Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:17, реферат
В своей жизни и деятельности человек повсюду имеет дело с созданным его разумом и руками вещественным миром, который при всём своём бесконечном многообразии обладает единой общностью, имя которой - качество продукции.
Качество продукции представляет собой материальную основу удовлетворения как производственных, так и личных потребностей людей, и этим определяется его уникальная общественная, экономическая и социальная значимость. Чем выше качество продукции, тем большим богатством обладает общество и тем большими материальными возможностями оно располагает для своего дальнейшего прогресса.
При оценке качества продукции часто требуется объединить несколько показателей свойств в один, значение которого позволяет однозначно сказать о соответствии продукции требованиям потребителя. Это возможно только при условии всестороннего изучения зависимостей между характеризующими данное свойство показателями. Продукция (услуга) характеризуется многими свойствами и поэтому различают показатели качества, которые можно измерить объективными средствами и которые выражаются в размерных единицах (например, содержание токсичных веществ в % и др.). Кроме этих показателей для оценки качества применяются показатели, определить которые объективными методами невозможно (внешний вид одежды, вкус и др.). Эти показатели определяются экспертными методами и выражаются в условных единицах - баллах.
Показатели качества включаются
в нормативно-технические
При оценке качества применяются единичные, комплексные и интегральные показатели качества.
Единичные показатели качества характеризуют одно свойство продукции (например, время высыхания краски и др.).
Комплексный показатель качества характеризует несколько свойств продукции (например, качество одежды зависит от вида материалов, конструкции, соответствия направлению моды др.).
Интегральный показатель
При оценке качества необходимо свести все показатели в сопоставимый вид, т. е. определить обобщенный показатель качества продукции.
При оценке качества однородной продукции по совокупности единичных показателей дается заключение о качестве образца в целом, т. е. определяется обобщенный показатель качества, который должен наиболее полно отражать полезный эффект от эксплуатации или потребления.
При оценке качества разнородной продукции необходимо свести к одному масштабу обобщенные показатели качества различных видов однородной продукции, образующих оцениваемую разнородную продукцию.
Уровень качества продукции — относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями. Такая характеристика качества используется на всех этапах жизненного цикла продукции, (проектирование, производство, эксплуатация или потребление).
Достоверность оценки уровня качества продукции зависит от правильности (обоснованности) выбора базового образца.
Источником информации о
возможных базовых образцах может
служить технико-экономическая
Для оценки уровня качества
продукции применяются два
При дифференциальном методе сопоставляются единичные показатели базового образца и оцениваемой продукции по следующим формулам:
Q =Pi/Pб или Q= Pб/ Pi (1)
где Р - показатель качества оцениваемой продукции; Pб -показатель качества базового образца.
Если каждое из значений оцениваемого образца при cсопоставлении с базовым превышает его не менее чем на 5%, считается, что этот образец превышает мировые достижения.. Выбор номенклатуры единичных показателей проводится с учетом требований потребителя, условий эксплуатации и др. Значение дифференциальных оценок необходимо выражать в одинаковых безразмерных величинах (баллах),
При комплексном методе сопоставляются обобщенные показатели качества оцениваемого и базового образцов. Обобщенный показатель качества может выражаться через главный показатель качества, отражающий основное назначение товара, средневзвешенный показатель качества или интегральный показатель качества.
Оценка уровня качества с использованием показателя качества возможна, когда установлена зависимость значения этого показателя от значения исходных показателей, характеризующих технический уровень.
Технический уровень продукции — относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми значениями. Этим термином чаще характеризуют продукцию машиностроительного комплекса.
Для оценки уровня качества многих товаров народного потребления чаще используется метод с использованием взвешенного единичного показателя качества. Значение та кого показателя определяется с учетом коэффициента весомости. Коэффициент весомости устанавливается экспертным методом.
Комплексный показатель качества товара в этом случае определяется по формуле:
К = Сумма от n до I = 1 Мi.-Рi , (2)
где К - комплексный показатель качества оцениваемой продукции; Мi - коэффициент весомости n-го показателя; Рi -значение оцениваемых единичных показателей.
Уровень качества продукции будет рассчитываться формуле:
Q = Ki/Kб, (3) где Кб
При использовании для оценки уровня качества интегрального показателя качества сопоставляются такие показатели для оцениваемой продукции и базового образца.
Конкурентоспособность продукции — характеристика продукции, которая отражает ее отличие от продукции конкурента как по степени соответствия потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Базой для оценки конкурентоспособности
продукции является исследование потребностей
потребителя, требований рынка. При
оценке конкурентоспособности
К = I*(Iтех/Iэкон), (4)
где Кн - конкурентоспособность; Iнорм - нормативные показатели; Iтех - технические показатели; Iэкон - экономические показатели.
К нормативным показателям
продукции относятся
Технические параметры —
показатели, характеризующие технический
уровень продукции. К ним относят
показатели назначения, эргономические
и эстетические показатели. Значения
многих из этих показателей приводятся
и нормативно-технической
Экономические показатели — показатели, характеризующие затраты на производство, эксплуатацию (обслуживание) продукции. Чем выше такие затраты, тем ниже конкурентоспособность продукции.
При оценке конкурентоспособности
однородной продукции сопоставляются
значения показателей
Если отношение показателя
конкурентоспособности
Контроль качества товаров
осуществляется на всех стадиях их
производства и эксплуатации (разработка,
проектирование, постановка на производство,
эксплуатация ил потребление). При контроле
качества товаров определяют
На различных стадиях жизненного цикла товара применяются разные виды контроля качества и преследуют разные цели.
Классификация видов контроля
зависит от объектов средств, методов,
нормативно-технической
В зависимости от объекта контроля различают контроль сырья, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции.
Кроме названных объектов, контролируются также процессы и услуги.
По времени контроль может проводиться непрерывно, периодически (через определенный период времени) и без установления срока проведения (летучий).
Количественная оценка показателей
качества продукции производиться
с целью: - выбора наилучшего варианта
продукции; - повышения требований к
качеству продукции в техническом
задании на проектирование; - оценки
достигнутых показателей
Для оценки показателей качества продукции применяются методы: - измерительный (инструментальный); - расчетный или аналитический; - статистический; - экспертный; - органолептический; - социологический.
Рассмотрим некоторые из методов.
Органолептический метод - это
метод определения показателей
качества продукции на основе анализа
восприятий органов чувств - зрения,
обоняния, слуха, осязания, вкуса. Органолептическая
оценка товара - это обобщенный результат
оценки его качества, выполненный
с помощью органов чувств человека.
Особенно велико значение этой оценки
для характеристики вина, чая, кофе,
кондитерских и других товаров. Органолептический
контроль широко применяется при
контроле качества пищевых продуктов,
некоторых видов
Измерительный (лабораторный,
инструментальный) метод базируется
на использовании различных
Основными достоинствами
измерительного метода являются его
объективность и точность. Этот метод
позволяет получать легко воспроизводимые
числовые значения показателей качества,
которые выражаются в конкретных
единицах: граммах, литрах, ньютонах. К
недостаткам этого метода следует
отнести сложность и
Социологический метод определения
показателей качества основан на
сборе и анализе мнений потребителей.
Сбор мнений потребителей осуществляется
различными способами: устный опрос; распространение
анкет-вопросников, организация выставок-продаж,
конференций, аукционов. Для получения
достоверных результатов