Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 10:32, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть мотивацию как стимулирующий рычаг повышения эффективности в организации.
Для достижения цели поставлены следующие задачи.
Охарактеризовать понятие и сущность мотивации.
Классифицировать различные способы мотивационного воздействия и дать их характеристику.
Раскрыть роль использования мотивации в повышении эффективности работы организации.
Раскрыть значение и эффективность мотивации на примере работы конкретной организации. Поскольку в сетевом маркетинге и структурном бизнесе значение мотивации проявляется особенно ярко, в данной работе рассмотрены значение и эффективность мотивации в работе российского потребительского общества "Арго", которое осуществляет свою деятельность в сфере структурного бизнеса.
Введение
1. Понятие и сущность мотивации
2. Виды мотивации и их характеристика
3. Повышение эффективности работы организации с помощью мотивации
Заключение
Список используемых источников и литературы
Также необходимо предупреждать
неудовлетворенность, вызванную повышенным
вниманием к вознаграждению. Каждое
предприятие пытается по-своему предотвратить
обсуждение в коллективе размеров вознаграждения.
Работодатель считает это хорошим
стилем. Сотрудники же усматривают
здесь "заговор" с целью скрыть
совершаемые несправедливости. Обращение
с просьбой не обсуждать заработную
плату друг с другом имеет часто
обратный эффект. Для устранения проблем,
возникающих в связи с
Постоянное изучение сведений
о размере заработной платы в
отрасли и регионе, где находится
организация, помогут более эффективно
устанавливать размеры
Практика мотивации
Также фирма может либо бесплатно предоставить свои товары и услуги, либо предложить за них значительную скидку (работая в редакции крупного журнала, сотрудник может получать ежемесячно бесплатный экземпляр).
Нематериальные стимулы труда.
Поскольку разработка системы стимулов в условиях рынка в России - один из наиболее важных резервов управления компаниями, следует помнить, что материальные факторы далеко не всегда выходят на первый план и не могут быть единственной формой вознаграждения за труд. Главное - привлекательность труда, его творческий характер. Вот именно эту привлекательность и следует создавать менеджеру, постоянно обновляя содержание труда каждого подчиненного.
Нематериальные стимулы очень многообразны и делятся на три группы: социальные, моральные, творческие. Используя их в комплексе, можно добиться высокой эффективности.
Социальные стимулы связаны с потребностью работников в самоутверждении, с их стремлением занимать определенное общественное положение, с потребностями в определенном объеме власти. Эти стимулы характеризуются возможностью участвовать в управлении производством, трудом и коллективом, принимать решения; перспективами продвижения по служебной лестнице, возможностью заниматься престижными видами труда. Следовательно, предполагается, что работникам предоставляется право голоса при решении ряда проблем, им делегируются права и ответственность.
Моральные стимулы к труду связаны с потребностями человека в уважении со стороны коллектива, в признании его как работника, как нравственно одобряемой личности. Признание может быть личным или публичным.
Личное признание
Публичное признание выражается
в широком распространении
К моральным стимулам относятся похвала и критика.
Социально-психологические стимулы вытекают из той особой роли, которую играет общение в жизни человека. Именно общение является коренной потребностью и условием нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому комфортный климат в коллективе, обеспечивающий нормальное общение, позволяет самореализоваться человеку, является прекрасным стимулом к ощущению удовлетворенности работника в труде.
Между материальными и
нематериальными стимулами
Таким образом, материальные и нематериальные стимулы взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Одна из форм стимулирования объединяет в себе рассмотренные выше. Речь идет о продвижении в должности, которое дает и более высокую заработную плату (экономический стимул), и интересную и содержательную работу (организационный стимул), а также отражает признание заслуг и авторитета личности путем попадания в более высокую статусную группу (моральный стимул).
Однако этот способ мотивации является внутренне ограниченным: в организации не так много должностей высокого ранга, тем более свободных; не все люди способны руководить и не все к этому стремятся, а кроме всего прочего, продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.
В то же время, когда вакансий мало, страх потерять работу служит достаточным, хотя и не идеальным стимулом, обеспечивающим желательную производительность.
Можно выделить такие виды нематериального вознаграждения за труд, как:
1. Вознаграждение дополнительным
свободным временем - увеличение
продолжительности отпуска,
2. Вознаграждение посредством
создания более комфортных
3. Вознаграждение морального
характера - вынесение благодарности
от лица фирмы в устной или
письменной форме, награждение
почетными грамотами,
Присуждение грантов на проведение
научных исследований по результатам
конкурсов является одновременно формой
и материального и морального
поощрения. То же самое можно сказать
о присвоении научных званий и
степеней, а также званий заслуженных
деятелей образования, культуры, искусства.
Сочетание материального и
Опыт применения нематериальных форм трудового вознаграждения позволяет сделать следующие выводы. Практически всегда они являются дополнительной формой вознаграждения. Хотя их доля в структуре вознаграждения сравнительно невелика, стимулирующий эффект и воздействие на экономическое поведение работников могут быть весьма существенными. Как правило, роль и значимость нематериальных форм вознаграждения повышается по мере роста уровня денежных доходов и возрастания творческой составляющей трудовой деятельности. Условием высокой эффективности этих форм трудового вознаграждения является системный подход к разработке и применению нематериальных стимулов в сочетании с основными видами денежного вознаграждения.
Все это касается внешних
систем мотивирования, т.е. различных
способов, которыми организация может
повысить эффективность
Заставить кого-то что-нибудь полюбить или захотеть чем-то заниматься - чрезвычайно сложно.
Особенностью внутренней мотивации является то, что организация практически не способна повлиять на нее в положительную для себя сторону, но в отрицательную сторону - способна.
Когда сотрудник только приступает к новой работе, чаще всего внутренняя мотивация сильна и может быть основным фактором, определяющим поведение на рабочем месте. Для многих, по крайней мере, для квалифицированных специалистов, новая работа - это новые задачи, новые преграды, которые хочется преодолеть, это возможность чему-то научиться. Это касается не только молодежи. Даже если у сотрудника есть десятилетний опыт работы в данной области, каждая организация предлагает свой, уникальный набор из задач, коллег и клиентов, с которыми надо наладить отношения, преимуществ, которые надо научиться использовать, и проблем, с которыми предстоит справиться.
И руководство должно приложить все усилия для предотвращения или смягчения возможных факторов демотивации. Вот лишь некоторые из них: [10]
1. Нарушение негласного контракта.
При найме на работу кандидат
и компания заключают "сделку",
в которой свободное время, энергия
и интеллект обмениваются на определенное
материальное вознаграждение, потенциальные
возможности реализовать свои личные
мотивы и некую "среду обитания".
Личные мотивы могут быть самыми разнообразными:
от возможности каждый день куда-либо
приходить и общаться с другими
людьми, до возможности активно работать
и видеть результаты своего труда. В
"среду обитания" может входить
множество факторов, начиная от внешнего
вида офиса и графика работы, до
специфики коллектива и поручаемых
сотруднику задач. В результате у
потенциального сотрудника формируются
ожидания, которые могут расходиться
с действительным положением вещей
в компании. Вскоре после начала
работы сотрудник обнаруживает, что
обучение формально, перспектив для
роста никаких, коллектив представляет
собой закрытые группки сотрудников,
не пускающие аутсайдеров. Результат
тот же - внутренняя мотивация испарилась,
от энергичного и полного
Рекомендации: максимум реалистичной информации в процессе отбора. Формирование реалистичных ожиданий.
2. Неиспользование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит.
Организации практически всегда чему-нибудь учат вновь пришедших (в явной или скрытой форме, т.е. "по ходу дела"), откладывая при этом "на дальнюю полку" не пригодившиеся навыки. Неосмотрительное отбрасывание таких навыков со временем чревато серьезнейшей демотивацией - если туда попадают навыки, которыми сам сотрудник дорожит.
Рекомендации: одно из решений заключается в том, что многообразие задач и ситуаций, с которыми сталкивается организация, часто предоставляет возможность "протирать пыль" с неключевых навыков и знаний сотрудников. Пусть это будут временные, проектные задачи, пусть отнимающие немного времени (а порой - и вовсе решаемые во внеурочное время), но они дадут вашему сотруднику понять, что вы цените все его многогранные умения, и что вы не позволите ему забыть то полезное, что он знал раньше.
3. Игнорирование идей и инициативы.
Приступая к новой работе, сотрудники обычно "фонтанируют" новыми идеями - от совершенствования методов работы до перестановки мебели в офисе для произведения наиболее благоприятного впечатления на клиента. И чаще всего от этих идей просто отмахиваются - частично от недоверия новичкам, частично - от нежелания расстаться с привычной рабочей рутиной, даже если она не эффективна.
Рекомендации: прислушивайтесь к идеям и предложениям. Из них часто можно что-то почерпнуть. И всегда объясняйте, почему та или иная идея не подходит для реализации в вашей компании.
4. Отсутствие
чувства причастности к
Это наиболее актуально для сотрудников, работающих вне штата компании или для вспомогательного персонала. У таких работников нередко складывается впечатление, что для менеджеров компаний они вообще являются людьми второго сорта, которые работают на компанию исключительно из-за денег.
Рекомендации: Чувство причастности к общему делу и командный дух являются очень сильным стимулом. Сотрудники, жертвуя своими личными интересами и временем, готовы работать на достижение целей компании. Поэтому привлекайте таких сотрудников к общекорпоративным мероприятиям, регулярно информируйте их о происходящем в компании. И помните, что эта проблема может касаться не только внештатников, но и постоянных сотрудников, а иногда - и целых подразделений. .
5. Отсутствие ощущения достижения, не видно результатов, нет личного и профессионального роста.