Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 19:53, курсовая работа
Цель работы является определение направление, улучшения качества производимой продукции на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- уяснить основные понятия качества продукции, показатели и методы оценки его уровня;
- изучить зарубежный и отечественный опыт минимизации несоответствия и повышения качества продукции;
- проанализировать и оценить качество продукции ОАО «Нефтеюганскшина»;
- выявить проблемы обеспечения качества продукции ОАО «Нефтеюганскшина»;
- определить причины возникновения проблем.
Введение
Одна из главных задач любого современного предприятия – это улучшение качества выпускаемой продукции.
Качество – весьма сложная противоречивая и неочевидная категория. Оно пронизывает все стороны жизни людей, является важнейшим стимулом деятельности каждого человека и общества в целом.
Требование к качеству определяются международными стандартами ИСО 9000.
По стандарту ISO 8402 «Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности потребителей».
В условиях развитых конкурентных отношений качество товаров чаще всего рассматривают как степень их соответствия конкретным требованиям конкретных потребителей. Работа по повышению качества должна начинаться с выявления потребностей потребителя и заканчиваться выявлением восприятия им результатов этого повышения.
Совершенствование качества оправдано только в тех случаях, когда оно воспринимается потребителем. Обеспечить требуемое качество могут только те предприятия, в которых каждый работник нацелен на качество, имеет соответствующие мотивацию и квалификацию и активно содействует удовлетворению потребностей как внутренних, так и внешних потребителей.
Актуальность темы определяется тем, что улучшение качества продукции достигается в конкурентной борьбе.
Объектом исследования в данной работе является качество производимой продукции ОАО «Нефтеюганскшина».
Предметом исследования выступает показатели и методы оценки качества производимой продукции.
Цель работы является определение направление, улучшения качества производимой продукции на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- уяснить основные понятия качества продукции, показатели и методы оценки его уровня;
- изучить зарубежный и отечественный опыт минимизации несоответствия и повышения качества продукции;
- проанализировать и оценить качество продукции ОАО «Нефтеюганскшина»;
- выявить проблемы обеспечения качества продукции ОАО «Нефтеюганскшина»;
- определить причины
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И МЕТОДЫ ЕГО ОЦЕНКИ
1.1. Качество продукции: основные понятия, термины и определения
В современных условиях перехода к рыночной экономике среди множества проблем, связанных с обеспечением как выживания, так и последующего нормального развития предприятий и организаций, главной и решающей является проблема качества продукции, работ и услуг. В ближайшие годы в лучшем положении окажутся те предприятия, которые смогут обеспечить не только наивысшую производительность труда, но и высокое качество, новизну и конкурентоспособность продукции.
Качество – весьма сложная противоречивая и неочевидная категория. Оно пронизывает все стороны жизни людей, является важнейшим стимулом деятельности каждого человека и общества в целом.
Несмотря на то, что понятие «качество» существует в течение многих столетий, дискуссии о том, что это такое, не прекращаются. Многообразие понятий «качество» вызвано разнообразием явлений и взаимосвязей, обуславливающих процессы бытия людей, формирование потребностей, состояние производства и потребления товаров. Каждое из понятий соответствует конкретным ситуациям, применительно к которым его используют.
Понятия и термины, используемые в области управления качеством, определяются международными и национальными стандартами. Международный стандарт ИСО 8402 – 94 устанавливает термины по качеству, поясняет их сущность и то, как они применяются в стандартах ИСО серии 9000 «Системы качества».
Качество определено как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Доктор Эдвард Деминг, внесший огромный вклад в теорию и практику управления качеством, отмечал, что управление качеством не означает достижения совершенства. Оно означает эффективное производство продукции, имеющей качество, отвечающее ожиданиям рынка.
Джозеф-М. Джуран, всемирно известный американский ученый в области управления, обращал внимание на два различных значения термина «качество». Одно – это качество, ориентированное на потребителя. Это те свойства, которые вызывают у людей желание купить товар. В то же время есть качество, характеризующее технический уровень изготовления продукции, − дефекты и отказы, вызывающие необходимость переделок.
В течении продолжительного времени на многих отечественных промышленных предприятиях и в торговле качество продукции воспринималось как степень ее бездефектности, поскольку именно дефекты, отказы и другие несоответствия продукции требованиям нормативных документов контролировались отделами технического контроля в промышленности и службами контроля качества в торговле.
Работа по повышению качества должна начинаться с выявления потребностей потребителя и заканчиваться выявлением восприятия им результатов этого повышения. Совершенствование качества оправдано только в тех случаях, когда оно воспринимается потребителем. Обеспечить требуемое качество могут только те предприятия, в которых каждый работник нацелен на качество, имеет соответствующие мотивацию и квалификацию и активно содействует удовлетворению потребностей как внутренних, так и внешних потребителей.
Продукция рассматривается как результат деятельности или процесса, то есть результат совокупности взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих вход в выход.
Согласно ГОСТ 15467 – 79 «Управление качеством продукции» основные понятия, термины и определения» качество продукции – это совокупность свойств, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением[19,187].
В соответствии с ГОСТ 15467 управление качеством продукции - это действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
Обеспечение качества − часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности у руководства и потребителя, что требования к качеству будут выполнены. Оно включает планируемые и систематически осуществляемые действия по выполнению требований, включая надзор за всем, что имеет отношение к качеству в организации.
Постоянное улучшение − один из основных принципов современного менеджмента качества. Процесс установления все более высоких целей в области менеджмента качества и поиска возможностей улучшений в деятельности организации является постоянным при создании СМК и обеспечение ее функционирования. Улучшение осуществляется на основе результатов внутренних и внешних аудитов, всестороннего анализа данных о деятельности организации и состоянии СМК, анализа со стороны руководства а также при использовании других средств. Устранение выявленных несоответствий и их причин осуществляется затем с помощью предупреждающих и корректирующих действий [10, 37].
1.2. Классификация показателей качества продукции
В зависимости от характера решаемых задач по оценке качества продукции показатели можно классифицировать по различным признакам.
В таблице 1. представлена классификация показателей качества продукции.
Единичные показатели, характеризующие одно из свойств продукции, могут относиться как к единице продукции, так и совокупности единиц однородной продукции.
Таблица 1
Классификация показателей качества продукции
Признак классификации показателей |
Группы показателей качества продукции |
По количеству характеризуемых свойств |
Единичные Комплексные Интегральные |
По характеризуемым свойствам |
Назначения Надежности Экономичности Эргономические Эстетические Технологичности Стандартизации и унификации Патентно-правовые Экологические Безопасности Транспортабельности |
По способу выражения |
В натуральных единицах (кг, мм, баллы и др.) В стоимостном выражении |
По этапам определения значений показателей |
Прогнозные Проектные Производственные Эксплуатационные |
Комплексные показатели характеризуют совместно несколько простых свойств или одно сложное, состоящее из нескольких простых.
Рассмотренные выше показатели качества могут быть использованы в основном для оценки продукции производственного назначения. Им аналогичны показатели качества предметов потребления, однако они должны учитывать специфику назначения и использования этих предметов.
При оценке отечественных товаров для населения применяются такие показатели, как сорт, группа сложности, марка, категория качества.
В мировой практике с целью оценки степени превосходства продукции используется градация − категория или разряд, присвоенные продукции, имеющей то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству. При численном обозначении высшему классу обычно присваивается число 1, а при обозначении количеством каких либо знаков, например звездочек, обычно низший класс имеет меньшее количество таких знаков.
Согласно Федеральному Закону РФ «О защите прав потребителей» от 5 декабря 1995 г. По товарам длительного пользования изготовитель обязан устанавливать срок службы, а по продуктам питания, парфюмерным товарам, медикаментам, товарам бытовой химии − срок годности. Эти два показателя устанавливают сроки, по истечении которых товар представляет опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становится непригодным для использования по назначению.
Особенности оценки качества продукции производственно- технического назначения и предметов потребления отражаются в отраслевой нормативно - технической документации, которая регламентирует выбор номенклатуры показателей качества, методики их расчета и область применения[23,43].
II. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ОАО «НЕФТЕЮГАНСКШИНА»
2.1. Характеристика деятельности предприятия
Открытое акционерное общество «Нефтеюганскшина» - крупнейшее предприятие в шинной отрасли России и СНГ. В рейтинге мировых шинных компаний «Нефтеюганскшина» занимает 20-е место среди 98 компаний.
Основная деятельность – производство шин для легковых, грузовых, легкогрузовых автомашин, сельскохозяйственной техники, автобусов.
ОАО «Нефтеюганскшина» интегрировано в состав нефтехимического бизнес – направления ОАО «Татнефть» - управляющей компании ООО «Татнефть-Нефтехим» и состоит из завода массовых шин, завода грузовых шин и производства легковых радиальных шин.
В ассортименте «Нефтеюганскшина» более 150 типоразмеров и моделей шин. Большая часть выпускаемой продукции поставляется на комплектацию автозаводов – АвтоВАЗа, КамАЗа, ИжМаша, и других.
В компании выпускается каждая третья шина, производимая в России – более 12 миллионов штук в год.
Около 20 процентов продукции Компании экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья. Шины с маркой «Кама» отгружаются в страны СНГ, а также Англию, Голландию, Ирак, Финляндию, Иорданию, Кубу и другие страны.
ОАО «Нефтеюганскшина» уже 8 лет работает в системе менеджмента качества, соответствующей требованиям международных стандартов ИСО 9001. Постоянно модернизируя действующее производство, Компания уделяет большое внимание внедрению новых современных линий и производств. Организация производства высокоэффективных легковых радиальных шин, пуск нового подготовительного производства с внедрением новейших технологий ведущих мировых производителей шин говорят о том, что продукция предприятия отвечает самым строгим требованиям потребителей[12,54].
Одним из основных приоритетов Компании является охрана окружающей среды и обеспечение производственной и промышленной безопасности.
ОАО «Нефтеюганскшина» – социально ориентированное предприятие. Шефская помощь учебным заведениям, благотворительная помощь общественным организациям ветеранов и инвалидов, учреждениям образования и здравоохранения, спонсорская помощь спортсменам, деятелям культуры и искусства, финансовая помощь пенсионерам, содержание спорткомплекса «Шинник», баз отдыха «Чайка» и «Наратлык», поликлиники, организация отдыха и лечения работников в учреждениях здравоохранения
РТ и РФ – далеко не полный перечень направлений социальной политики, реализуемой Компанией.
Предприятие как самостоятельная юридическая единица существует с 1971 года. В составе предприятия: завод массовых шин (ЗМШ), завод грузовых шин (ЗГШ), производство легковых радиальных шин (ПЛРШ) и вспомогательные подразделения, расположенные на одной производственной площадке и обладающие единой транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктурой.
Миссией ОАО «Нефтеюганскшина» является обеспечение рынка качественными автошинами, удовлетворяющие требования и ожидания потребителей, в выполнении с высокой степенью надежности поставок на предприятия российского автопрома и в экспорте.
Стратегической целью ОАО «Нефтеюганскшина» является укрепление позиций лидера шинной отрасли РФ посредством глобальной реконструкции и модернизации производств, позволяющих осуществлять выпуск шин по более эффективным технологиям, обновление ассортимента выпускаемой продукции, повышение ее качества, освоение новых рынков сбыта.
Стратегические задачи Компании до 2012 года:
- обновление ассортимента
Информация о работе Показатели и методы оценки качества производимой продукции