Понятие внутрифирменного финансового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 17:01, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является: ознакомление с внутрифирменным финансовым планирование и его влиянием на деятельность организации.
Задачи, которые были поставлены для достижения цели:
Определить содержание, значение и основные принципы внутрифирменного финансового планирования.
Определить основные методы эффективного планирования.

Файлы: 1 файл

Внутрифирменное финансовое планирование..docx

— 120.43 Кб (Скачать файл)

Перестройка же, в нашей стране, изменила отношение к планированию, но не кардинально. Решили, что планировать нужно иначе, что не нужно количественные показатели спускать вниз предприятиям, нужно спускать нормативы. Планирование по нормативам. Любой норматив реализуется количественно, поэтому это было тоже самое.

Начиная с 1992 года функция планирования исчезла на микро- и макроуровне. На большинстве предприятий стали сокращать специалистов плановых отделов. Появлялись службы маркетинга, а плановые отделы исчезали. Те плановые отделы, которые остались сейчас, занимаются чем угодно, например, оптимизацией налогообложения. На крупных предприятиях существуют до сих пор разветвленные плановые службы, которые достаточно централизованы.1

1.2Подходы к планированию (философия планирования)

Известный американский специалист Р. Акофф выделяет 4 подхода к планированию в зависимости от того, ориентированы ли основные идеи планирования в прошлое, настоящее или будущее.

Реактивной подход - план ориентируется на прошлое, то есть предполагается, что прошлые тенденции сохранятся.

Примером является планирование «от достигнутого», которое было широко распространено в советской экономике.

При таком подходе исходят из суммарных потребностей подразделений фирмы (движение снизу-вверх), а не из возможностей удовлетворения этих потребностей. Наблюдается стремление подразделений завысить свои потребности, что ведет к снижению общей эффективности деятельности фирмы.

Инактивный подход - фирма плывет по течению (инертность), существующие внешние и внутренние условия воспринимаются как приемлемые (минимум изменений, приспособление к настоящим условиям). Такой системе планирования присущ бюрократизм, волокита по всем делам, для рас- смотрения которых создаются комиссии, советы и другие временные, но постоянно заседающие структуры. Большая часть времени тратится на сбор фактов, информации, ее аналитическую обработку. Главный принцип -«держать руку на пульсе». В такой системе управления важны связи, а не опыт. Хотя в более поздних изданиях Акофф уже не упоминает данный подход, ограничившись реактивным, преактивным и интерактивным подходом.

Эти два подхода к планированию присущи большинству бывших государственных предприятий. Вновь созданные фирмы чаще используют другие подходы к планированию.

Преактивный (упреждающий) подход - ориентирован на будущие изменения, на поиск оптимальных решений в условиях изменений. Цели таких фирм ориентированы не на выживание, а на рост и развитие. Планирование осуществляется сверху - вниз: на верхнем уровне делается прогноз, разрабатывается стратегия и определяются цели следующих уровней управления.

Интерактивное (адаптивное) планирование предполагает, что будущее можно контролировать и на него можно воздействовать, поэтому главной целью планирования при таком подходе является проектирование будущего. Речь идет о взаимодействии фирмы с внешней средой: не просто ее адаптация к будущим изменениям, а и целенаправленное воздействие на эти изменения. Интерактивное планирование основано на принципе участия и мобилизации способностей всех работников фирмы.

Критики интерактивного планирования отмечают, что фирма не может полностью контролировать свое будущее, поэтому речь должна идти скорее об адаптации фирмы к изменению условий внешней среды.

 

1.3 Процесс планирования

Процесс планирования предполагает получение ответа на три ключевых вопроса: где находится фирма, каких позиций она желает достичь и каким образом. Соответственно процесс начинается с анализа внешней среды и внутренних возможностей фирмы, касается определения целей и возможных направлений достижения этих целей, а также формирования детальных планов по достижению поставленных целей.

Анализ внешней среды и внутренних возможностей фирмы, так называемый SWOT-анализ, призван показать текущее состояние фирмы, ее сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы, существующие на рынке. В результате определяется позиция фирмы на рынке (где находимся?). В процессе планирования необходимо определить конкретные цели разрабатываемого плана. Эти цели устанавливаются на основе общих целей (целевых установок) фирмы и указывают конечные результаты, которые должны быть достигнуты при реализации планов, распоряжений и смет.

Возможны два подхода к определению целей деятельности фирмы.

  1. Установить цели исходя из достигнутого уровня, добавляя, скажем, 2-3% к цифрам прошлого года. Это метод «планирования от достигнутого уровня».
  2. Второй подход сложнее, он предполагает разбиение процесса определения целей на ряд последовательных шагов:
  • Установление общих целей фирмы на плановый период исходя из ее миссии, видения перспектив развития бизнеса.
  • Определение конкретных целей (задач).
  • Различие между целями и задачами можно представить следующим образом: задачи - это цели, которые фирма надеяться достичь в рамках планового периода, а цели (общие цели) - те вехи, на которые она ориентируется и к которым предполагает приблизиться в рамках планового периода.

Общие цели фирмы на плановый период могут устанавливаться в нескольких ключевых сферах: положение на рынке; инновации; качество и производительность; прибыльность и т.д. Многоплановость целей объясняется тем, что деятельность любой фирмы является многоцелевой. Соответственно сложность планирования и управления заключается в определении приоритетов целей, а также их сопоставлении и взаимной увязки.

Цели фирмы должны обладать рядом характеристик, которые иногда называют критериями качества поставленных целей:

  • конкретность и измеримость целей, что позволяет контролировать их реализацию;
  • гибкость целей обеспечивает пространство для маневра в связи с непредвиденными изменениями рынка и возможностей фирмы;
  • достижимость целей за плановый период.

 

 

 

1.4 Основные системы финансового планирования.

 

Как уже было сказано выше, планирование на предприятии базируется на трех системах, которые делятся в зависимости от их время использования.

 

Таблица 1.

Основные системы планирования.

Системы финансового планирования

Основной методический подход к осуществлению планирования

Формы реализации результатов финансового планирования

Период планирования

1. Перспективное

финансовое

планирование

Прогнозирование

Разработка долгосрочного финансового плана по важнейшим направлениям финансовой деятельности предприятия.

До 3-х лет

2. Текущее

планирование

финансовой

деятельности

Технико-экономическое обоснование

Разработка текущих  финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия

1 год

3. Оперативное

планирование

финансовой

деятельности

Бюджетирование

Разработка и доведение до исполнителей бюджетов платежных календарей и других оперативных плановых заданий  по всем основным вопросам финансовой деятельности

Месяц, квартал


Перспективное финансовое планирование охватывает период от одного года до трех лет. Оно состоит из разработки финансовой стратегии предприятия и прогнозирования финансовой деятельности.

Финансовая стратегия предприятия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Финансовая стратегия должна также согласовываться с общей стратегией фирмы, хотя она тоже оказывает на общую стратегию определенное влияние.

Процесс формирования финансовой стратегии предприятия состоит из следующих этапов:

  • определение периода реализации стратегии;
  • анализ факторов влияния внешней среды фирмы;
  • формирование стратегических целей финансовой деятельности;
  • разработка финансовой политики фирмы;
  • разработка системы мероприятий по обеспечению финансовой стратегии фирмы;
  • оценка разработанной финансовой стратегии.2

При разработке финансовой стратегии фирмы очень важно четко и изначально честно и правильно определить период реализации стратегии.

Большое внимание в процессе формирования финансовой стратегии должно отводиться анализу факторов внешней среды, изучению экономико-правовых условий финансовой деятельности фирмы. Также важно особое внимание уделять изучению факторов риска, отслеживать тенденции, происходящие на интересующем предприятие сегменте рынка, фиксировать и учитывать колебания курса валюты и направление экономического курса страны.

Следующий этап составления финансовой стратегии предприятия это формирование стратегических целей финансовой деятельности. Главной целью должно стать максимальное увеличение рыночной стоимости предприятия. Все цели должны быть сформулированы наиболее четко и кратко. Цели должны быть отражены в конкретных показателях-нормативах. Обычно в качестве стратегических нормативов используют такие как:

  • среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов;
  • коэффициент рентабельности собственного капитала фирмы;
  • соотношение оборотных и внеоборотных активов фирмы и т.д.

На основе финансовой стратегии фирмы формируется финансовая политика фирмы по конкретным направлениям финансовой деятельности фирмы: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.п.

Далее происходит разработка системы мероприятий, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии, определяются права, обязанности и меры ответственности руководителей отделов и подразделений фирмы за результаты реализации финансовой стратегии фирмы.

Заключительный этап разработки финансовой стратегии фирмы это оценка эффективности данной стратегии. Эта оценка должна проводиться по нескольким параметрам:

  1. Оценивается, насколько разработанная финансовая стратегия согласовывается с общей стратегией фирмы, выявляются возможные не состыковки или противоречия. Уточняется степень согласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий.
  2. Оценивается согласованность финансовой стратегии фирмы с прогнозируемыми изменениями во внешней предпринимательской среде.
  3. Оценивается гибкость финансовой стратегии, то насколько быстро и правильно сможет отреагировать фирма на возможные резкие изменения во внешней среде.
  4. Оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, т.е. рассматриваются возможности фирмы в формировании собственных и привлечении внешних финансовых ресурсов.
  5. Оценивается результативность финансовой стратегии, то насколько она повлияет на положение фирмы на рынке, повысит ее репутацию, увеличит прибыли и т.д.

Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, воплощение стратегии фирмы.

Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния фирмы на перспективу. Базой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуации. Информационной базой прогнозов является бухгалтерская и статистическая отчетность предприятия.

В отличие от планирования перед прогнозированием не стоит задача реализации прогнозов на практике, так как прогноз это всего лишь возможность предугадать вариант развития ситуации. Прогнозирование предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров. Их использование при наметившихся и заранее спрогнозированных тенденциях изменений на рынке помогает определить один из вариантов развития финансового положения предприятия.

С помощью прогноза движения денежных средств можно более точно оценить, сколько потребуется денежных средств в определенные периоды, синхронизировать поступление и расходование денежных средств.

После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Последовательно определяются источники долгосрочного финансирования, формируется структура капитала и затрат, выбирается способ наращивания долгосрочного капитала.

Информация о работе Понятие внутрифирменного финансового планирования