Планирование организационно – технического развития на ОАО ПО «Стрела»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – разработать рекомендации по повышению эффективности плана организационно – технического развития предприятия.
Задачи курсовой работы:
Изучить понятие и оценка организационно – технического уровня производства;
Дать оценку организационно – техническому развитию предприятия ОАО ПО «Стрела»

Содержание работы

Введение 5
1. Высокий организационно – технический уровень производства – основа эффективной работы предприятия 6
1.1. Понятие и оценка организационно – технического уровня производства 6
1.2 Проектирование организационной структуры фирмы 19
2. Планирование организационно – технического развития на ОАО ПО «Стрела» 22
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия ОАО ПО «Стрела» 22
2.2. Оценка организационно – технического развития предприятия ОАО ПО «Стрела» 32
2.3 План организационно – технического развития предприятия 35
3. Предложения по совершенствованию организационно – технического плана на предприятии 44
3.1 Мероприятия по совершенствованию организационно – технического плана на предприятии 45
3.2. Предложения по совершенствованию организационной структуры управления на предприятии 45
Заключение 46
Список использованных источников 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_planirovanie_tehnicheskogo_i_organizacionno.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

К вспомогательным относят такие процессы, которые непосредственно не соприкасаются с предметами труда, а призваны обеспечивать нормальное протекание основных процессов. Например, изготовление инструмента для собственных нужд, производство для своих нужд различных видов энергии, ремонт основных фондов.

К обслуживающим относятся такие процессы, как контроль качества продукции, внутризаводское транспортирование, складирование и т.п.

Аналогично производственным процессам на основные, вспомогательные и обслуживающие подразделяются управленческие процессы. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого предмета труда, то этот процесс будет основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся процессы по накоплению, контролю и передаче предмета труда. К вспомогательным - все те, которые создают нормальные условия для протекания основных и обслуживающих процессов: изготовление, приобретение или ремонт средств технического оснащения и т.п. Проектирование любых процессов осуществляется на основе анализа и разработки мер по углублению межпроизводственной, внутрипроизводственной, технологической и функциональной специализации. Факторами углубления любой формы специализации являются унификация, типизация и стандартизация операций, процедур, методов, информации и других элементов систем управления.

Основными принципами рациональной организации любых процессов являются пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, а также концентрация однородных предметов труда (деталей, информации, документов и т.п.) в одном месте, гибкость процесса. Рассмотрим эти принципы подробнее.

Пропорциональность - принцип, выполнение которого обеспечивает равную пропускную способность разных рабочих мест одного процесса, пропорциональное обеспечение рабочих мест информацией, материальными ресурсами, кадрами и т.д.

Принцип пропорциональности следует помнить при решении совершенно любых вопросов, т.к. "скорость эскадры определяется скоростью самого тихоходного судна".

Пропорциональность определяется по формуле:

;                              (1.9)

где

Мmin - минимальная пропускная способность, или параметр рабочего места в технологической цепи (например, мощность, разряд работ, объем и качество информации и т.п.);

Мmax - максимальная способность.

Непрерывность - принцип рациональной организации процессов, определяемый отношением рабочего времени к общей продолжительности процесса

                                   (1.10)

где

Траб - продолжительность рабочего времени;

Тц - общая продолжительность процесса, включающая простои или пролеживания предмета труда между рабочими местами, на рабочих местах и т.п.

Параллельность - принцип рациональной организации процессов, характеризующий степень совмещения операций во времени. Виды сочетаний операций: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное (рис. 1.3).

а) последовательное сочетание операций

б) параллельное сочетание операций

в) параллельно-последовательное сочетание операций

 

Рис. 1.3 Виды сочетания операций

Коэффициент параллельности рекомендуется определять по формуле

Прямоточность - принцип рациональной организации процессов, характеризующий оптимальность пути прохождения предмета труда, информации и т.п.

Коэффициент прямоточности рекомендуется определять по формуле

,                                (1.11)

где

Допт - оптимальная длина пути прохождения предмета труда, исключающего лишние звенья, возвраты на прежнее место;

Дфакт - фактическая длина пути прохождения предмета труда.

Ритмичность - принцип рациональной организации процессов, характеризующий равномерность их выполнения во времени.

Коэффициент ритмичности рекомендуется определять по формуле

,                              (1.12)

где

Viф - фактический объем выполненной работы за анализируемый период (декада, месяц, квартал) в пределах плана (свыше плана не учитывается);

Viп - плановый объем работ.

Одним из путей улучшения перечисленных показателей рациональной организации производственных и управленческих процессов является увеличение повторяемости процессов и операций. В свою очередь, методом увеличения повторяемости процессов является унификация и типизация разнохарактерных частичных процессов. Преимущество увеличения повторяемости процессов показаны в табл. 1.3, конечные результаты в массовом производстве лучше, чем в единичном.

Перечисленные принципы рациональной организации процессов являются основным фактором повышения организованности системы менеджмента, которые еще характеризуются степенью количественной определенности связей (энтропией) между компонентами системы. Для снижения неопределенности необходимо во всех управленческих документах (планах, программах, заданиях, стандартах, положениях, инструкциях и т.д.) находить и четко фиксировать связи органов управления с управляемыми объектами. Связи в системе менеджмента устанавливаются после построения дерева целей до IV уровня, перевода качественных требований в количественные. Для повышения четкости работ по координации рекомендуется применять сетевые методы управления.

 

Таблица 1.3 Особенности типов производства

Элементы производственного процесса

Единичное производство

Массовое производство

1. Количество конечной продукции, выпускаемой за год

1-2

Тысячи и более

2. Уровень технологической и функциональной  специализации

Низкий

Высокий

3. Количество детале-операций, выполняемых на одном рабочем месте за месяц

Свыше 40

1

4. Уровень межпроектной и внутривидовой  унификации изделия и его элементов

Высокий

Низкий

5. Технологический процесс изготовления

Маршрутная технология

Пооперационная технология

6. Технологическое оборудование

Универсальное

Специальное

7. Режущий и мерительный инструмент

Универсальный

Специальный

8. Рабочие

Высокой квалификации

Низкой квалификации

9. Коэффициент использования металлов

0,40-0,60

0,80-0,95

10. Уровень автоматизации производства

0,30-0,50

0,90-0,99

11. Трудоемкость и себестоимость  изготовления единицы продукции

Высокая

Низкая

12. Качество продукции

Удовлетворительное

Хорошее


 

Примечание. Показатели серийного производства находятся между приведенными в табл. 1.3. Например, третий показатель для крупносерийного производства равен 2-10, среднесерийного - 11-20, мелкосерийного - 21-40.

Количество учитываемых факторов и конкретные формы зависимостей для расчета обобщающих показателей ОТУП устанавливаются после изучения особенностей производства, качества отчетной информации и конкретной ситуации. Структура зависимостей (линейная, степенная) для расчета обобщающих показателей такая же, как и для комплексного показателя ОТУП (см. формулы 1.1, 1.2, 1.3). При расчете обобщающих показателей по формуле (1.1) сумма коэффициентов весомости при факторах равна единице (ai = 1), коэффициенты весомости факторов при расчете обобщающих показателей по формулам (1.2) и (1.3) определяются в результате корреляционно-регрессионного анализа.

Полученные значения частных, обобщающих и комплексного показателей ОТУП используются для анализа их прогрессивности, нахождения узких мест для повышения ОТУП и стратегического прогнозирования.

 

1.2 Проектирование организационной  структуры фирмы

 

Организационная структура - совокупность взаимосвязанных элементов объекта управления. Оптимальная организационная структура фирмы должна: иметь оптимальное взаимодействие штабного, научно-технического и линейного персонала фирмы; обеспечивать оперативное и эффективное взаимодействие с внешней средой; базироваться на стратегии фирмы; обеспечивать качественное, своевременное и эффективное достижение поставленных целей.

Факторами, определяющими организационную структуру являются:

1) характеристика и сложность выпускаемой продукции, от которых зависит тип технологии, продолжительность серийного производства (например, технологическое оборудование без изменений может выпускаться несколько лет, электронная техника - 1-2 года, транспортные средства - до 5 лет, сырьевые ресурсы - неограниченное время и т.д.);

2) номенклатура выпускаемой продукции, увеличение которой позволяет использовать преимущества унификации и специализации, формировать мощные функциональные подразделения, снижать накладные расходы при одновременном усложнении структуры фирмы;

3) объем производства (продаж), увеличение которого позволяет лучше маневрировать всеми видами ресурсов фирмы, стабилизировать производство в динамике и по подразделениям фирмы;

4) масштаб (годовая программа) производства основной продукции фирмы, увеличение которого позволяет повысить уровень автоматизации производства, его специализации, разделения труда, снизить потери материальных ресурсов, улучшить использование оборудования, резко снизить трудоемкость выпускаемой продукции;

5) тип стратегии, реализуемой фирмой. Если стратегия фирмы ориентирована на постоянный выпуск сложной конкуренто-способной продукции, то ее структура должна быть мобильной, способной быстро перестраиваться и приспосабливаться к изменениям по обратной связи, требованиям потребителей;

6) степень интеграции по жизненному циклу товара (ЖЦТ) или по производственному циклу. Чем выше уровень интеграции по ЖЦТ, тем больше самостоятельность фирмы, тем реальнее она воздействует на уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции и конечные результаты деятельности фирмы, выше уровень комбинирования производства. Степень интеграции в производстве сложного технологического оборудования и бытовой техники, металлопроката и подобной продукции целесообразно повышать, т.е. проводить весь цикл работ от маркетинга до внедрения у потребителя;

7) степень интеграции по горизонтали (географическая или региональная интеграция). Этот тип интеграции рекомендуется развивать при реализации конкурентных преимуществ по каким-либо факторам в других регионах (странах) или для развития глобальной стратегии;

8) степень интеграции по вертикали (отраслевая интеграция). Этот тип интеграции рекомендуется развивать при необходимости перехода на выпуск конкурентоспособных сложных объектов. В этом случае юридически самостоятельные фирмы создаются по структуре (дереву) сложного объекта. Например, на нулевом уровне - фирма по сборке конечного объекта, 1-м - по сборке наиболее сложных комплексов (агрегатов), 2-м - по изготовлению составных частей для 1-го уровня, на 3-м уровне - фирмы по производству комплектующих изделий;

9) квалификация работников в данном регионе (городе);

10) динамизм внешней среды, определяемый изменчивостью факторов макросреды, инфраструктуры региона и микросреды фирмы (см. 2.2). Чем выше динамизм внешней среды, тем труднее работать фирме, тем больше она должна прикладывать усилий для адаптации структуры к факторам внешней среды.

Наиболее распространенными типами организационных структур являются:

    • бюрократические организационные структуры;
    • линейные;
    • функциональные;
    • продуктовые;
    • матричные и др.

Вид структуры определяется перечисленными выше десятью факторами. Изменения в стратегии фирмы вызывают изменения в ее структуре.

Этапы проектирования организационных структур фирмы:

1. Системный анализ факторов, определяющих организационную структуру.

2. Анализ стратегии и построение  дерева целей фирмы.

3. Определение функций по 1-му  и 2-му уровням дерева целей  фирмы.

4. Разработка положений о структурных  подразделениях фирмы и должностных инструкций по главным специалистам и заместителям руководителя фирмы.

5. Разработка проекта организационной  структуры фирмы, его согласование  и утверждение.

Перед существующими фирмами стоит задача приспособления организационной и производственной структур к новым требованиям, они должны быть гибкими, быстро переналаживаемыми под новые товары. Поэтому существующие организационные структуры надо постоянно совершенствовать, для новых фирм - разрабатывать новые структуры (в промышленно развитых странах ежегодно закрываются и открываются новые фирмы, что составляет 8-12 % от их общего количества, рынок требует интенсивного и качественного труда всех).

Информация о работе Планирование организационно – технического развития на ОАО ПО «Стрела»