Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка путей повышения эффективности управления персоналом в ООО «Айсберг».
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
- раскрыть сущность, цели и задачи управления персоналом;
- рассмотреть функции управления персоналом
Введение…………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы планирования численности персонала на предприятии………………………………………………………..……….6
1.1 Планирование виды и цели………………..….6
1.2 Функции управления персоналом………………….……………...…..9
1.3 Методы расчета потребности в персонале…………………….…….13
1.4 Планирование потребности в персонале с учетом текучести, оценочных процедур и «исчезновения» сотрудников………………….15
2 Планирование и анализ численности персонала на предприятии ООО «Айсберг»………………………………………………………………….18
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Айсберг»……………………………………………………………...…..18
2.2 Анализ системы планирования и управления персоналом в ООО «Айсберг» и ее эффективность…………………………………..…...….22
3 Пути совершенствования системы планирования и управления персоналом в ООО «Айсберг»…………………………….……………..37
Заключение………………………………………………………………..46
Список литературы……………………………………………………….52
- оценка результатов
деятельности и трудового
- контроль за персоналом,
обеспечение дисциплины и
- управление конфликтами.
Создание в организации климата, исключающего возникновение деструктивных конфликтов, а также конструктивное, по возможности безболезненное разрешение конфликтов;
- правовое регулирование трудовых отношений.
Управление персоналом базируется на использовании трудового законодательства и организационных норм, зафиксированных в уставе предприятия;
- налаживание партнерских отношений и сотрудничества с профсоюзами, советами трудовых коллективов и другими организациями, влияющими на персонал;
- обеспечение безопасности,
охраны труда и здоровья
- социальное обеспечение сотрудников.
Социальное страхование по возрасту, болезни, инвалидности или несчастным случаям, налаживание на предприятии медицинского обслуживания, психологической и юридической помощи, транспортные и другие услуги, строительство жилья;
- планирование и развитие организационной культуры.
Развитие между работниками отношений взаимного уважения, доброжелательности, сотрудничества и поддержки;
- обеспечение репутации
фирмы, ее позитивного
С учетом изменений в системе управления персоналом выделяют четыре группы факторов:
1. Технико-технологические:
- изменение структуры
и форм занятости:
- пересмотр организации
труда с акцентом на
- непрерывное повышение квалификации и переподготовка персонала;
- создание комплексных систем управления качеством работы.
2. Личностные:
- создание системы
непрерывного образования
- ориентация системы
стимулирования на
- изменение стиля руководства
и повышения роли «
- комплексный подход
к воспроизводству
3. Экономические и социально-политические:
- аккумулирование передового
международного опыта
- создание новых форм
конструктивного
- усиление взаимодействия
кадровых служб с государственн
- политизация управления трудом.
4. Развитие теории управления:
- формирование целостного
«ведения» управления
- повышение аналитической обоснованности решений по использованию трудовых ресурсов. [10, с. 401]
1.3 Методы расчета потребности в персонале
Прогноз потребностей в персонале осуществляется при использовании ряда методов и техник (комплексно или по отдельности). В последнее время пользуются популярностью методы, основанные на использовании математики. Но и метод экспертных оценок, не требующий сложных исследований, также используется в организациях.
Методы расчета потребности
в персонале – способы
Для расчета потребности в персонале используют:
1. Метод трудоемкости (фотография рабочего дня);
2. Метод расчета по нормам обслуживания;
3. Метод экспертных оценок;
4. Метод экстраполяции;
5. Компьютерная модель планирования персонала. [12, с. 301]
Остановимся подробнее на каждом из этих методов.
Фотография рабочего места.
В ходе использования данного метода менеджер по персоналу определяет задачи и действия для работника, а потом регистрирует их во времени. Результатом такого исследования станет определение целесообразности тех или иных операций (действий), а также их значимость. Можно будет отказаться от каких-то в пользу выполнения более значимых, либо вообще пойти по пути сокращения персонала, совместив обязанности нескольких работников в одну штатную единицу.
Метод расчета по нормам обслуживания.
Данный метод частично похож на предыдущий. Нормы обслуживания закреплены в различных ГОСТах, СНиПах и СанПиНах (соответствующих для каждой отрасли). Этот метод позволяет менеджеру по персоналу, зная нормативы выработки и объемы планируемого производства, легко подсчитать численность требуемого персонала.
Оговоримся, что эти
два метода эффективно работают при
расчете потребности в
Например: на швейном производстве, где изготавливают куртки, работают швеи трех квалифицированных разрядов. Необходимо будет сделать фотографию рабочего дня швей каждой из трех квалификаций и вывести среднее значение (время, за которое она сошьет 1 куртку = 20 часов). Имея данные об объеме выработки (600 курток в месяц) и о 8-ми часовом рабочем дне при пятидневной рабочей неделе, менеджер по персоналу сможет подсчитать количество швей, требуемых на производстве.
(20 час.*600 курток) : (8раб.час*22 раб.дня) = 68 швей
Метод экспертных оценок.
Данный метод основан на мнении специалистов (руководителей отделов или компаний). В основе метода лежит их интуиция и профессиональный опыт. Это не самый точный из всех приведенных методов, но опытом компенсируется недостаток необходимой информации. Человеческий фактор многое значит, и поэтому в коммерческих предприятиях чаще всего именно этот метод расчета.
Метод экстраполяции.
При использовании этого метода происходит перенос существующей на данный момент в компании ситуации на планируемый период, учитывая специфику рынка, изменения финансовой ситуации и т.д. Этот метод хорош для использования на короткий период и в стабильных компаниях. Российский бизнес, увы, нестабилен, поэтому применяется метод скорректированной экстраполяции. И тогда учитываются все внешние факторы, такие как рост цен, популярность данной отрасли, политика государства и т.д.
Компьютерная модель планирования персонала.
Не очень популярный метод при расчете потребности в персонале. При его использовании задействованы линейные менеджеры, которые должны предоставлять информацию менеджеру по персоналу. И на основе этого строится компьютерный прогноз. [15, с. 164]
1.4 Планирование потребности в персонале с учетом текучести, оценочных процедур и «исчезновения» сотрудников
Для того, чтобы прогноз по планированию персонала оправдался, необходимо учесть еще такие факторы как текучесть, и уход сотрудников в результате оценочных процедур.
Чтобы точнее определить нормы текучести, надо учитывать все особенности бизнеса, включая количество людей, которые могут не пройти аттестацию, естественный уход персонала (например, на пенсию или в декрет), а также фактор сезонности (число увольнений может зависеть от времени года). У различных подразделений в одной и той же компании может быть своя норма текучести. Например, для торгового представителя период работы в компании 1,5-2 года. По данным из некоторых источников текучесть в производственной сфере составляет в среднем 10%. Если компания активно развивается, и происходит массовый найм персонала, то текучесть возрастает до 20% . В рознице и у страховщиков нормой считается 30% уровень текучести кадров. А в сегменте HoReKa (гостинично-ресторанный бизнес) даже 80% текучести считается нормой. [23, с. 201]
Даже самый приблизительный подсчет при штате сотрудников в 100 чел. По штатному расписанию на 1 декабря – 90 человек
Вакантно - 10,
Текучка – 20% - 20 чел
«Исчезновение» - 15% - 15 чел
Даже для сохранения существующей численности надо – 10+20+15= 45.
В случае, если планируется увеличение продаж на 20% - увеличение численности (10-30%), как минимум еще +10 чел. Следовательно, в планируемом году мы должны подобрать 55 человек, что составляет 50% от сегодняшней численности.
Исходя из потребности, мы выбираем пути и источники покрытия потребности в персонале. Чаще всего компании используют активные пути покрытия потребности в персонале.
Это способы найма персонала, при которых организация:
- набирает персонал непосредственно в учебных заведениях;
- представляет заявки по вакансиям в местные и межрегиональные центры занятости (биржи труда);
- использует услуги консультантов по персоналу и услуги специализированных посреднических фирм по найму персонала;
- вербует новый персонал через своих сотрудников.
Источники покрытия потребности в персонале:
ВНЕШНИЕ
- учебные заведения;
- коммерческие учебные центры;
- посреднические фирмы по подбору персонала;
- центры обеспечения занятости;
- профессиональные ассоциации и объединения;
- свободный рынок труда;
ВНУТРЕННИЕ
- собственные внутренние источники.
Внутренние источники
покрытия потребности в персонале
- возможности организации в
2 Планирование и анализ численности персонала на предприятии ООО «Айсберг»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Айсберг»
Основной вид деятельности ООО «Айсберг» оптовая и розничная торговля строительными и отделочными материалами. Помимо этого, компания «Айсберг» производит все виды сантехнических и внутренних отделочных работ: монтаж систем водопровода, канализации, отопления; установка гидромассажных ванн, душевых кабин с парогенератором; установка сантехнического оборудования всех видов; сервисное обслуживание, ремонт.
ООО «Айсберг» также выполняет следующие виды внутренних отделочных работ: облицовочные работы; электромонтажные работы, монтаж подвесных потолков; малярные работы; монтаж гипсокартонных систем различной сложности; укладка полов (ламинат, паркет); перепланировка.
ООО «Айсберг» работает на рынке строительных материалов и услуг с 1992 г. на основании государственной лицензии, выданной Министерством Архитектуры и Строительства. За период деятельности компания завоевала у своих клиентов заслуженное признание как профессиональных и ответственных специалистов, ей доверяют и сотрудники компании умеют это ценить. ООО «Айсберг» приобрел опыт работы, сотрудничая как с индивидуальными заказчиками, так и с организациями.
ООО «Айсберг» предлагает полный комплекс услуг по продаже и установке сантехники зарубежных производителей: Roca, Pool Spa, Instal Project, Grohe, SANPLAST и др., является эксклюзивными дилерами компании Pool Spa, Instal Project и официальными дилерами компании Roca.
В 2003 г. у ООО «Айсберг» открылся новый салон сантехники, где работают профессионалы, прошедшие стажировку в крупнейших фирмах-производителях: Roca, Pool Spa и Instal Project.
Рассмотрим организационную схему управления ООО «Айсберг», которая приведена на рисунке 1.
Связь между директором
и основными подразделениями ОО
Рисунок 1 - Структура управления ООО «Айсберг»
В целом структура управления ООО «Айсберг» отвечает предъявляемым к ней требованиям с соблюдением норм управляемости, оптимального числа звеньев и уровней управления. Такая структура управления предоставляет возможность руководителю эффективно осуществлять оперативное и стратегическое руководство обществом.
Информация о работе Планирование и анализ численности персонала на предприятии ООО «Айсберг»