Понятие структуры управления и факторы ее определяющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 19:17, контрольная работа

Описание работы

Управление представляет собой централизованное воздействие на коллектив людей с целью организации и координации их деятельности в процессе производства. Необходимость управления связана с процессами разделения труда на предприятии.
Главной задачей управления является обеспечение роста эффективности производства на основе постоянного совершенствования технического уровня, форм и методов управления, повышение производительности труда как важнейших условий получения и наращивания доходов предприятия.

Файлы: 1 файл

менеджмент кр.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

   4) способы  взаимодействия с окружением  для достижения целей организации;

   5) поведение  работников, которое определяется потребностями людей, степенью их удовлетворенности, квалификацией и мотивацией работников.

   К элементам  проектирования организации относятся:

   1) разделение  труда и специализация (чрезмерно  высокий уровень специализации  приводит к изоляции работников в процессе труда, уменьшению стимулов к выполнению ограниченного количества простых монотонных операций);

   2) департаментализация  и кооперация (департаментализация  – процесс деления организации  на блоки, которые называются  подразделениями, отделами, секторами, отделениями. В зависимости от критериев разделения организации на блоки различают функциональную, территориальную, продуктовую, проектную и смешанную департаментализацию);

   3) иерархия  и диапазон контроля (иерархия  отражает вертикальную соподчиненность уровней управления, показывает, кто кому подчиняется, где и как распределяются полномочия по принятию решений. Проблема определения уровней иерархии непосредственно связана с определением нормы управляемости. Норма управляемости или диапазон контроля – это максимальное число непосредственных подчиненных, которыми может эффективно управлять руководитель. Узкий диапазон контроля означает, что у руководителя в подчинении минимальное число подчиненных, в результате чего в организации увеличивается число уровней управления. Широкий диапазон контроля предполагает подчинение руководителю максимально возможного числа подчиненных, что сокращает количество уровней иерархии в организации);

   4) централизация  и децентрализация (централизация означает сосредоточение прав по принятию решений на высшем уровне управления, децентрализация – передачу прав по принятию решений на нижние уровни иерархии. Децентрализация обеспечивает большую гибкость организации, так как позволяет быстро реагировать на изменяющиеся условия. Инструментом децентрализации является делегирование);

   5) дифференциация  и интеграция (дифференциация означает  такую специализацию подразделений,  при которой каждое из них  выполняет определенную законченную  работу. Необходимость в дифференциации вызвана изменениями, происходящими во внешней среде. Чем выше степень дифференциации различных частей организации, тем больше потребность в интеграции, т. е. в согласовании их действий и сотрудничестве).

 

I I. Практическая часть

Представьте схематично организационную структуру фирмы в которой Вы работаете. Определите к какому типу она относится и какие основные факторы обуславливают ее применение. Когда происходило последнее изменение в организационной структуре и чем они были обусловлены. Считаете ли Вы существующую структуру управления эффективной? Какие изменения, на ваш взгляд необходимы?

Пример: Структура  страховой компании, которая относится  к линейной организационной структуре. Применение обусловлено следующими факторами:

- характер страховых услуг (продуктов);

- принципы создания (условия) продукта страхования;

- масштаб распространения (предоставления) страховых услуг.

Изменения в  организационной структуре происходят в основном из-за частой смены кадров, что является одним из недостатков данной струткуры. Как и у всякой организационной структуры имеются достоинства и недостатки, рассмотрим их.

Рис.1. Линейная структура управления

Линейная организационная структура. Основы линейных структур составляет так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.

Преимущества  линейной структуры:

четкая система  взаимных связей функций и подразделений;

четкая система  единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;

ясно выраженная ответственность;

быстрая реакция  исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

Недостатки линейной структуры:

отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически  всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими;

тенденция к волоките и  перекладыванию ответственности при  решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;

малая гибкость и приспособляемость  к изменению ситуации;

критерии эффективности  и качества работы подразделений  и организации в целом - разные;

тенденция к  формализации оценки эффективности  и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;

большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию (продукт страхования), и лицом, принимающим решение;

перегрузка управленцев  верхнего уровня;

повышенная зависимость  результатов работы организации  от квалификации, личных и деловых  качеств высших управленцев.

Необходимы  следующие изменения - снизить количество данных недостатков для повышения  эффективности деятельности организации.

 

Список литературы

1. Виханский,  О.С  Менеджмент /О. С.Виханский,  А. И. Наумов; - 3-е изд.- М.,2001.-528с.

2. Дорофеева, Л.И.,  Менеджмент: конспект лекций /Л.И.Дорофеева. - М.: Эксмо, 2007. -192 с.

3. Шипунов,  В. Основы  управленческой деятельности: социальная психология, менеджмент /В.  Шипунов, Е. Кишкель; - 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Высш. шк., 2004.

4. Райзберг, Б. Современный  экономический словарь /Б. Райзберг, Л.Лозовский, Е. Стародубцева;  – 3-е изд., перераб. доп. –  М.: «ИНФРА», 2002.

5. Казначевская, Г. Основы менеджмента: учебное пособие для студентов вузов /Г. Казначевская, И. Чуев. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2004. - 384с.

6.  Веснин, В.  Основы  менеджмента / В. Весин.- М.: Т. Д.  «Элит-2000», 2001.

7. Ямпольская,  Д. О.  Менеджмент / Д. О. Ямпольская, М. М. Зонис.- СПб: Изд. Дом. «Нева», 2003. - 288с.

8. Мескон, М.  Основы менеджмента:  Пер. с анг. /М. Мескон, М.Альберт,  Ф. Хедоури  – М.: «Дело», 1992.


Информация о работе Понятие структуры управления и факторы ее определяющие