Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:18, реферат
Для того, чтобы предотвратить этот стремительный рост конфликтов и насколько возможно, свести к минимуму усиление их роли в общественной жизни необходимо знать суть конфликтных ситуаций изнутри и уметь их предотвращать.
Поэтому, цели моей работы: понимание, что трудовой конфликт может конструктивно влиять на деятельность компании и изучение путей не только решения, но и предотвращения трудовых конфликтов.
Введение 3
Сущность и виды трудовых конфликтов 5
Конфликты типа «руководитель – подчиненный» 6
Трудовые конфликты 9
Коллективные трудовые конфликты 12
Предупреждение конфликтов и пути их разрешения 14
Предупреждение и разрешение конфликтов «по вертикали» 17
Предупреждение и пути разрешения трудовых конфликтов в широком охвате 19
Заключение 21
Список использованных источников 22
2) конфликты
по поводу выполнения уже
Предметом споров, связанных с этим видом конфликтов, могут быть не только проблемы труда и его условия, но и различного рода социально-бытовые проблемы, связанные, например, с установлением льгот для определенной категории работников и др.
Среди форм разрешения противоречия выделяют:
Забастовка – вид межгруппового трудового конфликта, заключающийся в прекращении или сокращении работы, выпуска продукции, оказания услуг с выдвижением требований экономического, социального и политического характера. Особенности забастовки как конфликта: массовый характер участия в ней работающих; наличие органов управления; значительное влияние забастовки на тех, против кого она направлена. Забастовки подразделяют на: всеобщие, полные, частичные; срочные, бессрочные; борьбу за права и выступления в знак солидарности.
Не все виды забастовок являются легальными. Некоторые забастовки выходят за рамки трудового конфликта, перерастая в социальные, а порой и политические потрясения. С точки зрения действующего законодательства они должны признаваться незаконными. Незаконными считаются забастовки:
а) по политическим мотивам;
б) объявленные без соблюдения установленных законом процедур.
Официальная статистика после нулевой забастовочной активности в начале 2011 года в январе—марте 2012 года зафиксировала забастовки: даже официально их проведено две. Эксперты, констатирующие, что начало этого года стало самым конфликтным за последние пять лет, прогнозируют рост числа трудовых конфликтов. Количество протестов может дойти до 40-45 в месяц — до порога, за которым почти отсутствующий трудовой протест в России может трансформироваться в существующее социальное явление.3 Данные приведены ниже в таблице.
Таблица 1
Общее и среднее количество трудовых забастовок за 2008-2011 г.
|
Общее число акций (в т.ч. за 7 мес.) |
Среднемесячное число акций (в т.ч. за 7 мес.) |
Общее число стоп-акций (в т.ч. за 7 мес.) |
Среднемесячное число стоп-акций (в т.ч. за 7 мес.) |
Доля стоп-акций (%) (в т.ч. за 7 мес.) |
2008 |
93 (49) |
7,75 (7,0) |
60 (29) |
5,0 (4,1) |
64,5 (59,2) |
2009 |
272 (168) |
22,7 (24,0) |
106 (72) |
8,8 (10,3) |
38,9 (42,3) |
2010 |
205 (123) |
17,1 (17,6) |
88 (54) |
7,3 (7,7) |
42,9 (43,9) |
2011 |
262(137) |
21,8 (19,6) |
91 (53) |
7,6 (7,6) |
34,7 (38,7) |
2012* |
164 |
23,4 |
58 |
8,3 |
35,4 |
Источник данных:
[12]
Примечание: данные за 7 месяцев
Прекращение работы как средство разрешения коллективного трудового конфликта не допускается, если это создает угрозу жизни и здоровью людей, а также на предприятиях и в организациях железнодорожного и городского общественного транспорта, гражданской авиации, связи, энергетики, оборонных отраслей, в государственных органах, на предприятиях и в организациях, на которые возложено выполнение задач по обеспечению обороноспособности, правопорядка и безопасности страны, в непрерывно действующих производствах, приостановка которых связана с тяжелыми и опасными последствиями.4
Предупреждение и разрешение конфликтов «по вертикали»
Практика показывает,
что бесконфликтному
- психологический
отбор специалистов в
- стимулирование мотивации к добросовестному труду;
- справедливость и гласность в организации деятельности;
-учёт интересов всех лиц, которых затрагивает управленческое решение;
-своевременное информирование людей по важным для них проблемам;
- снятие социально-психологическ
- организация трудового взаимодействия по типу «сотрудничество»;
- оптимизация рабочего времени управленцев и исполнителей;
- уменьшение
зависимости работника от руков
- поощрение инициативы, обеспечение перспектив роста;
- справедливое распределение нагрузки между подчиненными.
Для руководителя
важно правильно строить
В повседневной жизни не всегда удается предупредить конфликты «по вертикали». Для руководителя важно знать, что способствует конструктивному разрешению конфликтов с подчиненными.
Если говорить о поведении подчиненного при разрешении конфликта с руководителем, то у него, конечно, меньше возможностей по сравнению с начальником:
Предупреждение и пути разрешения трудовых конфликтов в широком охвате
В широком охвате, предупреждению трудовых конфликтов способствует достижение общей стабилизации в стране. Снижение социальной напряженности возможно только лишь при условии улучшения экономического положения страны, стабилизации политической системы, демократизации трудового законодательства, которое отражало бы интересы работников и выполняло защитные функции. Можно рассматривать забастовку как крайнюю форму трудового конфликта, тогда основными путями предупреждения забастовок могут быть следующие:
1) создание экономических
условий, обеспечивающих
2) принятие более эффективного закона о разрешении трудовых конфликтов и норм, регулирующих отношения трудовых коллективов с работодателями;
3) содействие усилению роли независимых профсоюзов.
Пути разрешения трудовых конфликтов:
1. Важнейшим
механизмом мирного разрешения
трудовых конфликтов являются к
Если трудовые коллективы берут обязательство не прибегать к забастовкам в период действия договоров и соглашений, то коллективные договоры становятся основой правового механизма регулирования трудовых конфликтов.
2. Конфликтные
вопросы в отношениях
3. Разрешению
трудовых конфликтов
4. Положительно зарекомендовало себя принятие ведомственных и межведомственных конвенций между представителями государственных органов работодателями и профсоюзами.
Бесконфликтных организаций не бывает. Более того, чем активнее и динамичнее организация, тем чаще в её деятельности возникают основание для больших и малых конфликтов. Поэтому понимать истоки конфликта и управлять его течением и решением – неотъемлемая составляющая профессионализма руководства компании и службы персонала.
Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций во взаимоотношениях людей и их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов.
Конфликты подразделяют на общие, охватывающие всю организацию, порциональные, касающиеся её отдельной части; зарождающиеся, зрелые или угасающие; слепые или рациональные; мирные или немирные; кратковременные или затяжные, долгое время лихорадящие всю организацию. Обширный и острый конфликт способен вызвать кризис и в конечном итоге привести к существенным изменениям в организации или даже к её разрушению.
Современная точка зрения на конфликт рассматривает его как процесс взаимодействия, обладающий рядом неоценимых преимуществ с точки зрения организации. Анализ причин, течения и результатов конфликта убеждает в том, многие из них не только допустимы, но и желательны, поскольку дают информацию о проблемах организации, позволяют выявить скрытые от глаз процессы, разнообразие традиций и в итоге привести компанию к расцвету.
Информация о работе Понятие трудового конфликта. Пути разрешения трудовых конфликтов