Понятие конфликта интересов на государственной службе. Создание и работа комиссий по конфликту интересов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:46, контрольная работа

Описание работы

Основной целью работы является изучение конфликта интересов на государственной службе, а также порядка работы комиссий по конфликту интересов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия конфликта интересов в государственной службе.
2. Обозначить причины и условия конфликта интересов;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Конфликт интересов на государственной службе
1.1 Понятие конфликта интересов на государственной службе………………...….5-7
1.2 Причины и условия конфликта интересов…………………………………...…7-10
1.3 Способы урегулирования конфликта интересов…………………………...…10-11
1.4 Комиссии по конфликту интересов……………………………………………11-14
Глава 2. Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих государственные должности и урегулирование конфликта интересов в Администрации ХМАО-Югры
2.1 Компетенция и состав комиссии……………………………………………….15-16
2.2 Основания для проведения заседания комиссии……………………………...16-17
2.3 Проведение заседания комиссии………………………………………………17-18
2.4. Решения по итогам заседания комиссии……………………………………...18-21
Заключение……………………………………………………………………………...22
Список использованной литературы………………………………………………23-24

Файлы: 1 файл

контрольная работа конфликт интересов.docx

— 47.83 Кб (Скачать файл)

Кроме того, имеющаяся практика позволяет выделить правонарушения коррупционной направленности, связанные  с конфликтом интересов на государственной  службе, в том числе:

- непринятие государственным служащим мер по предотвращению конфликта интересов;

- неуведомление представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов либо о наличии личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов; владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), а равно непринятие мер к их передаче в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- занятие иной оплачиваемой деятельностью без уведомления работодателя при наличии (возможности) конфликта интересов и др.

Согласно статье 11 Закона о противодействии коррупции  государственный служащий обязан принимать  меры по недопущению любой возможности  возникновения конфликта интересов. С этой целью он обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Необходимо отметить, что  статья 19 Закона о гражданской службе обязывает гражданского служащего  в случае возникновения у него личной заинтересованности, которая  приводит или может привести к  конфликту интересов, проинформировать об этом представителя нанимателя в  письменной форме.

Таким образом, перечисленные  законодательные акты предписывают государственному (гражданскому) служащему  уведомить о возникновении или  угрозе конфликта интересов своего непосредственного начальника.

Вместе с тем, непосредственный начальник далеко не всегда является представителем нанимателя для конкретного  служащего. В соответствии со статьей 1 Закона о гражданской службе представитель  нанимателя это:

- руководитель государственного органа,

- лицо, замещающее государственную должность,

- представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

На практике представителем нанимателя для гражданских служащих обычно выступает руководитель государственного органа.

Исходя из Закона о противодействии  коррупции, в совокупности с законодательством  о гражданской службе, при возникновении  конфликта интересов или угрозы его возникновения государственный  служащий должен проинформировать и  своего непосредственного начальника, и представителя нанимателя.

Неисполнение вышеуказанных  обязанностей государственным служащим должно рассматриваться как дисциплинарный проступок и может привести к  привлечению его к дисциплинарной ответственности. Кроме того, исходя из содержания статьи 33 Закона о гражданской  службе во взаимосвязи со статьей 15 того же Закона, неисполнение гражданским  служащим перечисленных обязанностей может повлечь его увольнение с гражданской службы.

Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении  у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту  интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

 

    1. Способы урегулирования конфликта интересов

 

Закон о противодействии  коррупции предусмотрел несколько  способов урегулирования конфликта  интересов на государственной службе:

  • Изменение должностного или служебного положения, являющегося стороной конфликта интересов государственного служащего, вплоть до отстранения его от исполнения должностных (служебных) обязанностей;
  • Отказ такого служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
  • Отвод (самоотвод) государственного служащего в установленных законодательством случаях и порядке.

Статья 32 Закона о гражданской  службе дает право представителю  нанимателя отстранить от замещаемой должности (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов. При этом ему  сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы.

В случае, если государственный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать их в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 11 Закона о противодействии коррупции).

При этом также имеются  разночтения в нормах Законов  о гражданской службе и о противодействии  коррупции относительно вопроса  передачи государственными служащими  имеющихся активов в доверительное  управление.

Так, в Законе о противодействии  коррупции речь идет об обязанности  государственных служащих передать такие бумаги в доверительное  управление без каких-либо условий. Норма содержит лишь цель передачи – предотвращение конфликта интересов. В то же время Закон о гражданской службе устанавливает такую обязанность гражданских служащих лишь при условии, что владение служащими приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов.

С учетом более поздней  даты принятия и специального характера  Закона о противодействии коррупции, согласно преамбуле которого он устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы ее предупреждения и борьбы с ней, применению подлежит статья 11 этого Закона.

 

1.4 Комиссии по конфликту интересов

 

Использование вышеперечисленных  мер отнесено к компетенции представителя  нанимателя. Поскольку конфликт интересов  является категорией оценочной, что  означает возможность разных подходов и разной оценки ситуации с его  возникновением сторонами служебного контракта (гражданского служащего, представителя  нанимателя), то в этом случае необходим  кто-то третий, кто может и имеет  право разрешать подобную ситуацию.

Поэтому для урегулирования конфликта интересов на гражданской  службе предусматривается создание специальных комиссий по соблюдению требований к служебному поведению  гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

В соответствии со статьей 19 Закона о гражданской службе такая  Комиссия образуется правовым актом  государственного органа. В ее состав входят:

  • Представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие;
  • Представитель соответствующего органа по управлению государственной службой;
  • Представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой.

Число независимых экспертов  должно составлять не менее одной  четверти от общего числа членов комиссии.  Состав комиссии формируется таким  образом, чтобы была исключена возможность  возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые  комиссией решения. Комиссия состоит  из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все  члены комиссии при принятии решений  обладают равными правами.

Основанием для проведения заседания комиссии является:

а) полученная от правоохранительных, судебных или иных государственных  органов, от организаций, должностных  лиц или граждан информация о  совершении гражданским служащим поступков, порочащих его честь и достоинство, или об ином нарушении гражданским  служащим требований к служебному поведению, предусмотренных статьей 18 Федерального закона;

б) информация о наличии  у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту  интересов.

В комиссию могут быть представлены материалы, подтверждающие нарушение  гражданским служащим требований к  служебному поведению или наличие  у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Комиссия не рассматривает сообщения о  преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные  обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

Председатель комиссии в 3-дневный срок со дня поступления  информации,  выносит решение  о проведении проверки этой информации. Проверка информации и материалов осуществляется в месячный срок со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до двух месяцев  по решению председателя комиссии.

В случае если в комиссию поступила информация о наличии  у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту  интересов, председатель комиссии немедленно информирует об этом представителя  нанимателя в целях принятия им мер  по предотвращению конфликта интересов: усиление контроля за исполнением гражданским  служащим его должностных обязанностей, отстранение гражданского служащего  от замещаемой должности гражданской службы на период урегулирования конфликта интересов или иные меры.

По письменному запросу  председателя комиссии представитель  нанимателя или руководитель специально уполномоченного им подразделения  государственного органа представляет дополнительные сведения, необходимые  для работы комиссии, а также запрашивает  в установленном порядке для  представления в комиссию сведения от других государственных органов, органов местного самоуправления и  организаций.

Дата, время и место  заседания комиссии устанавливаются  ее председателем после сбора  материалов, подтверждающих либо опровергающих  информацию. Секретарь комиссии решает организационные вопросы, связанные  с подготовкой заседания комиссии, а также извещает членов комиссии о дате, времени и месте заседания, о вопросах, включенных в повестку дня, не позднее чем за семь рабочих дней до дня заседания. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.

При возможном возникновении  конфликта интересов у членов комиссии в связи с рассмотрением  вопросов, включенных в повестку дня  заседания комиссии, они обязаны  до начала заседания заявить об этом. В подобном случае соответствующий  член комиссии не принимает участия  в рассмотрении указанных вопросов.

Заседание комиссии проводится в присутствии гражданского служащего. На заседании комиссии может присутствовать уполномоченный гражданским служащим представитель. Заседание комиссии переносится, если гражданский служащий не может участвовать в заседании  по уважительной причине. На заседание  комиссии могут приглашаться должностные  лица государственных органов, органов  местного самоуправления, а также  представители заинтересованных организаций.

По итогам рассмотрения информации комиссия может принять одно из следующих  решений:

а) установить, что в рассматриваемом  случае не содержится признаков нарушения  гражданским служащим требований к  служебному поведению;

б) установить, что гражданский  служащий нарушил требования к служебному поведению. В этом случае представителю  нанимателя рекомендуется указать  гражданскому служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению, а также провести в  государственном органе мероприятия  по разъяснению гражданским служащим необходимости соблюдения требований к служебному поведению.

б) установить факт наличия  личной заинтересованности гражданского служащего, которая приводит или  может привести к конфликту интересов. В этом случае представителю нанимателя предлагаются рекомендации, направленные на предотвращение или урегулирование этого конфликта интересов.

Решения комиссии принимаются  простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При  равенстве числа голосов голос  председательствующего на заседании  комиссии является решающим. Решения  комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принявшие участие в ее заседании. Решения комиссии носят рекомендательный характер.

Копии решения комиссии в  течение трех дней со дня его принятия направляются представителю нанимателя, гражданскому служащему, а также  по решению комиссии - иным заинтересованным лицам. Решение комиссии может быть обжаловано гражданским служащим в 10-дневный срок со дня вручения ему  копии решения комиссии в порядке, предусмотренном законодательством  Российской Федерации.

Решение комиссии, принятое в отношении гражданского служащего, хранится в его личном деле.

С целью обеспечения действенного функционирования механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на государственной  службе Указом Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 утверждено новое Положение  о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных  служащих и урегулированию конфликта  интересов. Данный акт призван унифицировать  практику деятельности этих комиссий, изменить подход к их формированию, а также обеспечить прозрачность в работе.

Информация о работе Понятие конфликта интересов на государственной службе. Создание и работа комиссий по конфликту интересов