Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:42, курсовая работа
В обобщенном виде прибыль представляет собой разность между всеми доходами и всеми расходами предприятия.
Объектом исследования является прибыль.
Предметом исследования - Планирование прибыли на предприятии.
Цель данной курсовой работы: выявить основные особенности планирования прибыли как источника самофинансирования предприятия.
В процессе исследования, для достижения поставленной цели, поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы планирования прибыли и рентабельности;
проанализировать эффективность планирования прибыли и рентабельности на предприятиях отрасли городского хозяйства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ КАК ИСТОЧНИКА САМОФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Содержание, формы, принципы планирования прибыли на предприятии и рентабельности производства………………………………..5
1.2 Особенности планирования прибыли на предприятии и рентабельности производства………………………………………………….15
1.3 Методы планирования прибыли на предприятии и рентабельности производства…………………………………………………19
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ КАК ИСТОЧНИКА САМОФИНАНСИРОВАНИЯ
2.1. Анализ эффективности планирования прибыли на предприятии и рентабельности производства…………………………………………………30
2.2 Рекомендации по повышению эффективности планирования прибыли на предприятии и рентабельности производства…………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………50
1)определяется сумма минимальной прибыли к распределению по формуле:
Пмин (р)=К*Рмин:100;
2)рассчитывается
плановая налогооблагаемая
Пмин (но)=Пмин (р)*100:(100-Сн);
Пмин=Пмин (но)+НН.
Метод «CVP» - или метод планирования прибыли с использованием системы «взаимосвязь издержек производства и обращения, объема товарооборота и прибыли» позволяет определять виды прибыли при наличии той же информации, которая используется при применении метода прямого счета.
При использовании этого метода вначале определяется точка безубыточности (Тт0) в плановом периоде.
Следующим методом является определение плановой суммы маржинальной прибыли от реализации товаров (МП):
МП=Т*(ВД-Ипер): 100,
Или
МП=И (пост)+П.
Этот метод
планирования прибыли может использоваться
в общественном питании для оперативной
корректировки плана прибыли
в случае изменения условий
Метод целевого формирования прибыли на плановый период позволяет обеспечить наибольшую взаимосвязь плановых показателей со стратегией деятельности предприятий питания в предстоящем периоде. Суть этого метода заключается в определении потребности в собственных финансовых ресурсах, формируемых за счет чистой прибыли (прибыли к распределению) предприятий общественного питания. Методика целевого планирования прибыли является составной частью методики целевого планирования товарооборота. Определение прибыли на плановый период таким методом служит базой для планирования других показателей деятельности предприятий питания: валового дохода, товарооборота общественного питания.
Метод факторного моделирования позволяет осуществить многовариантные плановые расчеты прибыли на плановый год путем последовательного применения заданных значений отдельных факторов. С учетом степени влияния отдельных факторов строится многофакторная регрессионная модель. Применение методов корреляционно-регрессионного анализа достаточно подробно описано в экономической литературе.
Проводим факторный анализ прибыли по методике Савицкой.
Для проведения анализа прибыли по составу и в динамике составляют аналитическую таблицу 2:
Таблица 2 - Анализ состава, динамики и выполнения плана по прибыли
Показатель |
Базисный период |
Отчетный период |
Абсолютное отклонение |
Темп изменения, % | |||
тыс. рублей |
удельный вес % |
тыс. рублей |
удельный вес % |
тыс. рублей |
удель-ный вес % | ||
Прибыль от продаж |
|
|
|
|
|
|
|
Сальдо от операционных доходов и расходов |
|
|
|
|
|
|
|
Сальдо вне- реализационных доходов и расходов |
|
|
|
|
|
|
|
Прибыль от обычных видов деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).
Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
Объем продаж продукции может
оказывать положительное и
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной (таблица 3)
Таблица 3 - Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продаж
Показатель |
Условия расчета |
Порядок расчета |
Сумма прибыли, | |||
объем реализации |
структура товарной продукции |
цена |
себестоимость | |||
План |
План |
План |
План |
План |
| |
Усл1 |
Факт |
План |
План |
План |
| |
Усл2 |
Факт |
Факт |
План |
План |
| |
Усл3 |
Факт |
Факт |
Факт |
План |
| |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
|
Изменение суммы прибыли за счет:
объема реализации продукции
структуры товарной продукции
средних цен реализации
себестоимости реализуемой продукции
Сначала нужно
найти сумму прибыли при
Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:
.
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
.
Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж продукции в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель
где Riпл – плановая рентабельность i-х видов продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции).
Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Цi).
Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид
|
Среднереализационная
цена единицы продукции
Качество товарной продукции – один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.
Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (DЦкач) можно определить следующим образом:
,
где Цн и Цп – соответственно цена изделия нового и прежнего качества; VРПн – объем реализации продукции нового качества; VРПобщ – общий объем продаж i-го вида за отчетный период.
Расчет влияния сортности продукции на изменение средней цены можно выполнить способом абсолютных разниц.
Для этого отклонение фактического удельного веса от планового по каждому сорту умножаем на плановую цену единицы продукции соответствующего сорта, результаты суммируем и делим на 100:
.
По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции.
Если на протяжении
года произошло изменение отпускных
цен на продукцию по сравнению
с плановыми в связи с
Выполнение плана по прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это финансовые результаты, полученные от операционных, внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.
Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.
Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие санкции.
Убытки от списания
безнадежной дебиторской
Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия-держатели ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.
В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от данных видов деятельности.
2 Эффективность
планирования прибыли на
2.1. Анализ эффективности
планирования прибыли на
Окончательным финансовым результатом деятельности ООО «Челметпром» является балансовая прибыль, которая включает в себя следующие элементы: прибыль от реализации продукции и расходы на уплату налогов и сборов (Таблица 4).
Таблица 4 - Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли
Состав балансовой прибыли |
2009г. |
2010г. |
Абсолютн. отклонение., тыс. руб. | ||||
факт |
% |
план |
% |
факт |
% | ||
Прибыль от реали-зации продукции |
453 |
+151 |
480 |
+157 |
500 |
+167 |
47 |
Внереализационные расходы |
153 |
-51 |
145 |
-47 |
200 |
-67 |
47 |
Балансовая прибыль |
300 |
100 |
305 |
100 |
300 |
100 |
- |
Рисунок 7 – Динамика состава балансовой прибыли
Ниже, проанализируем выполнение плана в 2010 году (рисунок 8):
Рисунок 8 – Анализ выполнения плана
Как показывают
данные, план по балансовой прибыли
невыполнен на 1,6% (98,4%). Это связано
с увеличением
Информация о работе Планирование прибыли как источник самофинансирования