Понятие организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

Почему крохотная «Apple» и гигантская «IBM» заработали сотни мил-лионов в компьютерном бизнесе, а другие, такие как «RCA», потеряли свои со-стояния? Как «МакДоналдсу» удается готовить миллиарды гамбургеров в год, дешево продавать их и получать при этом огромные прибыли, в то время как большинство ресторанов не в состоянии обслуживать несколько сотен клиентов в день? Почему после стольких лет существования «Mitsukoshi Ltd.» до сих пор является ведущей компанией в розничной торговле в своей стране, а другие, например, У.Т. Грант обанкротились? Почему религиозное учреждение, такое как католическая церковь, может процветать в 2000 году, если оно действует по принципам и в соответствии с практикой, которые привели бы к краху любого бизнесмена буквально за несколько часов?

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность организации 4
1.1 Понятие организации 4
1.2 Концепция жизненного цикла организации 5
2 Общие характеристики организации 8
2.1 Цели организации 10
2.2 Внутренняя среда организации 11
2.3 Ресурсы 13
2.4 Разделение труда 14
2.5 Зависимость от внешней среды 14
2.6 Необходимость управления 16
3 Современные тенденции в развитии организаций 18
3.1 Новые типы организаций 18
3.2 Составляющие успеха организации 28
Заключение 31
Литература 32

Файлы: 1 файл

Контрольная_Понятие организации.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

     Данная  автономная рабочая группа одновременно выполняет три задачи:

  • обеспечение основной деятельности ресурсами;
  • производство продукта или услуги для конкретного потребителя, рынка или территории;
  • обслуживание конкретного потребителя, развитие или проникновение на конкретный рынок.

     В многомерной организации бюджеты подразделений разрабатываются подразделениями, руководство организации только инвестирует в них средства и дает займы. Отношения членов автономной группы с руководством организации и другими подразделениями не отличаются от отношений с клиентами.

     В ряде случаев многомерной делается определенная хозяйственная единица, а не организация в целом, и она может быть настолько автономной, насколько это возможно в структуре более крупной организации.

     Таким образом, многомерная модель создает  с максимально возможной степенью приближенности свободный рынок внутри организации, одновременно использует эффект синергии и экономию на масштабе деятельности.

     Вместе  с тем при использовании многомерных  организаций возникают проблемы, которые состоят в следующем:

  • в многомерных организациях, в которых в точке пересечения матрицы стоят организационные единицы, возникают трудности в определении полномочий и многократная подчиненность, возможная только в равновесной ситуации, что обусловливает шаткость этих моделей организации. Чтобы руководители и сотрудники могли справиться с расширением круга задач и ростом числа подчиненных, необходимы различные организационные меры: делегирование полномочий, использование коллегиальных форм согласования и другие;
  • вследствие равноправного использования нескольких параметров, измерений между их представителями, расположенными в точках пересечения, образуются конфликты. Такая преднамеренная конфликтная структуризация нацелена на инициирование поиска путей их решения. Однако из-за персонализации конфликтов конструктивное начало их может сводиться на нет;
  • руководство организации перегружено в связи с многослойностью проблем управления;
  • сложность и динамичность трудовых взаимоотношений предъявляют высокие требования к каждой личности.

     Предпринимательская организация ориентирована на рост и больше рассчитывает на имеющиеся возможности, чем на контролируемые ресурсы. Это зачастую осуществляется на краткосрочной, эпизодической и поэтапной основе. Контроль за ресурсами носит обычно опосредованный характер (аренда, заем и т.п.). Деятельность организации оценивается на основе эффективности. Предпринимательские структуры базируются на индивидуальной инициативе, а не на координации, как в традиционных организациях. Сконцентрированное развитие заменяется развитием по многим направлениям. В предпринимательстве индивидуальная компетентность важнее организационной. Ключевыми организационными факторами являются люди, группы и их квалификация.

     Структура управления организацией характеризуется  малым количеством уровней, гибкостью и сетевым построением (рис. 13). Она представляет собой перевернутую пирамиду, в основании которой находится руководство организации. При этом руководство меняет не только свое место, но и основные функции. Главной обязанностью руководства вместо традиционного контроля является всемерная поддержка усилий работников, делающих бизнес. Следующий снизу уровень организации включает три основных блока. Ключевой из них – ресурсы организации (люди, деньги, время, технологии, информация, идеи и т.д.), задача его – обеспечение ресурсами усилий работников, делающих бизнес. Второй блок – подразделения, определяющие рынки для бизнеса и передающие их развитие тем, кто делает бизнес. Третий блок состоит из консультантов (бизнес-тренеров), помогающих своим опытом и интуицией делать бизнес. На вершине перевернутой пирамиды расположены делающие бизнес предпринимательские ячейки, сфокусированные на определенный рынок. Это небольшие автономные группы работников, объединенных по видам бизнеса. По статусу они могут быть центрами прибыли или даже самостоятельными фирмами или компаниями. Такое построение организации «поворачивает ее лицом» к потребителю, приближает к нему и позволяет гибко реагировать на изменения его требований. При этом осуществляется максимально возможное делегирование прав и ответственности тем, кто непосредственно делает бизнес. Повышается мотивированность людей и эффективность их работы.

 

Рисунок 13 – Схема предпринимательской организации

     Организация, ориентированная  на рынок. По характеру взаимодействия с внешней средой, т.е. рынком, – это органический тип организации, быстро адаптирующийся к происходящим вне ее изменениям. По характеру взаимодействия частей внутри организации это либо дивизиональная, либо матричная структура, а по характеру взаимодействия индивида с организацией – индивидуалистский тип. Принципиальным отличием организации от других является то, что если в предыдущих случаях непосредственно вокруг рынка группировалась только часть организации, то в данном случае речь идет о группировании всех ее частей.

     В организации значительные усилия прилагаются для приспособления продукта к потребителю. При этом имеет место частое изменение продукта. Все направлено на сближение тех, кто принимает решение, с теми, кто это решение покупает, – потребителями. Это, в свою очередь, требует уменьшения числа уровней управления и передачи ответственности на нижние уровни иерархии, расположенные ближе к потребителю и берущие на себя риск. Важное значение приобретают групповая работа, ролевое поведение и взаимодействие, основанное на доверии.

     Связи в организации формируются больше под воздействием отношений организации с потребителем (процессы), а не отношений между функциями.

     Организация проектируется исходя из потребностей потребителя, в результате чего вместо жесткой иерархии возникают достаточно автономные группы, которым обычно придается статус «центра прибыли» или бизнес-группы. Сами группы, в которых все отвечают за все, функционируют в рамках закрепленного за ними процесса.

     Общая схема структуры организации  строится обычно следующим образом. Наверху организации централизуются только ключевые функции, определяющие ее положение на рынке. На следующем уровне децентрализуются производственные операции. На нижнем уровне организация группируется по продуктовому или географическому принципу с созданием центров прибыли, здесь начинается выход организации на потребителя, на рынок. Связь между данным и следующим вверх уровнями строится на основе матрицы, совмещающей продукт и территорию.

     Сетевые организации – это, как правило, крупные, интегрированные по вертикали компании, внутри которых координация деятельности подразделений осуществляется через рыночные механизмы, а не по командам менеджеров среднего звена, планирующих и распределяющих задания.

     Сетевые организации характеризует следующее:

  • широкие сетевые связи;
  • незначительное разделение труда;
  • оптимизация выгоды как важнейшая цель организации;
  • широкие возможности сотрудничества;
  • влияние и власть, зависящие от знаний и умений;
  • ангажированность, лояльность, информированность и независимость сотрудников;
  • ориентация организации на собственный интерес, интерес коллектива;
  • гибкие, ситуативные рабочие процессы, организованные на время выполнения проекта.

     В сетевой организации организационная  структура проявляется весьма слабо, ее можно условно изобразить следующим образом (рис. 14):

Рисунок 14 – Принципиальная схема структуры сетевой организации

     К настоящему времени выделяют три  типа сетевых организаций: внутренний, стабильный и динамический. Несмотря на одинаковое назначение, каждый из них приспособлен к определенным внешним условиям.

     Так, внутренние сетевые организации  создаются для получения преимуществ свободного предпринимательства без привлечения внешних подрядчиков. Такая организация владеет большей частью или всем капиталом, вложенным в данный бизнес. Менеджеры, управляющие этим капиталом, поощряются к подчинению дисциплине рынка.

     Основная  идея организации заключается в  том, что подразделения, продающие свою продукцию даже внутри фирмы по рыночным ценам, должны постоянно искать новшества, повышающие их конкурентоспособность.

     Такая организация позволяет сократить  запасы ресурсов и время реагирования на изменения рынка, достигнуть использования ресурсов в полном объеме. Однако иногда вместо того, чтобы продавать друг другу товары и услуги по рыночным ценам, подразделения начинают обмениваться ими, используя для взаиморасчетов не рыночные, а административно назначаемые цены.

     Стабильные  сетевые организации. Они обычно часть работ передают подрядчикам, чтобы придать гибкость цепи производства и сбыта продукта. Весь задействованный капитал принадлежит нескольким фирмам, которые вносят свой вклад в общее дело. Часто вокруг крупной фирмы-ядра пристраиваются мелкие партнеры, являющиеся либо ее поставщиками, либо дистрибьюторами. В неблагоприятные времена фирма-ядро вынуждена защищать младших партнеров.

     Преимущества  стабильных сетей:

  • надежность поставщиков или дистрибьюторов;
  • тесное взаимодействие партнеров на базе совместного календарного планирования и согласованных стандартов качества.

     Недостатки  стабильных сетей:

  • некоторая потеря гибкости;
  • взаимная зависимость участников

     Динамические  сетевые организации. В ряде видов деятельности возможно или необходимо широкое использование подрядчиков. В этих условиях головная фирма идентифицирует и направляет в дело капитал, принадлежащий полностью или в значительной мере другим фирмам. Лидирующее положение ее обычно обусловлено обладанием «ключевыми» для производства данного продукта факторами, например технологией. Иногда головные фирмы являются чистыми брокерами.

     Динамические  сети способны обеспечить как специализацию, так и гибкость. Каждый участник использует свой опыт, и, если фирма-брокер может быстро добывать и распределять ресурсы, сеть оказывается способной к быстрому реагированию на внешние изменения.

     Однако  данная организация подвержена рискам, связанным с разным уровнем качества продукции участников сети, с временной невозможностью найти партнера с опытом и с несанкционированным использованием интеллектуальной собственности в виде знаний или технологий.

     Лучше всего динамические сети работают, когда имеется большое количество конкурентов, каждый из которых под воздействием рыночных факторов вынужден быть надежным партнером и стремится занять или сохранить передовые позиции в области своей специализации.

     Образование сетевых организаций оказывает  решающее влияние на продвижение к сетевой экономике, способствует возникновению новой хозяйственной формы. В ее рамках начинают действовать закон нарастающей предельной доходности и эффективно работать положительная обратная связь.

      3.2 Составляющие успеха  организации

     Выживание. Некоторые организации планируют свой роспуск после достижения ими ряда заранее намеченных целей. Примером такой организации может служить любая правительственная комиссия, создаваемая для выполнения конкретной цели. Но, хотя, это не зафиксировано часто в письменной форме, выживание, возможность существовать как можно дольше, является первейшей задачей большинства организаций.

     Это может длиться бесконечно долго, потому что организации имеют потенциал существовать бесконечно. Рекорд в настоящее время принадлежит римской католической церкви, непрерывно действующей на протяжении 2000 лет. В истории отмечено существование некоторых правительственных организаций на протяжении нескольких сотен лет, некоторые организации в бизнесе также живут на протяжении долгих лет. Так знаменитая фирма «Французские винодельческие предприятия» и сейчас, после почти века существования, также сильна, как и раньше. Однако, для того, чтобы оставаться сильными и чтобы выжить, большинству организаций приходиться менять периодически свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребности мира.

     Английская  монархия, например, выжила как институт, потому что она, в конечном итоге, признала существенное сокращение объема своей власти и своего влияния в ответ на социальное давление, требующее демократизации. Почти все организации, существующие ради бизнеса, периодически разрабатывают новые виды продукции или услуг для своих потребителей.

     Результативность  и эффективность. Чтобы быть успешной в течении долгого времени, чтобы выжить и достичь своих целей организация должна быть как эффективной, так и результативной.

Информация о работе Понятие организации