Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:42, курсовая работа
В обобщенном виде прибыль представляет собой разность между всеми доходами и всеми расходами предприятия.
Объектом исследования является прибыль.
Предметом исследования - Планирование прибыли на предприятии.
Цель данной курсовой работы: выявить основные особенности планирования прибыли как источника самофинансирования предприятия.
В процессе исследования, для достижения поставленной цели, поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы планирования прибыли и рентабельности;
проанализировать эффективность планирования прибыли и рентабельности на предприятиях отрасли городского хозяйства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ КАК ИСТОЧНИКА САМОФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Содержание, формы, принципы планирования прибыли на предприятии и рентабельности производства………………………………..5
1.2 Особенности планирования прибыли на предприятии и рентабельности производства………………………………………………….15
1.3 Методы планирования прибыли на предприятии и рентабельности производства…………………………………………………19
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ КАК ИСТОЧНИКА САМОФИНАНСИРОВАНИЯ
2.1. Анализ эффективности планирования прибыли на предприятии и рентабельности производства…………………………………………………30
2.2 Рекомендации по повышению эффективности планирования прибыли на предприятии и рентабельности производства…………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………50
Важными факторами роста прибыли от реализации продукции являются: рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.
Валовая прибыль уменьшилась за счет расходов на 47 тыс. рублей к расходам относятся штрафы, пени и другие санкции за нарушение условий хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков, налог на имущество, на благоустройство города, на природоохранные и пожарные мероприятия, не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам.
Таблица 5 - Анализ состава, динамика расходов
Наименование |
2009г. |
2010г. |
Абсолютное отклонение к 2009г., тыс. руб. | ||||
факт |
% |
план |
% |
факт |
% | ||
Штрафы за нарушение
условий хозяйствен-ных |
4,8 |
3,1 |
4,5 |
3,2 |
7,2 |
3,6 |
+2,4 |
Потери от простоев |
2,2 |
1,4 |
1,5 |
1,1 |
1,7 |
0,85 |
-0,5 |
Налоги: на имущество, на благоустройство и другие сборы |
120 |
78,5 |
120 |
85,1 |
120 |
60 |
- |
Некомпенсируемый убыток от пожара |
- |
- |
- |
- |
61,1 |
30,6 |
+61,1 |
Прочие расходы |
26 |
17 |
15 |
10,6 |
10 |
5 |
-16 |
ИТОГО: |
153 |
100 |
141 |
100 |
200 |
100 |
+47 |
Расходы в 2010 году возросли на 47 тыс. рублей, основную долю расходов составляют расходы на уплату налогов и убыток от пожара в 2009 году на 61,1 тыс. рублей.
Основную часть прибыли ООО «Челметпром» получает от реализации продукции.
Прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость.
Фактором, напрямую определяющим величину прибыли предприятия от реализации продукции, служат применяемые цены. Свободные цены в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции, зависящее от технического совершенствования ее производства, проведение работ по модернизации.
Если изменение
объема реализации влияет на сумму
прибыли прямо пропорционально,
то связь между величиной прибыли
и уровнем себестоимости
Таблица 6 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.
Показатель |
План |
План, пересчитанный на фактический объем продаж |
Факт |
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки |
7200 |
7220 |
7236 |
Полная себестоимость реализованной продукции |
6720 |
6730 |
6736 |
Прибыль от реализации продукции |
480 |
490 |
500 |
Расчет влияния факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, используя данные таблицы. План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году перевыполнен на 20 тыс. рублей (500-480), или на 4,2%.
Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции.
490 – 480 = + 10 тыс. рублей.
Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости и результат разделить на 100:
480 * 4,16% / 100 = + 20 тыс. рублей.
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливают сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:
6730 – 6736 = – 6 тыс. рублей.
Изменение суммы
прибыли за счет отпускных цен
на продукцию устанавливается
7236 – 7220 = + 16 тыс. рублей.
Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической.
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.
Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым. На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет 104,16%. Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли не увеличилась бы на 4,16% и составила 500 тыс. рублей (480 * 104,16% / 100).
Затем следует
определить сумму прибыли при
фактическом объеме и
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат. Сумма прибыли в данном случае получится 506 тыс. рублей (7236 – 6730).
По данным расчета можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.
Изменение суммы прибыли за счет:
объема реализации продукции: 500 – 480 = + 20 тыс. руб.
структуры товарной продукции: 490 – 500 = – 10 тыс. руб.
средних цен реализации: 506 – 490 = + 16 тыс. руб.
себестоимости реализованной продукции: 500 – 506 = – 6 тыс. руб.
ИТОГО: + 20 тыс. руб.
Результаты расчетов показывают, что план прибыли превышен в основном за счет увеличения объема продаж на 20 тыс. рублей и за счет увеличения среднереализационных цен на 16 тыс. рублей.
Изменение структуры товарной продукции способствовало снижению суммы прибыли на 10 тыс. рублей. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 6 тыс. рублей.
Таблица 7 - Совокупное влияние факторов на прибыль.
Фактор |
Размер влияния, тыс. руб. |
Расчет |
Количество реализованной продукции |
–20 |
500 – 480 |
Структура реализованной продукции |
–10 |
490 – 500 |
Средний уровень цен |
+16 |
7236 – 7220 |
Себестоимость |
–6 |
500 – 506 |
ИТОГО: |
+20 |
Полученные результаты аналитических расчетов составляют необходимую информационную базу для разработки товарной политики предприятия и поиска резервов снижения себестоимости и увеличения прибыли от реализации.
Распределение
и использование прибыли
Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дельнейшее развитие деятельности предприятия. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.
Наряду с
финансированием
Итак, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения предпринимательской деятельности.
Основная задача анализа использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся в распределении прибыли за отчетный период по сравнению с планом в динамике. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.
В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников, и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника, сумма прибыли на одного работника, один рубль основных производственных фондов.
Кроме того, в процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.
Основными факторами, определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменение суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды.
Данные таблицы отражают процесс формирования налогооблагаемой и чистой прибыли и распределение ее в фонды предприятия. Анализ формирования и использования фондов должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась общая сумма средств отчислений в фонды.
Таблица 8 - Использование прибыли, тыс. руб.
Показатель |
План |
Факт |
Абсолютное отклонение |
1. Прибыль от реализации продукции |
480 |
500 |
+20 |
2. Прибыль от прочих видов деятельности |
– |
– |
– |
3. Балансовая сумма прибыли |
480 |
500 |
+20 |
4. внереализационные расходы |
141 |
200 |
+59 |
5. Налогооблагаемая прибыль |
339 |
300 |
–39 |
6. Налог на прибыль по действующей ставке |
119 |
105 |
–14 |
7. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия |
220 |
195 |
–25 |
8. Чистая прибыль |
220 |
195 |
–25 |
9. Распределение чистой прибыли: |
|||
в фонд накопления |
125 |
115 |
–10 |
в фонд потребления |
47 |
40 |
–7 |
ФМП |
14 |
10 |
–4 |
ФСР |
34 |
30 |
–4 |
Доля в чистой прибыли, %: |
|||
фонда накопления |
57 |
59 |
+2 |
фонд потребления |
21 |
21 |
– |
ФМП |
6 |
5 |
–1 |
ФСР |
15 |
15 |
– |
Информация о работе Планирование прибыли как источник самофинансирования