Понятие структуры управления и факторы ее определяющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 19:17, контрольная работа

Описание работы

Управление представляет собой централизованное воздействие на коллектив людей с целью организации и координации их деятельности в процессе производства. Необходимость управления связана с процессами разделения труда на предприятии.
Главной задачей управления является обеспечение роста эффективности производства на основе постоянного совершенствования технического уровня, форм и методов управления, повышение производительности труда как важнейших условий получения и наращивания доходов предприятия.

Файлы: 1 файл

менеджмент кр.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

высокая квалификация работающих;

относительно  большая длительность производственного цикла;

децентрализованное  оперативное управление.

Серийное производство осуществляется с учетом требований конкретных клиентов, выпуск продукции или оказание услуг  осуществляется небольшими сериями. Отработанные технологии производства позволяют  тиражировать продукцию, но осуществлять это небольшими сериями. В последнее время этот вид производства с учетом развития технологической и информационной базы становится превалирующим. К особенностям данного вида производства следует отнести:

постоянную  номенклатуру продукции, выпускаемой в значительных количествах (партиях);

использование работников средней квалификации;

относительно  небольшой производственный цикл изготовления изделий;

специализацию рабочих мест при выполнении нескольких постоянно закрепленных за ними операций (например, выпуск автомобилей определенной марки, готовых швейных изделий небольшой серии, кондитерских изделий (тортов).

Крупносерийное (массовое) производство создается для удовлетворения обезличенной потребности клиентов. Характерными чертами этого вида производства являются:

ограниченная  номенклатура выпускаемых изделий;

специализация рабочих мест на выполнении, как  правило, одной-двух постоянно закрепленных операций;

применение  труда рабочих, специализированных на ограниченном круге работ;

существенное  сокращение производственного цикла  изготовления изделий;

использование стандартных технологических и  управленческих процедур.

В зависимости от формирования отношений внутри организации выделяют: корпоративные, индивидуалистские, эдхократические, партисипативные организации.

Корпоративные организации  представляют собой объединение  людей по социальным и профессиональным критериям для осуществления  совместной деятельности. Для них  характерны: устойчивый характер производства, четкое разделение труда, иерархия управления, стандартизация деятельности, преобладание организационных ценностей над личными.

Индивидуалистские организации  — добровольное объединение индивидов. Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности таких организаций, интересы производства определяются задачами воспроизводства личности. Для этих организаций характерно следующее: изолированность труда исполнителей, гибкие структуры управления, меняющийся характер загрузки отдельных исполнителей, смена специализации работников. Например, страховые организации, организации сетевого маркетинга.

Эдхократические организации  основаны на знании, компетенции исполнителей. Их применение характерно для области  высоких технологий при сложных  инновационных процессах. Формальности в построении структуры сведены к минимуму. Преобладают неформальные и горизонтальные связи. Иерархическое построение постоянно меняется. Например, консультационные центры, медицинские центры, научные школы при ведущих университетах страны — их еще называют эдхократиями нашего общества.

Партисипативные организации  основаны на участии работников в  управлении. Возможно участие в выдвижении предложений, разработке альтернативных вариантов, принятии окончательного решения. Отдельные элементы партисипативного управления применяются достаточно успешно во многих организациях (ученые советы создаются в вузах, при научно-исследовательских институтах Российской Академии наук).

В зависимости от характера  существования можно также выделить реально существующие организации  и виртуальные. Реальные организации существуют в реальном физическом смысле, виртуальные осуществляют свою деятельность с применением современных электронных средств телекоммуникаций в виртуальном пространстве. Это не означает, что они не выпускают реальной продукции. Это лишь вариант организации управления. Особенность виртуальной организации состоит в том, что реальное общение сведено к минимуму и заменено на виртуальное. Такое положение имеет множество преимуществ, но не лишено недостатков: требуется другая квалификация персонала, необходимо оснащение организации современными средствами коммуникации (электронной почтой, устройствами для проведения телеконференций), осуществление учета специфики менталитета работников, организация частых командировок руководителей по местам дислокации производств (другим странам). Единого мнения на понятие виртуальной организации пока не сложилось. Существует такая точка зрения, что виртуальная организация — это организация, которая создается для выполнения какой-либо работы или реализации возникающей потребности. Это позволяет избежать постоянных изменений организации и в то же время использовать возникающие возможности. Если бюрократия имеет внутреннюю направленность целей, органические организации больше говорят о своем предназначении, миссии и цели направлены вовне, то виртуальная организация не имеет цели, она сама есть цель. Она появляется в нужное время в нужном месте для реализации возможностей и исчезает после. Такая «сверхбыстрота» уже возможна технологически, вопрос за организацией, за людьми, задачами, способами и приемами управления, а здесь на первое место выходят доверие, дисциплина и взаимопонимание, на чем строятся отношения между людьми.

Новизна виртуальной организации  проявляется на четырех уровнях: стратегическом, структурном, организационном и технологическом.

Стратегический уровень. Виртуальная организация более  фрагментарная и изменчивая, ориентированная  на появляющиеся идеи и формируется  вокруг возможностей. Основным стратегическим ресурсом будет время, что приведет к ускорению делового цикла «нашел», «реализовал», «забыл». Потребности клиента будут формировать сами виртуальные организации, предлагая новые возможности, поскольку сама философия е-бизнеса — это не решение проблем, что означало вложение сил и времени в свои слабости, а поиск возможностей сторон. 

Структурный уровень. Связи  и элементы виртуальной организации  представляют равноправное сотрудничество «свободных художников», рабочих групп, отделов и целых организаций  на основе аутсорсинга, причем отношения каждый раз выстраиваются по-новому и только на этапе реализации конкретного проекта.

Организационный уровень. Построение отношений основывается на идеях, компетентности и партнерстве людей, участвующих  в виртуальной организации. От работника  будет требоваться не выполнение работы и даже не улучшение продукта или процесса ее выполнения, а умение сделать выбор, т.е. какую работу делать дальше, а от какой отказаться. А сам виртуальный характер работы помимо командной работы и внутренней мотивации потребует постоянного взаимодействия работников с работниками других организаций для выполнения работы в рамках виртуальной организации.

Технологический уровень. Бизнес-процессы, как основа технологии и процесса создания продукта или услуги, будут  доведены до замкнутого цикла, включающего динамическое моделирование, постоянное совершенствование в режиме реального времени.

Организационная структура  — это те элементы, из которых  состоит организация и способы  взаимодействия между элементами, в  нее входящими.

 

Создавая организационную  структуру управления, менеджер ставит задачу создать совокупность устойчивых связей, которые должны обеспечить стабильность организации и реализацию ей своих стратегических целей.

Возникновение организационной  структуры связано с процессом разделения и специализации труда по горизонтали и вертикали.

 

4.Делегирование  полномочий, норма управляемости,  централизация и децентрализация,  координирование.

 

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная  совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого. В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой позиции организационная структура - это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Отсюда структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию по их выполнению.

Элементами  структуры управления являются:

работник управления - человек, выполняющий определенную функцию управления;

орган управления - группа работников, связанных определенными отношениями, состоящая из первичных групп;

первичная группа - коллектив работников управления, у которого есть общий руководитель, но нет подчиненных.

 

Структура управления характеризуется наличием связей между  ее элементами. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - связи подчинения, возникают при наличии нескольких уровней управления. Вертикальные связи могут носить линейный и функциональный характер.

Линейные связи, означают подчинение линейным руководителям, то есть по всем вопросам управления.

Функциональные  имеют место при подчинении по определенной группе проблем функциональному  руководителю.

Структура управления должна отражать цели и задачи фирмы, быть подчиненной производству и изменяться вместе с ним. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. Полномочия руководителей ограничиваются факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями, принятыми традициями и нормами. Важное значение имеет реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры, - с другой.

Делегирование - передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность  за их выполнение.

Ответственность - обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Важно осознать, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочий, и, собственно, ответственность не может быть делегирована.

 

Объем ответственности - вот одна из причин высоких окладов у менеджеров, особенно руководящих крупными корпорациями. У бывшего президента США Гарри С. Трумэна на его столе была надпись: "Больше ответственность сваливать не на кого"

Полномочия - ограниченное право использовать ресурсы организации  и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

Полномочия  делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее в данный момент. Полномочия имеют ограниченный характер. Полномочия и власть отличаются друг от друга. Полномочия - делегированное, ограниченное, присущее данной должности право использовать ресурсы организации. В то время как власть - реальная способность действовать или возможность влиять на ситуацию. Таким образом, полномочия - это право делать, а власть - это возможность.

Важно понять, что  появившаяся в итоге разработки организационная структура - это  не застывшая форма, подобная каркасу  здания. Поскольку организационные  структуры основываются на планах, то существенные изменения в планах могут потребовать соответствующих изменений в структуре. И в самом деле, в действующих организациях к процессу изменения организационной структуры следует относиться как к реорганизации, т.к. этот процесс, как и все функции организации, бесконечен.

Этапы организационного проектирования следующие:

Деление организации  по горизонтали на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии. Решите, какие виды деятельности должны выполняться линейными подразделениями, а какие - штабными.

Установление соотношения полномочий различных должностей. При этом руководство устанавливает цепь команд, если необходимо, производит дальнейшее деление на более мелкие организационные подразделения, чтобы более эффективно использовать специализацию и избежать перегрузки руководства.

Определение должностных  обязанностей как совокупности определенных задач и функций и поручение  их выполнение конкретным лицам. В организациях, деятельность которых в значительной мере связана с технологией, руководство  разрабатывает даже конкретные задачи и закрепляет их за непосредственными исполнителями, которые и несут ответственность за их удовлетворительное выполнение.

Структура управления выступает как форма процесса управления, а функции – как  его содержание. Такая зависимость предполагает первичность функций управления и вторичность структуры. Поэтому сначала надо определить, какие функции и в каком объеме будут необходимы для управления в данных производственных условиях, а затем создавать необходимые органы управления. Чтобы определить объем и содержание функций управления, необходимо знать внешнюю среду и цели управляемого объекта, процесс производства, его тип, масштабы и технологию, характер продукции, численность работающих, уровень специализации, кооперирования производства, уровень автоматизации управленческих работ, квалификацию работников, эффективность их труда.

   Назовем  основные факторы, оказывающие  влияние на проектирование организационной  структуры:

   1) внешняя  среда, ее динамизм, сложность,  уровень неопределенности;

   2) технология  управления и производства;

   3) стратегия,  которая определяет типы потребителей, рынков, территориальное размещение  производства;

Информация о работе Понятие структуры управления и факторы ее определяющие