Планирование как функция менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность настоящего курсового исследования заключается в том, что сегодня России, как никогда, нужны системы управления, которые бы обеспечили предприятию или фирме достижение стандартов производства мирового класса, высокий уровень конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. И наиболее распространенным в решении любых проблем в современном управлении остается научный подход, так как он является наиболее эффективным и малозатратным.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Функция планирования…………………………………………………..6
1.1. Сущность функции планирования…………………………………….6
1.2. Основные этапы и модель процесса планирования………………….9
1.3. Формы и виды планов………………………………………………....13
2. Функция контроля……………………………………………………….17
2.1. Содержание и элементы функции контроля………………………....17
2.2. Основные задачи и виды контроля…………………………………...20
2.3. Основные этапы процесса контроля. Модель процесса контроля.....27
Заключение………………………………………………………………….34
Список литературы ………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Планирование как функция менеджмента.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)

Блок «Процедуры и правила» предусматривает  реализацию процедур и правил выполнения планов. Процедура представляет серию  последовательных действий по решению  конкретной задачи применительно к определенным ситуациям. Правила содержат специфические и детальные указания как надо (или, наоборот, нельзя) делать ту или иную работу в конкретной единичной ситуации.

Блок «Оперативное планирование»  отражает оперативное вмешательство в процесс планирования на любом этапе (в любой блок модели), если внутренние или внешние условия и факторы претерпели изменения, вызвавшие отклонения фактических текущих или будущих результатов от их плановых значений, которые, в свою очередь, смогут оказать влияющие на достижение целей организации. Наличие этого блока определяет непрерывный характер процесса планирования при функционировании организации (предприятия).

Таким образом, можно сделать следующий  вывод о том, что процесс планирования включает несколько последовательных этапов конкретных управленческих действий. А модель процесса планирования отражает содержание функции планирования, включая все элементы этого процесса (блоки модели) и их взаимосвязи. Модель также учитывает влияние на процесс планирования факторов внешней среды. Функционирование модели при реализации функции планирования отражает реализацию конкретной управленческой деятельности соответствующими блоками модели, отражающими основные этапы процесса планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Формы и виды планов

 

В практической деятельности организаций существуют различные формы планирования, использующие соответствующие им методы, и виды планов. В зависимости от содержания, целей и задач, а также в зависимости от длительности планового периода можно выделить следующие формы планирования:

  1. Долгосрочное планирование.
  2. Среднесрочное планирование.
  3. Краткосрочное (текущее или оперативное) планирование.

В целом планирование включает в себя: определение конечных и промежуточных целей; определение задач, решение которых необходимо для достижения целей; определение средств и способов решения конкретных задач; определение требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.

При рассмотрении форм планирования в рамках основ менеджмента ограничимся их краткой характеристикой, отражающей назначение и отличительные особенности каждой из этих форм.

Долгосрочное планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности организации и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми для этого ресурсами. Долгосрочное планирование охватывает период 5—10 лет и более, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на привлечении значительных ресурсов.

Среднесрочные планы охватывают период в 2—5 лет. Такой план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения конкретных ресурсов. В среднесрочном плане приводятся детальные сведения по всей номенклатуре продуктов, данные о капиталовложениях (инвестиции в основной капитал) и источниках их финансирования.

Краткосрочное (текущее) планирование заключается в определении промежуточных (краткосрочных) целей и задач. Горизонт планирования составляет 1 год. При этом детально разрабатываются средства и способы решения всех предусмотренных планом задач, использование конкретных ресурсов, в том числе внедрение новой технологии. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые, годовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, определенных перспективным и среднесрочным планами.

Форма долгосрочных планов включает разработку перспективного и долгосрочного стратегического планов организации. Среднесрочное планирование предусматривает формирование среднесрочного стратегического и оперативного планов. Реализация среднесрочных и текущих планов осуществляется через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются по каждому отдельному подразделению (по видам деятельности, продуктам и бизнесам) на соответствующий период, а затем консолидируются в единый бюджет или финансовый план организации (предприятия). Основу бюджета составляет прогноз продаж и оценка издержек на производство и реализацию продукции и услуг. Бюджет организации охватывает все стороны ее деятельности и базируется на планах отделений и других структурных образований предприятия (корпорации). Поэтому план и бюджет являются также средством координации работы всех звеньев организации.

Виды планов могут быть классифицированы по двум основным признакам: в зависимости от видов хозяйственной деятельности и в зависимости от организационной структуры предприятия (уровня планирования). При классификации по видам деятельности организации (конкретных подразделений) разрабатываются планы научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР), производства, сбыта, материально-технического снабжения, финансовый план, план капитальных вложений и другие виды планов. По уровню планирования различают планы организации (предприятия) в целом, планы производственного отделения, планы дочерней компании, планы структурного подразделения.

Стратегические  планы охватывают длительный период времени (обычно не меньше трех лет) и обширный спектр проблем и включают формулировку целей. Операционные планы составляются на более короткие периоды времени, сосредоточены на деталях и основаны на заранее намеченных целях.

Общие планы предпочтительнее, чем конкретные, в тех случаях, когда высока степень неопределенности внешней среды либо организация находится в стадии становления или спада своего жизненного цикла.

Одноразовые планы — это планы, специально разрабатываемые для удовлетворения потребностей конкретной ситуации и в ответ на незапрограммированные решения менеджеров. Постоянные планы — это планы на продолжительное время, которые обеспечивают направляющие принципы для действии, неоднократно выполняемых в организации, и разрабатываются в качестве реакции на незапрограммированные решения, принимаемые менеджерами.

Проанализировав эту  главу можно сделать следующие  выводы о том, что функция планирования является первой в процессе управления организацией (предприятием, корпорацией). И содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Планирование также предусматривает разработку целей и комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных результатов деятельности с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и организацией в целом.

Для обеспечения эффективного управления деятельностью предприятия функция планирования должна обеспечивать полноту и максимальную достоверность планирования, ясность и однозначность планов, а также непрерывность планирования.

 Сам процесс планирования включает несколько последовательных этапов конкретных управленческих действий. А модель процесса планирования отражает содержание функции планирования, включая все элементы этого процесса (блоки модели) и их взаимосвязи. Модель также учитывает влияние на процесс планирования факторов внешней среды.

В зависимости от содержания, целей и задач, а также в  зависимости от длительности планового периода выделяют следующие формы планирования: долгосрочное планирование, среднесрочное планирование, краткосрочное (текущее или оперативное) планирование.

В целом планирование включает в себя: определение конечных и промежуточных целей; определение задач, решение которых необходимо для достижения целей; определение средств и способов решения конкретных задач; определение требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.

Таким образом, функция планирования находится в тесной взаимосвязи  с функциями организации, контроля и мотивации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Функция контроля

 

2.1. Содержание и элементы функции контроля

 

Функция контроля может  быть определена как процесс, при  помощи которого руководство получает информацию о действительном состоянии дел по выполнению плана и о ходе решения задач, направленных на достижение целей организации. Реализация контроля включает также оценку отклонений от плана, определение их причин и принятие управленческих решений.

Основной задачей контроля является своевременное принятие корректирующих действий для обеспечения достижения организацией своих целей. И именно эта деятельность является главной в содержании функции контроля.

Контроль как функция  менеджмента представляет собой  вид управленческой деятельности, обеспечивающий возможность удержания организации на выбранном (запланированном) пути достижения целей путем периодической оценки, сопоставления текущих результатов деятельности организации с установленными планами (стандартами) и принятия необходимых корректирующих действий.

Для обеспечения этой функции на всех предприятиях создаются соответствующие системы контроля с целью организации оперативной обратной связи между реальными показателями деятельности предприятия и его планами. Чем точнее и оперативнее такие системы, тем большая вероятность достижения желаемого результата за счет своевременной корректировки как предпринимаемых усилий для достижения целей, так и самих целей с учетом изменения реальной ситуации во внешней и внутренней среде организации. Критерием эффективности любой системы контроля служит ее способность обеспечивать возможность (организационные и информационные условия) для принятия своевременных управленческих воздействий по достижению целей организации.

Все системы контроля базируются на единой идее обратной связи и на единых элементах функции контроля. К основным элементам функции контроля обычно относят этапы процесса контроля. Необходимыми элементами организации контроля также являются типовые технологии реализации функции контроля и основные задачи, решаемые контролем для достижения целей организации.

Этапы процесса контроля (как основные элементы контроля) включают:

• Установление показателей  деятельности предприятия, которые должны оцениваться в процессе контроля.

  • Измерение фактически достигнутых результатов и определение отклонений от установленных величин (стандартов).
  • Проведение корректировок в случае, когда достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Единые элементы технологии контроля отражают структуру и содержание работ по организации системы контроля на предприятии. Создание организационного механизма реализации функции контроля связано с проведением определенной совокупности работ, выполнение которых является обязательным при создании конкретной системы контроля, в том числе:

  1. Определение (выбор) концепции контроля: система контроля, процесс или процессы контроля, частные проверки тех или иных показателей.
  2. Определение области контроля, включая качество продукции, производительность труда, себестоимость продукции.
  3. Определение целей и структуры органов контроля.
  4. Определение и учет общих требований и норм контроля (этические, правовые, производственные).
  5. Определение объема контроля — полный, сплошной, эпизодический, выборочный, финансовый и другие возможности.
  6. Методы контроля — качественные, количественные, визуальные, инструментальные, автоматизированные, неавтоматизированные, разрушающие, неразрушающие.

Итак, функция контроля может быть определена как процесс, при помощи которого руководство получает информацию о действительном состоянии дел по выполнению плана и о ходе решения задач, направленных на достижение целей организации. Реализация контроля включает также оценку отклонений от плана, определение их причин и принятие управленческих решений.

Основной задачей контроля является своевременное принятие корректирующих действий для обеспечения достижения организацией своих целей.

Все системы контроля базируются на единой идее обратной связи и на единых элементах функции контроля. К основным элементам функции контроля обычно относят этапы процесса контроля. Необходимыми элементами организации контроля также являются типовые технологии реализации функции контроля и основные задачи, решаемые контролем для достижения целей организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Основные задачи и виды контроля

 

Контроль является неотъемлемым элементом эффективной деятельности организации. Необходимость функции контроля вытекает из самой сути деятельности организации, так как планы и обеспечивающие их структуры всегда содержат неполноту и неопределенность представления руководством организации ее деятельности в будущем. Множество разнообразных факторов внешней среды и обстоятельств внутри самой организации также могут помешать в достижении желаемого результата. Кроме того, изменения внешней среды и самой организации также могут создать новые возможности для достижения ею более весомого результата (дополнительной экономической или социальной выгоды). Эти и другие проблемы должны быть учтены при организации системы контроля на конкретном предприятии. С учетом этого основные задачи реализации функции контроля должны включать: обнаружение и устранение неопределенности; предупреждение возникновения кризисных ситуаций; поддержание успеха и широту контроля.

Информация о работе Планирование как функция менеджмента