достижение целей предприятия. То есть задача этой части персонала предприятия заключается в организации учета труда, выработки и заработной платы, составления отчетности и контроля за фондом заработной платы и выплатами социального характера.
Оптимальная расстановка кадров на каждом предприятии определяется профессионально-
Согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ персонал организации может состоять из работников, выполняющих трудовую функцию:
ОКПДТР состоит из двух разделов: профессии рабочих и должности служащих.
Второй раздел ОКПДТР (должности служащих) разработан на основе Единой номенклатуры должностей служащих (ЕНДС) и Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, действующих нормативных правовых актов и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учетом наименований должностей, применяемых в экономике.
ЕНДС приводит классификацию служащих по характеру их труда. Исходя из этого признака в ЕНДС была предусмотрена классификация работников на категории, а внутри каждой категории на группы. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих служит для объединения работников в группы для равной оплаты труда/ и включает квалификационные характеристики должностей руководителей организаций и учреждений, их структурных подразделений, а также специалистов и других служащих.
В соответствии с ОКПДТР и ЕНДС персонал предприятия распределяется по категориям.
Классификация персонала должна максимально соответствовать потребностям и задачам, стоящим перед организацией. К наиболее распространенным делениям персонала российских организаций относятся классификации по следующим основаниям.
По отношению к участию
в производственно-
По заданному параметру, например при значительных масштабах сложного по структуре производства необходимо более подробное деление персонала. С учетом трудовых затрат по видам и назначению работ возникла (впервые на ВАЗе) классификация, делящая рабочих на пять категорий:
- "А" - производственные
рабочие основного
- "В" - вспомогательные
рабочие, непосредственно обслуживающие
рабочие места рабочих
- "Са" - рабочие, непосредственно занятые изготовлением, ремонтом и обслуживанием средств труда (инструмент, оснастка, установки и т.п.);
- "Св" - рабочие, занятые
на работах, относящихся к категории
"В", но непосредственно
- "О" - рабочие общезаводских
служб и общезаводского
По функциям, выполняемым в процессе труда, персонал подразделяется на шесть категорий:
По месту в управленческой стриктуре персонал можно подразделить на следующие категории:
- линейные руководители - руководители подразделений, занимающиеся основной для данной организации деятельностью и несущие ответственность за выполнение и реализацию основных целей (генеральный директор, директор завода, заместитель, бригадир);
- функциональные руководители - руководители подразделений, обеспечивающие нормальное функционирование линейных подразделений и в этом смысле выполняющие вспомогательные функции (начальник отдела снабжения, начальник отдела маркетинга, начальник отдела управления персоналом);
- специалисты аппарата управления - исполняют специальные, конкретные функции управления для содействия руководителям при принятии управленческих решений, а также самостоятельно освещать все специфические аспекты деятельности линейных и функциональных подразделений (экономисты, инженеры, юристы, программисты);
- технический/вспомогательный персонал - обслуживает процесс управления и обеспечивает передачу управленческой информации, ее сбор, первичную обработку, хранение (секретарь, курьер и т.д.).
По мере роста ранга руководителей требования к техническим и специальным данным снижаются, а значение административных способностей повышается. В последние годы наметилась тенденция к использованию отдельных элементов классификации управленческого персонала, принятой в западных странах, а именно по уровням управления руководителей подразделяют:
По характеру выполняемого труда работников делят на группы:
По сроку работы:
Структура персонала позволяет выделить ключевые категории персонала:
Социальная структура персонала предприятия дает основание для классификации персонала, а также необходима для принятия обоснованных стратегических решений по развитию предприятия, совершенствованию системы управления.
В половозрастной структуре выделяют: мужчин, женщин и работников разных возрастных групп. Рекомендуемый процент в соотношении мужчин и женщин (50x50), если это позволяет производство. Необходимо учитывать хронологический возраст, соответствующий временному периоду с момента рождения, и психологический, т.е. временные характеристики индивидуального развития работника. Лица с высоким психологическим возрастом обладают меньшей физической выносливостью и гибкостью мышления. В свою очередь, их явными преимуществами признаются: наличие практического опыта и большая стабильность в выполнении трудовых операций. Для них характерна меньшая текучесть кадров и меньшее число прогулов по неуважительным причинам. Лица с низким психологическим возрастом имеют видимые конкурентные преимущества при работе в нестабильной внешней среде и использовании новых технологий выполнения трудовых операций. При стабильной внешней среде и действиях в стандартных ситуациях большую эффективность трудовой деятельности, при прочих равных условиях, показывают работники с более высоким психологическим возрастом.
По образовательному уровню выделяют: работников с ученой степенью, высшим, неоконченным высшим, средним специальным, средним и неоконченным средним образованием и др. В процессе трудовой деятельности низкий уровень образования может проявляться в отсутствии лояльности персонала, высоком уровне конфликтности, производственном браке и др.
По семейному статусу персонал делят на: состоящих в браке, незамужних/неженатых, разведенных и овдовевших. По общей тенденции семейные сотрудники более надежны, они больше заинтересованы в постоянном хорошо оплачиваемом рабочем месте, кроме того, они, как правило, меньше подвержены различным заболеваниям и более лояльно относятся к своей организации. Однако персонал, состоящий в браке, менее склонен к инновационной деятельности, хуже работает в условиях нестабильной внешней среды и менее динамичен в своем поведении па рынке труда.
Стаж работы (общий и специальный) определяет количество лет, проведенных работником в данной должности/организации/отрасли и т.п. Большой стаж работы, особенно специальный, может оказывать двоякое влияние па эффективность трудовой деятельности индивидов. Так, при его наличии работник быстрее адаптируется в организации и достигает пика своей эффективности в трудовой деятельности. Однако отсутствие стажа (например, у молодых специалистов, выпускников учебных заведений) зачастую способствует более быстрому освоению новых профессиональных навыков.
Оценка состояния кадров в организации
Административная цель - принятие обоснованного административного решения (повышение или понижение по службе, перевод на другую работу, направление на обучение, увольнение) на основе результатов оценки деятельности персонала.
Информационная цель - получение достоверной информации о деятельности. Такая информация является крайне важной для работника в плане совершенствования своей деятельности, а руководителям дает возможность принять правильное решение.
Мотивационная цель - оценка мотивации поведения людей, так как адекватно оцененные затраты труда будут обеспечивать дальнейший рост производительности труда работников, но только в том случае, если труд человека будет оценен соответственно его ожиданиям.
Задачи оценки персонала:
Информация о работе Персонал предприятия и его структура. Классификация персонала