Показатели и методы оценки качества производимой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы является определение направление, улучшения качества производимой продукции на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- уяснить основные понятия качества продукции, показатели и методы оценки его уровня;
- изучить зарубежный и отечественный опыт минимизации несоответствия и повышения качества продукции;
- проанализировать и оценить качество продукции ОАО «Нефтеюганскшина»;
- выявить проблемы обеспечения качества продукции ОАО «Нефтеюганскшина»;
- определить причины возникновения проблем.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

1. Цели в области качества  на 2007 год выполнены.

2. Удовлетворенность потребителей  по комплексной оценке составила 99 баллов из 100 возможных, что соответствует  оценке «потребитель восхищен».

Улучшились следующие показатели удовлетворенности:

- по автозаводам (осуществлен переход  с 5-ти на 10-ти бальную шкалу оценки): возросли в сравнении с 1 полугодием средние оценки удовлетворенности по всем оцениваемым при анкетировании показателям.

Средняя оценка удовлетворенности составила:

- за 1-ое полугодие – 8, за 2-ое  полугодие – 8,5 баллов из 10 возможных;

- увеличилось количество комплектующих автозаводов с 13 до 21;

- отсутствуют претензии и экономические  санкции за невыполнение графика  поставки по вине Компании  и извещения о недостаточном  качестве (PRR).

Уровень РРМ продукции не превышает норм, установленных в договорах поставки, и составил:

- по ОАО «АвтоВАЗ» – 0, при  норме – не более 50;

- по ОАО «КамАЗ» – 264, по ОАО  «УралАЗ» – 208, при норме –  не более 500;

- получены оценки от ОАО «АвтоВАЗ»  и ОАО «КамАЗ» – «Отличный поставщик», от ОАО «УралАЗ» - «Надежный поставщик».

По дилерской сети:

- степень удовлетворенности составила  по полугодиям 7,1 и 7,3 балла из 10 возможных (осуществлен переход с 5-ти на 10-ти бальную шкалу оценки); возросли  в сравнении с 1 полугодием средние оценки удовлетворенности по всем оцениваемым при анкетировании показателям.

По предприятиям, проводящим эксплуатационные испытания шин:

- удовлетворенность выросла с 4,6 до 4,7 баллов (из 5 возможных).

Для выполнения требований потребителей продолжалась работа по «Программе совершенствования СМК по ИСО/ТУ 16949:2002». Проведен предварительный аудит по ИСО/ТУ 16949:2002, по результатам которого сделаны выводы о готовности Компании к сертификации.

В 2008 году завершилась подготовка СМК к сертификации на соответствие ИСО/ТУ 16949:2002, регламентирующего требования к СМК для поставщиков автомобильных заводов. Данная задача была поставлена Советом Безопасности при Президенте Республики Татарстан решением №29 от 04.06.07 года и проводилась в соответствии с требованиями потребителей-автозаводов, Политикой и Целями в области качества ОАО «Нефтеюганскшина». В феврале 2008 года СМК ОАО «Нефтеюганскшина» успешно прошло сертификацию по ИСО/ТУ 16949:2002 и его отечественному аналогу ГОСТ Р 51814.1-2004.

В настоящее время соответствие СМК международным и государственным стандартам подтверждено различными сертификатами.

Это позволило ОАО «Нефтеюганскшина» не только выполнить контрактные требования автозаводов, решение Совета Безопасности при Президенте Республики Татарстан, но и заинтересовать потенциальных потребителей, таких как «Соллерс-Елабуга», «Джи-Эм», «Фольксваген», и другие всемирно известные компании, открывающие новые автопроизводства на территории России.

Работоспособность СМК подтверждена аудитами потенциальных потребителей, что увеличивает шансы ОАО «Нефтеюганскшина» стать их реальными поставщиками. По итогам данных аудитов получены высокие оценки, позволяющие перейти к последующим этапам работы: испытанию шин у потребителя. По шинам 205/75К16С НК-131 и 205/70К15С НК-131 получено официальное одобрение от «Соллерс-Елабуга» для производства и поставки на автозавод Самая высокая оценка за 2008 год – «Отличный поставщик», получена от компаний АвтоВАЗ и КамАЗ.

В 2008 году ОАО «Нефтеюганскшина» приступило к внедрению производственной системы «Бережливое производство», что должно обеспечить оптимизацию производственных ресурсов, снижение непроизводительных затрат и, в конечном счете, повышение конкурентоспособности продукции[15,63].

 

 

 

2.3.  Мероприятия по улучшению качества продукции    ОАО «Нефтеюганскшина»

Качество продукции является основой конкурентоспособности бизнеса. При этом следует помнить, что качество – не самоцель, качество – это процесс, в течение которого вырабатывается определенный продукт. Поэтому следует твердо знать, какие результаты предприятие хочет получить, на кого они рассчитаны.

На современном этапе методы экономики качества весьма разнообразны и включают в себя следующие основные направления:

- совершенствование концепции  управления затратами на обеспечение и улучшение продукции;

- развитие концепции А. Фейгенбаума  по управлению затратами на  обеспечение качества на основе PAF-модели;

- концепция управления стоимостью  потери качества;

- формирование концепции управления  затратами в рамках процессов.

Концепция управления затратами в рамках бизнес-процессов появилась одной из последних и в настоящее время находится в развитии. При этом в ее основу была положена идея Д. Джурана о делении затрат на необходимые и излишние (в современном варианте – «деньги, затраченные» и «деньги, потерянные»). Данная модель исходит из того, что производственный менеджмент - это менеджмент системы процессов, приносящих прибыль организации[20,213].

Одним из главных достоинств применения процессного подхода для построения системы менеджмента качества является то, что в этом случае существует возможность «рассмотрения процессов с точки зрения добавления ценности и достижения результатов в показателях работы и эффективности» (ИСО 9001:2008). А это значит, что модель менеджмента затрат на качество процессов, с одной стороны, полностью соответствует международным требованиям к системам менеджмента качества, а с другой стороны, направлена не только на повышение удовлетворенности потребителей, но и на достижение экономических результатов и выгод организации-производителя. Кроме того, эта концепция полностью согласуется с современными методами управления организацией и на основе процессной, и на основе ресурсной моделей, и на основе реинжиниринга бизнес-процессов. И кроме того, именно концепция управления затратами на качество бизнес-процессов послужила основой разработки личной и организационной систем сбалансированных показателей, а также концепции процессно-ориентированного анализа рентабельности, которые также можно считать методами экономики качества.

Одним из принципов, образующих основу стандартов ИСО на системы менеджмента качества, является применение процессного подхода. В качестве процесса может рассматриваться любая деятельность, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы. При этом применение процессного подхода в системе менеджмента качества (как для управления деятельностью, так и для управления ресурсами) «позволяет достигать желаемых результатов эффективнее» (ИСО 9000:2005 «Системы менеджмента качества - основы и словарь»).

Таким образом, одной из основных характеристик процесса является эффективность. Это значит, что формирование и использование процессной модели в системе менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 принесут наиболее ощутимые результаты и выгоды для предприятия в том случае, когда процессы будут оцениваться не только с точки зрения достижения результатов, но и с точки зрения эффективности процессов менеджмента в организации. Еще один принцип построения систем менеджмента качества состоит в том, чтобы рассматривать в качестве неизменной цели организации постоянное улучшение деятельности.

При этом основным инструментом качественного ведения менеджмента и достижения удовлетворенности всех заинтересованных сторон является использование экономических методов, поскольку именно мониторинг затрат, составляющих стоимость качества, позволяет оперативно принимать управленческие решения в области качества, оценивать экономические последствия этих решений, системно подходить к распределению ответственности и полномочий в организации, повышать эффективность процессов системы менеджмента качества. При этом в процессе планирования целей в области качества на уровне организации необходимо четко формулировать экономические цели для осуществления мониторинга экономических последствий их выполнения[23,57].

Тем не менее, несмотря на то, что стандарты продекларировали обязательность осуществления деятельности по определению и повышению результативности и эффективности процессов и системы менеджмента качества в целом, ее практическая реализация достаточно сложна и трудоемка. Очевидно, что определить эффективность без использования затрат на качество и стоимости процесса не представляется возможным. Получается замкнутый круг: необходимо оценить эффективность процессов СМК, для этого надо установить критерии экономической результативности (результативности, определенной в денежном выражении) и эффективности и определить стоимость качества процесса (в том числе и полные затраты на качество), однозначных же критериев эффективности и результативности нет, а стоимость процесса не известна. Очевидно, именно в силу сложности и неоднозначности решения подобных проблем практическая реализация экономических аспектов системы менеджмента качества для многих организаций становится несбыточной мечтой.

Практика применения стандартов ИСО серии 9000:2000 доказала, что «процессный подход настолько эффективен, что его применение серьезно меняет не только уровень доходов и расходов, не только организацию работ и структуру предприятия, но и психологию персонала». Процессный подход в системе менеджмента качества настолько эффективен - насколько он внедрен (или насколько мы хотим его внедрить), а экономические аспекты качества являются не частью (характеристикой) самих процессов и процессного подхода, а механизмом их оценивания.

Экономическая модель может быть создана для любого процесса в организации. Она может быть использована для идентификации и мониторинга затрат на процесс в отношении отдельных аспектов организации, таких, как подготовка персонала, анализ системы менеджмента качества или проектирование новой продукции. Затраты на процесс складываются из затрат на соответствие процесса и затрат вследствие несоответствия и составляют полную стоимость процесса. Затраты на соответствие (cost of conformance) - затраты, необходимые для исполнения всех установленных и предлагаемых потребностей заказчиков (потребителей) при отсутствии недостатков (отказов) в существующем процессе. Затраты вследствие несоответствия (cost of nonconformance) - стоимость затраченных времени, материалов, ресурсов, связанных с процессом поступления, производства, отгрузки и исправления неудовлетворительной продукции и услуг. Иными словами, затраты на соответствие процесса - это все расходы по выполнению требований процесса наиболее эффективным способом, а затраты на несоответствие - это полная сумма убытков, вызванных невыполнением требований процесса, включая упущенные возможности и выгоды.

Это предполагает, что эффективным может считаться процесс, результат которого при выполнении всех установленных требований не может быть достигнут при более низких затратах. Следовательно, затраты вследствие несоответствия - это затраты из-за неэффективности процесса, то есть избыточные затраты людских ресурсов, материалов, увеличение работы оборудования, возникающие вследствие несоответствий процесса (допущенных ошибок, переделок, упущенных выгод и других потерь). То есть все затраты, возникающие сверх затрат на процесс, эффективность которого максимальна, являются затратами вследствие несоответствия процесса. Совершенствование процесса приведет к повышению его эффективности, а значит, и к изменению соотношения затраты на соответствие убытки вследствие несоответствия. При такой трактовке стоимости процесса все затраты, ее составляющие, будут классифицироваться по принципу «полезности».

Следующими этапами применения экономической модели процесса будут одновременный мониторинг и анализ затрат на процесс, результативности и эффективности процесса с целью определения возможностей улучшения. При обнаружении возможности улучшить процесс необходимо провести экономический анализ внедрения улучшения с точки зрения его целесообразности. Возможности улучшений безграничны, но сколько будут стоить эти улучшения и не приведет ли очередное улучшение к повышению стоимости процесса СМК или других процессов в цепочке процессной модели?

С одной стороны, принцип постоянного улучшения является фундаментальным принципом построения систем менеджмента качества, и, согласно ИСО 9000, «постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель». Но с другой стороны, согласно этому же стандарту, под улучшением качества в первую очередь следует понимать улучшение результативности, эффективности, а при увеличении стоимости процесса эффективность может снижаться. Поэтому этап оценивания экономической целесообразности улучшений является одним из самых важных[25,143]

Анализ, проведенный в предыдущей главе, показал, что ОАО «Нефтеюганскшина» имеет эффективно работающую систему менеджмента качества, соответствующую требованиям международного стандарта ИСО 9001:2008, что подтверждается сертификатами качества. Внедрение системы управления качеством дало ОАО «Нефтеюганскшина» следующие выгоды:

- система менеджмента  качества ОАО «Нефтеюганскшина»  соответствует требованиям ИСО 9001:2008, является гарантом стабильности  деятельности предприятия и создает  доверие к нему со стороны  потребителей (по имеющейся в  ОАО «Нефтеюганскшина» статистике более 95% покупателей требуют наличие у предприятия сертификата Международного стандарта ИСО);

- повысилась управляемость  компании; на предприятии четко  распределены ответственность и  полномочия сотрудников;

- акционерное общество  демонстрирует способность выпускать продукцию требуемого качества;

- при заключении контрактов  более четко стали устанавливать  требования к продукции; улучшилась  прослеживаемость контрактов;

- ужесточился входной  контроль качества закупаемых  материалов; ОАО «Нефтеюганскшина»  отдает предпочтение поставщикам, имеющим сертифицированную систему менеджмента качества;

- усилился операционный  контроль на всех этапах производства.

Внедрение системы менеджмента качества отразилось и на экономических результатах деятельности предприятия: увеличились объемы продаж, возросла прибыль предприятия.

В то же время, проведенный анализ позволил выделить ряд проблем, препятствующих успешному функционированию системы менеджмента качества в ОАО «Нефтеюганскшина»:

- не всегда соответствует предъявляемым  требованиям качество поступающего сырья и материалов;

- значительный моральный и физический  износ оборудования, препятствующий  выпуску качественной продукции  и др.;

- наличие рекламаций и жалоб  со стороны потребителей;

Информация о работе Показатели и методы оценки качества производимой продукции