Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 12:34, курсовая работа
Целью данной работы является анализ факторов внутренней и внешней среды предприятия и нейтрализация негативных факторов. На основании цели в работе выделены следующие задачи:
Анализ внешних и внутренних факторов маркетинговой среды, оценка их влияния.
Изучения путей и способов оптимизации факторов маркетинговой среды.
Анализ маркетинговой среды предприятия, работающего в сфере АПК и внесение предложений по ее улучшению.
Предметом исследования данной работы являются факторы и составляющие маркетинговой среды, объект исследования – маркетинговая среда конкретного предприятия сферы АПК.
Анализ данных таблицы 1 показывает, что практически по всем сельскохозяйственным культурам производственные показатели снизились. В процентном отношении наиболее высокие показатели здесь по кукурузе и подсолнечнику. В абсолютном отношении, наибольшие потери − по зерновым. От высевания ряда культур (соя, кормовые корнеплоды), предприятие отказалось. При этом себестоимость произведенной продукции возросла, за счет экономического роста в стране и увеличения цен в сфере АПК.
Данные по животноводству ООО «Подсобное хозяйства АТП» приведены в таблице 2.
Таблица 2.Сведения о производстве и себестоимости
продукции животноводства ООО «Подсобное хозяйства АТП» в 2012-2013 гг.
Виды животных |
Среднегодовое поголовье |
Изменение |
Себестоимость произведенной продукции, тыс. руб. |
Изменение | ||||
2012 |
2013 |
абс. |
% |
2012 |
2013 |
абс. |
% | |
Крупный рогатый скот |
312 |
150 |
-162 |
-51,92% |
7936 |
6009 |
-1927 |
-24,28% |
Свиноводство |
451 |
452 |
1 |
0,22% |
454 |
710 |
256 |
56,39% |
Овцеводство |
303 |
303 |
0 |
0,00% |
176 |
271 |
95 |
53,98% |
Коневодство |
189 |
186 |
-3 |
-1,59% |
11142 |
11908 |
766 |
6,87% |
Пчеловодство (количество семей) |
52 |
33 |
-19 |
-36,54% |
72 |
79 |
7 |
9,72% |
Здесь показатели среднегодового поголовья практически не изменились. Отметим лишь резкое снижение, практически вдвое, поголовья крупного рогатого скота. Себестоимость произведенной продукции в 2013 году, по сравнению с 2012 годом возросла также за счет роста цен в АПК.
Таким образом, можно сделать общий вывод, что себестоимость произведенной продукции предприятия возрастает, в основном, экстенсивно, за счет улучшения положения дел в АПК России. Для преодоления данной тенденции предприятие нуждается в эффективном инвестиционном проекте и мерах по снижению себестоимости продукции.
Проанализируем теперь экономическое положение предприятия в сравнении с основными конкурентами – крупными агрохозяйствами Зерноградского района (таблица 3).
Таблица 3. Основные конкуренты ООО «Подсобное хозяйства АТП»
в сравнении с данным предприятием
Характеристики |
ООО «Подсобное хозяйства АТП» |
ОАО «Рассвет» |
ОАО «Россия» |
ОАО «Заветы Ильича» |
Ассортимент по растениеводству |
Зерновые, зернобобовые, сахарная свекла, картофель, овощи, бахчевые, кормовые корнеплоды, |
Зерновые, зернобобовые, картофель, овощи, бахчевые, кормовые корнеплоды, многолетние |
Зерновые, зернобобовые, картофель, овощи, бахчевые, кормовые корнеплоды |
Зерновые, зернобобовые, сахарная свекла, картофель, овощи, бахчевые, кормовые корнеплоды |
Продолжение таблицы 3. Основные конкуренты ООО «Подсобное хозяйства АТП»в сравнении с данным предприятием
Характеристики |
ООО «Подсобное хозяйства АТП» |
ОАО «Рассвет» |
ОАО «Россия» |
ОАО «Заветы Ильича» |
Ассортимент по животноводству |
Крупный рогатый скот, свиноводство, овцеводство, коневодство, пчеловодство |
Крупный рогатый скот, свиноводство, овцеводство, |
Крупный рогатый скот, свиноводство, овцеводство |
Крупный рогатый скот, свиноводство |
Ценовая политика |
Себестоимость + надбавка |
Себестоимость + надбавка |
Себестоимость + надбавка |
Себестоимость + надбавка |
Рынок сбыта |
Прилегающие районы |
Прилегающие районы |
Прилегающие районы |
Прилегающие районы |
Рентабельность, % |
8% |
9% |
9% |
10% |
Профиль клиентов |
Юридические и физические лица |
Юридические и физические лица |
Юридические и физические лица |
Юридические и физические лица |
Доля рынка |
17% |
14% |
15% |
12% |
Проанализируем данные таблицы. Можно выделить следующие конкурентные преимущества ООО «Подсобное хозяйства АТП»:
В то время ООО «Подсобное
хозяйства АТП» проигрывает
Проведем теперь SWOT-анализ предприятия, сведя положительные и отрицательные факторы его маркетинговой среды в таблицу 4:
Таблица 4. Матрица SWOT ООО «Подсобное хозяйства АТП»
Параметры |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Внешняя среда |
Благоприятные природно-климатические условия, положительный инвестиционный климат, рост цен на зерно, реализация в Пермском крае Программы поддержки АПК |
Несовершенство налоговой системы, ухудшение положения в социальной сфере, монополизм банковского обслуживания |
Внутренняя среда |
Широкий ассортимент производимой продукции, большой охват рынка, опытный коллектив, оптимальная система управления |
Низкие показатели рентабельности и дифференциации сбыта зерновых культур |
Таким образом, можно сделать общий вывод, что основным негативным маркетинговым фактором деятельности предприятия, который необходимо нейтрализовать, являются низкие показатели рентабельности. Пути решения этой проблемы будут рассмотрены в следующей главе.
Почвенно-климатические условия в Пермском крае благоприятствуют развитию земледелия. На долю Пермского края приходится около 20% производимой продукции сельского хозяйства в Приволжском федеральном округе.
Более 60% валовой продукции сельского хозяйства области производится в отрасли растениеводства. Ее развитие базируется на повышении культуры земледелия, внедрении энергосберегающих технологий, новых сортов и гибридов зерновых, масличных культур, повышении эффективности использования сельскохозяйственных земель.
Зерновое направление в растениеводстве имеет первостепенное значение. Под зерновыми культурами занято около 60% посевных площадей. Главная зерновая культура – озимая пшеница. Широко распространены посевы ярового ячменя, кукурузы, проса, риса, гречихи, гороха, сои. Ведущей технической культурой является подсолнечник. Сбор зерновых культур ежегодно составляет в среднем 5-6 млн. тонн, подсолнечника – до 1,5 млн. тонн.
Пермский край поставляет зерно и подсолнечное масло в северные регионы и промышленно развитые центры страны. Кроме того, она является крупнейшим экспортером продукции сельского хозяйства и продуктов ее переработки. Экспорт зерновых на внешний рынок составляет более 4 млн. тонн в год, подсолнечного масла более 300 тыс. тонн.
В Прикамье также традиционно развито животноводство. В этой отрасли хозяйства специализируются по молочному и мясному направлению, свиноводству, овцеводству, коневодству и птицеводству.
Подробное описание почвенно-климатических условий в Пермском крае представлено в Приложении 1.
Рассмотрим теперь политическое и правовое окружение ООО «Подсобное хозяйства АТП». На территории Пермского края, как и по всей стране, действует национальный проект «Развитие АПК». Национальный проект «Развитие АПК» с 2015 года преобразован в Госпрограмму развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2015-2018 годы, имеющую статус приоритетного национального проекта.
В соответствии с распоряжением Администрации края от 20.09.2013 № 308 в крае разработан аналогичный проект программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2015-2018 годы (далее – Программа).
Программа определяет цели и основные направления развития сельского хозяйства области на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий.
В результате выполнения мероприятий Программы будет обеспечен рост основных параметров, характеризующих развитие сельских территорий области:
Экономическое положение на рынке АПК Пермского края способствует разработке и проведению в жизнь новых инвестиционных проектов. Сельскохозяйственным производством занимаются более 2 тысяч сельскохозяйственных организаций, свыше 13,5 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств, 2 тысячи индивидуальных предпринимателей. Более 540 тысяч личных подсобных хозяйств производят значительную долю мяса, молока и овощей. При этом рынок сбыта продукции АПК растет.
Основной целью региональной инвестиционной политики является создание условий для привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, способные обеспечить создание собственного инвестиционного потенциала области и содействовать адаптации других отраслей и производств к рыночным условиям.
В настоящее время, как в нашей стране, так и непосредственно в Пермском крае, формируется законодательство, обеспечивающее стимулирование привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику. Основу инвестиционного законодательства области составляют областные законы: «О поддержке инвестиционной деятельности на территории Пермского края», который определяет порядок и формы оказания поддержки инвесторам, и «О Бюджете развития Пермского края», устанавливающий основы формирования и расходования средств областного бюджета, предназначенных для инвестиций.
Особенности производства в сельском хозяйстве определяют особенности инвестиционных проектов в данной сфере. Среди основных проблем как в АПК в том числе влияющих на привлечение как внутренних, так и иностранных инвестиций, можно выделить следующие:[4, 344с.]
Необходимо учитывать следующие особенности инвестиционного проектирования в аграрном секторе:[1, 452с.]
1. Высокая доля фиксированных затрат ограничивает возможный доход на капитал, так как производителям приходится создавать большие запасы готовой продукции или кормов и соответственно, на каждом шаге расчетного периода проекта будет реализовываться продукция, частично либо. полностью произведенная на предыдущем этапе (лаг доходности).