Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:22, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы «Планирование как процесс, его структура и содержание основных элементов», обусловлена тем, что на современном этапе руководителям российских предприятий и организаций необходимо принимать решения, которые бы способствовали выживанию и закреплению позиций в условиях жесточайшей конкурентной борьбы. Тема организации управления на предприятии, а также выполнение функции планирования чрезвычайно насущной на сегодняшний день.
Цель данной работы – рассмотреть планирование как функцию менеджмента, его значение в процессе управления в современных условиях.
Введение……………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы системы планирования в управлении………………………..4
1.1. Понятие сущность процесса планирования в управлении…...........................................4
1.2. Структура и содержание основных элементов функции планирования……………....6
1.3. Роль и место планирования в управлении предприятием…………………………….14
Глава 2. Анализ и пути совершенствования планирования – составной части процесса управления на примере ОАО Гостиница «Калининград»........................................................16
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………………………16
2.2. Характеристика системы планирования гостиницы «Калининград»..........................20
2.3. Предложения по усовершенствованию функционирования гостиницы «Калининград»..........................................................................................................................21
Заключение……………………………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………………………...25
Приложение………………………………………………………………………………………27
К стратегии сокращения прибегают чаще всего в том случае, когда показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации. Стратегии сочетания всех альтернатив будут придерживаются крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.
Выбрав определенную стратегическую альтернативу, руководство должно обратиться к конкретной стратегии. Главная цель - выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Для этого руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего. Приверженность какому-либо конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно подвергаться тщательному исследованию и оценке. На стратегический выбор влияют разнообразные факторы: риск (фактор жизни фирмы); знание прошлых стратегий; реакция владельцев акций, которые зачастую ограничивают гибкость руководств, при выборе стратегии; фактор времени, зависящий от выбора нужного момента. Принятие решений по стратегическим вопросам может осуществляться по разным направлениям: «снизу вверх», «сверху вниз», во взаимодействии двух вышеназванных направлений (стратегия разрабатывается в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановой службой и оперативными подразделениями).[4]
Формирование стратегии фирмы в целом приобретает все большее значение. Это касается приоритетности решаемых проблем, определения структуры фирмы, обоснованности капиталовложений, координации и интеграции стратегий.
1.3. Роль и место планирования в управлении предприятием
Роль и место планирования в управлении предприятием Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят - планирование и прогнозирование - организация - координация и регулирование - учет, контроль и анализ - активизация и стимулирование.
Функция планирования
Организация как функция управления - это деятельность, направленная на создание или развитие структуры хозяйственной системы. В зависимости от объекта различают организацию производства, труда и управления. Организация управления включает регламентацию отдельных элементов процесса управления стадий управленческого цикла, процедур и операций управления , установление времени выполнения работ, состава исполнителей, прав, ответственности, технического и информационного обеспечения и т.п. Координация заключается в обеспечении необходимой предусмотренной проектом организации согласованности действий работников. Цель координации - устранить параллелизм и дублирование в работе.
Функция регулирования состоит
в сохранении режима функционирования
хозяйственной системы. В силу различных
причин производство может отклоняться
от заданных параметров. В этих условиях
путем регулирования
Роль контроля как функции управления
обусловлена тем, что он является
средством осуществления
Планирование всегда опирается на данные прошлых периодов деятельности предприятия. Оно осуществляется для того, чтобы определять и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность плана зависит от точности фактических показателей прошлых периодов. Тем не менее планирование на любом предприятии базируется на неполных данных, даже если имеется хорошо налаженная система бухгалтерского и статистического учета. Проблема состоит в том, что некоторые аспекты функционирования экономической системы не поддаются оценке, например действия конкурентов, экономические циклы, забастовки, политическая обстановка и т.п.
Процесс планирования характеризуется
рядом специфических черт. Во-первых,
планирование имеет две стороны
социально-экономическую и
Первой стадией в плановом цикле является выявление и формулировка проблем. На этой основе принимается плановое решение. Затем оно реализуется. Информация о полученных результатах по системе обратной связи передается в плановый орган. Последний на ее основе оценивает происходящее, формулирует новые проблемы, и весь цикл планирования повторяется. В-третьих, планирование на предприятии выступает как один из важнейших организационных факторов интенсификации производства. [15]
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ – СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО ГОСТИНИЦА «КАЛИНИНГРАД»
Местоположения: Ленинский пр-т, д. 81
ОАО Гостиница «Калининград» является юридическим лицом по действующему законодательству РФ, имеет обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, расчетный и иные счета в любых финансово-кредитных учреждениях, печать со своим наименованием, эмблему и другие необходимые реквизиты.
Самая крупная гостиница не только в структуре компании, но и в целом в городе Калининграде, располагает 233 номерами для приема гостей. Исторически – центральная гостиница города.
Комфортабельные номера - со всеми удобствами, в каждом номере - телефон
с прямым выходом на международную автоматическую связь, цветной телевизор,
ванная комната. 239 комфортабельных номеров - со всеми удобствами, в том
числе 12 двухместных и 20 одноместных экономичного класса, 85 одноместных,
41 двухместный, 26 одноместных номеров и 18 двухместных номеров повышенной
комфортности, 21 двухкомнатных люкс, 4 апартамента.
В гостинице “Калининград“ основным видом деятельности является предоставление гостиничных услуг, но она осуществляет также иные виды хозяйственной деятельности:
- оказание посреднических, маркетинговых, агентских, транспортных и иных услуг организациям и гражданам;
- организация и проведение ярмарок, выставок;
- оказание услуг общественного питания, в том числе столовых, кафе, ресторанов;
- оказание услуг прачечной и химчистки;
- бизнес-центр с конференц-залом, услуги международной связи, парикмахерская, киоски и магазины, круглосуточный обмен валюты, сейф, камеры хранения, бронирование авиа и ж/д билетов,
- организация экскурсий, услуги гида и переводчика, туристическая
информация.
Удачное расположение, завоеванная репутация и возможность обслуживать большие потоки гостей позволяет этой гостинице занимать лидирующее положение в гостиничном бизнесе региона.
Генеральный (исполнительный) директор осуществляет оперативное руководство деятельностью общества.
Зам. директора по производственной части проверяет качество номеров после проведения капитального и текущих ремонтов, а также показания счетчиков воды и электрической энергии.
Управляющая следит за качеством подготовки номерного фонда перед заселением клиентов, а также проводит контроль за состоянием мебели и бытовой техники.
Осуществление технологического цикла обслуживания гостя обеспечивают в гостинице следующие службы:
- служба управления номерным фондом
- административная служба
- служба организации питания
- коммерческая служба
- инженерно – техническая служба
Хозяйственная служба - этот отдел состоит из химчистки, службы уборки номеров и службы уборки общественных помещений. Функциями этого отдела является обеспечение ежедневной уборки номеров и общественных зон гостиницы, работа химчистки и прачечной для гостей, а так же стирка рабочей формы персонала, постельного белья, скатертей и салфеток и т.д. В обязанности горничных входит уборка номеров. Она проводится в соответствии с принятыми нормами и стандартами. Убранные номера проверяются супервайзером службы, на соответствие стандартам. Каждому номеру присваивается определенный статус, который вносится в компьютер координатором.
Служба организации питания - данная служба осуществляет обслуживание гостей в ресторанах, барах и кафе гостиницы. Производит обслуживание банкетов и мероприятий в банкетных залах гостиницы, а также на конференциях. Отвечает за приготовление пищи, хранение напитков и продуктов. За уборку помещений на кухне, мытье посуды. Занимается приемом заказов и доставкой их в номера, контролем и пополнением продуктов и напитков в мини-барах. Отвечает за организацию питания в столовой для персонала. Включает в себя:
- кухню
- банкетную службу
- ресторанное обслуживание
- служба обслуживания на этажах
- бары
- службу стюардинга
- столовую для персонала
В состав службы входят: шеф-повар, метрдотели, официанты, бармены, кассиры в ресторанах и кафе, персонал различных цехов на кухне, персонал столовой для персонала, уборщики и т.д.
Служба приема и размещения гостей - к её основным функциям относится приветствие гостя и выполнение необходимых формальностей при его размещении (проверка бронирования, заполнение карты гостя, проверка предоплаты, если таковая была внесена).
На данном предприятии всю аналитическую работу проводит экономист. Организация бухгалтерских служб, бухгалтерский учет на предприятии осуществляется специализированным подразделением (бухгалтерией), непосредственно подчиненной главному бухгалтеру.
Ежегодно работники компании проходят аттестацию, с целью выяснения их профессиональной пригодности. Так же работников, которые в период работы заочно обучаются, отпускают на время сессии.
ОАО Гостиница «Калининград» имеет линейную организационную структуру, которая представлена в Приложении 1.
Линейная организационная
структура управления характеризуется
тем, что во главе каждого структурного
подразделения находится
В линейной структуре система управления организацией компонуется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.
Линейная организационная структура управления имеет свои положительные моменты и недостатки, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Преимущества |
Недостатки |
Четкое разграничение ответственности и компетенции |
Высокие профессиональные требования к руководителю |
Простой контроль |
Сложные коммуникации между исполнителями |
Быстрые и экономичные формы принятия решения |
Низкий уровень специализации руководителей |
Простые иерархические коммуникации |
Ярко выраженный авторитарный стиль руководства |
Персонифицированная ответственность |
Большая нагрузка руководителя |
Информация о работе Планирование как процесс, его структура и содержание основных элементов