Понятие и структура стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Стратегический менеджмент – это процесс определения взаимодействия организации с ее окружением выражаемое через использование избранных целей и достижение желаемого результата путем распределения ресурсов организации в соответствии с эффективным планом действий.

Содержание работы

1. Введение
2. Основы стратегического менеджмента
3. Научные подходы к стратегическому менеджменту
4. Сущность и содержание стратегического менеджмента
4.1. . Сущность стратегического менеджмента
4.2. . Содержание стратегического менеджмента
5. Характеристики стратегического менеджмента
5.1. Условия возникновения стратегического менеджмента
5.2. Новая управленческая пирамида
5.3. Отличительные характеристики стратегического менеджмента
5.4. Преимущества и ограничения стратегического менеджмента
6. Функции и принципы стратегического менеджмента
7. Основные этапы стратегического менеджмента
8. Заключение
9. Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая..docx

— 53.48 Кб (Скачать файл)

     По  своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии  и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.

     Стратегические  решения - это управленческие решения, которые:

     - ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;

     - сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учиты-вают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;

     - связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрез-вычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.

     К числу стратегических решений можно  отнести:

     - реконструкцию предприятия;

     - внедрение новшеств (новая продукция,  новые технологии);

     - организационные изменения (изменения  организационно-правовой формы предприятия,  структуры производства и управления, новые формы организации и  оплаты труда, взаимодействия  с поставщиками и потребителями);

     - выход на новые рынки сбыта;

     - приобретение, слияние предприятий  и т. д.

     4.2.  Содержание стратегического менеджмента.

     Стратегический  менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Можно  сказать, что формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента  компании.

     Содержанием стратегического менеджмента являются:

     - определение назначения и главных  целей бизнеса фирмы;

     - анализ внешней среды фирмы;

     - анализ ее внутренней обстановки;

     - выбор и разработка стратегии  на уровне стратегической зоны  хозяйствования (СЗХ) фирмы;

     - анализ портфеля диверсифицированной  фирмы;

     - проектирование ее организационной  структуры;

     - выбор степени интеграции и  систем управления;

     - управление комплексом "стратегия  - структура - контроль";

     - определение нормативов поведения  и политик фирмы в отдельных  сферах ее деятельности;

     - обеспечение обратной связи результатов  и стратегии компании;

     - совершенствование стратегии; структуры  управления.

     Стратегический  менеджмент начинается с определения  миссии (назначения) и главных целей  фирмы. Это устанавливает контекст, в пределах которого должна формироваться  стратегия и определяться критерии ее пригодности. Миссия (назначение) устанавливает, зачем фирма существует и что  она должна делать. Целью внешнего анализа является идентификация  стратегических благоприятных возможностей и угроз. Внешнее окружение фирмы  рассматривается на двух уровнях: отраслевое и более широкое макроокружение.

     Целью внутреннего анализа является идентификация  сильных и слабых сторон в деятельности фирмы. Это включает идентификацию  количественных и качественных характеристик  ресурсов организации в сферах производства, маркетинга, управления материалами, НИОКР, информационного обеспечения, финансов и т.д.

     Стратегический  выбор включает генерацию ряда стратегических альтернатив, соответствующих миссии и задачам фирмы, ее внутренним сильным  и слабым сторонам, внешним благоприятным  возможностям и альтернативам. Основой  этого процесса обычно является SWOT-анализ. Для диверсифицированной фирмы  проблемой является выбор оптимального набора СЗХ (создание оптимального портфеля СЗХ), для чего используются специальные  процедуры (так называемая "матричная  техника"). Оптимизация портфеля СЗХ связана с использованием стратегий входа на рынок и ухода из него. 

     5. Характеристики стратегического  менеджмента.

     5.1 Условия возникновения стратегического менеджмента

     К основным условиям возникновения стратегического  менеджмента относятся:

     - технологические прорывы, требующие  прогнозирования новых производственно-технологических  возможностей;

     - насыщение рынка товаров и  услуг, что привело к усилению  конкуренции и усложнению запросов  потребителей;

     - начавшийся процесс глобализации  рынков и возникновения транснациональных  корпораций, способных воздействовать  на рынок вплоть до его раздела.

     5.2 Новая управленческая парадигма

     Действия  организаций и их руководителей  не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость  сознательного управления изменениями  на основе научно обоснованной процедуры  их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно также  и сама организация должна адекватно  реагировать на изменения во внешней  среде.

     Принципы  новой управленческой парадигмы  должны составлять всю систему совершенствования  управления организации. В условиях оперативного управления эти принципы позволяют понять характер организационно- управленческих механизмов подчинения производства потреблению, удовлетворению рыночного спроса. Особенно важны они для понимания концепции стратегического управления, которое получает в последние годы все большее распространение. Они позволяют:

     - понять структуру процесса планирования  стратегии, роль и методологию  стратегической сегментации рынка;

     - разобраться в новом методическом  инструментарии, используемом при  анализе стратегических альтернатив  и выборе стратегии;

     - выбрать и спроектировать систему  управления реализацией стратегии  и организационные структуры  управления фирмой, позволяющие  достигнуть стоящих перед ней целей в условиях стратегических изменений.

     В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы  должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и  вырабатывать долгосрочную стратегию  поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими  в их окружении.

     В прошлом многие фирмы могли успешно  функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с  повышением эффективности использования  ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно  важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию  фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.

     Резкому возрастанию значения стратегического  управления привели ряд причин. Основными  из них являются:

     - ускорение изменений в окружающей  среде;

     - появление новых запросов и  изменение позиций потребителя;

     - возрастание конкуренции за ресурсы;

     - интернационализация бизнеса;

     -появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники;

     -развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации;

     - широкая доступность современных  технологий;

     - изменение роли человеческих  ресурсов.

     Не  существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического  управления. Каждая фирма уникальна  в своем роде, поэтому и процесс  выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как на него оказывают влияние:

     - позиция фирмы на рынке;

     - динамики развития фирмы;

     - потенциал фирмы;

     - поведение конкурентов;

     - характеристики производимого фирмой  товара или оказываемых ею  услуг;

     - состояния экономики;

     - культурная среда и еще многих  факторов.

     В тоже время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах  выработки стратегии поведения  и осуществления стратегического  управления.

     5.3 Отличительные характеристики стратегического менеджмента

     Стратегические  решения связаны в основном с  внешними, а не внутренними проблемами организации. В менеджменте сам  термин "стратегический" означает - "влияющий на отношения между  фирмами и окружающей средой".

     Стратегическое  управление родилось эволюционно из стратегического планирования, которое  составляет его сущностную основу. В отличие от долгосрочного планирования при стратегическом планировании и  управлении определяется, что организация  должна делать в настоящее время, чтобы достичь желаемых целей  в будущем, а также вырабатывается способность реагировать на изменения  в окружении, позволяющие достичь  этих целей.

     Стратегический  менеджмент предполагает не только адаптацию  предприятия к внешней среде, но и направленное воздействие на среду, ее изменение и создание условий  для реализации стратегии и достижения целей. Внешняя среда - область стратегических изменений, которые осуществляются в процессе реализации стратегии.

     Стратегический  менеджмент требует предпринимательского стиля поведения TOP-менеджеров, который характеризуется стремлением к изменениям, предвидением будущих опасностей, поиском новых возможностей и новых управленческих решений и т.д.

     Стратегический  менеджмент - объединение интуиции и искусства выс-шего руководства вести организацию к стратегическим целям, высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающих связь организации со средой, а также активное включение всех работников в реализацию задач организации, направленную на достижение цели. Стратегический менеджмент - процесс, который уникален для каждой фирмы.

     5.4 Преимущества и ограничения стратегического менеджмента

     Анализ  публикаций по стратегическому менеджменту  позволяет выделить преимущества стратегического  подхода к управлению организацией:

     - стратегический менеджмент обеспечивает  общее понимание того, для чего  функционирует организация и  принимаются определенные управленческие  решения (это позволяет предать  единую направленность деятельности  всех подразделений и персонала  организации для достижения ее  стратегических целей);

     - стратегический менеджмент призван  обеспечить не текущий успех  организации, а ее постоянное  развитие в условиях не стабильности  внешней среды и жесткой конкуренции;

     - стратегический менеджмент позволяет  объединить решение руководителей  всех уровней управления, связанных  со стратегией;

     - стратегический менеджмент обеспечивает  возможность оценивать альтернативные  варианты использования ресурсов, то есть разумно перено-сить ресурсы в стратегически обоснованные и эффективные проекты;

     - стратегический менеджмент создает  среду, которая поощряет ак-тивное руководство организации, а не пассивное реагирование на изменение ситуации;

Информация о работе Понятие и структура стратегического менеджмента