Планирование в системе менеджмента организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Актуальность данной работы определяется тем, что современным предприятиям, развивающимся в нестабильных условиях внешней среды, необходимы предварительный анализ деятельности самой организации и возможность предвидеть изменения внешней среды, поскольку это является непременным условием для дальнейшей выработки последовательности действий по постановке целей и их реализации. Планирование является главной функцией управления любым предприятием. Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой экономикой. Недооценка планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, к явлениям неплатежеспособности предприятий.

Содержание работы

Введение
2
Глава I. Теоретические основы планирования

1.1
Цикл и основные функции менеджмента
4
1.2
Место планирования в системе управленческих функций
14
1.3
Виды планов и требования к их составлению
18
1.4
Задачи и назначения бизнес-плана
22
Глава II. Практические особенности реализации планирования на предприятии (на примере ДСОК «Жемчужина России»)

2.1
Общая характеристика предприятия
26
2.2
Процесс планирования как важнейшая функция менеджмента
29
2.3
Значение планирования в системе менеджмента
31
Заключение
33
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Kursovik - кривич.docx

— 69.88 Кб (Скачать файл)

Расчетно-аналитический метод используется при планировании показателей плана, изучении их динамики и количественного размера факторов, на них влияющих. Так, например, планируются по факторам такие обобщающие показатели плана, как производительность труда, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность.

На предприятиях используются технико-экономический и оперативно-календарный виды планирования. Их основой являются нормы и нормативы, а также система плановых показателей. Нормативная база определяет прогрессивность плановых решений.

В зависимости от выбора планового периода планирование в санатории «Жемчужина России» подразделяется на долгосрочное (10 — 15 лет), среднесрочное (5 лет), текущее (годовое) и оперативное (месяц, декада, смена, час). Новым перспективным видом долгосрочного планирования является стратегическое планирование. Стратегический план разрабатывается на основе программно-целевого метода и определяет стратегию развития предприятия на перспективу.

 

2.3 Значение планирования  в системе менеджмента

 

 

Значение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее компании могут определить его размеры и воздействовать на его развитие.

Видный теоретик научного управления А. Файоль следующим образом разъяснил значение планирования как функции управления: "Выражение "управлять - значит предвидеть" дает представление о значении, придаваемом планированию в деловом мире. И это справедливо, поскольку предвидение - если и не все в управлении, то, по крайней мере, важнейшая его часть". Соответственно этому Файоль так определяет планирование: "План действий - это одновременно и предвидимый результат, и направление действий, которому надо следовать, и этапы, которые надо пройти, и методы, которые следует применить, это своего рода картина будущего, в которой ближайшие события очерчены с некоторой определенностью, в то время, как отдаленные события выступают все менее и менее отчетливо. Она охватывает область деятельности, как ее можно предвидеть, и то, чем располагать в течение определенного времени".

Являясь важнейшей составной частью управления, планирование тесно связано со всеми остальными его формами и методами. В частности, планирование взаимосвязано с хозяйственным расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда и в то же время является составной частью (инструментом) перечисленных методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Теоретическое исследование позволяет сделать следующие основные выводы. Цикл менеджмента в организациях (фазы управленческого цикла) можно представить в виде формулы: планируй – исполняй – проверяй – воздействуй.

К задачам планирования производства относят:

- выбор технологического процесса;

- планирование программы производства;

- планирование последовательности  производства (оперативное планирование);

- формирование производственных  систем (систем оборудования);

- содержание и эксплуатация  оборудования;

- организацию материально-технического  снабжения.

Планирование – процесс по разработке системы мер, направленных на достижение определенных целей.

Планирование дает ответы на вопросы: что необходимо сделать? За какой период времени? Какие ресурсы необходимы? Каким должен быть результат?

Планирование на микроуровне включает совокупность бизнес-планов, краткосрочных программ, которые должны содержать предполагаемые плановые показатели и необходимые меры для их достижения.

Планирование на макроуровне – основная форма государственного регулирования объектов управления.

Процесс планирования в организации начинается с ясного понимания того, что необходимо делать для ее эффективного развития и функционирования. Успех любого плана зависит от:

– качества целейв основных ключевых вопросах развития организации на основе обзора прошедшего, настоящего и будущего ее развития и успешности ее реагирования на изменения в окружающей среде;

– качества проведенного предварительного анализадеятельности самой организации и ее ценовой политики, рынка, конкурентов, товародвижения и проч.;

– правильной оценки конкурентоспособностиорганизации;

– выбораи реализации стратегии развития, которая повысит конкурентоспособность организации.

Сам процесс планирования проходит четыре этапа:

1.разработку общих целей.

2.определение конкретных, детализированных целей на заданный  период.

3.определение путей и  средств их достижения.

4.контроль за достижением  поставленных целей путем сопоставления  плановых показателей с фактическими и корректировку целей.

План — это директивный, адресный документ, намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения.

Бизнес-план – план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, он разрабатывается на несколько лет (чаще на три – пять лет) с разбивкой по годам. При этом данные по первому году обычно даются с разбивкой по месяцам, а на последующие годы – в годовом исчислении. Часто при составлении планов действующих предприятий используется скользящий график, при котором ежегодно разрабатывается детальный план на предстоящий год, а также уточняется и продлевается еще на год общий бизнес-план.

Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

1.четкая формулировка  целей предприятия, определения  конкретных количественных показателей  их реализации и сроков достижения;

2.определить конкретные  направления деятельности фирмы,

3.целевые рынки и место  фирмы на этих рынках;

4.сформулировать долговременные  и краткосрочные цели фирмы, стратегию  и тактику их достижения, определения  конкретных количественных показателей  их реализации и сроков достижения.

5.определить лиц, ответственных  за реализацию стратегии; выбрать  состав и определить показатели  товаров и услуг, которые будут  предложены фирмой потребителям.

6.оценить производственные  и торговые издержки по их  созданию и реализации;

Практические выводы заключаются в следующем.

Планирование на предприятии— экономический метод управления, представляет собой процесс проектирования желаемого будущего, а также эффективных путей его достижения. Задачи планирования заключаются в выявление перспектив изменения внешнего окружения предприятия, формирование целей и стратегии развития, определение первоочередных задач и действий для их решения.

На предприятиях используются технико-экономический и оперативно-календарный виды планирования. Их основой являются нормы и нормативы, а также система плановых показателей. Нормативная база определяет прогрессивность плановых решений.

В зависимости от выбора планового периода планирование в санатории «Жемчужина России» подразделяется на долгосрочное (10 — 15 лет), среднесрочное (5 лет), текущее (годовое) и оперативное (месяц, декада, смена, час).

Менеджер сознательно определяет основные направления внутри деятельности. Следовательно, внутренняя природа предприятия основывается на системе плановых показателей.

Являясь важнейшей составной частью управления, планирование тесно связано со всеми остальными его формами и методами. В частности, планирование взаимосвязано с хозяйственным расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда и в то же время является составной частью (инструментом) перечисленных методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Прогнозирование и планирование экономики: учебник / Г.А. Кандаурова (и др.); под общ. ред. Г.А. Кандауровой, В.И. Борисевича. – Мн.: Современная школа, 2010г.

2. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011г.

3. Р.Б. Ивуть, Н.Н. Пилипук «Бизнес-план предприятия». Минск, 2010г.

4.Герчикова И.Н. Менеджмент- М.: Юнити-Дана, 2009г.

5. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: «Финансы и статистка», 2011.

6. Ансофф И. Стратегическое управление – М.: «Экономика», 2012.

7. Басовский Л.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2011.

8. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: ИНФРА-М, 2011.

9. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ООО Издательство Элит, 2010.

10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Экономистъ, 2010.

11. Глухов В.В. Менеджмент. СПб.: Издательство Лань, 2012.

12. Горемыкин В.А., Нестерова Н.В. Стратегия развития предприятия. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011.

13. Горемыкин В.А., Богомолов О.А. Экономическая стратегия предприятия. М.: Филинъ: Рилант, 2013.

14. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. М.: Экономист, 2009.

15. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии Учебное пособие в 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование/под общ. ред. А.И. Ильина. – Мн.: ООО «Новое знание», 2010.

13. Кнышова Е.Н. Менеджмент. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010.

14. Колпина Л.Г. Финансовые планы предприятия. Минск: Высшая школа, 2009.

15. Кузьмичев Г.О. Планирование и прогнозирование рыночной экономики. М., 20012.


Информация о работе Планирование в системе менеджмента организации