Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка путей повышения эффективности управления персоналом в ООО «Айсберг».
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
- раскрыть сущность, цели и задачи управления персоналом;
- рассмотреть функции управления персоналом
Введение…………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы планирования численности персонала на предприятии………………………………………………………..……….6
1.1 Планирование виды и цели………………..….6
1.2 Функции управления персоналом………………….……………...…..9
1.3 Методы расчета потребности в персонале…………………….…….13
1.4 Планирование потребности в персонале с учетом текучести, оценочных процедур и «исчезновения» сотрудников………………….15
2 Планирование и анализ численности персонала на предприятии ООО «Айсберг»………………………………………………………………….18
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Айсберг»……………………………………………………………...…..18
2.2 Анализ системы планирования и управления персоналом в ООО «Айсберг» и ее эффективность…………………………………..…...….22
3 Пути совершенствования системы планирования и управления персоналом в ООО «Айсберг»…………………………….……………..37
Заключение………………………………………………………………..46
Список литературы……………………………………………………….52
Из таблицы 4 видно, что 21 % из числа лиц обратившихся на предприятие по рекомендациям друзей и родственников принимают разосланные предложения, но при этом на работу устраиваются 14 %, через рекомендации консультативных фирм, специализирующихся на поиске и продвижении персонала, и объявления, рекламу принимают приглашения на работу 12 %, из них устраиваются на работу 1 % и 13 %, соответственно.
Наибольший процент
принятия предложений на работу - это
набор внутри предприятия, так как
работники реально могут
От того, как проведена
эта работа и насколько эффективно,
зависит вся последующая
Расходы на подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров ООО «Айсберг» приведены в таблице 5.
Таблица 5 - Расходы на подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров ООО «Айсберг»
Наименование мероприятий |
2009 г., млн. руб. |
Удельный вес, % |
2010 г., млн. руб. |
Удельный вес, % |
Прогноз 2009 г. |
Подготовка, переподготовка |
9,8 |
29,1 |
10,2 |
29,4 |
10,5 |
Повышение квалификации, руководителей и специалистов всего человек: в том числе: |
23,9 |
70,9 |
24,5 |
70,6 |
24,8 |
на предприятии |
5,4 |
16 |
6,5 |
18,7 |
7 |
в учебных заведениях |
18,5 |
54,9 |
18 |
51,9 |
17,8 |
Итого: |
33,7 |
100 |
34,7 |
100 |
35,3 |
По сравнению с 2009 г. в 2010 г. расходы на подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров на ООО «Айсберг» возросли на 1 млн. руб. (с 33,7 млн. руб. до 34,7 млн. руб.).
В 2010 году увеличились расходы, связанные с повышением квалификации, руководителей и специалистов на предприятии, вместе с тем сократились расходы на обучение в учебных заведениях.
Также в ООО «Айсберг» организовано обучение на местах на производственно-экономических семинарах по учебному плану, разработанному на предприятии, которые проводятся в санитарный день, и охватывает более 70 % работников предприятия. За квартал в среднем во всех формах обучения проходят подготовку 5 человек. Ведется работа по формированию резерва кадров на вышестоящие должности.
В августе 2010 г. среди всех работников ООО «Айсберг» (107 чел.) был проведен опрос по выявлению факторов, делающих работу более привлекательной. Результаты данного опроса приведены в таблице 6.
Таблица 6 - Факторы, делающие работу в ООО «Айсберг» более привлекательной
Факторы, которые делают работу более привлекательной |
Заставляют работать интенсивнее, % |
Делают работу более привлекательной, % |
И то и другое, % |
Работа без больших напряжений и стрессов |
19 |
65 |
16 |
Удобное расположение |
45 |
30 |
25 |
На рабочем месте нет шума и каких-либо загрязнений среды |
51 |
25 |
24 |
Работа с людьми, которые нравятся |
55 |
35 |
10 |
Хорошие отношения с непосредственным начальником |
30 |
40 |
30 |
Достаточная информация о том, что вообще происходит в организации |
15 |
60 |
25 |
Гибкий график работы |
65 |
20 |
15 |
Значительные дополнительные льготы |
30 |
40 |
30 |
Данные таблицы 6 свидетельствуют о том, что в ООО «Айсберг» среди факторов, которые заставляют работать эффективнее, наибольшее значение имеют: гибкий график работы (65 % опрошенных); работа с людьми, которые нравятся (55 % опрошенных); на рабочем месте нет шума и каких-либо загрязнений среды (51 % опрошенных); удобное расположение (45 % опрошенных); значительные дополнительные льготы и хорошие отношения с непосредственным начальником (30 % опрошенных).
Чтобы разобраться, что снижает мотивирующие факторы работающих, рассмотрим в нижеследующих таблицах другие категории, по которым проводился опрос.
Таблица 7 - Результаты анкетирования по категории «возможность повышения квалификации», %
Категория вопросов |
да |
нет |
Затрудняюсь ответить и прочие ответы |
1. Возможность повышения квалификации |
|||
1.1. Достаточно ли Вам знаний для выполнения возложенных функций? |
80 |
20 |
- |
1.2. Хотели бы повысить свою квалификацию? |
50 |
50 |
- |
1.3. Ваша работа соответствует уровню вашей подготовки? |
100 |
- |
- |
Как свидетельствуют данные опроса, все работники уверены, что подготовка соответствуют уровню их работы, но вместе с тем 20 % работников считают, что знаний им не достаточно и 50 % хотели бы повысить свою квалификацию.
Как свидетельствуют данные таблицы 9, у сотрудников ООО «Айсберг» есть возможность продвижения по службе.
Таблица 9 - Результаты анкетирования по категории «продвижение по службе», %
Категория вопросов |
да |
нет |
Затрудняюсь ответить и прочие ответы |
3. Возможность продвижения по службе |
|||
3.1. Есть ли у Вас перспектива продвижения и от кого (чего) это зависит? |
70 |
30 |
0 |
3.2. Как Вы считаете, руководитель играет роль в сплоченности коллектива? |
75 |
20 |
5 |
Результаты анкетирования
по категории «материальная мотива
Таблица 11 - Результаты анкетирования по категории «материальная мотивация», %
Категория вопросов |
да |
нет |
Затрудняюсь ответить и прочие ответы |
6. Материальное удовлетворение |
|||
6.1. Удовлетворяет ли вас уровень заработной платы? |
80 |
20 |
0 |
6.2. Достаточна ли доля премии в оплате Вашего труда? |
70 |
30 |
0 |
6.3. Вы премируетесь за производительность труда? |
50 |
50 |
0 |
В основном работников ООО «Айсберг» удовлетворяет уровень заработной платы.
Подводя общие итоги анализа можно выделить следующее:
1) как свидетельствуют данные таблиц, у сотрудников предприятия существует довольно высокая удовлетворенность результатами труда. Также, как положительный момент, следует отметить то, что работники имеют возможность бесплатно повышать свою квалификацию по мере необходимости;
2) у работников предприятия есть материальная заинтересованность;
3) в коллективе существует
дружественная атмосфера,
В ООО «Айсберг» действует стандарт адаптации персонала, включающий следующие этапы:
Этап 1. Знакомство с производственными особенностями организации, включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, корпоративной этикой, правилами поведения т. д.
Этап 2. Практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Непосредственный руководитель проводит ознакомление новичков с предприятием и ее историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами, объясняет задачи и требования, предъявляемые к работе, вводит работника в рабочую группу, поощряет помощь новичкам со стороны опытных работников. Программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием). В обязательном порядке производятся инструктаж по технике безопасности и охране труда.
Этап 3. Действенная адаптация. Для повышения эффективности действенной адаптации новичку назначается наставник.
Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.
Отдел службы персонала отвечает за «доставку» нового сотрудника в отдел, а руководитель отдела отвечает за дальнейшую судьбу сотрудника. На ООО «Айсберг» есть такая практика: при индивидуальном введении в должность, непосредственный руководитель: поздравляет нового сотрудника с началом работы; представляет его коллективу; знакомит с подразделением и обстановкой в нем; подробно излагает требования, в том числе и неписаные; сообщает о трудностях, которые могут встретиться, и наиболее распространенных ошибках в работе; рассказывает о будущих коллегах, особенно тех, у кого трудный характер, и тех, на которых всегда можно положиться, просить совета.
После ознакомительной
беседы, для передачи знаний и опыта,
руководитель предлагает новичку начать
работу под руководством куратора (наставника)
из своего отдела. В течение первых
двух недель непосредственный руководитель
ежедневно видится с работником
Руководитель периодически интересуется мнением коллектива своего отдела о новом сотруднике. В результате постоянных и систематических контактов специалиста по персоналу с новым сотрудником и его куратором делаются выводы об успешности процесса адаптации.
Помимо периодических бесед с новым сотрудником, вывод о прохождении испытательного срока осуществляется менеджером по персоналу и руководителем отдела на основании оценки, данной непосредственным наставником и коллегами по работе.
Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что управление персоналом в ООО «Айсберг» является эффективным, однако в будущем предприятию необходимо обратить внимание на следующие моменты: на предприятии не достаточно используется внутренний резерв подбора кадров (всего 17 % от всех источников найма персонала), необходимо уделить внимание повышению квалификации уже работающих кадров на предприятии (переподготовке, переквалификации), в ООО «Айсберг» не проводиться аттестация персонала, а процесс адаптации персонала требует большего участия в нем руководителя организации.
3 Пути совершенствования системы планирования и управления персоналом в ООО «Айсберг»
Основные направления развития системы планирования и управления персоналом ООО «Айсберг» сводятся к следующему:
1. Совершенствование процесса подбора кадров.
Проведенные во второй главе исследования показали, что при наборе персонала услуги агентств обходятся ООО «Айсберг» дороже, чем подбор кандидатов сотрудниками самого предприятия, поэтому в 2009 г. ООО «Айсберг» необходимо при отборе и подборе персонала в основном использовать различные источники внутри предприятия, в частности, рассматривать кандидатуры, состоящие в резерве.
В ООО «Айсберг» недостаточно используется внутренний резерв, необходимо уделить внимание повышению квалификации уже работающих кадров на предприятии. Предлагается замещение вакантной должности с использованием процедуры внутреннего конкурса, либо из внутреннего резерва, путем отбора сотрудников соответствующих требованиям к должности, имеющих положительные результаты деятельности. Информирование о таких вакансиях можно разместить в виде объявления на информационной доске предприятия, доступной каждому работнику или объявить на общем собрании коллектива. В объявлении для внутреннего конкурса помимо содержания работы, отразить квалификационные требования к кандидату на вакансию.
В целях совершенствования системы планирования и подбора управленческого персонала в ООО «Айсберг» предлагается при найме кандидата на вакантную должность пользоваться услугами профессионального психолога. Наличие на предприятии психолога также облегчает разрешение различных внутрифирменных конфликтов, возникающих при производственном процессе.
Информация о работе Планирование и анализ численности персонала на предприятии ООО «Айсберг»