Планирование прибыли как источник самофинансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

В обобщенном виде прибыль представляет собой разность между всеми доходами и всеми расходами предприятия.
Объектом исследования является прибыль.
Предметом исследования - Планирование прибыли на предприятии.
Цель данной курсовой работы: выявить основные особенности планирования прибыли как источника самофинансирования предприятия.
В процессе исследования, для достижения поставленной цели, поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы планирования прибыли и рентабельности;
проанализировать эффективность планирования прибыли и рентабельности на предприятиях отрасли городского хозяйства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ КАК ИСТОЧНИКА САМОФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Содержание, формы, принципы планирования прибыли на предприятии и рентабельности производства………………………………..5
1.2 Особенности планирования прибыли на предприятии и рентабельности производства………………………………………………….15
1.3 Методы планирования прибыли на предприятии и рентабельности производства…………………………………………………19
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ КАК ИСТОЧНИКА САМОФИНАНСИРОВАНИЯ
2.1. Анализ эффективности планирования прибыли на предприятии и рентабельности производства…………………………………………………30
2.2 Рекомендации по повышению эффективности планирования прибыли на предприятии и рентабельности производства…………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………50

Файлы: 1 файл

курсовая - планирование прибыли как источника самофинансирования.doc

— 861.00 Кб (Скачать файл)

Важными факторами  роста прибыли от реализации продукции  являются: рост объема производимой продукции  в соответствии с договорными  условиями, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.

Валовая прибыль  уменьшилась за счет расходов на 47 тыс. рублей к расходам относятся штрафы, пени и другие санкции за нарушение  условий хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков, налог на имущество, на благоустройство города, на природоохранные и пожарные мероприятия, не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам.

 

Таблица 5 - Анализ состава, динамика расходов

Наименование

2009г.

2010г.

Абсолютное  отклонение к 2009г., тыс. руб.

факт

%

план

%

факт

%

Штрафы за нарушение  условий хозяйствен-ных договоров

4,8

3,1

4,5

3,2

7,2

3,6

+2,4

Потери от простоев

2,2

1,4

1,5

1,1

1,7

0,85

-0,5

Налоги: на имущество, на благоустройство и другие сборы

120

78,5

120

85,1

120

60

-

Некомпенсируемый  убыток от пожара

-

-

-

-

61,1

30,6

+61,1

Прочие расходы

26

17

15

10,6

10

5

-16

ИТОГО:

153

100

141

100

200

100

+47


 

Расходы в 2010 году возросли на 47 тыс. рублей, основную долю расходов составляют расходы на уплату налогов и убыток от пожара в 2009 году на 61,1 тыс. рублей.

Основную часть  прибыли ООО «Челметпром» получает от реализации продукции.

Прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость.

Фактором, напрямую определяющим величину прибыли предприятия  от реализации продукции, служат применяемые  цены. Свободные цены в зависимости  от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной  продукции, зависящее от технического совершенствования ее производства, проведение работ по модернизации.

Если изменение  объема реализации влияет на сумму  прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли  и уровнем себестоимости обратная. Этот фактор находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению прибыли.

 

Таблица 6 - Исходные данные для факторного анализа прибыли  от реализации продукции, тыс. руб.

Показатель

План

План, пересчитанный  на фактический объем продаж

Факт

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки

7200

7220

7236

Полная себестоимость  реализованной продукции

6720

6730

6736

Прибыль от реализации продукции

480

490

500


 

Расчет влияния  факторов на сумму прибыли можно  выполнить способом цепных подстановок, используя данные таблицы. План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году перевыполнен на 20 тыс. рублей (500-480), или на 4,2%.

Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции.

490 – 480 = + 10 тыс.  рублей.

Чтобы найти  влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости и результат разделить на 100:

480 * 4,16% / 100 = + 20 тыс.  рублей.

Влияние изменения  полной себестоимости на сумму прибыли  устанавливают сравнением фактической  суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:

6730 – 6736 = –  6 тыс. рублей.

Изменение суммы  прибыли за счет отпускных цен  на продукцию устанавливается сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:

7236 – 7220 = + 16 тыс. рублей.

Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя  плановую величину каждого фактора  фактической.

Сначала нужно  найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение  плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым. На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет 104,16%. Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли не увеличилась бы на 4,16% и составила 500 тыс. рублей (480 * 104,16% / 100).

 Затем следует  определить сумму прибыли при  фактическом объеме и структуре  реализованной продукции, но при  плановой себестоимости и плановых  ценах. Для этого необходимо  от условной выручки вычесть  условную сумму затрат. Прибыль  при таких условиях составит 490 тыс. рублей (7220 – 6730).

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие  могло бы получить при фактическом  объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы  выручки следует вычесть условную сумму затрат. Сумма прибыли в данном случае получится 506 тыс. рублей (7236 – 6730).

По данным расчета  можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого  фактора.

Изменение суммы  прибыли за счет:

объема реализации продукции:  500 – 480 = + 20 тыс. руб.

структуры товарной продукции: 490 – 500 = – 10 тыс. руб.

средних цен  реализации:   506 – 490 = + 16 тыс. руб.

себестоимости реализованной продукции: 500 – 506 = – 6 тыс. руб.

ИТОГО:      + 20 тыс. руб.

Результаты  расчетов показывают, что план прибыли превышен в основном за счет увеличения объема продаж на 20 тыс. рублей и за счет увеличения среднереализационных цен на 16 тыс. рублей.

Изменение структуры  товарной продукции способствовало снижению суммы прибыли на 10 тыс. рублей. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 6 тыс. рублей.

 

Таблица 7 - Совокупное влияние факторов на прибыль.

Фактор

Размер влияния,

тыс. руб.

Расчет

Количество  реализованной продукции

–20

500 – 480

Структура реализованной продукции

–10

490 – 500

Средний уровень  цен

+16

7236 – 7220

Себестоимость

–6

500 – 506

ИТОГО:

+20

 

 

Полученные  результаты аналитических расчетов составляют необходимую информационную базу для разработки товарной политики предприятия и поиска резервов снижения себестоимости и увеличения прибыли от реализации.

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей руководителей  и формирование доходов государства.

Механизм распределения  прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дельнейшее развитие деятельности предприятия. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

Наряду с  финансированием производственного  развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Прибыль используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций.

Итак, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения предпринимательской деятельности.

Основная задача анализа использования прибыли  состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся в распределении прибыли за отчетный период по сравнению с планом в динамике. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.

В процессе анализа  необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников, и таких показателей, как сумма самофинансирования и  сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника, сумма прибыли на одного работника, один рубль основных производственных фондов.

Кроме того, в  процессе анализа необходимо изучить  выполнение плана по использованию  прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.

Основными факторами, определяющими размер отчислений в  фонды накопления и потребления, могут быть изменение суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды.

Данные таблицы  отражают процесс формирования налогооблагаемой и чистой прибыли и распределение  ее в фонды предприятия. Анализ формирования и использования фондов должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась общая сумма средств отчислений в фонды.

 

Таблица 8 - Использование  прибыли, тыс. руб.

Показатель

План

Факт

Абсолютное  отклонение

1. Прибыль от  реализации продукции

480

500

+20

2. Прибыль от  прочих видов деятельности

3. Балансовая  сумма прибыли

480

500

+20

4. внереализационные  расходы

141

200

+59

5. Налогооблагаемая  прибыль

339

300

–39

6. Налог на  прибыль по действующей ставке

119

105

–14

7. Прибыль, остающаяся  в распоряжении предприятия

220

195

–25

8. Чистая прибыль

220

195

–25

9. Распределение  чистой прибыли:

     

в фонд накопления

125

115

–10

в фонд потребления

47

40

–7

ФМП

14

10

–4

ФСР

34

30

–4

Доля в чистой прибыли, %:

     

фонда накопления

57

59

+2

фонд потребления

21

21

ФМП

6

5

–1

ФСР

15

15

Информация о работе Планирование прибыли как источник самофинансирования