Понятия и правовые основы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является показать значение правовых основ местного самоуправления.
Задачи курсовой работы:
1. Дать понятие правовой основы местного самоуправления;
2. Охарактеризовать международные документы и федеральные нормативные акты;
Рассмотреть законодательные акты субъектов Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика местного самоуправления 6
1.1 Понятие и система местного самоуправления в России 6
1.2 Принципы местного самоуправления 9
1.3 Функции местного самоуправления 12
1.4 Понятие и правовые основы местного самоуправления 14

2. Международные документы и федеральные нормативные акты 16
2.1 Международные правовые документы 16
2.2 Конституция РФ 21
2.3 Иные нормативные акты РФ 23
3. Законодательные акты и нормативные документы 27
3.1 Законодательные акты субъектов РФ 27
3.2 Нормативно-правовые акты, применяемые в системе местного самоуправления 29

Заключение 37
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

            Факультет: Экономики и инвестиций

            Специальность: «Государственное и муниципальное управление

 

 

 

 

Курсовая работа

Правовые основы Российского  государства

Понятия и правовые основы местного самоуправления

 

 

 

 


.

Барнаул

2012

Содержание

Введение                                                                                                                       3                                                                                                                                 

1. Общая характеристика местного  самоуправления                                               6                 

1.1 Понятие и система местного самоуправления в России                                   6

1.2  Принципы местного самоуправления                                                                 9

1.3  Функции местного самоуправления                                                                  12

1.4  Понятие  и правовые основы местного  самоуправления                                 14

 

2. Международные документы и  федеральные нормативные акты                      16                                          

2.1 Международные правовые документы                                                             16

2.2  Конституция РФ                                                                                                  21

2.3  Иные нормативные  акты РФ                                                                              23

3. Законодательные  акты и нормативные документы                                            27

3.1 Законодательные  акты субъектов РФ                                                                27

3.2 Нормативно-правовые  акты, применяемые в системе местного  самоуправления                                                                                                          29

 

Заключение                                                                                                                  37

Список используемой литературы                                                                            39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

        Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное.  Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Данная тема курсовой работы актуальна, так как эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. Совершенствование местного самоуправления на этапе реального реформирования невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности. Полноценное развитие законодательства о местном самоуправлении является также залогом развития демократии в нашей стране, создания правового государства.

В российском законодательстве существует отдельная отрасль права - Муниципальное право Российской Федерации, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие  в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

 

 

Все отношения, возникающие  в процессе организации и действие местных органов управления, и  призвано регулировать муниципальное  право. В частности оно регулирует:

  • выбор населением организационных форм самоуправления, его структуры, формирования соответствующих органов;
  • управление муниципальной собственностью, хозяйством, формированием и исполнением местного бюджета;
  • осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствие с законодательными и правовыми актами федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации;
  • реализацию органами местного самоуправления конституционного права на судебную защиту, на компенсацию расходов, возникающих в связи с возложением на них дополнительных расходов, а также в связи с неправомерными действиями органов государственной власти.[2.6. 198]

Местное самоуправление будучи, хотя и на определенных автономных началах, инкорпорированным в государственную  структуру, подвержено правовому регулированию со стороны самих местных сообществ, со стороны субъектов и Российской Федерации. Это означает, что исследованию следует подвергнуть нормативно-правовую базу на трех уровнях: федеральном, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Местное самоуправление в Российской Федерации функционирует  на основе целой системы нормативно-правовых актов, разработанных на каждом из этих трех уровней.

Целью курсовой работы является показать значение правовых основ местного самоуправления.

Задачи курсовой работы:

1. Дать понятие правовой  основы местного самоуправления;

2. Охарактеризовать международные  документы и федеральные нормативные  акты;

      1. Рассмотреть законодательные акты субъектов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика  местного самоуправления в России

 

1.1 Понятие  и система местного самоуправления  в России

 

Конституция Российской Федерации [ст.12] закрепляет один из важнейших  элементов основ конституционного строя - местное самоуправление, которое выступает самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации [п.2 ст.3] народ  вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает [с.130 п.1] Конституции Российской Федерации: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. определяет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией России самостоятельную деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Приведенные выше формулировки позволяют сделать вывод о  том, что основная цель организации местного самоуправления — широкое привлечение местного населения к самостоятельному решению вопросов местного значения, преодоление сложившейся в годы Советской власти традиции решения всех без исключения вопросов только государственными структурами, ликвидация фактического отчуждения народных масс от повседневного осуществления своей воли и интересов.

Институт местного самоуправления является демократичным, т.к. вовлекает  граждан в управление делами общества. В Конституции РФ впервые закреплены нормы, касающиеся народовластия и местного самоуправления. Так, ч. 1 ст. 3 Конституции РФ закрепляет принципиальное положение о том, что многонациональный народ является единственным источником власти в России. А в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ говорится о том, что осуществление народовластия происходит в различных формах - непосредственно, через органы государственной власти, через органы местного самоуправления. В тексте Конституции РФ неоднократно упоминается о местном самоуправлении [ст. 18, ч. 2 ст. 24, СТ.32, ст. 33].

Следует отметить, что  современная организация местного самоуправления создается в нашей  стране не на пустом месте. Впервые  местное самоуправление было сформировано в ходе реализации городских реформ Петра 1 (1699-1702 гг.). Принципиальные начала городского самоуправления были закреплены в Грамоте Екатерины II на права и выгоды городам Российской империи (1785 г.) и получили свое дальнейшее развитие в Городовом положении 1870 г. Самоуправление, осуществлявшееся традиционно в России на уровне сельских общин, получило законодательное оформление при проведении земской реформы. В Положении о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.) достаточно последовательно реализовывалась идея решения населением многих задач губернского и уездного значения. К сожалению, местное самоуправление не было создано на низовом уровне — волости, а потому не достигло в конечном итоге своей цели. Положения Конституции РСФСР 1918 г., закрепившие полновластие Советов на всех уровнях, вплоть до села и поселка, разрушили, по существу, систему Российского самоуправления. И лишь в июле 1993 г. с принятием закона «О местном самоуправлении в Российской Федерации» стали складываться правовые основы современного механизма самоуправления. Они были дополнены положениями указа Президента России от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление в России, его система,  принципы организации и деятельности должны формироваться в соответствии с  Конституцией РФ, федеральным законом, призванным установить общие принципы организации системы органов местного самоуправления, что в соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Существенный вклад  в возрождение местного самоуправления, регламентацию его сущности, организационных форм и полномочий внесла Конституция России 1993 г. и принятый в развитие ее норм Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Указанный закон определил, прежде всего, систему местного самоуправления в России. Такая система включает в себя, на наш взгляд, законодательную  регламентацию и практическое осуществление:

территориальных пределов местного самоуправления, его разновидностей;

механизма местного самоуправления;

основных принципов  местного самоуправления;

полномочий органов  и должностных лиц местного самоуправления;

гарантий осуществления  местного самоуправления.

Принципиальным положением Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» является указание на то, что его система базируется на территориальной основе, в пределах территорий муниципальных образовании. Под муниципальными образованиями Закон [ст.1] понимает городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Одновременно закон указывает на основные разновидности субъектов местного самоуправления. Ими могут быть:

— городские и сельские поселения;

— части указанных  поселений (районы городов, микрорайоны,

кварталы, улицы и т. п.);

— совокупности поселений, объединяемых общей территорией

(районы, уезды, сельские  округа — волости, сельсоветы  и т. д.).

Именно эти перечисленные  виды территорий, отличающиеся во многом от официальных, административно-территориальных, образований, призваны способствовать населению в решении многообразных вопросов местного значения. Закон  [ст.1] устанавливает, что к такого рода вопросам относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения соответствующего муниципального образования. Понятно, что подобные вопросы могут быть решены как в рамках городов, районов, населенных пунктов, так и внутри и вне пределов этих территорий, но в складывающихся муниципальных образованиях.

 

    1.  Принципы местного самоуправления

 

Принципы местного самоуправления - это основополагающие начала и идеи, лежащие в основе организации и функционирования местного самоуправления.

Информация о работе Понятия и правовые основы местного самоуправления