Понятие власти и лидерства в социальной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование таких вопросов как понятие власти и лидерства в социальной организации.
В данной работе определены следующие задачи:
определить основные подходы к изучению власти;
раскрыть сущность власти и определить источники власти;
рассмотреть основные формы власти;
раскрыть понятие лидерства и определить его сущность в управлении организацией;
выявить условия эффективного лидерства;
определить основные подходы к изучению лидерства;
определить взаимосвязь руководства и лидерства в системе управления.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические аспекты власти в организации 5
1.1.Основные подходы к изучению власти 5
1.2.Понятие и сущность власти в системе управления 12
1.3.Источники власти в организации 15
2.Феномен лидерства в управлении 20
2.1.Природа и понятие определения лидерства 20
2.2.Содержание понятия лидерства в управлении организацией 23
2.3.Подходы к изучению лидерства 30
3.Соотношение руководства и лидерства в системе управления 32
Заключение 36
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 42.55 Кб (Скачать файл)

 

 Согласно теории «Х»,  идеальным руководителем является  автократ, сосредоточенный на работе, выдающий четкие задания группе, осуществляющий строгий контроль за действиями подчиненных, оказывающий психологическое давление на членов группы.

 

 В соответствии с  теорией «Y» идеальным является  демократический руководитель, хорошо  применяющий теорию человеческих  отношений, главное внимание которого  сосредоточено на человеке.

 

 Стили лидерства –  подход основан на классификации  стилей лидерства в зависимости  от доверия лидера к своим  подчиненным и его уверенности  в них, степени влияния лидера  на подчиненных и характера  взаимодействия с ними.

 

 Лидерское поведение  на основе вознаграждения и  наказания. Выделяют четыре типа  поведения лидера в зависимости  от применения мер вознаграждения  и наказания. Первые два типа  используют преимущественно методы  морального и материального наказания  за несвоевременное выполнение  заданий и их низкое качество. Третий и четвертый – ориентированы в основном на вознаграждение подчиненных за достигнутые результаты и высокое качество труда. Выбор того или иного типа зависит от стиля руководства лидера и состава группы подчиненных.

 

 Концепция лидерского  поведения привлекает внимание  руководителей своей простотой,  поскольку имеется прямая связь  стиля руководства или целевой  ориентации лидера на социальную  группу последователей. Однако концепция  лидерского поведения не даёт  гибких решений в случае резкого  изменения ситуации в группе. Это послужило основой разработки  концепции ситуационного лидерства.

 

 

2.3 Ситуационное лидерство

 

 

 Главной идей ситуационного подхода было предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях. Ситуационный подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства. Наибольшую известность получили следующие концепции ситуационного лидерства:

 

 модель ситуационного  лидерства Фидлера;

 

 модель лидерского  поведения Танненбаума-Шмидта;

 

 модель ситуационного  лидерства Херсея и Бланшара;

 

 модель «путь-цель»  Хауза и Митчелла;

 

 ситуационная модель  принятия решений Врума-Йеттона-яго.

 

3. Власть и лидерство

 

 

3.1 «Лидерство и власть»

 

 

 Понятие «лидерство»  и «власть» позволяют лучше  осознать особенности межличностных  отношений внутри организации. 

 

 В основе межличностных  отношений лежит функция взаимозависимости  – чем больше один человек  зависит от другого, тем больше  власти и у того, и у другого.  В центре всех этих отношений  лежит понятие «сила».

 

 Любая организация  использует четыре вида силы: ресурсов, положения, личности, знаний  или специалиста. Источником возникновения  первых двух сил является должность,  а двух последних – личностные  характеристики. Для того, чтобы быть эффективным, уважаемым руководителем, желательно сочетать силы из этих двух групп.

 

 Власть пронизывает  всю жизнь организации и поддерживает  её структуру. Власть тесно  связано с лидерством. «Лидерство»  - это способность эффективно  использовать все источники власти. Лидеры используют власть, как  средство для достижения целей  группы или организации. Для  того, чтобы лидерство реализовалось, необходимо соответствие целей лидера и группы. Для применения власти такое соответствие не нужно.

 

 Чтобы стать хорошим  лидером, руководитель должен  знать свою силу с точки  зрения всей организации, которая  может отличаться от силы руководителя  в группе, и должен уметь использовать  свое влияние.

 

 

3.2 Власть и каналы власти  в организации

 

 

 Анализ существа власти  и её влияния на людей имеет  большое значение для понимания  работы организации. Каждое действие  в организации связано с проявлением  власти. Надо иметь в виду, что  властью пользуются как руководители, так и исполнители. Власть - важнейшая  составляющая деятельности организации.  Властью манипулируют, используют  её как во благо, так и  во зло.

 

 Власть можно определить  как деятельность по собственному  усмотрению.

 

 Власть существует  и проявляется через определенную  систему коммуникаций, которая называется  каналами власти. Рассмотрим их  более подробно.

 

Власть принуждения. Это  побуждение людей к деятельности вопреки их желанию. Данный вид побуждения основан на страхе перед наказанием. В качестве инструментов принуждения  выступают замечания, выговоры, штрафы, увольнения, перевод на низкооплачиваемую  работу.

 

Власть влияния. Взаимодействие лидера с влиятельными лицами дает ему косвенную силу власти. Подчиненные, общаясь со своим лидером, ощущают  не только его властную функцию, но и волю влиятельного лица, стоящего над ним. От этого сила власти приобретает  синергический эффект.

 

 

3.3 Что такое влияние  и подчинение

 

 

 Процесс влияния группы  на индивида является одним  из самых изучаемых в социальных  науках.

 

Влияние – это процесс, при котором поведение или  характеристики одних людей воздействуют на поведение или характеристики других. Оно существует во всех способах человеческого общения и взаимодействия.

 

Поведение – это изменение  поведения в результате реального  или воображаемого давления на индивида со стороны окружения. Существует негативная интерпретация слова «подчинение», предполагающая потерю индивидуальности, самоуважения или слабость характера. Поскольку общество ценит индивидуализм, самоуважение, силу характера, немногие хотят выглядеть марионетками, зависящими от прихотей других.

 

 

3.4 Принятие решений

 

 

 Решение является основным  продуктом труда руководителя. От  качества решения зависит последующие  действия на конечный результат  деятельности организации. По  большому счету на качество  решений влияют две группы  факторов. Первая группа – это  личностный аспект проблемы, т.е.  человек с его пониманиями,  и вторая группа – технологический  аспект – человек, с его  умениями.

 

 Личностный аспект включает в себя ряд составляющих. Во-первых, это понимание того, как происходит процесс принятия решения. Во-вторых, это влияние культурных традиций. Так, в Японии решения в сфере управления носят преимущественно коллегиальный характер. В ходе длительного обсуждения группа стремится к консенсусу.

 

Заключение

 

 

 Таким образом, исходя, из нашей темы можно сделать  следующие выводы, придя к заключительному  этапу моей работы. И так:

 

 Лидерство является  ключевым инструментом для повышения  эффективности управления производством  и рассматривается, как определенный  набор качеств, стилей и типов  поведения лидеров и подходов  к решению ситуаций.

 

 Теория лидерских качеств  исходит из возможности определения  универсального набора лидерских  качеств (физиологических, психологических,  интеллектуальных и личностных), которые позволяют формировать  группы последователей для решения  проблемных задач.

 

 Концепция лидерского  поведения утверждает, что эффективность  лидера определяется манерой  поведения в достижении результатов  и стилем руководства по отношению  к подчиненным, возможностью психологического  воздействия на людей для достижения  целей.

 

 Ситуационное лидерство  означает, что лидерское поведение  может быть разным в различных  ситуациях и изучает взаимодействие  различных ситуационных переменных  для того, чтобы обнаружить причинно-следственную  связь в отношениях лидерства.

 

 Работа с «трудным»  руководителем требует знания  типов руководителей, их сильных  и слабых сторон, технологии обращения  с ними.

 

 Власть и лидерство  являются важнейшими составляющими  деятельности организации. Каждое  действие в организации связано  с проявлением власти, которой  пользуются как руководители, так  и подчиненные

 

 Власть и лидерство  неразрывно связаны между собой. Когда индивидуум оказывает влияние на поведение членов группы без использования принудительных форм власти, речь идет о проявлении лидерства.

 

Список используемой литературы

 

 

 Виханский О.С., Наумов А.И. – Менеджмент: учебник, 2003г.

 

 Козлова Е.П. – Экономика  предприятия: учебник, 2006г.

 

 Герчикова - Менеджмент: учебное пособие, 2005

 

 Егоршин А.П. – Управление  персоналом: учебное пособие, 2005 г.

 

 


Данное выше описание власти и ее источников в организации  тесно связано с лидерством. В  основе лидерства лежат отношения  доминирования и подчинения, влияния  и следования в системе межличностных  отношений в группе. Лидерство  является одним из важных механизмов реализации власти в группе и, пожалуй, самым эффективным. В практике управления лидерство - это способность эффективно использовать все имеющиеся источники  власти для превращения созданного для других видения в реальность. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Если лидеры достигают цели, то власть как средство используется ими для ускорения этого достижения.

В чем же различие между  лидерством и властью? Важное различие относится к совместимости целей. Для существования власти не обязательно  требуется совместимость целей. С другой стороны, лидерство, чтобы  реализоваться, требует определенного  соответствия между целями лидера и  целями тех, кто за ним следует. Как  было отмечено ранее, лидерство предполагает использование власти. Сама власть может строиться на личностных качествах  или на занимаемой позиции в организации. Кроме того, власть - это двухсторонние  отношения - между лидером и подчиненными и между лидером и его начальником. Поскольку эффективность лидерства  зависит от объема и типа власти, которые лидер использует в отношении как подчиненных, так и своего начальника, то важным является вопрос: какие источники власти и как необходимо использовать, чтобы добиться большей эффективности. Проведенные в этом направлении исследования в бригадах свидетельствуют о следующем. Рабочие в отношении бригадира признали, что право на власть является наиболее веской причиной для подчинения. (Хотя в группах, не связанных с большим объемом физического труда, на первом месте была экспертная власть.) Далее в целом по силе влияния идут экспертная власть, вознаграждение, власть примера и на последнем месте - принуждение. Однако, несмотря на то, что право на власть было признано наиболее сильно влияющим источником власти, оно, тем не менее, не связано с результатами работы бригады. Большее влияние на результаты работы оказывают экспертная власть и власть примера, которые качественно отличны от права на власть, власти вознаграждения и принуждения. Экспертная власть и власть примера зависят от личностных качеств и, таким образом, очень индивидуальны, в то время как право на власть, власть вознаграждения и принуждения организационно устанавливаются равными для равных иерархических уровней. Исследования показали, что подчиненные более удовлетворены руководителем, который использует не только источники власти, основанные на его позиции, занимаемой в организации. Интересно, что в группах, где уровень власти вознаграждения высок, результаты работы были ниже, а неудовлетворенность выше. Право на власть и власть принуждения больше ассоциируются с неудовлетворенностью, но они мало связаны с результатами работы. В целом результаты исследований показывают, что лидеры используют источники власти по-разному в зависимости от ситуации.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА по  дисциплине «Основы менеджмента»

на  тему: «Власть и лидерство в  системе менеджмента»

 

Оглавление

 

Введение 3

1.Теоретические  аспекты  власти  в организации 5

1.1.Основные подходы к  изучению власти 5

    1.2.Понятие и  сущность власти в системе  управления 12

    1.3.Источники власти  в организации 15

2.Феномен  лидерства  в управлении 20

2.1.Природа и  понятие  определения лидерства 20

2.2.Содержание  понятия  лидерства в управлении организацией 23

2.3.Подходы к изучению  лидерства 30

3.Соотношение  руководства  и  лидерства в системе управления 32

Заключение 36

Список  использованной литературы 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Введение 

 

     Руководящая  должность подразумевает собой  наличие у руководителя всей  полноты власти. Грамотная власть  в каждой организации необходима  для эффективного осуществления  функций планирования, организации,  мотивации и контроля. Но руководитель  предприятия должен быть не  только компетентным специалистом, но и опытным дипломатом, и  воспитателем, и авторитетным судьей  – словом, он должен быть лидером.

 

     В связи с изложенным выше, представляется актуальной тема данной курсовой работы.

 

     Объектом  курсовой  работы выступают понятия власти  и лидерства в менеджменте.  Предметом изучения в работе  являются методы эффективного  руководства, с точки зрения  подходов к изучению лидерства.

 

     Целью данной  курсовой работы является исследование  таких вопросов как понятие  власти и лидерства в социальной  организации.

 

     В данной  работе определены следующие   задачи:

    определить основные  подходы к изучению власти;

раскрыть сущность власти и определить источники власти;

рассмотреть основные формы  власти;

раскрыть понятие лидерства  и определить его сущность в управлении организацией;

выявить условия эффективного лидерства;

определить основные подходы  к изучению лидерства;

определить взаимосвязь  руководства и лидерства в  системе управления.

 

     Такое решение  поставленных вопросов и  определило  дальнейшее направление  работы.

 

     Исследование  осуществляется на основе анализа  действующих источников по теории  управления. Методами работы являются  подбор и изучение специальной  литературы и статей для получения  и закрепления знаний по данному  разделу менеджмента.

Информация о работе Понятие власти и лидерства в социальной организации