Планирование и анализ численности персонала на предприятии ООО «Айсберг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка путей повышения эффективности управления персоналом в ООО «Айсберг».
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
- раскрыть сущность, цели и задачи управления персоналом;
- рассмотреть функции управления персоналом

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы планирования численности персонала на предприятии………………………………………………………..……….6
1.1 Планирование виды и цели………………..….6
1.2 Функции управления персоналом………………….……………...…..9
1.3 Методы расчета потребности в персонале…………………….…….13
1.4 Планирование потребности в персонале с учетом текучести, оценочных процедур и «исчезновения» сотрудников………………….15
2 Планирование и анализ численности персонала на предприятии ООО «Айсберг»………………………………………………………………….18
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Айсберг»……………………………………………………………...…..18
2.2 Анализ системы планирования и управления персоналом в ООО «Айсберг» и ее эффективность…………………………………..…...….22
3 Пути совершенствования системы планирования и управления персоналом в ООО «Айсберг»…………………………….……………..37
Заключение………………………………………………………………..46
Список литературы……………………………………………………….52

Файлы: 1 файл

Планирование персонала Курсовая П на П.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

Основные финансовые показатели хозяйственной деятельности ООО «Айсберг» за 2009-2010 гг. представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Айсберг» за 2009-2010 гг.

Показатели

Ед. изм..

2009 г.

2010 г.

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

1

2

3

4

5

6

Товарооборот (за вычетом налогов)

         

- в действующих ценах

млн. руб.

25526

36619

+11093

143,5

- в сопоставимых ценах

млн. руб.

25526

31898

+6372

125,0

Доход от реализации

         

- сумма

млн. руб.

5528

7798

+2270

141,1

- в % к обороту

%

21,66

21,29

-0,37

-

Расходы на реализацию

         

- сумма

млн. руб.

4833

7009

+2176

145,0

- в % к обороту

%

18,93

19,14

+0,21

-

Прибыль от реализации товаров

         

- сумма

млн. руб.

695

789

+94

113,5

- в % к обороту

%

2,72

2,15

-0,57

-

Прибыль (убыток) от операционных доходов  и расходов

млн. руб.

14

-19

-33

-

Прибыль (убыток) от внереализационных  доходов и расходов

млн. руб.

-231

-265

-34

-

Прибыль

         

- сумма

млн. руб.

478

505

+27

105,6

- в % к обороту

%

1,87

1,38

-0,49

-

Налог на прибыль

млн. руб.

115

121

+6

105,2

Прочие налоги, сборы из прибыли

млн. руб.

204

199

-5

97,5

Прочие расходы и платежи  из прибыли

млн. руб.

-

-

-

-

Чистая прибыль

         

- сумма

млн. руб.

159

185

+26

116,4

- в % к обороту

%

0,62

0,51

-0,11

-

Торговая площадь

м2

1000

1000

-

100,0

Товарооборот на 1 м2 торговой площади

         

- в действующих ценах

млн. руб.

25,526

36,619

+11,093

143,5

- в сопоставимых ценах

млн. руб.

25,526

31,898

+6,372

125,0

Среднесписочная численность работников

чел.

102

107

+5

104,9

Средняя выработка на одного работника

         

- в действующих ценах

млн. руб.

250,25

342,23

+91,98

136,8

- в сопоставимых ценах

млн. руб.

250,25

298,11

+47,86

119,1


 

Товарооборот ООО «Айсберг» за 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличился на 11093 млн. руб. или на 43,5 % в действующих ценах и на 6372 млн. руб. или на 25 % в сопоставимых ценах. Доход от реализации ООО «Айсберг» увеличился за 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 2270 млн. руб. или 41,1 %. Уровень дохода от реализации снизился на 0,37 % к обороту. В динамике на сумму дохода от реализации положительно повлияли увеличение объема товарооборота.

Расходы на реализацию ООО «Айсберг» увеличились на 2176 млн. руб. или на 45 %. Темп прироста товарооборота составил 43,5 %, а сумма расходов на реализацию продукции выросла на 45 %, что и обусловило увеличение их уровня на 0,21 % к обороту. Темп роста расходов на реализацию продукции составил 1,11 % (+0,21 / 18,93 Ч 100). Такая ситуация свидетельствует об ухудшении эффективности использования текущих затрат за счет перерасхода расходов на реализацию продукции. В результате увеличения уровня расходов на реализацию продукции сумма относительного перерасхода составила 76,9 млн. руб. (+0,21 Ч 36619 / 100).

Прибыль от реализации товаров ООО «Айсберг» за 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 94 млн. руб. или на 13,5 %. Уровень прибыли от реализации продукции к товарообороту снизился на 0,57 %. Убыток от операционных доходов и расходов за 2010 г. составил 19 млн. руб., в 2009 г. была получена прибыль от операционных доходов и расходов на сумму 14 млн. руб., убыток от внереализационных доходов и расходов вырос на 34 млн. руб. По сравнению с 2009 г. общая сумма прибыли ООО «Айсберг» за 2010 г. выросла на 27 млн. руб. или на 5,6 %. Увеличение прибыли обусловлено тем, что расходы на реализацию росли более медленными темпами, чем товарооборот и доходы от реализации. Чистая прибыль ООО «Айсберг», увеличилась на 26 млн. руб.

Торговая площадь ООО «Айсберг» не изменилась и составила 1000 м2, товарооборот на 1 м 2 торговой площади увеличился на 11,093 млн. руб. в действующих ценах и снизился на 6,372 млн. руб. в сопоставимых ценах.

ООО «Айсберг» успешно выполнил план по укомплектованию численности работников и производительности их труда, что положительно сказалось на развитии товарооборота. Среднесписочная численность работников ООО «Айсберг» по сравнению с 2009 г. увеличилась на 5 чел. В связи с тем, что темп роста товарооборота превысил темп изменения численности работников, товарооборот на одного работника увеличился на 91,98 млн. руб. в действующих ценах и снизился на 47,86 млн. руб. в сопоставимых ценах.

 

2.2 Анализ системы планирования и управления персоналом в ООО «Айсберг» и ее эффективность

 

Среднесписочная численность работников ООО «Айсберг» на 01.01.2010 г. составляла 102 чел., а на 01.01.2009 г. - 107 чел. Динамика среднесписочной численности персонала ООО «Айсберг» за 2009-2010 гг. по категориям персонала представлена данными рисунке 2.

                                                                       

                                2009г., чел                      2010г., чел.

 

                                                          

 

Рисунок 2 - Динамика численности работников ООО «Айсберг» по категориям персонала за 2009-2010 гг.

 

Как видно из данных рисунка 2, численность руководителей и специалистов ООО «Айсберг» за 2010 г. по сравнению с 2009 г. снизилась на 1 чел. в каждой категории, а численность рабочих, наоборот, увеличилась - на 7 чел. Проведем анализ распределения функций в аппарате управления ООО «Айсберг», данные анализа представим в таблице 2.

 

Таблица 2 - Функциональная матрица ООО «Айсберг»

 

Наименование и содержание функции  управления

Наименование и содержание процедур

Исполнители

отдел маркетинга

бухгалтерия

отдел снабжения

производственные участки

отдел сбыта

ПЭО

1

2

3

4

5

6

7

8

Прогнозирование

Анализ. Планирование. Прогнозирование

О, П, У, С

П, С

П, У

-

У

Р, С

Организация

Руководство. Распределение обязанностей. Обобщение информации

У

П, С

-

-

-

-

Координация

Установление отв. лиц

П

-

-

-

 

Р

Стимулирование

Материальное поощрение

П

П, О, Р

П

П

П

П

Учет и контроль

Ведение учета. Предварительный, текущий, последо-вательный контроль

У

П, С

У

-

У

Р


 

В таблице приняты  следующие обозначения:

О - отвечает за выполнение данной функции, организует ее исполнение, подготавливает и оформляет окончательный документ;

П - представляет исходные данные, информацию, необходимые для  выполнения данной функции;

У - участвует в выполнении данной функции;

С - согласовывает подготовленный документ или отдельные вопросы;

Р - принимает решение, утверждает, подписывает документ.

Таким образом, анализ показывает, что некоторые отделы практически  не принимают участия в управлении (производственные участки), другие же дублирует функции управления, то есть имеются недочеты в организации. В реализации функций организации и координации отделы принимают участие только с правом совещательного голоса. Данные функции целиком возложены на высшее руководство.

В ООО «Айсберг» определены общие подходы к деятельности по управлению человеческими ресурсами:

1. Планирование трудовых  ресурсов в ООО «Айсберг».

2. Обеспечение кадрами  в ООО «Айсберг».

3. Система адаптации  персонала (организация труда  и отношения с работниками).

4. Система развития  персонала (развитие работников).

ООО «Айсберг» управляют специалисты высокой квалификации. В основе кадровой политики организации лежат два основных критерия - образование, а также опыт работы в сфере торговли. Подбор кадров в ООО «Айсберг» осуществлен в соответствии с требованиями должностных инструкций, уровень квалификации постоянно повышается, что характеризует данную организацию с положительной стороны. Для всех работников разработаны должностные инструкции и инструкции по технике безопасности. Организация и культура труда управленческого персонала в ООО «Айсберг» соответствует современным требованиям. Смело принимаются и реализовываются нестандартные и новые решения, которые обсуждаются коллегиально во время проведения деловых переговоров и совещаний. [14, с. 120]

Проанализировав данные источники найма, мы можем сказать, что наибольший удельный вес при приеме на работу занимают рекомендации друзей и родственников, внутренние источники при найме составляют лишь 17 % от общего числа (таблица 3). К внутренним источникам в данном случае следует отнести продвижение по служебной лестнице.

 

Таблица 3 -Источники найма кадров предприятия ООО «Айсберг» в 2010 г.

Наименование источника  найма

Удельный вес, %

Рекомендации друзей и родственников

Рекомендации консультативных  фирм, специализирующихся на поиске и продвижении персонала

Объявления, реклама

Источники внутри предприятия

Инициативные письма-обращения  о приеме

Отдел занятости

35

 

15

25

17

5

3

Всего:

100


 

Поиск кандидатов агентством осуществляется в собственной базе данных (она достаточно обширная, ежедневно увеличивается на 80-100 резюме: по факсу, электронной почте); поиск через рекламу в СМИ; поиск через Internet; поиск с помощью сайта агентства http://www.ko.by/, который является лидирующим во многих рейтингах; прямой поиск руководителей и эксклюзивных специалистов из числа успешно работающих в настоящий момент (у агентства установлены тесные связи с профессионалами различных сфер деятельности, что позволяет быстро и точно выходить на необходимых специалистов).

Процедура оценки и отбора кандидатов агентством «Коллекция открытий»  следующая:

- анализ резюме и  анкет кандидатов, в которых большое  внимание уделяется не только  персональным данным, но и деловым  качествам кандидатов (образование, опыт работы, уровень пользования компьютером, владение иностранным языком), их способности к объективной самооценке. Анкета позволяет составить общую и профессиональную характеристику о кандидате, и определить степень конкурентоспособности кандидата на рынке труда;

- телефонное собеседование;

- собеседование в офисе  кандидатов со специалистами  по подбору персонала;

- проверка рекомендаций  с предыдущих мест работы.

После этого данные по кандидату поступают специалисту  по кадрам ООО «Айсберг».

Методы внутреннего набора в ООО «Айсберг» заключаются в том, что работник отдела кадров рассылает во все подразделения информацию об открывшихся вакансиях.

Рассчитаем экономическую  эффективность методов набора в ООО «Айсберг» (таблица 4).

Таблица 4 -Экономическая эффективность методов набора

 

Источник набора

Доля от общей суммы  всех видов набора, %

Уровень принятия разосланных  предложений, %

Уровень принятия предложений  на работу, %

Рекомендации друзей и родственников

35

21

14

Рекомендации консультативных  фирм, специализирующихся на поиске и продвижении персонала

15

12

1

Объявления, реклама

25

12

13

Источники внутри предприятия

17

2

15

Инициативные письма-обращения  о приеме

5

5

-

Отдел занятости

3

3

-

Информация о работе Планирование и анализ численности персонала на предприятии ООО «Айсберг»