Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка путей повышения эффективности управления персоналом в ООО «Айсберг».
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
- раскрыть сущность, цели и задачи управления персоналом;
- рассмотреть функции управления персоналом
Введение…………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы планирования численности персонала на предприятии………………………………………………………..……….6
1.1 Планирование виды и цели………………..….6
1.2 Функции управления персоналом………………….……………...…..9
1.3 Методы расчета потребности в персонале…………………….…….13
1.4 Планирование потребности в персонале с учетом текучести, оценочных процедур и «исчезновения» сотрудников………………….15
2 Планирование и анализ численности персонала на предприятии ООО «Айсберг»………………………………………………………………….18
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Айсберг»……………………………………………………………...…..18
2.2 Анализ системы планирования и управления персоналом в ООО «Айсберг» и ее эффективность…………………………………..…...….22
3 Пути совершенствования системы планирования и управления персоналом в ООО «Айсберг»…………………………….……………..37
Заключение………………………………………………………………..46
Список литературы……………………………………………………….52
Основные финансовые показатели хозяйственной деятельности ООО «Айсберг» за 2009-2010 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Айсберг» за 2009-2010 гг.
Показатели |
Ед. изм.. |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение (+,-) |
Темп роста, % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
Товарооборот (за вычетом налогов) |
||||||
- в действующих ценах |
млн. руб. |
25526 |
36619 |
+11093 |
143,5 | |
- в сопоставимых ценах |
млн. руб. |
25526 |
31898 |
+6372 |
125,0 | |
Доход от реализации |
||||||
- сумма |
млн. руб. |
5528 |
7798 |
+2270 |
141,1 | |
- в % к обороту |
% |
21,66 |
21,29 |
-0,37 |
- | |
Расходы на реализацию |
||||||
- сумма |
млн. руб. |
4833 |
7009 |
+2176 |
145,0 | |
- в % к обороту |
% |
18,93 |
19,14 |
+0,21 |
- | |
Прибыль от реализации товаров |
||||||
- сумма |
млн. руб. |
695 |
789 |
+94 |
113,5 | |
- в % к обороту |
% |
2,72 |
2,15 |
-0,57 |
- | |
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов |
млн. руб. |
14 |
-19 |
-33 |
- | |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов |
млн. руб. |
-231 |
-265 |
-34 |
- | |
Прибыль |
||||||
- сумма |
млн. руб. |
478 |
505 |
+27 |
105,6 | |
- в % к обороту |
% |
1,87 |
1,38 |
-0,49 |
- | |
Налог на прибыль |
млн. руб. |
115 |
121 |
+6 |
105,2 | |
Прочие налоги, сборы из прибыли |
млн. руб. |
204 |
199 |
-5 |
97,5 | |
Прочие расходы и платежи из прибыли |
млн. руб. |
- |
- |
- |
- | |
Чистая прибыль |
||||||
- сумма |
млн. руб. |
159 |
185 |
+26 |
116,4 | |
- в % к обороту |
% |
0,62 |
0,51 |
-0,11 |
- | |
Торговая площадь |
м2 |
1000 |
1000 |
- |
100,0 | |
Товарооборот на 1 м2 торговой площади |
||||||
- в действующих ценах |
млн. руб. |
25,526 |
36,619 |
+11,093 |
143,5 | |
- в сопоставимых ценах |
млн. руб. |
25,526 |
31,898 |
+6,372 |
125,0 | |
Среднесписочная численность работников |
чел. |
102 |
107 |
+5 |
104,9 | |
Средняя выработка на одного работника |
||||||
- в действующих ценах |
млн. руб. |
250,25 |
342,23 |
+91,98 |
136,8 | |
- в сопоставимых ценах |
млн. руб. |
250,25 |
298,11 |
+47,86 |
119,1 |
Товарооборот ООО «Айсберг» за 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличился на 11093 млн. руб. или на 43,5 % в действующих ценах и на 6372 млн. руб. или на 25 % в сопоставимых ценах. Доход от реализации ООО «Айсберг» увеличился за 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 2270 млн. руб. или 41,1 %. Уровень дохода от реализации снизился на 0,37 % к обороту. В динамике на сумму дохода от реализации положительно повлияли увеличение объема товарооборота.
Расходы на реализацию ООО «Айсберг» увеличились на 2176 млн. руб. или на 45 %. Темп прироста товарооборота составил 43,5 %, а сумма расходов на реализацию продукции выросла на 45 %, что и обусловило увеличение их уровня на 0,21 % к обороту. Темп роста расходов на реализацию продукции составил 1,11 % (+0,21 / 18,93 Ч 100). Такая ситуация свидетельствует об ухудшении эффективности использования текущих затрат за счет перерасхода расходов на реализацию продукции. В результате увеличения уровня расходов на реализацию продукции сумма относительного перерасхода составила 76,9 млн. руб. (+0,21 Ч 36619 / 100).
Прибыль от реализации товаров ООО «Айсберг» за 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 94 млн. руб. или на 13,5 %. Уровень прибыли от реализации продукции к товарообороту снизился на 0,57 %. Убыток от операционных доходов и расходов за 2010 г. составил 19 млн. руб., в 2009 г. была получена прибыль от операционных доходов и расходов на сумму 14 млн. руб., убыток от внереализационных доходов и расходов вырос на 34 млн. руб. По сравнению с 2009 г. общая сумма прибыли ООО «Айсберг» за 2010 г. выросла на 27 млн. руб. или на 5,6 %. Увеличение прибыли обусловлено тем, что расходы на реализацию росли более медленными темпами, чем товарооборот и доходы от реализации. Чистая прибыль ООО «Айсберг», увеличилась на 26 млн. руб.
Торговая площадь ООО «Айсберг» не изменилась и составила 1000 м2, товарооборот на 1 м 2 торговой площади увеличился на 11,093 млн. руб. в действующих ценах и снизился на 6,372 млн. руб. в сопоставимых ценах.
ООО «Айсберг» успешно выполнил план по укомплектованию численности работников и производительности их труда, что положительно сказалось на развитии товарооборота. Среднесписочная численность работников ООО «Айсберг» по сравнению с 2009 г. увеличилась на 5 чел. В связи с тем, что темп роста товарооборота превысил темп изменения численности работников, товарооборот на одного работника увеличился на 91,98 млн. руб. в действующих ценах и снизился на 47,86 млн. руб. в сопоставимых ценах.
2.2 Анализ системы планирования и управления персоналом в ООО «Айсберг» и ее эффективность
Среднесписочная численность работников ООО «Айсберг» на 01.01.2010 г. составляла 102 чел., а на 01.01.2009 г. - 107 чел. Динамика среднесписочной численности персонала ООО «Айсберг» за 2009-2010 гг. по категориям персонала представлена данными рисунке 2.
Рисунок 2 - Динамика численности работников ООО «Айсберг» по категориям персонала за 2009-2010 гг.
Как видно из данных рисунка 2, численность руководителей и специалистов ООО «Айсберг» за 2010 г. по сравнению с 2009 г. снизилась на 1 чел. в каждой категории, а численность рабочих, наоборот, увеличилась - на 7 чел. Проведем анализ распределения функций в аппарате управления ООО «Айсберг», данные анализа представим в таблице 2.
Таблица 2 - Функциональная матрица ООО «Айсберг»
Наименование и содержание функции управления |
Наименование и содержание процедур |
Исполнители | |||||||||
отдел маркетинга |
бухгалтерия |
отдел снабжения |
производственные участки |
отдел сбыта |
ПЭО | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | ||||
Прогнозирование |
Анализ. Планирование. Прогнозирование |
О, П, У, С |
П, С |
П, У |
- |
У |
Р, С | ||||
Организация |
Руководство. Распределение обязанностей. Обобщение информации |
У |
П, С |
- |
- |
- |
- | ||||
Координация |
Установление отв. лиц |
П |
- |
- |
- |
Р | |||||
Стимулирование |
Материальное поощрение |
П |
П, О, Р |
П |
П |
П |
П | ||||
Учет и контроль |
Ведение учета. Предварительный, текущий, последо-вательный контроль |
У |
П, С |
У |
- |
У |
Р |
В таблице приняты следующие обозначения:
О - отвечает за выполнение данной функции, организует ее исполнение, подготавливает и оформляет окончательный документ;
П - представляет исходные данные, информацию, необходимые для выполнения данной функции;
У - участвует в выполнении данной функции;
С - согласовывает подготовленный документ или отдельные вопросы;
Р - принимает решение, утверждает, подписывает документ.
Таким образом, анализ показывает, что некоторые отделы практически не принимают участия в управлении (производственные участки), другие же дублирует функции управления, то есть имеются недочеты в организации. В реализации функций организации и координации отделы принимают участие только с правом совещательного голоса. Данные функции целиком возложены на высшее руководство.
В ООО «Айсберг» определены общие подходы к деятельности по управлению человеческими ресурсами:
1. Планирование трудовых ресурсов в ООО «Айсберг».
2. Обеспечение кадрами в ООО «Айсберг».
3. Система адаптации персонала (организация труда и отношения с работниками).
4. Система развития персонала (развитие работников).
ООО «Айсберг» управляют специалисты высокой квалификации. В основе кадровой политики организации лежат два основных критерия - образование, а также опыт работы в сфере торговли. Подбор кадров в ООО «Айсберг» осуществлен в соответствии с требованиями должностных инструкций, уровень квалификации постоянно повышается, что характеризует данную организацию с положительной стороны. Для всех работников разработаны должностные инструкции и инструкции по технике безопасности. Организация и культура труда управленческого персонала в ООО «Айсберг» соответствует современным требованиям. Смело принимаются и реализовываются нестандартные и новые решения, которые обсуждаются коллегиально во время проведения деловых переговоров и совещаний. [14, с. 120]
Проанализировав данные источники найма, мы можем сказать, что наибольший удельный вес при приеме на работу занимают рекомендации друзей и родственников, внутренние источники при найме составляют лишь 17 % от общего числа (таблица 3). К внутренним источникам в данном случае следует отнести продвижение по служебной лестнице.
Таблица 3 -Источники найма кадров предприятия ООО «Айсберг» в 2010 г.
Наименование источника найма |
Удельный вес, % |
Рекомендации друзей и родственников Рекомендации консультативных фирм, специализирующихся на поиске и продвижении персонала Объявления, реклама Источники внутри предприятия Инициативные письма-обращения о приеме Отдел занятости |
35
15 25 17 5 3 |
Всего: |
100 |
Поиск кандидатов агентством осуществляется в собственной базе данных (она достаточно обширная, ежедневно увеличивается на 80-100 резюме: по факсу, электронной почте); поиск через рекламу в СМИ; поиск через Internet; поиск с помощью сайта агентства http://www.ko.by/, который является лидирующим во многих рейтингах; прямой поиск руководителей и эксклюзивных специалистов из числа успешно работающих в настоящий момент (у агентства установлены тесные связи с профессионалами различных сфер деятельности, что позволяет быстро и точно выходить на необходимых специалистов).
Процедура оценки и отбора кандидатов агентством «Коллекция открытий» следующая:
- анализ резюме и анкет кандидатов, в которых большое внимание уделяется не только персональным данным, но и деловым качествам кандидатов (образование, опыт работы, уровень пользования компьютером, владение иностранным языком), их способности к объективной самооценке. Анкета позволяет составить общую и профессиональную характеристику о кандидате, и определить степень конкурентоспособности кандидата на рынке труда;
- телефонное собеседование;
- собеседование в офисе кандидатов со специалистами по подбору персонала;
- проверка рекомендаций с предыдущих мест работы.
После этого данные по
кандидату поступают
Методы внутреннего набора в ООО «Айсберг» заключаются в том, что работник отдела кадров рассылает во все подразделения информацию об открывшихся вакансиях.
Рассчитаем экономическую эффективность методов набора в ООО «Айсберг» (таблица 4).
Таблица 4 -Экономическая эффективность методов набора
Источник набора |
Доля от общей суммы всех видов набора, % |
Уровень принятия разосланных предложений, % |
Уровень принятия предложений на работу, % |
Рекомендации друзей и родственников |
35 |
21 |
14 |
Рекомендации консультативных фирм, специализирующихся на поиске и продвижении персонала |
15 |
12 |
1 |
Объявления, реклама |
25 |
12 |
13 |
Источники внутри предприятия |
17 |
2 |
15 |
Инициативные письма-обращения о приеме |
5 |
5 |
- |
Отдел занятости |
3 |
3 |
- |
Информация о работе Планирование и анализ численности персонала на предприятии ООО «Айсберг»