Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:36, курсовая работа
Стратегический менеджмент – это процесс определения взаимодействия организации с ее окружением выражаемое через использование избранных целей и достижение желаемого результата путем распределения ресурсов организации в соответствии с эффективным планом действий.
1. Введение
2. Основы стратегического менеджмента
3. Научные подходы к стратегическому менеджменту
4. Сущность и содержание стратегического менеджмента
4.1. . Сущность стратегического менеджмента
4.2. . Содержание стратегического менеджмента
5. Характеристики стратегического менеджмента
5.1. Условия возникновения стратегического менеджмента
5.2. Новая управленческая пирамида
5.3. Отличительные характеристики стратегического менеджмента
5.4. Преимущества и ограничения стратегического менеджмента
6. Функции и принципы стратегического менеджмента
7. Основные этапы стратегического менеджмента
8. Заключение
9. Список литературы
По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.
Стратегические решения - это управленческие решения, которые:
- ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;
- сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учиты-вают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;
- связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрез-вычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.
К числу стратегических решений можно отнести:
- реконструкцию предприятия;
- внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);
-
организационные изменения (
- выход на новые рынки сбыта;
- приобретение, слияние предприятий и т. д.
4.2. Содержание стратегического менеджмента.
Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании.
Содержанием
стратегического менеджмента
-
определение назначения и
- анализ внешней среды фирмы;
-
анализ ее внутренней
- выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ) фирмы;
-
анализ портфеля
-
проектирование ее
- выбор степени интеграции и систем управления;
- управление комплексом "стратегия - структура - контроль";
-
определение нормативов
-
обеспечение обратной связи
-
совершенствование стратегии;
Стратегический
менеджмент начинается с определения
миссии (назначения) и главных целей
фирмы. Это устанавливает контекст,
в пределах которого должна формироваться
стратегия и определяться критерии
ее пригодности. Миссия (назначение) устанавливает,
зачем фирма существует и что
она должна делать. Целью внешнего
анализа является идентификация
стратегических благоприятных возможностей
и угроз. Внешнее окружение фирмы
рассматривается на двух уровнях: отраслевое
и более широкое
Целью внутреннего анализа является идентификация сильных и слабых сторон в деятельности фирмы. Это включает идентификацию количественных и качественных характеристик ресурсов организации в сферах производства, маркетинга, управления материалами, НИОКР, информационного обеспечения, финансов и т.д.
Стратегический
выбор включает генерацию ряда стратегических
альтернатив, соответствующих миссии
и задачам фирмы, ее внутренним сильным
и слабым сторонам, внешним благоприятным
возможностям и альтернативам. Основой
этого процесса обычно является SWOT-анализ.
Для диверсифицированной фирмы
проблемой является выбор оптимального
набора СЗХ (создание оптимального портфеля
СЗХ), для чего используются специальные
процедуры (так называемая "матричная
техника"). Оптимизация портфеля СЗХ
связана с использованием стратегий входа
на рынок и ухода из него.
5.
Характеристики
5.1 Условия возникновения стратегического менеджмента
К основным условиям возникновения стратегического менеджмента относятся:
-
технологические прорывы,
-
насыщение рынка товаров и
услуг, что привело к усилению
конкуренции и усложнению
-
начавшийся процесс
5.2 Новая управленческая парадигма
Действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно также и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.
Принципы новой управленческой парадигмы должны составлять всю систему совершенствования управления организации. В условиях оперативного управления эти принципы позволяют понять характер организационно- управленческих механизмов подчинения производства потреблению, удовлетворению рыночного спроса. Особенно важны они для понимания концепции стратегического управления, которое получает в последние годы все большее распространение. Они позволяют:
-
понять структуру процесса
-
разобраться в новом
-
выбрать и спроектировать
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
В
прошлом многие фирмы могли успешно
функционировать, обращая внимание
в основном на ежедневную работу, на
внутренние проблемы, связанные с
повышением эффективности использования
ресурсов в текущей деятельности.
Сейчас же, хотя и не снимается задача
рационального использования
Резкому возрастанию значения стратегического управления привели ряд причин. Основными из них являются:
-
ускорение изменений в
- появление новых запросов и изменение позиций потребителя;
-
возрастание конкуренции за
- интернационализация бизнеса;
-появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники;
-развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации;
-
широкая доступность
- изменение роли человеческих ресурсов.
Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как на него оказывают влияние:
- позиция фирмы на рынке;
- динамики развития фирмы;
- потенциал фирмы;
- поведение конкурентов;
-
характеристики производимого
- состояния экономики;
- культурная среда и еще многих факторов.
В
тоже время есть некоторые основополагающие
моменты, которые позволяют говорить
о некоторых обобщенных принципах
выработки стратегии поведения
и осуществления
5.3 Отличительные характеристики стратегического менеджмента
Стратегические решения связаны в основном с внешними, а не внутренними проблемами организации. В менеджменте сам термин "стратегический" означает - "влияющий на отношения между фирмами и окружающей средой".
Стратегическое управление родилось эволюционно из стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу. В отличие от долгосрочного планирования при стратегическом планировании и управлении определяется, что организация должна делать в настоящее время, чтобы достичь желаемых целей в будущем, а также вырабатывается способность реагировать на изменения в окружении, позволяющие достичь этих целей.
Стратегический менеджмент предполагает не только адаптацию предприятия к внешней среде, но и направленное воздействие на среду, ее изменение и создание условий для реализации стратегии и достижения целей. Внешняя среда - область стратегических изменений, которые осуществляются в процессе реализации стратегии.
Стратегический менеджмент требует предпринимательского стиля поведения TOP-менеджеров, который характеризуется стремлением к изменениям, предвидением будущих опасностей, поиском новых возможностей и новых управленческих решений и т.д.
Стратегический менеджмент - объединение интуиции и искусства выс-шего руководства вести организацию к стратегическим целям, высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающих связь организации со средой, а также активное включение всех работников в реализацию задач организации, направленную на достижение цели. Стратегический менеджмент - процесс, который уникален для каждой фирмы.
5.4 Преимущества и ограничения стратегического менеджмента
Анализ публикаций по стратегическому менеджменту позволяет выделить преимущества стратегического подхода к управлению организацией:
-
стратегический менеджмент
-
стратегический менеджмент
-
стратегический менеджмент
-
стратегический менеджмент
-
стратегический менеджмент
Информация о работе Понятие и структура стратегического менеджмента