Планирование производственной мощности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение сущности и методов планирования производственной мощности и производственной программы предприятия.
В соответствии с указанной целью, в работе были поставлены и решены следующие задачи:
• изучить понятия: производственная мощность и производственная программа.
• исследовать методы анализа производственной мощности и производственной программы предприятия.
• провести анализ производственной мощности и производственной программы на примере предприятия ООО «Ермак».

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность производственной мощности 5
1.1 Понятие производственной мощности 5
1.2 Типы производственной мощности предприятия 10
2. Планирование производственной мощности на предприятии 15
2.1.Общая характеристика пекарни ООО «Ермак» 15
2.2 Планирование производственной мощности 20
Заключение 29

Файлы: 1 файл

планирование производственной мощности.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

 

Основные технико-экономические  показатели предприятия в динамике трех лет представлены в таблице 2.

Объем производства хлебопекарни в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличился на 14%, это связано с увеличением рынков сбыта (в 2011 году – 10 магазинов, в 2012 – 14 магазинов) и ростом спроса на хлеб.

 С ростом объема  производства растет объем реализованной продукции, в 2012 году увеличилась на 22,7% по сравнению с 2011 годом, это связано с ростом выпуска изделий и ее реализации, в результате возросла прибыль от реализации на 22,7%Средняя цена тонны выпущенной продукции в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась  на 7,7%.

В рыночных условиях от уровня затрат на производство и реализацию продукции зависят все экономические  показатели, в том числе и конечный показатель – прибыль. Себестоимость  увеличилась.  Это обусловлено  ростом цен на сырье и увеличением выпуска продукции.

Таблица 2.

Основные технико–экономические  показатели работы пекарни ООО «Ермак»  за 2010-2012гг

Показатели

 

Годы

2010

2011

2012

Производственная мощность, тонн

625,6

625,6

625,6

Коэффициент использования  производственной мощности, %

51,28

48,57

55,38

Объем производства в  натуральном выражении, тонн

320,83

303,85

346,43

Товарная продукция, тыс. руб

7700

7900

9700

Средняя цена 1 тонны выпущенной продукции (тыс.руб)

24

26

28

Объем реализованной  продукции, тыс.руб.

     

Численность промышленно-производственного персонала, чел.

34

32

30

Выработка продукции  на одного работающего ППП, тыс. руб.

226,47

246,88

323,33

Себестоимость товарной продукции, тыс.руб.

5383,00

5151,00

6762,00

Затраты на 1 рубль товарной продукции, коп.

70

65

70

Прибыль от реализации продукции, тыс.руб.

1045,85

1388,10

1452,36

Рентабельность, %

13,58

17,57

14,97


 

Затраты на 1 рубль товарной продукции увеличились на 1,1% или  на 1 копейку.

В результате проведенного анализа можно сказать, что деятельность пекарни прибыльна. Но по сравнению с 2011 годом рентабельность снизилась - на 2,6%.

Для повышения экономической  эффективности производства продукции  необходимо интенсивнее использовать созданный производственный потенциал, добиваться ритмичности производства, максимальной загрузки оборудования, существенно повышать сменность его работы и на этой основе увеличивать объем продукции с каждой единицы оборудования, с каждого квадратного метра производственной площади.[24,  118]

2.2 Планирование  производственной мощности

 

На предприятии установлена  печь ПХП-6 техническая характеристика  данных печей приведена в приложении.

Производительность по формовому хлебу составляет 80 кг/час, по булочным изделиям – 60 кг/час.

Таким образом при 23 часовом  рабочем дне, производительность одной печи по формовому хлебу составляет 80*23 = 1840 кг в сутки;

По булочным изделиям 60*23 = 1380 кг в сутки.

Соответственно в год  эти показатели составят

по формовому хлебу  составляет 1840*340 = 625 600 кг в год;

По булочным изделиям 1380*340= 469 200 кг в год.

На данном предприятии  печи работают по 8 часов.

Сейчас предприятие  работает в одну смену. Оборудование загружено только наполовину. Лимита по электроэнергии предприятие не имеет. Данные о производственной мощности  пекарни представлены в таблице 3.

Таблица 3

Использование производственной мощности на пекарне

Показатели 

2010

2011

2012

Производственная мощность предприятия, тонн 

625,6

625,6

625,6

Фактический выпуск продукции, тонн

320,83

303,85

346,43

Использование производственной мощности, %

51,28

48,57

55,38


 

Из таблицы видно, что  производственные мощности предприятия  используются лишь наполовину. Для  более рационального использования  оборудования пекарни предлагается сделать работу предприятия по сменам.

В таблице 4 приведен расчет объема продукции при повышении производственной мощности до 85%.

Встает закономерный вопрос, почему увеличение мощности только до 85%. Откуда взялось это значение? На самом деле оно может быть как больше, так и меньше.

 

Таблица 4

Прогнозный расчет увеличение мощности предприятия в 2013 году

Показатели

2013 прогноз

Производственная мощность предприятия, тонн 

625,6

Фактический выпуск продукции, тонн 

531,76

Использование производственной мощности, %

85


 

Для оценки мощности использовано время, затрачиваемое на производство единицы продукции. Этот показатель должен учитывать (т.е. частично включать в себя) время, необходимое для переналадки оборудования. Однако в течение месяца обязательно произойдет какой-нибудь форс-мажор, уменьшающий фонд рабочего времени: оборудование ломалось, ломается и будет ломаться, всегда будет присутствовать человеческий фактор, возможны внешние влияния (например, отключения электроэнергии). Безусловно, необходимо бороться со всеми этими явлениями и стараться свести их влияние на производительность к минимуму, но устранить их полностью не получится никогда. Для защиты от форс-мажоров и необходимы те самые 15%. Вопрос о точном значении обсуждаем, все зависит от конкретной ситуации, но защитная мощность должна быть обязательно.

Количественный абсолютный результат производства есть лишь одна сторона проблемы; другая ее сторона  – это затраты и ресурсы, поскольку  производство на любом уровне и во всех его формах предполагает не только результаты, но и затраты, а соответственно и ресурсы. Экономический смысл эффективности производства как раз и состоит в том, чтобы выяснить какой ценой, какими затратами и какой величиной ресурсов получены данные результаты. Из этого следует: экономическая эффективность производства – это достижение максимальных результатов производства при минимуме затрат и минимуме ресурсов. Поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Себестоимость продукции  представляет собой стоимостную  оценку используемых в процессе производства сырья, материалов, топлива, основных фондов, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

В таблице 5 приведены данные о структуре производственной себестоимости одной тонны продукции.

Таблица 5

Структура себестоимости 1 т хлебобулочных изделий

Статьи затрат

2010 год

2011 год

2012 год

тыс.руб

% к итогу

тыс.руб

% к итогу

тыс.руб

% к итогу

Сырье и материалы

7,06

42,1

7,37

43,5

8,37

42,9

Затраты

2,53

15,1

2,46

14,5

3,35

17,2

Затраты на содержание основных средств

0,30

1,8

0,2373

1,4

0,33

1,7

Затраты на организацию  производства и управление

6,88

41

6,8817

40,6

7,45

38,2

Итого

16,78

100

16,95

100

19,5

100


 

Как видно из приведенных  данных наибольший удельный вес в  себестоимости продукции занимают затраты на сырье и материалы  и затраты на организацию производства и управление, в 2012 году 42,9% и 38,2% соответственно.

Увеличение производства продукции приведет и к изменениям в структуре себестоимости хлебобулочных изделий. С увеличением производства доля постоянных расходов на единицу продукции уменьшится, что приведет к снижению себестоимости продукции. Затраты на содержание основных средств и затраты на организацию производства и управление в структуре себестоимости составляют 39,9%. Они являются постоянными расходами, то есть не изменяются от объема производства. На одну тонну эти затраты в 2012 году составляют 7,61 тыс. руб., следовательно, на весь объем произведенной продукции общие постоянные издержки составили 2537,18 тыс. руб.

На перспективу при  производстве 531,76 тонн хлебобулочных изделий на одну тонну они составят 4,96 тыс. рублей.

Таким образом, экономия от увеличения производства составит на одну тонну 2,65 тыс. рублей. 

Таблица 6

Расчет себестоимости  и средней прибыли на единицу  продукции

Показатели

2010

2011

2012

2013 прогноз

Объем производства в  натуральном выражении, тонн

320,83

303,85

346,43

531,76

Товарная продукция, тыс. руб

7700

7900

9700

15952,8

Средняя цена 1 тонны выпущенной продукции (тыс.руб)

24

26

28

30

Себестоимость

5383

5151

6762

7340,03

Себестоимость одной тонны,

тыс. руб

16,78

16,95

19,52

16,87

Средняя прибыль с  одной тонны, тыс. руб

7,22

9,05

8,48

13,13


 

Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов.   Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым, расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию.  Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования ресурсов и необходима для оценки деятельности организации и ее возможностей в будущем. В таблице 7  представлены финансовые результаты производственной деятельности, характеризующие экономическую эффективность производства хлебобулочных изделий. 

Таблица 7

Финансовые результаты производства хлебобулочных изделий

Показатели

2010

2011

2012

2013 прогноз

Выручка от реализации хлебобулочных изделий, тыс. руб.

7700

7900

9700

15014,40

Полная себестоимость  реализованных хлебобулочных изделий, тыс. руб.

5383,00

5151,00

6762,00

8968,66

Прибыль, тыс. руб.

1045,85

1388,10

1452,36

4131,95

Уровень рентабельности, %

13,58

17,57

14,97

27,52

Информация о работе Планирование производственной мощности на предприятии