Понятия и правовые основы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является показать значение правовых основ местного самоуправления.
Задачи курсовой работы:
1. Дать понятие правовой основы местного самоуправления;
2. Охарактеризовать международные документы и федеральные нормативные акты;
Рассмотреть законодательные акты субъектов Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика местного самоуправления 6
1.1 Понятие и система местного самоуправления в России 6
1.2 Принципы местного самоуправления 9
1.3 Функции местного самоуправления 12
1.4 Понятие и правовые основы местного самоуправления 14

2. Международные документы и федеральные нормативные акты 16
2.1 Международные правовые документы 16
2.2 Конституция РФ 21
2.3 Иные нормативные акты РФ 23
3. Законодательные акты и нормативные документы 27
3.1 Законодательные акты субъектов РФ 27
3.2 Нормативно-правовые акты, применяемые в системе местного самоуправления 29

Заключение 37
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

1. Самостоятельность  решения населением всех вопросов  местного значения.

В ст. 12 Конституции РФ гарантируется, что местное самоуправление в пределах свих полномочий самостоятельно. Это значит, что органы местного самоуправления наделяются компетенцией, принадлежащей только им, свободны в осуществлении своих полномочий и несут за это ответственность. Никто не вправе вмешиваться в решения вопросов субъектами местного самоуправления, утверждать отменять или приостанавливать их решения, если они приняты в рамках закона.

Принцип самостоятельности  местного самоуправления находит свое выражение также в ч.  [ст.130, ч.1 ст.131]Конституции РФ.

Вместе с тем самостоятельность  местного самоуправления ограничивается лишь вопросами собственного ведения. В соответствии  [ч.2 ст.132] Конституции РФ реализация государственных полномочий, пере-

данных органам местного самоуправления, подконтрольна государству.

2. Организационное обособление  местного самоуправления в системе управления обществом & государством.

Конституция РФ впервые  закрепила принципиальное положение  о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти  [ст.12]. Это также означает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В то же

время органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых  для их осуществления материальных и финансовых средств  [ч. 2 ст.132]  Конституция РФ).

Конечно, деятельность органов  местного самоуправления, будучи инициативной и самостоятельной, не является абсолютно  независимой и обособленной от деятельности государственных органов. Ведь создание органов местного самоуправления и их функции определены актами органов государственной власти и они действуют в рамках общегосударственной политики.

3. Многообразие организационных  форм осуществления местного  самоуправления.

Как уже отмечалось, установление общих принципов организации  местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).

В самих субъектах  РФ закрепляются с учетом исторических и иных местных традиций организационные  основы и различные формы осуществления  местного самоуправления  [ч. 1 ст. 131 Конституции РФ]. Кроме того,  [ч. 2 ст. 130] Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление осуществляется гражданами через различные формы прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

4. Соразмерность полномочий  местного самоуправления материально-финансовым  ресурсам.

Для осуществления своих  функций и полномочий местное  самоуправление должно иметь право  на достаточные материально-финансовые средства. Реальность и эффективность местного самоуправления определяются прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении местного самоуправления.

В Конституции условия  местного свое выражение:

-в признании и равной  правовой защите наряду с другими  формами собственности муниципальной собственности  [ст. 8]:

-в праве органов  местного самоуправления самостоятельно  управлять муниципальной собственностью  [ч. 1 ст. 130];

- в праве органов  местного самоуправления самостоятельно  формировать, утверждать и исполнять  местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы  [ч.1 ст. 132].

При наделении органов  местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им в СО РФ определяются экономические самоуправления, которые  находят в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ должны передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.

В проекте федерального закона РФ "Об общих принципах  местного самоуправления в РФ", наряду с вышеуказанными, закрепляются такие  основные принципы:

соблюдение прав и свобод человека и гражданина; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед местным сообществом; государственная гарантия местного самоуправления.

 

    1.  Функции местного самоуправления

 

Под функциями местного самоуправления понимается то, что характеризует основные направления муниципальной деятельности. Эти функции обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, теми целями и задачами, к достижению которых стремится .местное самоуправление.

Перечень полномочий местного самоуправления позволяет выделить следующие его основные функции.

1. Обеспечение участия  населения в решении местных  дел.

Это предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив, для самостоятельного решения  населением  вопросов местного значения, различных форм самоуправления.

Важное значение для  осуществления данной функции имеет  проблема гарантий прав граждан на участие в самоуправлении, а также  преодоление апатии и равнодушия части населения к вопросам организации и деятельности органов местного самоуправления.

2. Управленце муниципальной  собственностью, финансовыми средствами  местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления решают вопросы ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Эффективное осуществление данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой местного самоуправления.

3. Обеспечение развития  соответствующей территории.

Органы местного самоуправления принимают программы развития соответствующей  территории, управляют муниципальным  хозяйством и тем самым обеспечивают комплексное решение экономического, социально-культурного развития территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление.

4. Обеспечение потребностей  населения в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других  жизненно важных услугах.

Одной из важных функций  местного самоуправления является функция обслуживания населения. Население соответствующей территории и образуемые им органы местного самоуправления гораздо легче могут решать задачи улучшения качества жизни жителей, эффективности оказываемых населения услуг, чем государственные органы при централизованной системе управления местными делами.

5. Охрана общественного  порядка, обеспечение режима законности  на данной территории.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции  РФ органы частного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. Основные задачи по обеспечению данной функции возлагаются на органы милиции общественной безопасности (местной милиции). При осуществления этой функции органы местного самоуправления взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти, развивают и поддерживают различные формы участия населения в деле упрочения общественного порядка, организуют исполнение законов и иных правовых актов.

6. Защита интересов  и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ  и законами.

Органам государственной  власти РФ и ее субъектов запрещается  ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и  федеральным законодательством. Органы местного самоуправления, в  соответствии со ст. 133 Конституции РФ, могут обращаться за защитой своих прав в судебные органы.

Все вышеуказанные функции  местного самоуправления между собой  взаимосвязаны и дополняют друг друга.

 

    1.  Понятие правовой основы местного самоуправления

 

Закон об общих принципах  организации местного самоуправления 1995г. не определяет правовую основу местного самоуправления в нашей стране. В ст.7 лишь говориться о законодательной основе местного самоуправления, которая включает Конституцию РФ и федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов РФ.

Однако, как указывают  О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев, правовую основу местного самоуправления в нашей  стране составляют: «Конституция РФ, Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные  законы, конституции, уставы и законы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Кроме того, составной частью правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации является… Европейская хартия местного самоуправления…» [2.6; 87]

Таким образом, понятие  законодательной основы местного самоуправления уже' понятия его правовой основы: оно не охватывает международные  нормы, действующие в области местного самоуправления, нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти и муниципальные нормативные правовые акты.

В отличие от действующего Закона новый Федеральный закон  об общих принципах организации  местного самоуправления 2003г. закрепляет понятие правовой основы местного самоуправления. Согласно его ст.4 правовую основу местного самоуправления составляют:

- общепризнанные принципы  и нормы международного права,  международные договоры РФ;

- Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);

- конституции (уставы), законы и иные нормативные  правовые акты субъектов РФ;

- уставы муниципальных  образований, решения, принятые  на местных референдумах и  сходах граждан, и иные муниципальные  правовые акты.

Правовая основа местного самоуправления занимает важное место  среди основ организации муниципальной  власти в нашей стране. Это связано  с тем, что право в современном  обществе выступает важнейшим регулятором  различных социальных отношений. Не исключение здесь и сфера местного самоуправления. Территориальные, организационные, финансовые и экономические условия осуществления местного самоуправления находят отражение в праве, конституируются и реализуются с его помощью. [2.4; 159]

Таким образом, можно  дать определение правовой основы местного самоуправления. Правовая основа местного самоуправления в Российской Федерации – это совокупность правовых норм, содержащихся в международных правовых актах, Конституции РФ, нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов, а также в муниципальных правовых актах, которые закрепляют и регулируют территориальные, организационные, финансовые и экономические условия осуществления местного самоуправления в стране.

2. Международные  документы и федеральные нормативные акты

 

2.1 Международно-правовые  документы

 

В силу прямого указания Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы  нашей страны. При этом, если международным  договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора  [ч.4 ст.15].

Вопросы местного самоуправления достаточно широко закреплены в международных  документах. К международным актам, затрагивающим вопросы местного самоуправления, относятся такие акты, как Всеобщая декларация прав и свобод человека, Европейская хартия о местном самоуправлении и другие акты, принятые в рамках ООН или в ином порядке.

Среди международно-правовых документов, непосредственно направленных на регулирование местного самоуправления, в первую очередь можно выделить Европейскую хартию местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.). Данная Хартия определяет минимальные права местного самоуправления, которые должны быть гарантированы государствами, ее подписавшими.

Россия подписала Хартию 28 февраля 1996 г. и ратифицировала ее 5 мая 1998г. В случае противоречия любого положения российского законодательства Европейской хартии должны применяться  нормы Хартии.

Под местным самоуправлением в Хартии понимаются право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, прямого, равного и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это положение ни в коей мере не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где это допускается по закону.[1.1.]

Хартия закрепляет следующие  базовые положения по организации местного самоуправления:

Информация о работе Понятия и правовые основы местного самоуправления