Понятие организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

Почему крохотная «Apple» и гигантская «IBM» заработали сотни мил-лионов в компьютерном бизнесе, а другие, такие как «RCA», потеряли свои со-стояния? Как «МакДоналдсу» удается готовить миллиарды гамбургеров в год, дешево продавать их и получать при этом огромные прибыли, в то время как большинство ресторанов не в состоянии обслуживать несколько сотен клиентов в день? Почему после стольких лет существования «Mitsukoshi Ltd.» до сих пор является ведущей компанией в розничной торговле в своей стране, а другие, например, У.Т. Грант обанкротились? Почему религиозное учреждение, такое как католическая церковь, может процветать в 2000 году, если оно действует по принципам и в соответствии с практикой, которые привели бы к краху любого бизнесмена буквально за несколько часов?

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность организации 4
1.1 Понятие организации 4
1.2 Концепция жизненного цикла организации 5
2 Общие характеристики организации 8
2.1 Цели организации 10
2.2 Внутренняя среда организации 11
2.3 Ресурсы 13
2.4 Разделение труда 14
2.5 Зависимость от внешней среды 14
2.6 Необходимость управления 16
3 Современные тенденции в развитии организаций 18
3.1 Новые типы организаций 18
3.2 Составляющие успеха организации 28
Заключение 31
Литература 32

Файлы: 1 файл

Контрольная_Понятие организации.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

Пензенский  Государственный Университет

Кафедра «Экономики и организации производства» 
 
 
 
 
 

Понятие организации и  ее общие характеристики  
Контрольная работа по дисциплине «Менеджмент»
 
 
 

 

Пенза 2012 

Содержание

 

Введение

     Почему  крохотная «Apple» и гигантская «IBM» заработали сотни миллионов в компьютерном бизнесе, а другие, такие как «RCA», потеряли свои состояния? Как «МакДоналдсу» удается готовить миллиарды гамбургеров в год, дешево продавать их и получать при этом огромные прибыли, в то время как большинство ресторанов не в состоянии обслуживать несколько сотен клиентов в день? Почему после стольких лет существования «Mitsukoshi Ltd.» до сих пор является ведущей компанией в розничной торговле в своей стране, а другие, например, У.Т. Грант обанкротились? Почему религиозное учреждение, такое как католическая церковь, может процветать в 2000 году, если оно действует по принципам и в соответствии с практикой, которые привели бы к краху любого бизнесмена буквально за несколько часов?

     Успех и провал этих фирм и компаний имеют  одну общую особенность. Все они являются организациями. Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента.  

 

     

      1 Сущность организации

      1.1 Понятие организации

     Термин  «организация» употребляется в двух значениях:

  1. Устойчивое объединение людей, взаимодействующих между собой для достижения стоящих перед ними целей с помощью материальных, правовых, экономических и других условий.
  2. Функция управления, целью которой являются создание объединения или согласование действий его членов.

     Если  рассматривать организацию, как социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или системы целей, то можно выделить следующие требования к организации:

  • наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью группы;
  • наличие, по крайней мере, одной цели, которую принимают как общую все члены группы;
  • наличие членов группы, которые сознательно работают вместе, чтобы достичь значимую для всех цель.

     Приведенное определение справедливо для формальной организации. Существуют неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, и где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Образуются практически во всех формальных организациях, за исключением очень малых.

     Любая организация обладает определенной структурой (совокупностью взаимосвязанных  элементов), которая подразделяется на три составляющие:

  1. Техническая – совокупность материальных элементов организации (зданий, сооружений, оборудования, условий труда, технологий и т. д.)определяющих профессионально-квалификационный состав сотрудников, характер и содержание труда.
  2. Социальная – включает в себя совокупность участников, формальные и неформальные группы, определение связей между ними, норм поведения и сфер влияния.
  3. Социотехническая – включает в себя совокупность рабочих мест.

     Определение структуры организации придает  ей устойчивость и возможность противостоять и развиваться в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды.

      1.2 Концепция жизненного цикла организации

       «Жизнь» организации подобна жизни человека, времени существования любого предмета труда или услуг. Она имеет свои фазы и особенности развития (рис. 1).

  

Рисунок 1 – Основные фазы жизни организации 

     Согласно  концепции жизненного цикла организации  вся ее деятельность проходит ряд  стадий, начиная с рождения, расцвета вплоть до прекращения существования или коренной модернизации (табл. 1).

 

Таблица 1 – Фазы жизни организации 

Фаза 
развития
Краткая характеристика группы Лидер Кризисы
Фаза  энергетического толчка

(I)

Это первичное  объединение группы. Члены группы  делят всех по принципу наш и не наш. Любое воздействие извне воспринимается как агрессия. Возрастает внутренняя солидарность, эмоциональная и личная поддержка  сводится к минимальному приему новых членов. Появляется групповая мораль.

Девиз: «Будь  таким, каким должен быть».

Максимально отдающий знания целям группы Цели малозначительны, легко достижимы, нет взаимодействия
Фаза  подъема

(II)

Происходит  распределение членов группы в зависимости от уровня их компетентности Авторитарный, средне компетентный лидер, для которого характерно:

1. Стереотипное  и консервативное мышление;

2. Приверженность  к ценностям среднего класса;

3. Вера в моральную чистоту своей команды и отказ в таковой всем другим «хорошо и плохо» – значит хорошо и плохо для организации.

1. Отсутствие  авторитарного лидера, борьба за власть  

2. К концу  фазы подъема авторитарный лидер стремится сохранить свою власть отодвижением цели группы на второй план и превращает группу в элитарную иерархию

Акматическая фаза (стадия насыщения)

(III)

Группа переходит  от стратегии агрессии к принципу взаимодействия, начинают появляться карьеристы и индивидуалисты, образуются группировки со своими лидерами, которые тянут группу в разные стороны.

Девиз «Будь  самим собой»

Гармоничный, средне компетентный.

Альтернативы:

1. Признать  свою несостоятельность и уйти в другую организацию;

2. Поставить  труднодостижимые цели, подавить оппозицию;

3. Изменить образ лидерского мышления в соответствии с изменившимися условиями.

1. К концу  фазы подъема авторитарный лидер стремится сохранить свою власть отодвижением цели группы на второй план и превращает группу в элитарную иерархию;

2. Нужны новые  цели;

3. Высокая компетентность группы.

Цели группы достижимы.

Фаза  надлома

(IV)

Происходит  избавление от излишков компетентности. В результате надлом и уже движение не вверх, а вниз.

Девиз: «Мы хотим  мира, покоя».

Наиболее компетентный  

Продолжение таблицы 1

Фаза 
развития
Краткая характеристика группы Лидер Кризисы
Инерционная фаза

(V)

Спокойное, размеренное  существование середняков. «Золотая осень», когда пожирают плоды прошлого напряжения и прошлых усилий. Люди не противятся вхождению новых членов.

Девиз: «Не высовывайся. Будь таким, как мы».

Победивший  карьерист  
Фаза  обскурации

(VI)

Мемориальная  фаза. Малокомпетентные образуют большинство. Всякий рост – явление предосудительное, трудолюбие – смешное, творчество – вызывает ярость.

Девиз: «Будь таким, как мы».

Малокомпетентный  член группы  
Элитарная фаза

(VII)

Цели группы не во вне, а в ней самой. Группа существует для того, чтобы сохранить саму себя, свою структуру и те отношения, которые в ней сложились. Выделяют следующие слои группы:

1. Лидер

2. Ближняя элита

3. Нижняя элита

4. Низшие руководители

5. Рядовые

6. Отверженные 

Диктатор, характеризуется отстраненностью  и мистичностью  

 

     

      2 Общие характеристики организации

     Все организации друг от друга отличаются по разным аспектам (функциям, методам и принципам управления, сложности операций и процедур и т.п.). Вместе с тем они имеют общие для всех организаций характеристики (рис.2).

     Характеристиками организации являются:

  1. Наличие хотя бы одной цели, которая объединяет членов организации. Официально заявленная цель придает смысл существованию предприятия и определяет основную направленность его деятельности. Одной из основных целей любой коммерческой организации является получение прибыли.
  2. Обособленность – заключается в замкнутости внутренних процессов и наличии границ (внутренняя среда организации), отделяющих данную организацию от внешней среды. Границы могут быть как материальными – в виде стен и заборов, так и нематериальными – в виде запретов, ограничений, правил.
  3. Наличие определенных ресурсов.
  4. Разделение труда – предполагает, что члены организации выполняют различные функции.
  5. Зависимость от внешней среды.
  6. Необходимость управления организацией.

     Кроме того, признаками организации являются также:

  1. Существование связей между элементами организации – способствует обеспечению их взаимной поддержки. Связи между элементами организации бывают экономическими, технологическими, информационными, социальными и управленческими.
  2. Саморегулирование – возможность организации самостоятельно решать вопросы внутренней жизни, учитывая сложившуюся обстановку и внешние указания. Данная деятельность реализуется внешним центром, целью которой является координация усилий и работы людей на достижение целостности организации.

 

     

 

Рисунок 2 – Общие характеристики организации

 

      2.1 Цели организации 

     Организацию  следует рассматривать как средство достижения целей.

     Цели – конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться трудовой коллектив. На практике весьма редко встречаются организации, имеющие только одну цель. Организации, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями. Важно, чтобы намеченные трудовым коллективом цели были реальными и выполнимыми (рис. 3). 

 

Рисунок 3 – Процесс претворения целей в жизнь организацией

 

       2.2 Внутренняя среда организации

 

 Под внутренней средой организации (рис. 4) понимают ситуационные факторы внутри организации.  Т.к. организация представляет собой  созданные людьми системы, то их внутренние факторы в основном являются результатом управленческих решений. По сути это хозяйственный организм, его структура.

Рисунок 4 – Внутренняя среда организации

     Задача – предписанная работа или ее часть (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом  в заранее оговоренные сроки.

     Технология – сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для  осуществления преобразований в материалах, информации и людях.

     С технологической точки зрения задачи предписываются не работнику, а должности. В соответствии со структурой организации каждой должности предписан ряд задач, которые рассматриваются, как необходимый вклад в достижение целей организации (рис. 5). 

Рисунок 5 – Взаимосвязь должностей, структуры и целей

     Задачи  и технологии тесно взаимосвязаны. Выполнение задачи предполагает использование конкретной технологии (рис. 6).

 

Рисунок 6 – Взаимосвязь технологии, заданий, структуры и целей

     Структура организации – логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации.

     Организационная культура (люди, трудовые ресурсы) – наиболее значимый элемент внутренней среды организации. Цели организации достигаются через труд людей. Кроме того, организационная культура – это также система ценностей, символов, образцов поведения и убеждений, определяющих характер взаимоотношений и линию поведения сотрудников как внутри предприятия, так и на внешнем уровне.

     Рассмотренные характеристики и понятия относятся  к формальной организации. Вместе с тем в практике управления определенную роль играют и неформальные организации. В каждом трудовом коллективе наряду с формальной (официальной) структурой взаимоотношений существуют и неформальные (неофициальные) отношения между членами коллектива.

     Группы  людей, созданные по воле руководства  для достижения целей организации, называются формальными группами.

     Первейшей их функцией является выполнение конкретных задач и достижение целей организации. Отношения между людьми регулируются различного рода нормативными документами: законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и т.д.

     Стихийно  образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей (цели), признается неформальной группой (организацией).

     Отношения между членами такой группы формируются на основе личных симпатий (рис. 7). Члены группы связаны общностью взглядов, склонностей и интересов. Здесь нет списка членов коллектива, указаний на обязанности, согласованные роли.

Рисунок 7 – Механизм образования формальных и неформальных организации 

     Неформальные, или теневые, группы существуют в каждой организации. Они неизменно «вырастают» из дружеских отношений, не определяемых организационной схемой. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали.

Информация о работе Понятие организации