Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 20:15, реферат
Одна из основных задач управления персоналом – подбор новых сотрудников. Решение этой задачи не просто означает увеличение численности работающих, но и помогает достичь цели, которую организация перед собой ставит в данное время: укрепление ее позиций или переход в другую сферу деятельности, банкротство или развитие. Материал, изложенный далее, относится к обязанностям менеджеров по персоналу, кадровиков, сотрудников кадровых агентств и руководителей, принимающих кадровые решения.
1 Принципы и методы подбора кадров
1.1 системный подход к организации и подбору персонала
1.2 методы подбора персонала
1.3 методы подбора кандидатов на вакантные должности
2 технологии найма персонала
2.1 основные принципы отбора персонала
2.2 методы оценки кадров на практике
2.3 собеседование, как основной метод оценки кандидатов
3 совершенствование принципов и методов подбора кадров
3.1 процедуры, оценки и методы подбора кадров
3.2 предложения в области мотивации и стимулирования с целью привлечения высококвалифицированных работников.
Введение
Управление людьми имеет практически такую же древнюю историю как
человечество, поскольку оно появилось одновременно с возникновением первых
форм человеческих организаций-племён, общин, кланов. По мере экономического
развития и появления крупных организаций, управление персоналом превратилось
в особую функцию управления, требующую специальных знаний и навыков. В
организациях были созданы специальные подразделения, состоящие из людей,
обладающих такими знаниями и навыками – отделы человеческих ресурсов.
Подбор персонала – наиболее ответственный этап в управлении персоналом.
Поэтому в своей работе я хочу уделить особое внимание рассмотрению научно-
методических принципов и организационных мероприятий подбора персонала,
позволяющих успешно решать кадровые проблемы.
1.1 системный подход к организации и подбору кадров
Одна из основных задач управления персоналом – подбор новых сотрудников. Решение этой задачи не просто означает увеличение численности работающих, но и помогает достичь цели, которую организация перед собой ставит в данное время: укрепление ее позиций или переход в другую сферу деятельности, банкротство или развитие. Материал, изложенный далее, относится к обязанностям менеджеров по персоналу, кадровиков, сотрудников кадровых агентств и руководителей, принимающих кадровые решения.
Существует два подхода к подбору персонала.
Первый подход ориентирован на вакансию. В этом случае кандидата подбирают под требования вакансии, которая тщательным образом спозиционирована и описана. Описание вакансии основано на детальном анализе информации о компании, о должностных обязанностях на новом рабочем месте, мере ответственности и пр.; кандидат в этом случае должен максимально ей соответствовать.
Второй подход – ориентация на кандидата. Перспективного кандидата, данные которого не во всем совпадают с требованиями вакансии, принимают на работу, а должностные обязанности изменяют или корректируют, в соответствии с профессиональными умениями и интересами нового сотрудника.
Подбор кадров представляет собой единый комплекс 5-ти форм его обеспечения:
- научно-методической,
- организационной,
- кадровой,
- материально-технической,
- программной.
Научно-методическое обеспечение определяет общую методологию отбора, научные принципы, методы, критерии, и применяемый математический аппарат. Большое значение имеют оценка и проверка эффективности подбора, анализ и обобщение данных, разработка рекомендаций по совершенствованию работы кадровых служб.
Организационное обеспечение подбора кадров – это комплекс научно- обоснованных мероприятий, проводимых одновременно или последовательно на разных этапах работы с целью сокращения сроков и повышения качества отбора.
Кадровое обеспечение подбора – это привлечение всех необходимых специалистов на разных этапах работы: руководителей высшего звена, руководителей соответствующих подразделений, специалистов-мастеров, психологов, юристов, экономистов, внешних экспертов.
Материально-техническое обеспечение отбора – необходимое финансирование проводимых мероприятий и оснащенность их требуемой организационной техникой.
Программное обеспечение предусматривает автоматизацию отдельных этапов подбора кадров с использованием соответствующих компьютерных программ.
Научно-методические принципы подбора кадров следующие:
Комплектность – всестороннее исследование и оценка личности кандидата (изучение биографических данных, профессиональной карьеры, уровня профессиональных знаний и умений, деловых и личных качеств, состояния здоровья, мнение коллег о нём);
Объективность – повторяемость результатов оценки указанных качеств кандидата при повторных отборах, а также сведение к минимуму влияние субъективного мнения консультанта, принимающего окончательное решение;
Непрерывность – постоянная работа по вербовке и отбору лучших специалистов, формирование кадрового резерва для руководящих должностей;
Научность – использование в процессе подготовки и проведения подбора последних научных достижений и новейших технологий.
Научно методически обоснованный подбор кадров позволит избежать главной и широко распространенной ошибки – субъективности оценки кандидата, сильного влияния первого впечатления о человеке на последующее решение о его приёме на работу. Чтобы быть в своих оценках более точным, необходимо более внимательно анализировать различные детали, привлекать больше информации и быть готовым в любой момент скорректировать свою оценку.
1.2 Методы подбора персонала
Процедура подбора персонала, при всем многообразии используемых технологий, имеет несколько стандартных этапов:
· Планирование количественных потребностей в персонале – на основании принятого плана стратегического развития компании или заявок линейных и функциональных служб об ожидаемых вакансиях;
· Построение модели компетенций вакантных должностей, описание профиля вакансии и должностной инструкции;
· Организация поиска кандидатов с использованием внутренних и внешних источников, а также нестандартных подходов;
· Первичный отбор кандидатов (анализ резюме, телефонное интервью, анализ анкет);
· Вторичный отбор (тестирование, собеседование, кейс-методы и пр.)
· Принятие решения о найме сотрудника;
· Оформление трудового договора, зачисление в штат, подготовка и проведение программы адаптации.
внутренними источниками понимают кадровый резерв компании, т.е. сотрудников, определенное время работающих в компании. При замещении должностей путем внутрифирменного конкурса основным методом оценки кандидатов на замещение выступают итоги регулярной аттестации персонала. Возможности внутреннего роста активно пропагандируются в современных российских организациях. Данный подход гарантирует сохранение сильного кадрового состава.
Эффективными методами подбора персонала из внешних источников традиционно являются рекрутинг и прямой поиск кандидатов по составленному профилю.
В последнее время также получили широкое распространение такие методы как:
· лизинг персонала – использование временного трудового ресурса, предоставляемого кадровыми агентствами на длительный срок для решения производственных задач организации;
· телеработа – дистанционная форма организации труда, при которой сотрудник выполняет работу удаленно, в рамках «виртуального офиса»;
· аутсорсинг – передача сторонней организации некоторых бизнес-процессов, являющихся для организации непрофильными ;
· временный персонал – в отличие от лизинга используется в тех случаях, когда организация нуждается в дополнительных сотрудниках на короткий период (от одного дня до нескольких месяцев);
· аутстаффинг – оформление в штат специализированного агентства сотрудников, работающих в компании, которая по тем или иным причинам не хочет больше содержать этот персонал у себя.
1.3. Методы подбора кандидатов на вакантные должности.
1.Поиск внутри организации. Прежде чем выйти на рынок труда большинство
организаций пробуют искать кандидатов в «собственном доме». Наиболее
распространенными методами внутреннего поиска являются объявления о вакантном
месте во внутренних средствах информации: газетах предприятия, стенных газетах,
специально изданных информационных листках, а также обращение к руководителям
подразделений с просьбой выдвинуть кандидатов и анализ личных дел с целью
подбора сотрудников с требуемыми характеристиками. Поиск внутри организации,
как правило, не требует значительных финансовых затрат, способствует укреплению
авторитета руководства в глазах сотрудников. В то же время, внутренний поиск
часто наталкивается на сопротивление со стороны руководителей подразделений,
стремящихся «скрыть» лучших сотрудников и сохранить их «для себя». Кроме того,
при поиске кандидатов внутри организации возможности выбора ограничены числом
ее сотрудников,
среди которых может не
2.Подбор с помощью сотрудников. Отдел человеческих ресурсов может
обратиться к персоналу организации с просьбой оказать помощь и заняться
неформальным поиском кандидатов среди своих родственников и знакомых. Этот
метод привлекателен, во-первых, низкими издержками, а, во вторых, достижением
довольно высокой степени совместимости кандидатов с организацией за счет их
тесных контактов с представителями организации. Его недостатки связаны с «не
формальностью» – рядовые сотрудники не являются профессионалами в области
подбора кандидатов, не всегда владеют достаточной информацией о рабочем месте,
вознаграждении и т.д., часто не объективны в отношении потенциала близких им
людей.
3.Самопроявившиеся кандидаты. Практически любая организация получает
письма, телефонные звонки и другие обращения от людей, занятых поисками работы.
Не имея потребности в их труде в настоящий момент, организация не должна просто
отказываться от их предложения – необходимо поддерживать базу данных на этих
людей; из знания и квалификация могут пригодиться в дальнейшем. Поддерживание
таких баз данных обходится недорого и позволяет иметь под рукой
представительный резерв кандидатов.
4.Объявления в средствах массовой информации – на телевидении, радио, в
прессе. Основное преимущество данного метода подбора кадров – широкой охват
населения при относительно низких издержках. Недостатки являются обратной
стороной преимуществ – объявления в средствах массовой информации могут
привести к огромному наплыву кандидатов, большинство из которых не будут
обладать требуемыми характеристиками. Данный метод с успехом используется для
подбора кандидатов массовых профессий, например, строительных рабочих для
возведения нового объекта. Для привлечения специалистов объявления помещаются в
специальной литературе (финансовые или бухгалтерские издания). Такая
сфокусированность поиска ограничивает число потенциальных кандидатов,
обеспечивает более высокий уровень их профессионализма и значительно облегчает
последующий отбор.
5.Выезд в институты и другие учебные заведения. Многие ведущие
организации постоянно используют этот метод для привлечения молодых
специалистов. Выезжая в учебные заведения, организация проводит презентацию
компании, организуя выступления руководства, демонстрацию продукции,
видеофильмов организации, отвечая на вопросы студентов и проводя собеседования
с будущими выпускниками, заинтересовавшимися их организацией. Этот метод
является очень результативным для привлечения определенного типа кандидатов –
молодых специалистов. В то же время область применения данного метода
ограничена, т.к. вряд ли кто-либо отправится искать генерального директора в
институт.
6.Государственные агентства занятости. Правительства большинства
современных государств, способствуют повышению уровня занятости населения,
создавая для этого специальные органы, занятые поиском работы для обратившихся
за помощью граждан. В Российской Федерации такие учреждения, называемые
Федеральными бюро по трудоустройству, существуют в каждом административном
округе. Каждое бюро имеет базу данных. Организации, занятые поиском
сотрудников, имеют доступ к этой базе данных. Использование государственных
агентств дает возможность провести сфокусированный поиск кандидатов при
незначительных издержках. Однако данный метод редко обеспечивает широкий охват