Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка путей повышения эффективности управления персоналом в ООО «Айсберг».
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
- раскрыть сущность, цели и задачи управления персоналом;
- рассмотреть функции управления персоналом
Введение…………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы планирования численности персонала на предприятии………………………………………………………..……….6
1.1 Планирование виды и цели………………..….6
1.2 Функции управления персоналом………………….……………...…..9
1.3 Методы расчета потребности в персонале…………………….…….13
1.4 Планирование потребности в персонале с учетом текучести, оценочных процедур и «исчезновения» сотрудников………………….15
2 Планирование и анализ численности персонала на предприятии ООО «Айсберг»………………………………………………………………….18
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Айсберг»……………………………………………………………...…..18
2.2 Анализ системы планирования и управления персоналом в ООО «Айсберг» и ее эффективность…………………………………..…...….22
3 Пути совершенствования системы планирования и управления персоналом в ООО «Айсберг»…………………………….……………..37
Заключение………………………………………………………………..46
Список литературы……………………………………………………….52
При подборе кандидатов из внешних источников на должность специалиста или руководителя ООО «Айсберг» можно предложить анкету «Самооценки личности». Это позволит ускорить знакомство с кандидатом и повысит эффективность и надежность найма. После этого необходимо провести работу по определению наличия качеств у претендентов на вакантную должность и степень обладания ими каждым кандидатом по каждому качеству. Кандидат, в наибольшей степени обладающий всеми необходимыми для вакантной должности качествами, займет эту должность.
2. Ежегодное проведение аттестации персонала ООО «Айсберг».
Для наиболее рационального использования специалистов, повышения эффективности их труда и ответственности за порученное дело рекомендуется раз в год проводить аттестацию (ранее аттестация персонала в организации не проводилась), поскольку результаты аттестаций позволяют определить наиболее эффективные источники найма персонала внутри предприятия.
Прохождение аттестации позволит убедится в соответствии кандидата на должность, возможность карьерного роста. При подборе, а также при продвижении кандидата по карьерной лестнице после получения данных аттестационной комиссии необходимо составить профиль требований. Профиль требований позволяет определить степень соответствия основных квалификационных признаков сотрудников определенным должностям. Требования к должности учитывает специальные способности и личные черты, которые обязаны выполнять соискатели или те, кто уже занимает эти должности. Они должны включать десять ясно сформулированных требований, которые оцениваются в баллах, тот претендент, который набирает наибольшее число баллов, получает эту работу или продвижение по карьерной лестнице.
Если претендент не проходит аттестацию или набирает недостаточно количество баллов психолог, анализируя аттестационный лист, выявляет возможные причины не прохождения по аттестации. После обработки данных психологом, информация анализируется в отделе кадров, где решается дальнейшая судьба кандидата: переподготовка, направление на курсы повышения квалификации, перемещение вниз по служебной лестнице и, в крайнем случае, - увольнение. Использование этих путей повышения эффективности набора, отбора и оценки персонала позволят предприятию значительно улучшить результаты своей деятельности, повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции и предприятия в целом.
3. Для укрепления планирования, набора, отбора и оценки персонала следует предложить наладить работу со студентами ВУЗов выпускных курсов, поводить с ними предварительную работу, начиная с середины предпоследнего семестра. Методы работы со студентами:
- возможное материальное
стимулирование лучших
- предоставление прохождения практики на предприятии;
- предложение тем дипломных проектов, в разработке которых заинтересованно предприятие;
- проведение конкурса среди студентов для найма на вакантную должность.
В целях совершенствования системы оценки и подбора персонала в ООО «Айсберг» необходимо:
- при планировании и наборе персонала необходимо пользоваться как внутренним, так и внешним источником подбора персонала на общем основании, так как это будет создавать конкуренцию, и стимулировать работников предприятия;
- при внешних источниках
приобретения персонала нельзя
обходиться только подачей
- при приеме на работу
нельзя обходиться только
- ввести компьютерное тестирование, которое сможет оценить работника, не пользуясь эмоциями, а только знаниями тестируемого;
- при каждом этапе
прохождения собеседования,
- проводить опросы
работников подразделений, как
письменные, так и устные, которые
дают возможность определить
психологическую совместимость,
- для оценки персонала
необходимо разработать тесты,
которые определяют не только
способности, но как они
4. Совершенствование процесса подготовки кадров.
Поскольку ООО «Айсберг» кроме розничной торговли строительными материалами производит все виды сантехнических и внутренних отделочных работ, в целях совершенствования подготовки кадров в организации необходимо в первую очередь необходимо пересмотреть содержание учебных программ рабочих производственных участков с точки зрения соответствия их современным требованиям, следует создать учебные аудитории, оборудованные схемами, плакатами, техническими средствами обучения. Целесообразно подготовить сценарии для съемки учебных видеофильмов на тему выполнения ремонтных работ.
Мероприятия по совершенствованию профессионально-технического обучения трудящихся ООО «Айсберг» можно свести к следующему: увеличить количество семинаров среди руководящих работников и специалистов по курсу «Психология взаимоотношений и этика поведения руководителя».
5. Проведение мероприятий по снижению текучести кадров.
На рисунке 3 приведены результаты опроса уволившихся рабочих ООО «Айсберг» за 2010 г.
|
Рисунок 3 - Результаты исследования мотивов выбытия рабочих ООО «Айсберг» за 2010 г
Данные рисунка 3 свидетельствуют о том, что выбытие рабочих ООО «Айсберг» за 2010 г. в основном связано с низким уровнем оплаты труда (43 %). Уволившиеся рабочие считают, что тяжелые условия труда, с которыми сопряжена работа по всем видам сантехнических и внутренних отделочных работ, не достаточно хорошо оплачиваемы.
После увольнения работников затрачивается определенное время на поиск и отбор новых работников. Специалистом по кадрам ООО «Айсберг» рассчитано, что общие потери рабочего времени на эти мероприятия составят 84 человеко-дней: (12 чел. Ч 7 дн.), где 12 - количество уволившихся работников за 2010 г., а 7 - средние затраты времени в днях на подбор кадров.
Потери эффективного
рабочего времени привели к
(84 чел.-дн. Ч 342,23 млн. руб. / 360 дн.) = 79,85 млн. руб.,
где 342,23 млн. руб. - средняя выработка на одного работника ООО «Айсберг» за 2010 г.
Таким образом, снижение в 2009 г. текучести кадров позволит ООО «Айсберг» увеличить выручку, кроме того, в приведенные выше расчетах не учтены потери за время адаптации работника на новом месте, во время которой производительность труда нового работника ниже, чем отработавшего на предприятии не менее нескольких месяцев.
Если бы руководство ООО «Айсберг» повысило в среднем на 5 % заработную плату уволившимся за 2010 г. работникам, то дополнительные расходы по оплате труда составили бы 8,876 млн. руб. (1232,8 тыс. руб. Ч 12 Ч 12 Ч 5 % / 100 %), где 1232,8 тыс. руб. - месячный фонд заработной платы одного работника, 12 - количество месяцев в анализируемом периоде.
Поскольку потери эффективного рабочего времени привели к недополучению выручки за 2010 г. на сумму 79,85 млн. руб., а дополнительные расходы по оплате труда уволившихся за 2010 г. работников составили бы 8,876 млн. руб., то ООО «Айсберг» могло бы сэкономить 70,974 млн. руб. (79,85 млн. руб. - 8,876 млн. руб.).
Таким образом, проведенные выше расчеты показали, что вместо поиска нового работника более эффективным является удержание работника путем повышения заработной платы. Экономический эффект составляет 70,974 млн. руб.
6. Для эффективной работы ООО «Айсберг» процесс адаптации персонала требует активного участия в нем руководителя организации.
В обязанности руководителя ООО «Айсберг» должно входить проведение предварительной работы с будущими коллегами, с тем, чтобы новичка хорошо встретили; назначение опекуна, проверка состояния материальных условий труда. В течение первой недели руководителю желательно ежедневно видеться с работником, узнавать об успехах и помогать устранить проблемы. Это позволит как можно раньше (идеально в течение месяца) полностью составить представление о его слабостях и достоинствах, взаимоотношениях в коллективе, исполнительности, внешнем виде. Руководителю целесообразно завести карточку контроля за адаптацией и постоянно держать в поле зрения этот процесс. На первом этапе ему нужно помочь новому сотруднику выбрать наиболее подходящее рабочее место, на втором - оказать содействие в освоении тонкостей своей профессии, на третьем - смежных профессий, а также привлекать к делам коллектива. Руководству предприятия также следует уделить внимание на вторичную адаптацию, поскольку сотрудники, которые работают в компании давно, неизбежно сталкиваются с изменениями в условиях работы.
7. Совершенствование организации труда.
Для рациональной организации труда персонала в ООО «Айсберг» важную роль имеет выбор оптимального количества квалифицированного торгового персонала, то есть минимальное, но достаточное количество работников в единицу времени.
По данным проведенных наблюдений и опросов работников организации, интенсивность входящего потока потребителей и пропускная способность организации увеличиваются в вечерние периоды времени. В последний час работы организации поток посетителей в зал прекращается, так как в этот период, как правило, осуществляется расчет с потребителями.
Следовательно, исходя из расчета, с 9.00 до 18.00 достаточное количество продавцов для ООО «Айсберг» составляет 5 чел. (1000 м2 торговой площади), а с 18.00 до 22.00 - 6 чел. В настоящий момент в организации применяется внутрисменная работа по принципу «два через два». На смене работает 6 продавцов, которые распределяются по залу пропорционально. Таким образом, можно сделать вывод, что организация нерационально использует трудовые ресурсы, так до 18.00 достаточное количество продавцов для обслуживания посетителей составляет 5 чел.
В планируемом году ООО «Айсберг» может привлечь (перевести) на работу на неполный рабочий день в часы «пик» (18.00 - 22.00) 1 продавца, что позволит экономнее распределять бюджетный фонд организации, а точнее сократить расходы по статье «Расходы на оплату труда».
В результате относительное высвобождение работников составит 1 чел., или 0,93 % к фактической численности работающих за 2010 г. (1 / 107 Ч 100). За счет этого фактора производительность труда работников возрастет на 0,94 % (0,93 / (100 - 0,93) Ч 100), или на 3,22 млн. руб. (342,23 Ч 0,94 / 100).
Таким образом, в ООО «Айсберг» возможно повышение эффективности использования трудовых ресурсов, внедрение предложенных мероприятий позволит повысить эффективность хозяйствования торговой организации.
8. Стимулирование трудовой активности работников ООО «Айсберг».
Руководству ООО «Айсберг» также можно порекомендовать следующее:
1) в трудовых контрактах
ограничиться упоминанием о
2) используемые методы мотивации дифференцировать в зависимости от степени полезности конкретного работника работодателю;
3) соблюдать в отношении
индивидуально устанавливаемых
льгот принцип
Изучение этих вопросов необходимо для руководителя, так как и от их правильного решения во многом зависит успех работы коллектива.
9. Проведение мероприятий
по предупреждению и
В целях предотвращения конфликтных ситуация между работниками ООО «Айсберг» и посетителями необходимо уделить больше внимания квалификационному уровню сотрудников, занятых непосредственно обслуживанием посетителей. ООО «Айсберг» может воспользоваться услугами ООО «XXI век-консалт», которое специализируется на проведении бизнес-семинаров, практических семинаров и тренингов. Для работников ООО «Айсберг» можно предложить прохождение тренинга «Разрешение конфликтов в организации. Конфликты с посетителями организации». Целями данного тренинга являются понимание конфликта, как явления и выработка навыков управления конфликтной ситуацией. После прохождения тренинга сотрудники ООО «Айсберг» смогут: понимать причины возникновения конфликтов в организации; не создавать конфликтогенные ситуации в общении с клиентами; обучить персонал технологиям конструктивного разрешения конфликта и пр.
Стоимость участия в тренинге 1 чел. - 625 тыс. руб., в стоимость входит оплата раздаточного материала, кофе-пауз, обеда. ООО «XXI век-консалт» предлагает гибкую систему скидок, а именно: при участии в открытом тренинге 2-х и более представителей одной компании - 5%.
Информация о работе Планирование и анализ численности персонала на предприятии ООО «Айсберг»