Планирование в системе менеджмента организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение планирования деятельности организации.
В соответствии с целью курсовой работы следует решить следующие задачи:
1) рассмотреть роль и место планирования в управлении предприятием;
2) рассмотреть формы планирования и их характеристики;
3) исследовать реализацию планирования предприятия на примере стратегического планирования фирмы «Оптика».

Содержание работы

Введение 4
1. Основы планирования 6
1.1 Сущность и задачи планирования 6
1.2 Формы планирования 10
2. Планирование в системе менеджмента организации 14
2.1 Стратегическое планирование 14
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 16
2.3 Определение миссии и целей предприятия 20
2.4 Разработка и выбор стратегии предприятия 24
3. Реализация планирования предприятия на примере стратегического планирования фирмы «Оптика» 29
Заключение 36
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по менеджменту.docx

— 70.21 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 4

1. Основы планирования 6

1.1 Сущность и задачи планирования 6

1.2 Формы планирования 10

2. Планирование в системе менеджмента организации 14

2.1 Стратегическое планирование 14

2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 16

2.3 Определение миссии и целей предприятия 20

2.4 Разработка и выбор стратегии предприятия 24

3. Реализация  планирования предприятия на примере стратегического планирования фирмы «Оптика» 29

Заключение 36

Список литературы 38

 

 

Введение

 

С разработки плана начинается любое дело: будь то решение о  покупке товара, определение целей  деятельности предприятия или выбор  жизненного пути. Экономические проекты и сделки, направленные на достижение поставленных целей - получение прибыли, рост рентабельности или завоевание рынка - требуют предельного осмысления в виде составления прогноза, плана или программы действия как непременного условия обоснования замысла и надежности получения желаемого результата.

Знание принципов и  методов научного предвидения помогает специалисту, занимающемуся предпринимательской  деятельностью, понимать суть происходящих явлений и принимать верные решения  в различных ситуациях. Любое  управление требует научного предвидения  в форме прогноза или плана. Это  — аксиома управления любого уровня хозяйствования. Только на основе знания сущности экономических тенденций  и явлений, отраженных посредством  инструментария экономического предвидения  и планирования, может быть создан действительно полезный прогноз  или план.

Содержание планирования определяется экономической теорией  и её ответвлениями; форма планирования зависит от менеджмента, который  рассматривает планирование как  составную часть науки об управлении; стиль плановых разработок связан с  маркетингом. Но плановые расчеты подчиняются  единой методологии, которая определяет принципы, методы, этапность расчетов, а также выбор индикаторов экономического предвидения. Каждое предприятие (фирма), начиная свою деятельность, обязана четко представлять потребность в перспективе в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Актуальность  темы «Планирование в системе менеджмента организации» бесспорно велика. Изучая планирование, менеджеры смогут качественнее работать в условиях рынка, правильно оценивать ситуацию и предпринимать необходимые для предприятия шаги.

Предметом исследования является изучение планирования как экономической  науки, ее роли и места в управлении предприятием, форм и методов планирования и видов плана.

Целью курсовой работы является изучение планирования деятельности организации.

В соответствии с целью  курсовой работы следует решить следующие задачи:

1) рассмотреть роль и место планирования в управлении предприятием;

2) рассмотреть формы планирования и их характеристики;

3) исследовать реализацию планирования предприятия на примере стратегического планирования фирмы «Оптика».

 

1. Основы  планирования

1.1 Сущность  и задачи планирования

 

Планирование – это  разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности енного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.

Планирование – это  способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций. Это необходимое  условие своевременной подготовки сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования для изготовления конечной продукции и создания запасов. Для эффективной деятельности каждая производственная организация должна тщательно планировать перспективу  развития собственного производства и  потребностей рынка. Предприятию необходимо предусматривать перспективу развития по каждому этапу, начиная с проекта  изделия, разработки технологии, опытно-экспериментальных  работ и заканчивая прекращением производства морально изношенных изделий  и выходом на рынок с новой  продукцией.

Таким образом, планирование предполагает поиск различных вариантов  развития предприятия, сопоставление  их, оценка и выбор наилучших. Планы  определяют цели, которых нужно достичь, а планирование облегчает контроль за выполнением поставленных целей. В процессе разработки плана определяются проблемы, выявляются и используются резервы предприятия. План – это четко сформулированная и количественно выраженная цель, а сущность планирования состоит именно в обоснованном определении средств ее достижения.

Планирование включает в  себя следующие элементы:

  1. прогнозирование, включающее перспективы развития отдельных отраслей или регионов, национальной экономики в целом, рыночную стратегию деятельности предприятия;
  2. постановка задачи, предполагающая определение сроков ее выполнения и возможности ресурсного обеспечения;
  3. корректировка плана, обусловленная необходимостью увязки отдельных стадий программы, производственных и сбытовых операций, поставок ресурсов и других факторов;
  4. составление бюджетов выполнения программы: смет доходов и расходов, затрат на материалы, капитальных расходов и других;
  5. конкретизация плана, предполагающая выработку конкретных установок и его реализацию.

Процесс планирования включает анализ стратегических проблем, прогноз  будущих задач и условий деятельности, выбор оптимального варианта плана.

Важнейшим принципом планирования является принцип повышения эффективности  общественного производства, который  требует, чтобы все цели и задачи планирования осуществлялись с наименьшими  затратами живого и общественного  труда в производстве единицы  продукции, работ и услуг. Он реализуется  через всевозможные формы и направления  ресурсосбережения и проявляется  через систему показателей эффективности: рост производительности труда, снижение материалоемкости производства и повышение  фондоотдачи.

Важнейшим методологическим принципом планирования социально-экономического развития страны является принцип пропорциональности и сбалансированности. Пропорциональность обеспечивает соблюдение пропорций  в рациональном сочетании всех производственных ресурсов: трудовых, основных и оборотных  средств.

Реализация этого принципа предполагает:

  1. эффективность обмена результатами производственной деятельности во всех сферах общественного производства;
  2. равновесие общественного спроса и предложения по всему народнохозяйственному обороту ресурсов;
  3. паритетов всех форм собственности в пользовании материальными, трудовыми, финансовыми ресурсами общества.

Принцип пропорциональности и сбалансированности направлен  на поддержание материально-вещественных и стоимостных пропорций и  проявляется через общеэкономические, межотраслевые, отраслевые и территориальные  пропорции.

Принцип информатизации предполагает обеспеченность разработчиков программными средствами и базами данных, информационно-поисковыми системами, средствами связи, что позволяет  разрабатывать несколько вариантов  планов и выбирать оптимальный, особенно в условиях неопределенности внешней  среды.

Принцип научной обоснованности планов означает необходимость учета  экономических законов, достижений науки, техники, передового опыта, плановых прогнозов и расчетов.

Принцип приоритетности предусматривает  выбор приоритетных направлений  в развитии экономики.

Принцип согласования краткосрочных  и перспективных целей и задач  предполагает сочетание текущих  целей и задач социально-экономического развития страны с достижением научно-обоснованных стратегических целей, позволяет добиться их непротиворечивости и однонаправленности. Реализуется этот принцип через систему долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых и прогнозных документов. Этот принцип означает взаимосвязанное планирование всех сторон деятельности предприятия1.

Важными задачами, которые  обычно ставятся перед исполнителями  при планировании, разработке соответствующей  концепции, программы, мероприятий  являются сохранение и развитие высокоэффективной  структуры экономики, обоснование  и регулирование темпов роста  выпуска продукции, высокой степени ее конкурентной способности на рынке, обеспечение эффективного использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, развития инновационной деятельности, достаточного уровня доходов населения и социальной защищенности, охраны окружающей среды, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром. Их решение обычно основывается на применении соответствующей методологической базы, которая, в свою очередь, может быть создана и действенно применяться на практике только при познании и использовании требований всей системы объективных законов развития природы и общества.

 

1.2 Формы планирования

 

В качестве относительно самостоятельных  форм планирования выступают стратегическое, бизнес- планирование, перспективное, текущее, оперативно-календарное планирование.

Стратегическое планирование представляет собой систему взаимосвязанных  мер и подходов, направленных на достижение выбранного главного стратегического  решения. Стратегическое планирование заключается в организационном  стратегическом предвидении, внутренней координации, распределения ресурсов между несколькими направлениями  деятельности.

Процесс стратегического планирования включает:

1) формирование общих целей;

2) определение детализированных целей на заданный период времени;

3) определение путей и средств их достижения;

4) контроль за выполнением поставленных целей на основе сопоставления фактических и плановых показателей.

В качестве организационных  предпосылок стратегического планирования выступают стратегическая сегментация, выделение в составе окружения отраслей промышленности стратегических зон хозяйствования. Процесс стратегического планирования может быть представлен схемой, которая дает представление об этапах стратегического планирования и их логической последовательности. Отправным моментом стратегического планирования является определение видения, миссии и целей развития различных отраслей промышленности.

Видение – это идеальная  картина будущего, то состояние, которое  может быть достигнуто при самых  благоприятных условиях. Видение  определяет уровень притязаний руководства  в процессе стратегического управления.

Миссия – основная цель, цель существования, которая должна быть выполнена в плановом периоде2.

Для успешного стратегического  планирования необходимо руководствоваться  следующими принципами: в планировании должно участвовать как можно  больше представителей; процесс разработки стратегий должен быть постоянным; при разработке стратегий должна осуществляться тесная связь промышленных предприятий по различным уровням  иерархии; необходимо постоянно сверять стратегию с реальным положением дел, в отрасли и в экономике страны в целом и в соответствии с последними корректировать планы, а иногда пересматривать саму стратегию; предшествовать другим функциям управления – организации, мотивации, контролю, которые прямо или косвенно зависят от стратегии; быть экономичным и гибким, иметь возможность изменения основных ориентиров планировать при изменении внешних или внутренних условий.

Бизнес-планирование отличается от стратегического тем, что решение  принимается по реализации на одном  из сегментов рынка конкретной рыночной программы одного товара или услуги. Целью бизнес - планирования является уточнение целей и задач конкретных направлений с учетом более глубокого исследования внешней среды. Разработка бизнес-плана позволяет оценить возможные перспективы нового бизнеса, заранее предвидеть проблемы, найти способы их решения, выявить достоинства и недостатки различных стратегий развития промышленности. Основное требование к бизнес-плану – его реальность. Его составлению должны предшествовать анализ финансово-хозяйственной деятельности промышленности, рынка и технико-экономические исследования различных альтернатив развития предприятия.

Юридическое планирование – планирование на период упреждения, близкий длительности одного отдельного взятого из циклов товара, а именно, циклов разработки, рыночного или жизненного циклов, и имеющее в качестве объекта планирования организационно-производственной системы в целом, действующей на одном сегменте рынка.

Текущее планирование – планирование в пределах одного из этапов жизненного цикла или сферы деятельности одного из производств, контуров управления или подразделения организационно-производственной системы.

Оперативно-календарным называется планирование, с периодом упреждения, не превышающим длительность одной  из фаз одного этапа жизненного цикла, и рассматривающее в качестве объекта планирования элемент подразделения  организационно-производственной системы  или элемент изделия. Оперативно-календарное  планирование призвано разрабатывать  календарно-плановые нормативы движения производства, составлять оперативные  программы по всем стадиям и структурным  подразделениям. Конечная цель оперативно-календарного планирования – обеспечить равномерный и ритмичный выпуск продукции в заданных объемах и в сроки, определенные договором поставки, при высоком качестве изделий и наилучшем использовании производственных фондов3.

Информация о работе Планирование в системе менеджмента организации