Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение планирования деятельности организации.
В соответствии с целью курсовой работы следует решить следующие задачи:
1) рассмотреть роль и место планирования в управлении предприятием;
2) рассмотреть формы планирования и их характеристики;
3) исследовать реализацию планирования предприятия на примере стратегического планирования фирмы «Оптика».
Введение 4
1. Основы планирования 6
1.1 Сущность и задачи планирования 6
1.2 Формы планирования 10
2. Планирование в системе менеджмента организации 14
2.1 Стратегическое планирование 14
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 16
2.3 Определение миссии и целей предприятия 20
2.4 Разработка и выбор стратегии предприятия 24
3. Реализация планирования предприятия на примере стратегического планирования фирмы «Оптика» 29
Заключение 36
Список литературы 38
Содержание
Введение 4
1. Основы планирования 6
1.1 Сущность и задачи планирования 6
1.2 Формы планирования 10
2. Планирование в системе менеджмента организации 14
2.1 Стратегическое планирование 14
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 16
2.3 Определение миссии и целей предприятия 20
2.4 Разработка и выбор стратегии предприятия 24
3. Реализация планирования предприятия на примере стратегического планирования фирмы «Оптика» 29
Заключение 36
Список литературы 38
Введение
С разработки плана начинается любое дело: будь то решение о покупке товара, определение целей деятельности предприятия или выбор жизненного пути. Экономические проекты и сделки, направленные на достижение поставленных целей - получение прибыли, рост рентабельности или завоевание рынка - требуют предельного осмысления в виде составления прогноза, плана или программы действия как непременного условия обоснования замысла и надежности получения желаемого результата.
Знание принципов и
методов научного предвидения помогает
специалисту, занимающемуся
Содержание планирования определяется экономической теорией и её ответвлениями; форма планирования зависит от менеджмента, который рассматривает планирование как составную часть науки об управлении; стиль плановых разработок связан с маркетингом. Но плановые расчеты подчиняются единой методологии, которая определяет принципы, методы, этапность расчетов, а также выбор индикаторов экономического предвидения. Каждое предприятие (фирма), начиная свою деятельность, обязана четко представлять потребность в перспективе в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
Актуальность темы «Планирование в системе менеджмента организации» бесспорно велика. Изучая планирование, менеджеры смогут качественнее работать в условиях рынка, правильно оценивать ситуацию и предпринимать необходимые для предприятия шаги.
Предметом исследования является изучение планирования как экономической науки, ее роли и места в управлении предприятием, форм и методов планирования и видов плана.
Целью курсовой работы является изучение планирования деятельности организации.
В соответствии с целью курсовой работы следует решить следующие задачи:
1) рассмотреть роль и место планирования в управлении предприятием;
2) рассмотреть формы планирования и их характеристики;
3) исследовать реализацию планирования предприятия на примере стратегического планирования фирмы «Оптика».
1. Основы планирования
1.1 Сущность и задачи планирования
Планирование – это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности енного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.
Планирование – это
способ достижения цели на основе сбалансированности
и последовательности выполнения всех
производственных операций. Это необходимое
условие своевременной
Таким образом, планирование предполагает поиск различных вариантов развития предприятия, сопоставление их, оценка и выбор наилучших. Планы определяют цели, которых нужно достичь, а планирование облегчает контроль за выполнением поставленных целей. В процессе разработки плана определяются проблемы, выявляются и используются резервы предприятия. План – это четко сформулированная и количественно выраженная цель, а сущность планирования состоит именно в обоснованном определении средств ее достижения.
Планирование включает в себя следующие элементы:
Процесс планирования включает
анализ стратегических проблем, прогноз
будущих задач и условий
Важнейшим принципом планирования
является принцип повышения
Важнейшим методологическим принципом планирования социально-экономического развития страны является принцип пропорциональности и сбалансированности. Пропорциональность обеспечивает соблюдение пропорций в рациональном сочетании всех производственных ресурсов: трудовых, основных и оборотных средств.
Реализация этого принципа предполагает:
Принцип пропорциональности
и сбалансированности направлен
на поддержание материально-
Принцип информатизации предполагает
обеспеченность разработчиков программными
средствами и базами данных, информационно-поисковыми
системами, средствами связи, что позволяет
разрабатывать несколько
Принцип научной обоснованности планов означает необходимость учета экономических законов, достижений науки, техники, передового опыта, плановых прогнозов и расчетов.
Принцип приоритетности предусматривает выбор приоритетных направлений в развитии экономики.
Принцип согласования краткосрочных
и перспективных целей и задач
предполагает сочетание текущих
целей и задач социально-
Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятий являются сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, обоснование и регулирование темпов роста выпуска продукции, высокой степени ее конкурентной способности на рынке, обеспечение эффективного использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, развития инновационной деятельности, достаточного уровня доходов населения и социальной защищенности, охраны окружающей среды, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром. Их решение обычно основывается на применении соответствующей методологической базы, которая, в свою очередь, может быть создана и действенно применяться на практике только при познании и использовании требований всей системы объективных законов развития природы и общества.
1.2 Формы планирования
В качестве относительно самостоятельных форм планирования выступают стратегическое, бизнес- планирование, перспективное, текущее, оперативно-календарное планирование.
Стратегическое планирование
представляет собой систему взаимосвязанных
мер и подходов, направленных на
достижение выбранного главного стратегического
решения. Стратегическое планирование
заключается в организационном
стратегическом предвидении, внутренней
координации, распределения ресурсов
между несколькими
Процесс стратегического планирования включает:
1) формирование общих целей;
2) определение детализированных целей на заданный период времени;
3) определение путей и средств их достижения;
4) контроль за выполнением поставленных целей на основе сопоставления фактических и плановых показателей.
В качестве организационных
предпосылок стратегического
Видение – это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях. Видение определяет уровень притязаний руководства в процессе стратегического управления.
Миссия – основная цель, цель существования, которая должна быть выполнена в плановом периоде2.
Для успешного стратегического планирования необходимо руководствоваться следующими принципами: в планировании должно участвовать как можно больше представителей; процесс разработки стратегий должен быть постоянным; при разработке стратегий должна осуществляться тесная связь промышленных предприятий по различным уровням иерархии; необходимо постоянно сверять стратегию с реальным положением дел, в отрасли и в экономике страны в целом и в соответствии с последними корректировать планы, а иногда пересматривать саму стратегию; предшествовать другим функциям управления – организации, мотивации, контролю, которые прямо или косвенно зависят от стратегии; быть экономичным и гибким, иметь возможность изменения основных ориентиров планировать при изменении внешних или внутренних условий.
Бизнес-планирование отличается от стратегического тем, что решение принимается по реализации на одном из сегментов рынка конкретной рыночной программы одного товара или услуги. Целью бизнес - планирования является уточнение целей и задач конкретных направлений с учетом более глубокого исследования внешней среды. Разработка бизнес-плана позволяет оценить возможные перспективы нового бизнеса, заранее предвидеть проблемы, найти способы их решения, выявить достоинства и недостатки различных стратегий развития промышленности. Основное требование к бизнес-плану – его реальность. Его составлению должны предшествовать анализ финансово-хозяйственной деятельности промышленности, рынка и технико-экономические исследования различных альтернатив развития предприятия.
Юридическое планирование –
планирование на период упреждения, близкий
длительности одного отдельного взятого
из циклов товара, а именно, циклов разработки,
рыночного или жизненного циклов, и имеющее
в качестве объекта планирования организационно-
Текущее планирование – планирование
в пределах одного из этапов жизненного
цикла или сферы деятельности
одного из производств, контуров управления
или подразделения
Оперативно-календарным
Информация о работе Планирование в системе менеджмента организации