Понятие власти и лидерства в социальной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование таких вопросов как понятие власти и лидерства в социальной организации.
В данной работе определены следующие задачи:
определить основные подходы к изучению власти;
раскрыть сущность власти и определить источники власти;
рассмотреть основные формы власти;
раскрыть понятие лидерства и определить его сущность в управлении организацией;
выявить условия эффективного лидерства;
определить основные подходы к изучению лидерства;
определить взаимосвязь руководства и лидерства в системе управления.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические аспекты власти в организации 5
1.1.Основные подходы к изучению власти 5
1.2.Понятие и сущность власти в системе управления 12
1.3.Источники власти в организации 15
2.Феномен лидерства в управлении 20
2.1.Природа и понятие определения лидерства 20
2.2.Содержание понятия лидерства в управлении организацией 23
2.3.Подходы к изучению лидерства 30
3.Соотношение руководства и лидерства в системе управления 32
Заключение 36
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 42.55 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

 Организации, добывающиеся  успеха, отличаются от противоположных  им главным образом тем, что  имеют более динамичное и эффективное  руководство. В современном русском  языке под руководством подразумевается  либо индивид или группа, либо  процесс. Синонимами слов руководство  и руководитель являются слова  лидерство и лидер.

 

 Вопросы лидерства  вызывали интерес людей с древних  времен. Однако систематическое,  целенаправленное и широкое изучение  лидерства началось только со  времен Ф.Тейлора. 

 

 Природа лидерства  может быть лучше понята, если  его сравнить с собственно  управлением. Лидерство, как специфический  тип отношений управления основывается  больше на процессе социального  воздействия, а точнее, взаимодействия  в организации. В отличие от, собственно управления, лидерство  предполагает наличие в организации  последователей, а не подчиненных.  Соответственно отношения «начальник  – подчиненный», заменяется отношениями  «лидер – последователь».

 

 В ходе изучения  проблемы лидерства учеными было  предложено много различных определений  данного понятия. Согласно Дж.Терри, лидерство-это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р.Танненбаум, И.Вэшлер и Ф.Массарик определяли лидерство, как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса.

 

 Сила и принуждение  при лидерстве часто заменяются  побуждением и воодушевлением. В  результате лидерского подхода  воздействие основывается на  принятии людьми требований лидера  без явного или прямого проявления  власти. Способность лидера влиять  на людей дает ему возможность  использовать власть и авторитет,  получаемые от его последователей.

 Основы лидерства

 

1.1 Сущность и отношения  лидерства

 

 

 Основой лидерства  специфический тип управления, возникший  в древности на основе отношений  «хозяин – раб» и «лидер  – последователь». При этом лидер  занимает в группе центральную  позицию и концентрирует авторитарную власть, которая доминирует над последователями. Сплочение последователей вокруг лидера позволяет в короткие сроки решать трудные задачи.

 

 В истории известно  много примеров таких отношений.  Это восстание рабов под руководством  Спартака, великие завоевания Александра  Македонского и Гая Юлия Цезаря, морские открытия Христофора  Колумба, крестьянская война под  предводительством Е.Пугачева, военные  победы Наполеона, А.В.Суворова, М.И.Кутузова. Наиболее известными религиозными  лидерами является Иисус, Магомед,  Будда, которые имели миллионы  последователей.

 

 Право на власть  приобретается лидером в ходе  формирования группы последователей  и заключается в принятии решений  и распоряжении ресурсами группы  для достижения поставленных  целей. Реально этим правом  лидер пользуется только до  того момента, пока это признается  его последователями в неформальной  организации.

 

 Пример поведения лидера  – главное для его признания  в группе и во многих случаях  служит причиной последующего  обожания последователями. Для  этого лидеру нужно найти своих  последователей и постоянно демонстрировать  высокие личностные качества  и образцы поведения. Для этого  лидеру нужно найти своих последователей  и постоянно демонстрировать  высокие личностные качества  и образцы поведения. Для понимания  лидерства рассмотрим наиболее  яркие типы отношений управления.

 

 Неэффективное лидерство  построено на отношениях типа  «хозяин-раб», когда власть лидера  практически абсолютна и может  распространяться на решение  вопросов о жизни и смерти  членов его группы.

 

 Авторитарное управление  основано на традиционных отношениях  «начальник – подчиненный», когда  власть лидера поддерживается  всеми нормативными документами  административной системы.

 

 Эффективное лидерство  построено на новом типе отношений  «лидер-последователь», когда лидер  получает власть от последователей, признающих его ценность и  важность.

 

 Демократическое управление  основывается на типе отношений  «выбранный руководитель-подчиненный», когда в коллективе высокий  уровень самоуправления и группа  сама избирает лидера.

 

 Чем отличаются лидерство  и управление?

 

Лидерство – это способность  влиять на группы людей, чтобы побудить их работать для достижения поставленных целей.

 

Управление – это процесс  воздействия на коллективы людей  с целью эффективной координации  их действия в производстве. Таким  образом управление носит всеобщий характер, а лидерство – это вершина управления.

 

 

1.2 Природа лидерства

 

 

 Можно привести довольно  много определений лидерства,  но все они будут неполными,  т.к. сущность лидерства проявляется  во влиянии, власти, поведении  и т.п.

 

 Тем не менее, из  всего многообразия определений  наиболее удачным представляется  следующее: «Лидерство – это  использование непринудительная форма воздействия на людей для их мотивации к достижению целей организации. Данное определение не полностью отражает существо рассматриваемого понятия. Лидерство – это прежде всего мотивация персонала силой убеждения, компетенции и авторитета.

 

 Лидерство – термин  в организационном поведении,  который вызывает много противоречий. Многие теоретики вообще отрицают  саму идею лидерства. Тем не  менее роль лидера в истории мирового развития доказана временем, и с этим нельзя не считаться.

 

 Если человек делает  попытку повлиять на поведение на поведение других членов группы не за счет использования формальных каналов власти, можно говорить о проявлении лидерства.

 

 

1.3 Работа с «трудным»  руководителем

 

 

 Знание разных типов  «трудных» руководителей, умение  определить их и обращаться  с ними может помочь специалистам  построить более здоровые и  продуктивные отношения с непосредственными  руководителями.

 

 Существуют различные  типы «трудных боссов».

 

 «Новый русский» - чаще  всего молодой, очень богатый,  происхождение состояния находиться  в тайне, чаще всего финансовые  махинации с банком или использование  бюджетных средств.

 

 «Мафиози» - на вид  похож на боксера, бритая голова, золотая цепь, любит простые виды  бизнеса.

 

 «Наполеон» - мужчина маленького  роста до 160см, невзрачная внешность,  очень тщеславный, с трудом стал  начальником, брал усердием, старанием  и трудолюбием.

 

 «Важная птица» - руководитель, обладающий комплексом психологических  качеств «птицы высокого полета»,  давая понять окружающим и  подчиненным, что он многое  знает и у него есть «рука  везде».

 

 «Организатор» - руководитель  моторного типа, постоянно в движении, предпочитает быстро решать оперативные  задачи. Его отличает высокий  уровень интеллекта.

 

 «Авторитет» - властный, сильный руководитель авторитарного  стиля, не терпит возражений, быстро  принимает решения и может  быстро уволить непокорного.

 

 «Хитрый лис» - внешне  всегда улыбающийся, приятный  человек, всесторонне развитая  личность, быстро реагирует на  изменения среды, обычно не  имеет проблем с моралью, уходит  от конфликтов.

 

 «Серый кардинал» - очень сильная личность в коллективе, предпочитает находиться в тени  и на вторых ролях, очень  высокий интеллект, обладает отличной  памятью и огромным производственным  или кадровым опытом.

 

 «Боец» - это ходячая  бомба, его гнев лежит не  на поверхности, он взрывается  неожиданно, много кричит, атакует  и выплескивает свой сарказм.

 

 «Лентяй» - его личные привычки могут раздражать и даже вызвать отвращение, они не могут ориентироваться в порядке вещей и определять приоритеты задач, они могут слишком много есть, курить, распространять запах алкоголя.

 

 «Ненормальный» - руководитель  проявляет аномальное поведение.  Ненормальность сказывается в  частых прогулах, или в постоянной  лжи, пытается отделаться от  ответственности и надеется, что  люди будут «покрывать» их.

 

 «Душка-демократ» - несколько  суетлив-трудно избавиться от привычки имитировать бурную деятельность. Говорит много и гладко, обожает собрания, пятиминутки, совещания, охотно рассыпает комплименты и обещания, организация труда на низком уровне, отсутствие четких задач, достижения результатов.

 

 «Карабас – Барабас» - сотрудники перед ними трепещут, для своих подчиненных – бог, царь и герой, требует для себя только самое лучшее, предельная выдержка и терпеливость.

 

 «Свой парень» - молод,  лохмат и стремителен, стиль  руководства - вечная тусовка, уверен в абсолютной ненужности всяких бумажек, поиски важных документов на его столе занимает много времени.

 

 «Гастролёр» - работает  одновременно в нескольких организациях, поэтому появляется в офисе  на час-полтора и в самое  непредсказуемое время, любое  дело редко доводит до конца,  свои функции перекладывает на  подчиненных, однако власть и  координирование денежных потоков  полностью в его руках.

 

 «Всезнайка» - знает  много, но его проблема состоит  в том, что он действует так,  как будто знает все, нетерпелив, что проявляется в неспособности  слушать.

 

 

1.4 Заменители лидерства

 

 

 Лидером является тот,  кто может влиять на людей  для достижения ими целей организации.  Однако другие факторы также  могут влиять на качество функционирования  организации. В некоторых случаях  эти факторы могут быть даже  более значимыми, чем лидерство.  Они могут служить заменой  лидерства, потому что они,  а не действия лидера вносят  вклад в успех или неудачу.

 

 Можно выделить три  источника заменителей лидерства:

 

 характеристики подчиненных  – способности, опыт, умение;

 

 характеристики задачи  – отработанность, четкость постановки;

 

 характеристики организации  – формализованность, доступность руководства, сплоченность рабочих групп.

 

 В целом понятие  заменителя лидерства объясняет  относительно невысокую результативность  исследований по этой теме. Идея  заменителей не отрицает лидерства,  она лишь более реалистично  определяет, чего лидер может  добиться от своих подчиненных.

 Концепции лидерства

 

 В теории получили  признание три концепции лидерства:

 

1. Теория лидерских качеств,  более известная в науке как  «теория великих людей», утверждает, что лучшие лидеры обладают  определенным набором личных  качеств.

 

2. Концепция лидерского  поведения утверждает, что эффективность  лидера определяется его манерой  поведения и стилем руководства.

 

3. Концепция ситуационного  лидерства базируется на необходимости  сочетания лидерских качеств  и поведения, в зависимости  от конкретной ситуации.

 

 

2.1 Теория лидерских качеств

 

 

 Теория лидерских качеств  отражает наиболее ранний подход  к изучению и объяснению лидерства.  Первые исследователи верили, что  лидеры имели какой-то уникальный  набор устойчивых и не меняющихся  во времени качеств. Исходя  из этого, ученые пытались определить  лидерские качества, научиться измерять  их и использовать для выявления  лидеров.

 

 Последующее изучение  привело к выделению следующих  четырех групп лидерских качеств:  физиологических, психологических,  интеллектуальных и личностных.

 

Физиологические качества: приятные внешность, голос, хорошее здоровье, энергичность, представительность.

 

Психологические качества: экстраверт, интроверт; флегматик, холерик; властность, амбициозность, агрессивность, уравновешенность, независимость, смелость, творчество, упорство, мужество.

 

Интеллектуальные качества: ум, логика, память, интуитивность, энциклопедические  познания, проницательность, оригинальность, быстрота мышления, образованность, рассудительность, чувство юмора.

 

Личностные качества: доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, внимательность, коммуникабельность, адаптивность; организованность, дисциплинированность, надежность, дипломатичность, гибкость, инициативность, ответственность, рискованность.

 

 

2.2 Поведенческое лидерство

 

 

 Активная разработка  концепции лидерского поведения  началась накануне Второй мировой войны и продолжается до настоящего времени. Общим с концепций лидерских качеств было то, что опять начался поиск единственно верного пути лидерского поведения.

 

 Преобладающий стиль  руководства лидера основан на  сравнении эффективности достижения  результатов группой при использовании  различных стилей руководства  лидером. Выявлено, что авторитарный  стиль более эффективен для  групп рабочих, полицейских, пожарных; демократический стиль – для  творческих работников НИИ, вузов;  либеральный – для групп с  высокой потребностью участия  в принятии решений.

 

 Сосредоточенность лидера  на работе или человеке исходит  из ориентации руководителя на  работу(достижение конечного результата) или на человека(создание человеческих отношений). Автором подхода считается Д.Мак Грегор с его знаменитыми теориями «Х» и «Y».

Информация о работе Понятие власти и лидерства в социальной организации