Планирование как функция менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность настоящего курсового исследования заключается в том, что сегодня России, как никогда, нужны системы управления, которые бы обеспечили предприятию или фирме достижение стандартов производства мирового класса, высокий уровень конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. И наиболее распространенным в решении любых проблем в современном управлении остается научный подход, так как он является наиболее эффективным и малозатратным.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Функция планирования…………………………………………………..6
1.1. Сущность функции планирования…………………………………….6
1.2. Основные этапы и модель процесса планирования………………….9
1.3. Формы и виды планов………………………………………………....13
2. Функция контроля……………………………………………………….17
2.1. Содержание и элементы функции контроля………………………....17
2.2. Основные задачи и виды контроля…………………………………...20
2.3. Основные этапы процесса контроля. Модель процесса контроля.....27
Заключение………………………………………………………………….34
Список литературы ………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Планирование как функция менеджмента.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)

Последовательность работ  этого этапа включает:

1) Определение масштаба отклонений при измерении;

2) Измерение результата;

3) Формирование и оценка информации для принятия решения о выявленном отклонении.

Масштаб допустимых отклонений устанавливается руководством при организации системы контроля в виде реалистичных допусков параметров измеряемого показателя (стандарта). Устанавливаемый масштаб определяет отклонение полученных результатов от установленных стандартов, в пределах которого оно не должно вызывать корректирующих действий (включения обратной связи).

Чтобы быть эффективным, контроль должен быть экономным. Одним из методов повышения экономической эффективности контроля является использование принципа исключения, который состоит в том, что система контроля должна срабатывать (должна включаться обратная связь) только при наличии заметных отклонений от стандартов. Реализация этого принципа осуществляется через установление соответствующего масштаба допустимых отклонений.

Измерение результатов является самой трудной задачей и дорогостоящим элементом контроля. Необходимо выбрать такую измерительную единицу (меру), которую можно преобразовать в единицу измерения стандарта. Скорость, частота и точность измерений должны быть согласованы с деятельностью, подлежащей контролю. Измерения проводятся с такой частотой, чтобы обеспечить высокую вероятность безопасности покупателя. Менеджер должен избегать также искушения измерять все быстро и с достаточной точностью, так как это приведет к дополнительным издержкам на систему контроля.

Передача и распространение информации предусматривают обязательное доведение установленных стандартов и достигнутых результатов до сведения соответствующих сотрудников организации, принимающих решения. Для обеспечения эффективности контроля необходимо, чтобы информация была точной, доводилась до сведения ответственных за соответствующий участок работы сотрудников во время и в виде, позволяющем принять необходимые решения и действия. Присутствие человека в этой цепочке сопряжено с возможным искажением информации, на основе которой должны приниматься решения в области контроля.

Оценка информации о  результатах является заключительной стадией этапа сопоставления. Менеджер должен решить, получена ли необходимая информация (описывает ли полученная информация адекватно исследуемое явление) и насколько она важна для принятия решения. Во многих случаях мерой такой информации может служить масштаб допустимых отклонений. Часто менеджеры должны давать личные оценки, интерпретировать значимость полученной информации и устанавливать корреляцию запланированных и фактически достигнутых результатов с учетом риска и других факторов, определяющих выбор того или иного решения. Цель этой оценки состоит в том, чтобы принять решение о необходимости действий.

Третий этап предусматривает определение конкретных действий для вмешательства (невмешательства) в деятельность по реализации целей организации. При этом менеджер может выбрать одно из трех решений:

  1. Ничего не предпринимать.
  2. Пересмотреть стандарт.
  3. Устранить отклонение.

Ничего не предпринимать. Если система контроля показала, что  при наличии отклонения в каком-либо элементе организации ее основные показатели (стандарты) не выходят за пределы  допустимых отклонений (в соответствии с установленными масштабами измерений), то необходимо продолжать измерение результатов, повторяя цикл контроля. Такое решение принимается менеджером, когда он может быть уверен в достижении организацией ее целей с учетом обнаруженного несоответствия конкретного показателя (стандарта) в отдельном контролируемом элементе. При необходимости может быть временно сокращен интервал контроля показателей, связанных с выявленным отклонением.

Пересмотреть (откорректировать) стандарт. Сами стандарты могут оказаться  нереальными, так как они основаны на планах, которые являются лишь прогнозами будущего. При пересмотре планов должны уточняться (изменяться) и стандарты. Кроме того, стандарты должны быть изменены в случае, когда они оказываются практически недостижимыми при конкретных условиях (внутренних и внешних) функционирования организации. При изменении стандарта (стандартов) должно также приниматься решение об изменении соответствующего плана организации и/или подразделения (подразделений).

Устранить отклонения. Если отклонение от стандарта не связано с его изменением, то действия должны быть направлены на 
выявление и устранение истинной причины такого отклонения.

 Смысл корректировки во всех случаях состоит в том, чтобы уяснить причины отклонения и добиться возвращения организации к деятельности по траектории, направленной на достижение ожидаемого результата. Такие действия могут быть направлены на улучшение тех или иных внутренних переменных организации, 
совершенствование функций управления или технологических процессов. При этом необходимо помнить, что причиной отклонения от желаемого результата может быть любая переменная организации или сочетание различных факторов.

Прежде, чем принять  решение о корректирующем действии, необходимо взвесить все факторы (переменные) и их взаимосвязи, имеющие отношение к данной проблеме. До принятия решения менеджер должен убедиться, что принимаемое им решение (действие) не создаст дополнительных трудностей в достижении желаемого результата при разрешении рассматриваемой проблемы.

 Рассмотрим модель процесса контроля, которая приведена на рисунке 2.

Рисунок 2. Модель процесса контроля

Основными элементами модели процесса контроля являются:

  • Информационный блок целей и стратегических планов организации.
  • Блок определения показателей результативности деятельности организации (стандарты и критерии оценки текущего состояния по достижению целей).
  • Блок установления масштаба допустимых отклонений.
  • Блок измерения текущих результатов и сравнения их со стандартами.
  • Блок формирования данных об отклонениях.
  • Блок решения о вмешательстве менеджера в процесс реализации плана.
  • Блок оценки выполнимости установленных стандартов.
  • Блок определения причин возникшего отклонения.
  • Блок принятия конкретных мер по устранению отклонений.

 

Итак, контроль как функция менеджмента представляет собой вид управленческой деятельности, обеспечивающий возможность удержания организации на выбранном пути достижения целей путем периодической оценки, сопоставления текущих результатов деятельности организации с установленными планами (стандартами) и принятия необходимых корректирующих действий.

Основной задачей контроля является своевременное принятие корректирующих действий для обеспечения достижения организацией своих целей.

Все системы контроля базируются на единой идее обратной связи и на единых элементах функции контроля. К основным элементам функции контроля обычно относят этапы процесса контроля. Необходимыми элементами организации контроля также являются типовые технологии реализации функции контроля и основные задачи, решаемые контролем для достижения целей организации. Основные задачи реализации функции контроля должны включать: обнаружение и устранение неопределенности; предупреждение возникновения кризисных ситуаций; поддержание успеха и широту контроля.

Реализация основных задач функции контроля и эффективность конкретной системы контроля связаны с определенным подходом к организации контроля на предприятии. Существуют три подхода к организации системы контроля: рыночный, бюрократический и клановый. Реализация функции контроля включает также проведение различных видов контроля деятельности организации для достижения ее целей. Это предварительный, текущий и заключительный контроль. 

Процесс контроля включает три этапа, на каждом из которых осуществляется конкретная совокупность действий. На первом этапе осуществляется выработка стандартов и критериев, определяющих конкретные показатели оценки в процессе контроля. Стандарты представляют конкретные цели или показатели деятельности предприятия, прогресс которых поддается измерению. Второй этап предусматривает осуществление измерений, сопоставление полученных результатов с установленными стандартами и выявление отклонений. Третий этап предусматривает определение конкретных действий для вмешательства (невмешательства) в деятельность по реализации целей организации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что контроль является неотъемлемым элементом эффективной деятельности организации.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Функция планирования является первой в процессе управления организацией (предприятием, корпорацией). И содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Планирование также предусматривает разработку целей и комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных результатов деятельности с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и организацией в целом.

Для обеспечения эффективного управления деятельностью предприятия функция планирования должна обеспечивать полноту и максимальную достоверность планирования, ясность и однозначность планов, а также непрерывность планирования.

Сам процесс планирования включает несколько последовательных этапов конкретных управленческих действий. А модель процесса планирования отражает содержание функции планирования, включая все элементы этого процесса (блоки модели) и их взаимосвязи. Модель также учитывает влияние на процесс планирования факторов внешней среды.

В зависимости от содержания, целей и задач, а также в  зависимости от длительности планового периода выделяют следующие формы планирования: долгосрочное планирование, среднесрочное планирование, краткосрочное (текущее или оперативное) планирование.

В целом планирование включает в себя: определение конечных и промежуточных целей; определение задач, решение которых необходимо для достижения целей; определение средств и способов решения конкретных задач; определение требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.

Функция контроля тесно связана с функцией планирования, поскольку на базе информации, полученной при контроле, и ее анализа у менеджера появляется возможность внесения необходимых уточнений в ранее намеченные планы производства.

Контроль как функция менеджмента представляет собой вид управленческой деятельности, обеспечивающий возможность удержания организации на выбранном пути достижения целей путем периодической оценки, сопоставления текущих результатов деятельности организации с установленными планами (стандартами) и принятия необходимых корректирующих действий.

Основной задачей контроля является своевременное принятие корректирующих действий для обеспечения достижения организацией своих целей.

Все системы контроля базируются на единой идее обратной связи и на единых элементах функции контроля. К основным элементам функции контроля обычно относят этапы процесса контроля. Необходимыми элементами организации контроля также являются типовые технологии реализации функции контроля и основные задачи, решаемые контролем для достижения целей организации. Основные задачи реализации функции контроля должны включать: обнаружение и устранение неопределенности; предупреждение возникновения кризисных ситуаций; поддержание успеха и широту контроля.

Реализация основных задач функции контроля и эффективность конкретной системы контроля связаны с определенным подходом к организации контроля на предприятии. Существуют три подхода к организации системы контроля: рыночный, бюрократический и клановый. Реализация функции контроля включает также проведение различных видов контроля деятельности организации для достижения ее целей. Это предварительный, текущий и заключительный контроль. 

Процесс контроля включает три этапа, на каждом из которых осуществляется конкретная совокупность действий. На первом этапе осуществляется выработка стандартов и критериев, определяющих конкретные показатели оценки в процессе контроля. Стандарты представляют конкретные цели или показатели деятельности предприятия, прогресс которых поддается измерению. Второй этап предусматривает осуществление измерений, сопоставление полученных результатов с установленными стандартами и выявление отклонений. Третий этап предусматривает определение конкретных действий для вмешательства (невмешательства) в деятельность по реализации целей организации.

Итак, в ходе курсового  исследования были рассмотрены планирование и контроль как основные функции  менеджмента, и следовательно цель курсовой работы была достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. – СПб.: «Питер», 2010.

2. Борисенко И.А. Менеджмент. – М.: «ИНФРА», 2007.

Информация о работе Планирование как функция менеджмента