Планирование в системе менеджмента организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение планирования деятельности организации.
В соответствии с целью курсовой работы следует решить следующие задачи:
1) рассмотреть роль и место планирования в управлении предприятием;
2) рассмотреть формы планирования и их характеристики;
3) исследовать реализацию планирования предприятия на примере стратегического планирования фирмы «Оптика».

Содержание работы

Введение 4
1. Основы планирования 6
1.1 Сущность и задачи планирования 6
1.2 Формы планирования 10
2. Планирование в системе менеджмента организации 14
2.1 Стратегическое планирование 14
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 16
2.3 Определение миссии и целей предприятия 20
2.4 Разработка и выбор стратегии предприятия 24
3. Реализация планирования предприятия на примере стратегического планирования фирмы «Оптика» 29
Заключение 36
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по менеджменту.docx

— 70.21 Кб (Скачать файл)

Итак, определим основные задачи планирования: сохранение и  развитие высокоэффективной структуры  предприятия, обоснование и регулирование  темпов роста выпуска продукции, высокой степени ее конкурентной способности на рынке, обеспечение эффективного использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, развития инновационной деятельности. В качестве основных относительно самостоятельных форм планирования выступают стратегическое, бизнес планирование, перспективное, текущее, оперативно-календарное планирование.

 

2. Планирование в системе менеджмента организации

2.1 Стратегическое планирование

 

Планирование в системе  менеджмента является постоянным поиском новейших возможностей для принятия важных решений, а так же позволяет своевременно прогнозировать результаты таких решений при некоторых определённых условиях. В итоге получается, что планирование в системе менеджмента  – это стремление заранее учесть все возможные внутренние и внешние факторы, обеспечивающие наиболее благоприятные условия для благотворного функционирования и развития предприятия, что можно увидеть на примере стратегического планирования.

Стратегическое планирование можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных  управленческих вопросов. Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно обратное влияние  каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Структуру стратегического планирования отражает ниже (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Структура стратегического управления




 



 



 

Анализ среды обычно считается  исходным процессом стратегического  планирования, так как он обеспечивает базу для определения миссии и  целей фирмы и для выработки  стратегий поведения, позволяющих  фирме выполнить миссию и достичь  своих целей. Анализ среды предполагает изучение трех ее частей: макроокружения; микровнешней среды; внутренней среды.

Определение миссии и целей, рассматриваемое как один из процессов стратегического планирования, состоит их трёх подпроцессов. Первый подпроцесс состоит в определении миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, её предназначение4. Второй подпроцесс - определение долгосрочных целей. Третий подпроцесс - определение краткосрочных целей. Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма и к чему она стремиться. После того, как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. Этот процесс считается сердцевиной стратегического планирования. С помощью специальных приёмов фирма определяет, как она будет достигать своих целей, и реализовывать свою миссию. Выполнение стратегии является критическим процессом, так как именно он приводит фирму к достижению поставленных целей. Оценка и контроль выполнения стратегии является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идёт процесс достижения целей, и собственно целью фирмы5.

 

2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия

 

Внешняя среда включает все силы и организации, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности. В ней можно выделить макроокружение (среду косвенного воздействия) и микровнешнюю среду (среду непосредственного окружения).

Макроокружение создаёт  общие условия, в которых действует  фирма, определяет для неё границы  допустимого и недопустимого.

Политическая составляющая представлена органами государственной  власти и конкурирующими партиями и группами, предполагает изучение целей развития общества и регионов, приоритетных отраслей экономики, характера политической борьбы и направления развития политической системы.

Экономическая составляющая определяется уровнем развития и  особенностями рыночного механизма. В первую очередь речь идёт о темпах экономического роста, бюджете страны и его выполнении, уровне безработицы, уровне налогообложения, инфляции, процентной ставке, производительности труда, величине заработной платы и так далее.

Социальная составляющая представляет собой комплекс социальных явлений и процессов. Они характеризуются  уровнем образования, трудовой этикой, положением различных слоёв общества, уровнем социальной стабильности, характером социальных конфликтов, социальной борьбой  и т.д.

Технологическая составляющая представлена факторами научно-технического прогресса в области производства, материалов и продуктов.

Демографическая составляющая характеризуется численностью и  половозрастным составом населения, уровнем  и темпами рождаемости и смертности, плотностью населения и его миграцией и т.д.

Правовая составляющая устанавливает  права, ответственность и обязанности  предприятий, ограничения на отдельные  виды деятельности, порядок регистрации  предприятия и др.

Природная составляющая характеризует  наличие природных ресурсов и  состояние окружающей природной  среды конкретного региона, так  как они оказывают непосредственное влияние на условия и возможности  её осуществления.

Культурная составляющая во многом определяет индивидуализацию запросов потребителей по отношению  к товарам и услугам.

Изучение микровнешней среды направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми фирма находится в непосредственном взаимодействии6. Анализ потребителей как компоненты микровнешней среды фирмы в первую очередь имеет своей задачей составления профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый фирмой. Задачи анализа внешней среды состоят:

  1. в установлении и оценке влияющих факторов, представляющих угрозу или способствующих развитию фирмы;
  2. в изучении изменений, влияющих на текущую деятельность фирмы, и установлении их тенденций 7.

Под внутренней средой организации понимается совокупность всех внутренних факторов организации, которые определяют процессы её жизнедеятельности. Внутренняя среда фирмы, в которой принимаются конкретные решения по ведению бизнеса, интерпретируются как универсальная вне зависимости от организационной формы фирмы.

Внутренняя среда состоит  из различных функциональных областей, общих для всех типов организации.

Производственная функция  – обеспечение процесса изготовления товара (предоставление услуги), принятие решений в области технологий, управления качеством, ревизии товарного  ассортимента, создания материально-технической  базы, планирования производства и  запасов, формирования издержек производства и т. д.

Финансы и учёт – управление финансовыми потоками, а также  сбор, обработка и анализ финансовых показателей деятельности компании, оценка её экономического потенциала, эффективности работы и рентабельности и т.д.

Кадровая функция –  обеспечение фирмы людскими ресурсами, повышение квалификации сотрудников, оплата и стимулирование труда.

Функция НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок) – оснащение лабораторий и конструкторских бюро современным оборудованием, разработка новых товаров и технологий, осуществление перспективных исследований. В динамично развивающейся внешней среде создание новых и усовершенствование существующих технологий и товаров является одним из важных факторов, обеспечивающим выживание фирмы в долгосрочном аспекте.

Функция сбыта – обеспечение доставки товаров и услуг потребителю.

Функция логистики – обеспечение  производственной системы всеми  ресурсами, кроме людских.

Функция продвижения товара на рынок – обеспечение рекламы  продукции, стимулирования сбыта, участия  организации в выставках и  ярмарках, создания благоприятного мнения о фирме у окружающих, персональных продаж.

Информационная функция  – создание системы сбора и  обработки внешней и внутренней информации, а также обмена информацией  внутри организации.

Функция планирования – прогнозирование  развития внутренней и внешней среды  организации, формулирование стратегий, разработка текущих и стратегических планов развития.

Функция контроля – оценка текущего положения компании, оценка эффективности действующей стратегии, осуществление текущего и стратегического  контроля и так далее.

 

2.3 Определение миссии и целей предприятия

 

Процесс стратегического планирования начинается с определения миссии организации. При самом обобщённом и в то же время при самом углублённом понимании роль миссии фирмы состоит в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают фирму изнутри, и тех, кто воспринимает её извне. Более того, миссия позволяет сориентировать или даже подчинить интересы «внутренних» по отношению к организации людей интересам «внешних» людей8. Определяя то, для чего создана и существует организация, миссия придаёт действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Существует широкое и узкое понимание миссии.

Миссия – это инструмент стратегического управления, определяющий целевые ориентиры организации, важные с точки зрения обеспечения  долговременных конкурентных тенденций9.

Миссия должна вырабатываться с учётом следующих пяти факторов.

  1. история фирмы - у каждой компании есть история её целей, политики и достижений;
  2. существующий стиль поведения, предпочтения и способ действия собственников и управленческого состава;
  3. рыночная среда;
  4. ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
  5. определённые деловые способности и возможности. Цели организации должны быть основаны на знании того, что она умеет делать наилучшим образом.

Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремиться быть, а также показывает отличие организации от других, ей подобных.

Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно для того, чтобы она была понятна  всем субъектам, взаимодействующим  с фирмой, в особенности всем членам организации. Если миссия задаёт общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл её существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремиться организация, фиксируются в виде её целей, то есть, говоря иначе, цель – это желаемое состояние системы или результат её деятельности, достижимый в пределах некоторого интервала времени.

В целях должны найти отражение перспективы развития системы, организации в целом10. Цели деятельности социально-экономических систем в

в значительной степени определяются условиями внешней среды. Можно  выделить восемь ключевых пространств, в рамках которых фирма определяет свои цели.

Положение на рынке. Рыночными  целями могут быть завоевание лидерства  на определённом рынке или его  сегменте, увеличение доли рынка компании, укрепление конкурентного статуса  фирмы.

Инновации. Целевые установки  в этой области связаны с определением новых способов ведения бизнеса, развитием производства новых товаров, применением новых технологий.

Производительность. Более  эффективно то предприятие, которое обеспечивает производство продукции по более низкой себестоимости. Для любого предприятия важны такие показатели, как производительность труда, энергоёмкость, ресурсосбережение.

Ресурсы. Определяется потребность  во всех видах ресурсов и формируются цели относительно расширения или сокращения ресурсной базы, обеспечения её стабильности, снижения зависимости предприятия от одного источника сырья.

Прибыльность. Эти цели связаны  с достижением определённого  уровня рентабельности, обеспечением заданного уровня прибыльности, как  правило, выражены количественно.

Управленческие аспекты. Обеспечение эффективного менеджмента  – цель любой организации, ориентирующейся  на долгосрочную перспективу.

Персонал. Цели в отношении  персонала могут быть связаны  с сохранением рабочих мест, обеспечением определённого уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации  труда, сокращением текучести кадров, повышением уровня квалификации.

Социальная ответственность. Большинство экономистов признаёт, что отдельные фирмы должны ориентироваться  не только на увеличение прибыли, но и на развитие общепринятых ценностей11.

Процесс установления целей в различных организациях проходит по-разному. В одних организациях установление целей полностью централизовано, в других же организациях может быть полная децентрализация. Каждый из данных подходов имеет свою специфику, свои преимущества и недостатки. Трудно точно выделить области, в которых руководству следует определять цели. Почти каждая организация имеет собственный перечень. Предполагается, что этот перечень не является всеобъемлющим; какой-нибудь конкретной организации может потребоваться сформулировать общие цели и в других областях. При таком подходе все цели подчинены единой ориентации. Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:

  1. выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении;
  2. установление целей для организации в целом;
  3. построение иерархии целей;
  4. установление индивидуальных целей12.

 

2.4 Разработка и выбор стратегии предприятия

 

Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому планированию. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде. Если цели организации определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения13.

В самом общем виде стратегия — это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении на верхнем уровне управления организации. Для более низкого уровня иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она являлась средством.

Информация о работе Планирование в системе менеджмента организации