Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 16:58, курсовая работа
Стратегический менеджмент можно определить как совокупность основополагающих решений, призванных обеспечить соответствие фирмы среде ее развития (и, следовательно, жизнеспособность предприятия в достаточно длительной перспективе). Сами по себе стратегические решения и выбор определенной стратегии не являются чем-то принципиально новым: испокон века хороший руководитель должен был мыслить и действовать в соответствии с изменениями окружающих условий, как бы предвосхищая грядущие опасности и возможности и своевременно проводя необходимые преобразования.
Введение…………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Портфельный анализ……………………………………………….…..5
1.1 Цели, сущность и содержание портфельного анализа…………...5
1.2 Стратегические составляющие портфельного анализа ..…………………………………………………8
Глава 2. Матричные методы оценки портфеля диверсифицированной организации………………………………………………………………...………14
2.1. Матрица БКГ………………………………………………………...14
2.2 Матрица Mc Kincey……………………………………..…………..19
Глава 3. Практика портфельного анализа на примере организации…..…22
3.1. Анализ стратегических позиций организации «Бест-ти» на рынке с помощью матрицы БКГ…………………………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………………27
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
КАФЕДРА ОМиП
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Стратегический менеджмент»
на тему: Портфельный анализ диверсифицированной компании
Выполнил студент
группы ЗММ-501
Дронов А.В.
Научный руководитель
Доцент
Кандидат экономических наук
Бочаров С.А.
Москва,
2013 г
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Портфельный анализ……………………………………………….…..5
1.1 Цели, сущность и содержание портфельного анализа…………...5
1.2 Стратегические составляющие портфельного анализа ..…………………………………………………8
Глава 2. Матричные методы оценки портфеля диверсифицированной
организации…………………………………………………
2.1. Матрица БКГ…………………………………………………
2.2 Матрица Mc Kincey……………………………………..…………..19
Глава 3. Практика портфельного анализа на примере организации…..…22
3.1. Анализ стратегических позиций организации «Бест-ти» на рынке с помощью матрицы БКГ…………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Стратегический менеджмент можно определить как совокупность основополагающих решений, призванных обеспечить соответствие фирмы среде ее развития (и, следовательно, жизнеспособность предприятия в достаточно длительной перспективе).
Сами по себе стратегические решения и
выбор определенной стратегии не являются
чем-то принципиально новым: испокон века
хороший руководитель должен был мыслить и действовать
в соответствии с изменениями окружающих
условий, как бы предвосхищая грядущие
опасности и возможности и
Стратегический анализ зародился в конце 1960-х годов. В это время крупные фирмы и большинство средних превратились в комплексы, которые объединяли в себе выпуск разнородной продукции и выходили на многие товарные рынки. Однако рост продолжался уже далеко не на всех рынках, а некоторые из них даже были не перспективными. Такое расхождение возникло из-за различий в степени насыщения спроса, изменением экономических, политических и социальных условий, растущей конкуренцией и быстрыми темпами обновления технологий.1
Диверсификация деятельности - переход от односторонней, часто базирующейся на лишь на одном продукте производственной структуры, к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции. Идея диверсификации имеет многолетнюю историю. Она была весьма модной в связи с концепцией корпоративного развития в конце 60-х и начале 70-х годов
Стало очевидно, что продвижение в новые отрасли не поможет компании решить свои стратегические проблемы или использовать весь свой потенциал. Ситуация требовала от управляющих радикального изменения угла зрения. В таких условиях на смену экстраполяции пришло стратегическое планирование и портфельный анализ.
В настоящий момент диверсификация стала наиболее распространенной формой концентрации капитала. Сейчас диверсификация снова в моде, но по иным причинам. На авансцену выходит все больший круг управленческих структур, представленных людьми с деловым мышлением, обладающих при этом способностями и смелостью для осуществления диверсификации.
В любой модели стратегического управления обязательно выделяются три стадии: 1) стратегического анализа; 2) стратегического выбора; и 3) реализации стратегии.
На второй из указанных стадий высшее
руководство формирует и
Матрицы портфельного анализа (их еще называют и матрицами стратегического выбора), которые являются предметом исследования данной работы, подверглись в последние годы критическим замечаниям. Однако, практика показывает, что непременным условием преуспевания диверсифицированной организации является сбалансированность ее портфеля. Эту задачу и призван решить один из наиболее часто применяемых западными корпорациями инструментов стратегического менеджмента и маркетинга портфельный анализ.3
ГЛАВА 1
Портфельный анализ
1.1 Цели, сущность и
содержание портфельного
В ходе стратегического анализа
фирма оценивает перспективы
того или иного направления деятельности.
Стратегический анализ диверсифицированной
компании получил название портфельного
анализа.
Портфель предприятия, или корпоративный
портфель, – это совокупность относительно
самостоятельных хозяйственных подразделений
(стратегических единиц бизнеса), принадлежащих
одному владельцу. Портфельный анализ
– это инструмент, с помощью которого
руководство предприятия выявляет и оценивает
свою хозяйственную деятельность с целью
вложения средств в наиболее прибыльные
или перспективные ее направления и сокращения/
прекращения инвестиций в неэффективные
проекты. При этом оценивается относительная
привлекательность рынков и конкурентоспособность
предприятия на каждом из этих рынков.
Предполагается, что портфель компании
должен быть сбалансирован, т.е. должно
быть обеспечено правильное сочетание
продуктов, испытывающих потребность
в капитале для дальнейшего развития,
с хозяйственными единицами, располагающими
некоторым избытком капитала.
Цель портфельного анализа – согласование
бизнес-стратегий и распределение финансовых
ресурсов между хозяйственными подразделениями
компании. Портфельный анализ, в общем
виде, осуществляется по следующей схеме:
Далее, руководство оценивает
Модели портфельного анализа деятельности
организации разрабатываются, начиная
с 60-х годов XX века для решения
задач стратегического
Теоретической базой портфельного анализа является концепция жизненного цикла товара, кривая опыта и база данных PIMS. При этом портфельный анализ рекомендует, чтобы для целей разработки стратегии каждая продуктовая линия компании, ее хозяйственное подразделение рассматривались независимо, что позволяет сравнивать их между собой и с конкурентами.5
Основным приемом портфельного анализа является построение матриц. Матрица портфеля – это двухмерный график, иллюстрирующий стратегические позиции каждого вида деятельности диверсифицированной компании. Подобные матрицы позволяют сравнивать бизнес-единицы или продукты между собой по различным наборам переменных. Общим для этих аналитических инструментов является тот факт, что по одной оси матрицы фиксируются значения внутренних факторов, а по другой – внешних. Горизонтальная ось всех матриц отображает оценку конкурентоспособности стратегических единиц бизнеса организации, а вертикальная ось – оценку перспектив развития рынка.
По мнению родоначальника стратегического менеджмента Игоря Ансоффа, «цель портфельного анализа – оценка товарно-рыночных возможностей фирмы за рамками ее настоящей деятельности и вынесение окончательного решения: должна ли компания изменить границы своего портфеля с помощью диверсификации, интернационализации или и того, и другого вместе»6
1.2 Стратегические составляющие портфельного анализа
На практике портфельный анализ на предприятии проводится с учетом ряда стратегических составляющих. Упомянутый Игорь Ансофф выделяет четыре стратегические составляющие портфельного анализа:7
Первая составляющая - вектор роста, определяющий масштаб и направление будущей сферы деятельности предприятия. Компоненты вектора роста – продукт и расширение рынка. Важное стратегическое направление, и объект данной работы — диверсификация, которая связана с разработкой новых видов услуг с одновременным освоением новых сегментов рынка услуг. Повторюсь, диверсификация — это распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение видов предоставляемых услуг, географической сферы деятельности и т.д.). В узком смысле слова под диверсификацией понимается проникновение предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной их деятельности. Предприятие должно принимать решение об осуществлении диверсификации в условиях чрезмерного насыщения рынка услуг и падения спроса на них, усиления конкуренции, а также при наличии накопленных свободных финансовых ресурсов, которые в данный момент выгоднее инвестировать в высокопривлекательные отрасли, нежели в текущую деятельность.
Различают следующие виды диверсификации: 8
Вторая составляющая портфельного
анализа — конкурентное преимущество
предприятия. Существуют различные
направления достижения конкурентных
преимуществ, среди которых можно
выделить следующие основные: минимизация
затрат, дифференциация товаров (услуг)
и ранний выход на рынок.
При осуществлении стратегии минимизации
общих издержек предприятию важно провести
тщательный анализ своих затрат и соответствующие
мероприятия, направленные на снижение
всех расходов и достижение эффективности
производства. Следует иметь в виду, что
достижение преимуществ за счет сравнительно
низкой себестоимости услуг и выполнения
их в необходимые агротехнические сроки
по сравнению с конкурентами выступает
весьма актуальной задачей именно в аграрном
секторе экономики, где большинство потребителей
услуг чувствительны прежде всего к их
цене и срочности исполнения.
Информация о работе Портфельный анализ диверсифицированной компании