Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа
Стратегия развития может увязывать в себе миссию компании, цели, маркетинговую концепцию, инвестиционную политику, кадровую стратегию и др. Как правило, в стратегии развития описываются и обосновываются стратегические задачи развития компании и пути их достижения.
Введение …………..…………………………………………………………………3
1. Понятие стратегии. Сущность стратегического управления. Общая
концепция стратегического менеджмента…………………………..……………..5
1.1 Функции и определение стратегического менеджмента……………….5
1.2 Основные принципы и тенденции стратегического управления………7
1.3 Стратегия в зонах хозяйствования……………………………………….9
2. Характеристика производственно-хозяйственной организации деятельности организации…………………………………………………………………………11
2.1 Краткая характеристика организации………………………………….11
2.2 Деловая среда организации……………………………………………..13
3. Анализ конкурентоспособности и конкурентных позиций организации……15
3.1 Конкурентная среда организации, основные конкуренты……………15
3.2 SWOT – анализ…………………………………………………………..17
3.3 Портфельный анализ деятельности организации……………………..30
4. Стратегические направления обеспечения конкурентоспособности организации………………………………………….……………………………..34
Заключение…………………………………………………………………………37
Список использованной литературы……………………………………………..40
а также, для представления доли СХП на окружности, диаметр которой пропорционален емкости рынка, необходимо рассчитать долю рынка СХП:
Исходные данные первого варианта и результаты вычислений представлены в таблице 6:
Таблица 6. Исходные данные и расчеты для построения матрицы БКГ.
Номер СХП |
Объем продаж организации, тыс.ед. |
Объем продаж ведущего конкурента, тыс.ед. |
Емкость (размер) рынка, тыс.ед. |
Темп роста рынка, % |
Относительная доля рынка СХП |
Доля рынка СХП, % |
1 |
280 |
785 |
5000 |
113,2 |
0,36 |
5,60 |
2 |
740 |
2590 |
5800 |
101,8 |
0,29 |
12,76 |
3 |
760 |
1180 |
7500 |
97,5 |
0,64 |
10,13 |
4 |
370 |
375 |
7400 |
108,6 |
0,99 |
5,00 |
5 |
210 |
175 |
2600 |
109,8 |
1,20 |
8,08 |
6 |
1128 |
1280 |
4900 |
105,2 |
0,88 |
23,02 |
7 |
2410 |
1045 |
10500 |
108,2 |
2,31 |
22,95 |
8 |
1593 |
595 |
6100 |
105,0 |
2,68 |
26,11 |
9 |
2275 |
1083 |
7600 |
100,7 |
2,10 |
29,93 |
10 |
3116 |
2722 |
9800 |
98,6 |
1,14 |
31,80 |
На основании полученных данных можно построить матрицы БКГ для каждого СХП.
Н а основании анализа положения СХП в рамках матрицы БКГ можно заключить, что:
СХП 1, 4, 6 - не имеют хороших конкурентных позиций, но находится на перспективных быстроразвивающихся рынках, и требуют больших инвестиций. Для них возможна стратегия роста и увеличения доли рынка. Наиболее перспективным является СХП 4, т.к. он работает на крупном, быстроразвивающимся рынке и имеет хорошие конкурентные преимущества.
СХП 1 находится в стадии зарождения и работает на бурно развивающемся рынке. Однако, если стадия «зарождения» для СХП 1 длиться уже достаточно долго, то наилучшим будет его продажа или превращение в отдельно работающую фирму.
СХП 7 и 5 - наиболее перспективные виды деятельности, занимающие лидирующее положение в быстроразвивающейся отрасли. Они приносят значительные прибыли, но одновременно требуют значительной доли финансовых ресурсов для продолжающегося роста. Для них наилучшей стратегией является рост и увеличение доли рынка. СПХ 7 является наиболее привлекательной для финансовых вложений.
Для СХП 8 подойдет и стратегия сохранения доли рынка и стратегия роста и увеличения доли рынка. Здесь нет острой необходимости дополнительного финансировании этого направления.
СХП 9 и 10 - занимают лидирующее положение на зрелых, насыщенных, подверженных застою рынках. За счет высокой доли рынка они, также как и СХП 8, имеют значительную экономию в затратах и приносят большую прибыль, чем требуется для поддержания их доли на рынке. Для них наилучшей является стратегия сохранения доли рынка.
СХП 3 и 2 - наиболее бесперспективные виды деятельности. Они имеют слабые конкурентные позиции в сложившейся или сокращающейся отрасли. Для них наилучшей будет являться стратегия получения краткосрочной прибыли в максимально возможных размерах, даже за счет сокращения доли рынка или продажа или отделение их в отдельно работающую фирму. Матрица БКГ дает неполную картину из-за использования ограниченных и однобоких характеристик. Поэтому в портфельном анализе применяют еще и многофакторную матрицу Мак-Кинси, характеристиками которой являются привлекательность рынка и позиции в конкуренции, оцениваемые на базе большого числа показателей. Исходные данные и расчет итоговых величин по каждому СХП даны в таблице 7:
Таблица 7. Экспертные оценки.
Привлекательность рынков |
||||||||||||
Характеристики |
Вес |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |||
Размер и темп роста рынка |
0,3 |
9 |
5 |
2 |
7 |
8 |
6 |
8 |
7 |
4 |
3 | |
Качество рынка |
0,2 |
9 |
3 |
3 |
9 |
8 |
4 |
7 |
6 |
3 |
2 | |
Конкурентная ситуация |
0,3 |
8 |
4 |
2 |
6 |
9 |
7 |
6 |
5 |
2 |
1 | |
Влияние внешней среды |
0,2 |
10 |
6 |
4 |
8 |
7 |
5 |
7 |
4 |
8 |
6 | |
Итог: |
8,9 |
4,5 |
2,6 |
7,3 |
8,1 |
5,7 |
7 |
5,6 |
4 |
2,8 | ||
Конкурентные позиции |
||||||||||||
Относительная позиция на рынке |
0,35 |
2 |
2 |
4 |
5 |
6 |
5 |
8 |
9 |
8 |
5 | |
Относительный потенциал производства |
0,3 |
2 |
2 |
3 |
5 |
4 |
6 |
8 |
10 |
9 |
6 | |
Относительный потенциал НИКОР |
0,2 |
3 |
1 |
2 |
4 |
6 |
2 |
9 |
8 |
6 |
6 |
|
Относительный потенциал персонала |
0,15 |
6 |
5 |
8 |
9 |
10 |
7 |
10 |
9 |
8 |
8 |
|
Итог: |
2,8 |
2,25 |
3,9 |
5,4 |
6 |
5 |
8,5 |
9,1 |
7,9 |
5,95 |
Таким образом, по всем основным
характеристикам суммарный
Одной из приоритетной стратегией для компании «New Oil» является: Одна из основных задач государственной политики в недропользовании - использование в интересах страны перспективных ресурсов российского шельфа. Известен тот факт, что нефтяные месторождения, особенно, западносибирские неуклонно истощаются, и именно шельфовые ресурсы в ближайшие 10-20 лет могут восполнить этот пробел. По выявленным и прогнозируемым запасам углеводородов отечественный континентальный шельф является уникальным национальным резервом. По данным Минприроды, из 6 млн. квадратных километров отечественного шельфа примерно 4 млн. являются перспективными на нефть и газ, ресурсы составляют более 100 млрд тонн условного топлива. Запасы западного сектора российской Арктики составляют 70% всех начальных извлекаемых шельфовых ресурсов. Правильная организация освоения континентального шельфа может принести государственному бюджету значительные денежные поступления, задействует простаивающие мощности военно-промышленного комплекса, машиностроения и других отраслей, создаст основу гарантированного обеспечения страны на многие годы вперед стратегическими видами сырья.
Стратегической задачей ЗАО «Арктишельфнефтегаз» (входит в состав компании ОАО «NEW OIL») считается достижение результативности в поиске нефти в Баренцевом и Карском морях, вхождение в число крупнейших добывающих компаний на арктическом шельфе и встраивание в систему государственного ресурсообеспечения. Не менее важной Компания считает задачи создания новых рабочих мест и решение социальных проблем в регионе.
Ближайшим стратегическим планом компании ОАО «NEW OIL» является: В соответствии с лицензионными обязательствами, Компания в 2006 г. произведет бурение 27,2 тыс. погонных метров поисковых скважин, а с 2009-2010 г.г. планирует начать промышленную разработку нефти с ледостойких добывающих платформ.
В соответствии с программой
работ на 2003г. предприятие предусматривает
выполнение значительного объема геологоразведочных,
организационно-технических и
В связи с большим
объемом планируемых
Бизнес стратегия. Разработка предприятием «New Oil» бизнес стратегии повышения спроса на продукцию и на предлагаемые услуги является нейтральной, потому что конкуренция в этой области сильная, конкуренты так же постоянно увеличивают свой спрос за счёт увеличения рекламных расходов, изменения рекламных технологий и снижения цены. Посредством разных реализаций стратегий конкуренты и наша компания увеличивают спрос на товары и на свои услуги. В основном здесь присутствует ценовая конкуренция. Компания выигрывает конкурентов по низким ценам предлагаемых услуг. Снизить цену на нефтепродукты очень сложно из-за ряда многих факторов, наоборот она сейчас постоянно растёт одна из причин этому, нефтяной ресурс в природе заканчивается. Сложность и дороговизна производства ГСМ так же мешают снижению цены на нефтепродукты. Одной из причин снижения цен на нефтепродукты будет благодаря увеличению добычи нефтяных ресурсов и улучшения международной политической обстановки. Снижение цены на нефтепродукты для компании очень актуально, т.к. в этой отрасли компания находится не так давно и производство продукции ещё не до конца налажено, т. е. у компании хромает качество продукции. Поэтому улучшение производственной технологии в компании стоит одной из приоритетных задач на сегодняшний день и этому вопросу уделяется большое внимание. Конкуренты фирмы уже имеют сложившиеся развитую технологию производства ГСМ, а компания «New Oil» старается с каждым годом улучшать и наращивать производство продукции.
Заключение
Стратегический менеджмент - это процесс определения взаимодействия организации с ее окружением выражаемое через использование избранных целей и достижение желаемого результата путем распределения ресурсов организации в соответствии с эффективным планом действий См.: Schendel D.E., Hatten K.J. Business Policy or Strategic Management: a view for emerging discipline. In Academy of Management Proceedings, 1972. .
Содержанием стратегического менеджмента являются:
- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;
- анализ внешней среды фирмы;
- анализ ее внутренней обстановки;
- выбор и разработка стратегии фирмы;
- анализ портфеля
- выбор степени интеграции и систем управления;
- управление комплексом «стратегия - структура - контроль»;
- определение нормативов
поведения и политик фирмы
в отдельных сферах ее
- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;
- совершенствование стратегии, структуры, управления.
Стратегия - это формулировка миссии организации, ее намерений и целей, политики, программы и методов их достижения. Стратегия в той или иной форме присуща любой системе управления, хотя и будет отличаться спецификой в зависимости от ее типа - портфельная, или корпоративная; конкурентная, или бизнес-стратегия; функциональная.
Выделяются три уровня стратегических решений.
Корпоративные (портфельные) решения касаются деятельности предприятия в целом. Конкурентные решения распространяются на хозяйственные подразделения предприятия. Функциональные решения принимаются в интересах отделов и служб предприятия. В настоящее время в нашей стране недостаточно используется потенциал стратегического менеджмента. Ему уделяют незаслуженно мало внимания. Большинство предпринимателей на вопрос о стратегии фирмы лишь пожимают плечами и говорят: «Какая стратегия в наших условиях? Нам бы выжить».
Такой подход изначально неправильный. Именно в условиях неопределенности лучше всего иметь различные стратегии на все случаи жизни.
В заключении хотелось бы отметить, что стратегический менеджмент как тип управления не существует в чистом виде, он тесно связан с другими типами, и главным образом с такими, как креативное, инновационное управление, управление проектами и антикризисное управление. Конечно, невозможно представить себе стратегическое управление без маркетингового анализа и без маркетинга как типа управления. Стратегическое управление - это управление, в котором отдается приоритет стратегии над тактикой, в котором стратегия оказывает определяющее влияние на все характеристики управления: структуру, функции, планирование, контроль, работу с персоналом, информационные технологии и пр.; это управление, имеющее достаточно определенную цель, стратегические ориентиры и стратегические приоритеты в разработке и выборе стратегии. Стратегия не может быть результатом лишь пожеланий или субъективного предвидения. Стратегия предполагает прогнозирование будущего, оценку реальности, расчет ресурсов и динамики их изменения, учет возможности противодействии и непредвиденных случайностей. Разработать эффективную стратегию можно только на основе серьезной исследовательской деятельности. Стратегия определяет направление развития, но это развитие осуществляется как по внутренним, так и по внешним характеристикам фирмы, т.е. с учетом внешних и внутренних факторов развития фирмы. Таким образом, разработка стратегии стребует значительных затрат и многие фирмы зачастую по этой причине прибегают лишь к определению тактики своих действий, упуская возможности дальнейшего роста и развития. С другой стороны цена ошибки при принятии стратегически важных решений может быть очень велика. Поэтому менеджеры, принимающие данные решения должны обладать высоким профессионализмом в различных функциональных областях.