Понятие стратегии. Сущность стратегического управления. Общая концепция стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Стратегия развития может увязывать в себе миссию компании, цели, маркетинговую концепцию, инвестиционную политику, кадровую стратегию и др. Как правило, в стратегии развития описываются и обосновываются стратегические задачи развития компании и пути их достижения.

Содержание работы

Введение …………..…………………………………………………………………3
1. Понятие стратегии. Сущность стратегического управления. Общая
концепция стратегического менеджмента…………………………..……………..5
1.1 Функции и определение стратегического менеджмента……………….5
1.2 Основные принципы и тенденции стратегического управления………7
1.3 Стратегия в зонах хозяйствования……………………………………….9
2. Характеристика производственно-хозяйственной организации деятельности организации…………………………………………………………………………11
2.1 Краткая характеристика организации………………………………….11
2.2 Деловая среда организации……………………………………………..13
3. Анализ конкурентоспособности и конкурентных позиций организации……15
3.1 Конкурентная среда организации, основные конкуренты……………15
3.2 SWOT – анализ…………………………………………………………..17
3.3 Портфельный анализ деятельности организации……………………..30
4. Стратегические направления обеспечения конкурентоспособности организации………………………………………….……………………………..34
Заключение…………………………………………………………………………37
Список использованной литературы……………………………………………..40

Файлы: 1 файл

страт мен.doc

— 317.00 Кб (Скачать файл)

Главный офис компании находится  в городе Набережных-Челнов в республике Татарстан.

Фирма имеет достаточно прочные позиции на рынке, на внутреннем и внешнем, так, как высшее руководство  фирмы достаточно образованно и  компетентно в своей деятельности, а также в своих вопросах и тем самым ведёт и разрабатывает дальновидную стратегию деятельности компании, что помогает ей вести успешную политику в менеджменте корпорации. Высшее руководство организации уделяет достаточно большое внимание внутренней и внешней среде, потому что от внешней и внутренней среды зависит успех и деятельность компании. Внешняя и внутренняя среда взаимосвязаны друг с другом и непосредственно влияют друг на друга. Внутренняя среда зависит от внешней, не только от внешней среды, но от этого фактора значительно зависит внутреннее положение предприятия, внутренняя среда влияет на внешнею среду, от работников организации зависит положение фирмы на внешнем уровне, внутренняя среда формирует внешнию среду. В связи с положительными ключевыми факторами положения делового окружения фирмы, т. е. внешней среды предприятия, фирма располагает для себя возможностью нормализованного стабильного развития, что влечёт за сбой множество разрешённых проблем в сфере её деятельности, в том числе и в социально - психологической сфере управления и развития менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Деловая  среда организации

В маркетинговой  политики фирма «New Oil» сотрудничает со многими отечественными и заграничными поставщиками основные из них: Автомобильные  компании: «ОАО КАМАЗ», «ОАО ЗИЛ», «ОАО МАЗ», «ОАО ГАЗ», «ОАО Вольво», «ОАО Митсубиси», «ОАО Волжские моторы», «ОАО УАЗ», «ОАО Таёта», «ОАО KIA» и др., «ОАО Татнефть», «ООО АЗС-Снаб», «ООО Инвестпром», «ООО 76-ойл-Амур», «ОАО АрхангельскАвтотранс», «ООО АРП», и компания также сотрудничает с множествами других нефтяными компаниями. Работает в месте с компаниями занимающимися транспортными перевозками таких как: ООО Авиакомпания "Волга-Днепр", «ОАО РЖД», «ООО Грузовозофф», «ООО Доставка», «ООО Мегатранс», «АООТ Трансконтейнер», «ОАО УПАТО-1», «ООО Автотрейдинг -У» и с частными предпринимателями занимающиеся транспортными услугами. Поставщики поставляют высококачественное оборудование, предоставляют различные услуги, поставляют запчасти и комплектующие материалы для оборудования, занимаются поставками топлива. Компания также сотрудничает с поставщиками в различных сферах. Готовая продукция компании (ГМС) направляется в резервуар, который находится на нефтеперерабатывающем заводе, потом продукция доставляется в резервуары в регионы, где находится сбытовая точка, а оттуда на места сбыта продукции, т. е. на АЗС и магазинов. Фирма строит особую сбытовую политику, сбыт продукции осуществляется не только непосредственно в магазины и АЗС, но и продажа продукции осуществляется через дилеров, это фирмы, которые являются дилерами фирмы «New Oil», продают продукцию фирмы по оптовым ценам и имеют с этого определённый процент. Им предоставлена абсолютная свобода действий в своей деятельности. Это позволяет компании сокращать расходы на рекламную компанию, они её проводят самостоятельно и за свои средства, и позволяет компании сократить расходы на доставку своей продукции клиентам, так как у сбытовиков доставка осуществляется за свой счёт. В транспортной деятельности компания стремится больше искать партнёров по транспортным перевозкам, не смотря на то, что они являются её конкурентами. Такую, политику компания ведет, потому что появление конкурентов на рынке неизбежно и поэтому сотрудничеством компания может достигнуть большего, лучше взаимовыгодно сотрудничать, чем конкурировать. У компании часто бывает, что для перевозок своего транспорта не хватает, поэтому компания прибегает к помощи своих партнёров, перевозит грузы с помощью их транспорта. Это позволяет не терять клиентов, повысить качество работы и обслуживания клиентов и уменьшить затраты на перевозку.

 

3. Анализ  конкурентоспособности и конкурентных  позиций организации

3.1 Конкурентная  среда организации, основные конкуренты

Основу  анализа ближайшего окружения фирмы составляет конкурентный анализ среды, который обычно строят на использовании так называемой модели пяти сил М. Портера. Согласно этой теории на деятельность фирмы оказывают влияние пять сил:

- конкурентная борьба внутри отрасли;

- угроза появления товаров и услуг-субститутов;

- способность поставщиков диктовать свои условия;

- угроза появления новых конкурентов;

- способность покупателей диктовать свои условия.

В настоящее время  на территории всей России и в отдельных  городах в целом, действует огромное число организаций, как на отечественном рынке, так и на зарубежном рынке, занимающихся аналогичной деятельностью. Конкурентов у компании огромное количество. Наиболее значимые из них: «Татнефть», «Юкос», «Роснефть», «Инвестпром», «Сибнефть», «Лукойл», которая основную свою деятельность сосредотачивает за границей, занимающихся добычей и переработкой нефти, «Славнефть», «Газнефтесервис», «Онако-Комета», «Асфа», «WorldEconomy», «Орес», «Орион-строй», «Грузовозофф», «Мегатранс», «Автотрейдинг», «Тракт», «Америкаавтотрансc», «Europecartraiding», «Alliances», «Arians», «Корчь», «Линк», «Интерма», «Интеко», «Интеграл», «Евразия», «Долина», «Доставка», «Делси», «Дамити», «Дека», «Аксиома», «Блинк», «Массив», «Феникс», «Doorscorporalship company», «Standard Oil», «Волга-Днепр», «Аэрофлот», «Полёт», «Стаэр», «Авиа», «Petrol», «Петрол», «Форфард», Агройтранс», «Авиакомпания», «Астрокар», «LUFTHANSA», «Эйдос-т», «Pony Express», «Авиакомпания Татарстан», «Трэвэл-Кар», «Euroline», «AllTrans», «Европейские транспортные системы», ОАО «РЖД» и т.д., в том числе большое количество индивидуальных предпринимателей, занимающихся грузоперевозками. Представленные компании являются зарубежными и отечественными занимающиеся нефтяным и транспортным бизнесом. Все они оказывают влияние на деятельность компании ОАО «New OiL». Поэтому компания строит по отношению к ним свою определённую стратегическую политику.

Существенно, что транспортный сегмент рынка в России постоянно  растет, особенно доля грузовых и пассажирских перевозок автотранспортом, что обусловлено:

- стабильным и постоянно  повышающимся качеством предоставляемых  услуг, вызванных большой конкуренцией;

- особенностями структуры  потребительского рынка;

- доступной ценой.

В целом, транспортная и  нефтяная отрасль находится в  стадии зрелости. Это влечет за собой необходимость совершенствовать методы менеджмента. Все фирмы поддерживают средний уровень цен (кроме нефтяного бизнеса, где уровень цен поднимаются за счёт международной политической ситуацией и влияния природных обстоятельств) и конкурируют, по таким параметрам как реклама, обслуживание, качество продукции и услуг, дополнительные услуги и т.п. В транспортной отрасли, так же и в нефтяной, конкуренцию нельзя назвать жесткой, т.к. спрос на услуги и продукцию постоянно растет. Вместе с тем методы дополнительно стимулирования покупателей и клиентов быстро копируются конкурентами, и приходится прилагать немало усилий для сохранения положения в отрасли.

 

 

 

 

 

3.2 SWOT – анализ

Анализ  внешней среды.

Фирма функционирует, имея связи с рынком: поставляя на него продукция, услуги и обеспечивая покупателей соответствующей информации. С рынка фирма получает деньги и снова информацию - об объемах и темпах продажи, мнения покупателей, данные о товарах конкурентов и т.д. Таким образом, возникает замкнутая система, функционирующая как единое целое.

Кроме того, имеется еще одна замкнутая  система, в которой компания является как бы принимающим звеном по отношению  к поставщикам товаров. В ответ  на этот материальный поток, фирма направляет информацию и деньги.

В итоге  фирма оказывается тесно связанной  с тем, что в теории маркетинга принято называть внешней средой. К внешней среде компании относят:

- покупателей с их демографическими характеристиками, определяющими сбыт товаров;

- конкурентов;

- посредников - транспортные фирмы, торговые агенты и т.п.;

- финансовые учреждения;

- рекламные агентства;

- таможенные и другие правительственные органы;

- готовящиеся законы;

- экономическую ситуацию в стране;

- политический климат;

- развитие и достижения НТР;

- культурные традиции.

Таким образом, понятие внешней среды  компании складывается из двух составляющих:

- факторы макросреды;

- факторы непосредственного окружения фирмы.

Макросреда.

К факторам макросреды обычно относят:

- экономическое состояние страны;

- политико-правовой аспект;

- социальное и культурное окружение;

- научно-техническое и технологическое развитие общества.

Руководство фирмы постоянно изучает экономическое  состояние, это позволяет понять действующие законы - темпы инфляции, соотношения валют, нормы налогообложения и их тенденции, уровень безработицы; и увидеть возможности использования природных и человеческих ресурсов, что сильно влияет на деятельность компании.

Компании  ОАО «New Oil» разработала такую качественно новую для данной отрасли и эффективную стратегию: Фирма одна из первых и единственная среди других компаний предоставляет весьма выгодные кредиты потребителям, на выгодных для них условиях, на свою продукцию и на свои услуги. Индивидуальный подход к каждому клиенту и покупателю. Такая стратегия принесла компании хорошую репутацию и сказалась высоким спросом на продукцию и услуги.

Количественный  анализ.

Для проведения подобного анализа можно  построить матрицы вероятностей/воздействий, в одной из которых необходимо спозиционировать выявленные факторы внешней среды, оказывающие положительное влияние на организацию (возможности), в другой - факторы внешней среды, оказывающие негативное воздействие на организацию (угрозы). Такие матрицы приведены в виде таблицы 1, которые позволяют получить три оценки степени значимости факторов для организации: высокое, среднее, низкое.

Таблица 1. Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования возможностей внешней среды.

Вероятность

Воздействие

Высокая

Средняя

Слабая

  Сильное

«ВС»

Улучшение уровня жизни населения;

Изменение рекламных  технологий; совершенствование технологии производства; Изменение правил ввоза  и вывоза продукции

«ВУ»

Появление новых поставщиков; предложения о сотрудничестве со стороны отечественных зарубежных предпринимателей; Сбои в поставках продукции; Рост темпов инфляции; Появление товаров-субститутов

«ВМ»

Снижение налогов и  пошлин; снижение безработицы; Увеличение конкурентных преимуществ со стороны  конкурентов; Скачки курсов валют

 Умеренное

«СС»

Разорение и уход фирм; Развитие информационной отрасли; Снижение уровня жизни населения;

Рост налогов и пошлин

«СУ»

Снижение, повышение цен  на сырье, готовую продукцию и  услуги; Совершенствование менеджмента; Изменение покупатель- ских предпочтений; Ужесточение законода- тельства; Появление новых фирм на рынке;

Усиление конкуренции

«СМ»

Уменьшение императивных норм законодательства; Появление принципиально  нового товара, на основе этого появление  новых концернов


 

Таблица 1. Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования возможностей внешней среды.

Вероятность

Воздействие

Высокая

Средняя

Слабая

Слабое

«НС»

Неудачное поведение  конкурентов; Изменение уровня цен;

Рост безработицы

«НУ»

Уход поставщика с  рынка и смена его на другого  поставщика; Появление новых услуг, увеличение ассортимента товаров и сырья

«НМ»

Отказ сотрудничества мелких предпринимателей; Национализация бизнеса; Ухудшение политической обстановки


 

Однако для получения  более дифференцированной оценки значимости факторов внешней среды, применяется  метод взвешенной оценки воздействия факторов, результаты которого представлены в таблице 2, где в первую колонку вписаны отдельные факторы среды; во вторую - вес данного фактора, в виде относительной важности, определяемой экспертным путем; в третью - оценка в баллах степени влияния фактора на организацию, которая присваивается экспертом в соответствии с выбранной шкалой.

Взвешенная оценка воздействия  фактора на организацию определяется как произведение веса фактора на его бальную оценку:

 

 

 

 

 

Таблица 2. Результаты взвешенной оценки степени влияния факторов среды.

Факторы среды

Вес

Оценка*

Взвешенная оценка

Макроэкономические

3,66

 

1,77

Экономические

1

 

-2,16

Рост темпов инфляции

0,25

-8

-2

Скачки курсов валют

0,17

-7

-1,19

Рост налогов и пошлин

0,12

-7

-0,84

Снижение налогов и пошлин

0,17

7

1,19

Рост безработицы

0,06

-4

-0,24

Снижение безработицы

0,23

4

0,92

Политико-правовые

1

 

-4,12

Изменение правил ввоза  и вывоза продукции

0,33

-10

-3,3

Ужесточение законодательства

0,20

-6

-1,2

Ухудшение политической обстановки

0,15

-1

-0,15

Уменьшение императивных норм законодательства

0,17

4

0,68

Национализация бизнеса

0,15

-1

-0,15

Социально-культурные

0,66

 

0,99

Снижение уровня жизни  населения

0,33

-7

-2,31

Улучшение уровня жизни  населения

0,33

10

3,3

Научно-технические

1

 

7,06

Совершенствование технологии производства

0,18

3

0,54

Информация о работе Понятие стратегии. Сущность стратегического управления. Общая концепция стратегического менеджмента