Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа
Стратегия развития может увязывать в себе миссию компании, цели, маркетинговую концепцию, инвестиционную политику, кадровую стратегию и др. Как правило, в стратегии развития описываются и обосновываются стратегические задачи развития компании и пути их достижения.
Введение …………..…………………………………………………………………3
1. Понятие стратегии. Сущность стратегического управления. Общая
концепция стратегического менеджмента…………………………..……………..5
1.1 Функции и определение стратегического менеджмента……………….5
1.2 Основные принципы и тенденции стратегического управления………7
1.3 Стратегия в зонах хозяйствования……………………………………….9
2. Характеристика производственно-хозяйственной организации деятельности организации…………………………………………………………………………11
2.1 Краткая характеристика организации………………………………….11
2.2 Деловая среда организации……………………………………………..13
3. Анализ конкурентоспособности и конкурентных позиций организации……15
3.1 Конкурентная среда организации, основные конкуренты……………15
3.2 SWOT – анализ…………………………………………………………..17
3.3 Портфельный анализ деятельности организации……………………..30
4. Стратегические направления обеспечения конкурентоспособности организации………………………………………….……………………………..34
Заключение…………………………………………………………………………37
Список использованной литературы……………………………………………..40
Таблица 2. Результаты взвешенной оценки степени влияния факторов среды.
Факторы среды |
Вес |
Оценка* |
Взвешенная оценка |
Изменение рекламных технологий |
0,32 |
9 |
2,88 |
Развитие информационной отрасли |
0,32 |
8 |
2,56 |
Совершенствование менеджмента |
0,18 |
6 |
1,08 |
Ближайшее окружение |
4,34 |
-12,58 | |
Отрасль |
1 |
-1,45 | |
Снижение цен на сырье и готовую продукцию |
0,25 |
6 |
1,5 |
Усиление конкуренции |
0,25 |
-3 |
-0,75 |
Изменение уровня цен |
0,30 |
-4 |
-1,2 |
Появление новых концернов |
0,20 |
-5 |
-1 |
Товары |
1,34 |
-5,5 | |
Появление товаров-субститутов |
0,6 |
-8 |
-4,8 |
Появление принципиально нового товара |
0,4 |
-6 |
-2,4 |
Появления новых услуг, величение ассортимента товаров и сырья |
0,34 |
5 |
1,7 |
Поставщики |
1 |
-0,88 | |
Сбои в поставках продукции |
0,35 |
-9 |
-3,15 |
Появление новых поставщиков |
0,24 |
9 |
2,16 |
Таблица 2. Результаты взвешенной оценки степени влияния факторов среды.
Факторы среды |
Вес |
Оценка* |
Взвешенная оценка |
Появление новых фирм на рынке |
0,06 |
-2 |
-0,12 |
Разорение и уход фирм-продавцов |
0,12 |
7 |
0,84 |
Неудачное поведение конкурентов |
0,07 |
5 |
0,35 |
Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов |
0,16 |
-6 |
-0,96 |
Уход поставщика с рынка, замена его на другого поставщика |
|||
Покупатели |
1 |
-4,75 | |
Отказ сотрудничества мелких предпринимателей |
0,25 |
2 |
0,5 |
Изменение покупательских предпочтений |
0,75 |
-7 |
-5,25 |
Итого: |
8 |
-10,81 | |
*Оценка экспертов дана по шкале от ?10 до +10 |
По итогам данной таблицы видно, что на компанию ОАО «NewOil» факторы ближайшего окружения оказывают сильное негативное воздействие, т.е. представляют сильнейшую угрозу. Положительное влияние на данную организацию оказывают в основном только факторы макросреды.
Для получения более полного представления, необходимо полученные данные ранжировать в порядке убывания их степени воздействия в таблице 3.
Таблица 3. Внешние возможности и угрозы.
№ п/п |
Возможности |
Угрозы |
1 |
Улучшение уровня жизни населения |
Изменение покупательских предпочтений |
2 |
Изменение рекламных технологий |
Появление товаров-субститутов |
3 |
Развитие информационной отрасли |
Изменение правил ввоза и вывоза продукции |
4 |
Появление новых поставщиков |
Сбои в поставках продукции |
5 |
Появление новых услуг, увеличение ассортимента товаров и сырья |
Появление принципиально нового товара |
6 |
Снижение цен на сырье и готовую продукцию |
Снижение уровня жизни населения |
7 |
Снижение налогов и пошлин |
Рост темпов инфляции |
8 |
Совершенствование менеджмента |
Ужесточение законодательства |
9 |
Снижение безработицы |
Изменение уровня цен |
10 |
Разорение и уход фирм-продавцов |
Скачки курсов валют |
11 |
Уменьшение императивных норм законодательства |
Появление новых концернов |
12 |
Совершенствование технологии производства |
Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов |
13 |
Неудачное поведение конкурентов |
Усиление конкуренции |
Таблица 3. Внешние возможности и угрозы
№ п/п |
Возможности |
Угрозы |
14 |
Национализация бизнеса |
Отказ сотрудничества мелких предпринимателей |
15 |
Ухудшение политической обстановки | |
16 |
Рост налогов и пошлин | |
17 |
Рост безработицы | |
18 |
Появление новых фирм на рынке |
Таким образом, становится, очевидно, какие из определенных внешних факторов имеют наибольшее положительное или отрицательное влияние на компанию.
Выбор стратегии.
Во всем многообразии факторов внешней и внутренней среды, можно заметить их разделение на две группы: те, которые поддаются управлению со стороны руководства фирмы, и те, которые такому управлению не поддаются. Это разделение важно с точки зрения прогнозирования, конъюнктурных исследований, стратегического и иного планирования, выдвижения целей.
В стратегическом управлении наиболее часто используется метод анализа среды организации, получивший название SWOT-анализ. Применяя этот метод, удается установить линии связи между силой и слабостью и внешними угрозами и возможностями. Такие связи в дальнейшем используются для разработки стратегии.
Для такой оценки чаще
всего применяют метод
Таблица 4. Матрица SWOT-анализа.
Возможности: |
Угрозы: |
1. Улучшение уровня жизни населения 2. Изменение рекламных технологий 3. Развитие информационной отрасли 4. Появление новых поставщиков 5. Снижение цен на сырье и готовую продукцию 6. Снижение налогов и пошлин 7. Совершенствование менеджмента 8. Снижение безработицы 9. Разорение и уход фирм-продавцов 10. Уменьшение императивных норм законодательства 11. Совершенствование технологии производства 12. Неудачное поведение конкурентов 13. Национализация бизнеса |
1. Изменение покупательских предпочтений 2. Появление товаров-субститутов 3. Изменение правил ввоза продукции 4. Сбои в поставках продукции 5. Появление принципиально нового товара 6. Снижение уровня жизни населения 7. Рост темпов инфляции 8. Ужесточение законодательства 9. Изменение уровня цен 10. Скачки курсов валют 11.Появление новых концернов 12. Увеличение конкурентных
преимуществ со стороны 13. Рост налогов и пошлин 14. Усиление конкуренции 15. Рост безработицы 16. Ухудшение политической обстановки 17. Отказ сотрудничества мелких предпринимателей 18. Появление новых фирм на рынке |
«Сила и возможности» |
«Сила и угрозы» |
- выход на новые рынки, увеличение ассортимента, добавление |
- усиление конкуренции, политика государства, инфляция и рост налогов, |
Таблица 4. Матрица SWOT-анализа.
«Сила и возможности» |
«Сила и угрозы» |
сопутствующих товаров и услуг позволит наличие финансовых средств; - достаточная известность будет способствовать выходу на новые рынки; - квалификация персонала, контроль качества, неудачное поведение конкурентов и развитие рекламных технологий дадут возможность успеть за ростом рынка; - четкая стратегия
позволит использовать все |
изменение вкусов
потребителей повлияют на - появление конкурентов вызовет дополнительные расходы финансовых ресурсов; - известность защитит
от товаров-субститутов и - достоверный мониторинг
уловит изменения вкусов |
«Слабость и возможность» |
«Слабость и угрозы» |
- плохая рекламная политика создаст затруднения при выходе на новые рынки, увеличении ассортимента добавлении дополнительных сопутствующих продуктов и услуг; - неучастие персонала
в принятии решений и - снижение уровня цен,
размеров налогов и пошлин
при сохранении среднего |
- появление новых конкурентов,
низкий уровень сервиса и -неблагоприятная политика государства может привести к выходу из отрасли; - непродуманная рекламная
политика не удержит -неполная загруженность производственных мощностей при росте темпов инфляции и скачков в курсах валют может привести к банкротству компании. |
Разрабатываемая стратегия должна быть направлена на максимальное использование предоставляемых возможностей и максимально возможную защиту от угроз. Таки образом, рассмотрев возможности компании ОАО «NEW OIL», ее слабые и сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, и ознакомившись с основными принципами выработки стратегии, можно определить стратегию фирмы, при этом опираясь на цели организации.
Таблица 5. Матрица влияние угроз на организацию
Разрушение |
Критич. состояние |
Тяжёлое состояние |
Лёгкое |
||
Высокая вероятность |
Появление новых концернов; Снижение экономической деятельности предприятия; снижение внедрения новых технологий на предприятии |
Рост темпов инфляции; Появление новых фирм на рынке |
Изменение правил ввоза продукции; Усиление конкуренции |
Скачки курсов валют; Не значительное изменение внешней среды |
|
Средняя вероятность |
Появление принципиально нового товара; Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов |
Снижение уровня жизни населения; Изменение уровня цен для продукта; |
Сбои в поставках продукции; Ужесточение законодательства; Изменение уровня цен для услуг |
Ухудшение политической обстановки; Прекращение инновационной деятельности предприятия |
Таблица 5. Матрица влияние угроз на организацию
Низкая вероятность |
Национализация бизнеса; Уход специалистов с компании; Потеря кадрового потенциала |
Ухудшение развития и формирования корпоративной культуры; Снижение стратегической политики организации |
Рост налогов и пошлин; Ухудшение сбытовой политики предприятия |
Изменение покупательских
предпочтений;Появление Рост безработицы Отказ сотрудничества мелких предпринимателей |
Угрозы появление новых концернов, снижение экономической деятельности предприятия, рост темпов инфляции; появление новых фирм на рынке, появление принципиально нового товара и увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов представляют собой большую опасность и требуют не медленного устранения.
Угрозы национализация бизнеса, уход специалистов с компании, потеря кадрового потенциала, снижение уровня жизни населения. изменение уровня цен для продукта, Изменение правил ввоза продукции усиление конкуренции представляют собой опасность, но меньше чем указанные предыдущие угрозы.
Угрозы ухудшение развития и формирования корпоративной культуры, снижение стратегической политики организации, Сбои в поставках продукции, ужесточение законодательства, изменение уровня цен для услуг, скачки курсов валют, не значительное изменение внешней среды, данные поля должны рассматриваться и постепенно распространяться.