Портфельный анализ диверсифицированной компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Стратегический менеджмент можно определить как совокупность основополагающих решений, призванных обеспечить соответствие фирмы среде ее развития (и, следовательно, жизнеспособность предприятия в достаточно длительной перспективе). Сами по себе стратегические решения и выбор определенной стратегии не являются чем-то принципиально новым: испокон века хороший руководитель должен был мыслить и действовать в соответствии с изменениями окружающих условий, как бы предвосхищая грядущие опасности и возможности и своевременно проводя необходимые преобразования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Портфельный анализ……………………………………………….…..5
1.1 Цели, сущность и содержание портфельного анализа…………...5
1.2 Стратегические составляющие портфельного анализа ..…………………………………………………8
Глава 2. Матричные методы оценки портфеля диверсифицированной организации………………………………………………………………...………14
2.1. Матрица БКГ………………………………………………………...14
2.2 Матрица Mc Kincey……………………………………..…………..19
Глава 3. Практика портфельного анализа на примере организации…..…22
3.1. Анализ стратегических позиций организации «Бест-ти» на рынке с помощью матрицы БКГ…………………………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

KR_SM_ZMM-501_Dronov.doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)

Стратегия дифференциации товаров (услуг) связана с разработкой ряда существенных их особенностей, которые отличают их от товаров (услуг) конкурентов. Для успешной реализации этой стратегии предприятие должно определить возможные потребности клиентов, чтобы уточнить, что их не устраивает в существующих товарах (услугах) и какие изменения необходимо провести для удовлетворения ожидаемого роста потребностей в них со стороны клиентов. Причем такая дифференциация позволяет предприятию увеличить прибыль, поскольку в этом случае определяющим фактором для потребителей является не цена, а их специфические особенности и отличия от услуг конкурентов.  
При реализации стратегии раннего выхода на рынок товаров (услуг) с оригинальными предложениями сервисное предприятие может обеспечить себя конкурентным преимуществом, позволяющим достичь увеличения прибыли и быстрого экономического роста. Отметим, что на рынке услуг, ввиду отличий их от товаров, гораздо труднее защитить оригинальные разработки с помощью авторских свидетельств на изобретения и патентов, чем на рынке новых товаров. Поэтому такое конкурентное преимущество действует непродолжительно и его относительно легче завоевать, чем удержать, поскольку конкуренты быстро копируют используемые новинки предприятия-лидера. 
Третья составляющая портфельного анализа — синергизм, которому в литературе дается следующее определение: «явление, когда доходы от совместного использования ресурсов превышают сумму доходов от использования тех же ресурсов по отдельности, часто называют эффектом «2+2=5». Мы будем называть этот эффект синергизмом». Другими словами, это получение дополнительного экономического эффекта в результате взаимодействия факторов производства. Синергизм может быть не только положительным, но и отрицательным. Последний возможен, когда предприятие диверсифицируется в высоко конкурентную отрасль, не имея достаточного опыта работы и навыков управления в ней. 
Четвертая составляющая — это стратегическая гибкость портфеля различных видов деятельности. Она предусматривает наличие у предприятия таких возможностей, которые позволяют ему при необходимости эффективно диверсифицироваться в другие отрасли. Как подчеркивает И. Ансофф,10 развитие какой-либо составляющей портфельного анализа может привести к ослаблению остальных, например, усиление стратегической гибкости управления приводит к уменьшению общего потенциального синергизма. 
В зависимости от планов предприятия по реализации той или иной стратегии, целей его дальнейшего развития, а также настоящего стратегического положения в той или иной отрасли экономики, выбираются подходы к оценке конкурентных позиций стратегических единиц бизнеса и привлекательности рынка. В литературе наиболее известны следующие подходы:

  • Портфельная матрица Бостонской консультационной группы (матрица БКГ);
  • «Дженерал Электрик – МакКинзи» или "экран бизнеса";
  • Матрица консалтинговой компании Артур Д. Литтл;
  • «Матрица направленной политики» компании Шелл;
  • Матрица Ансоффа;
  • Матрица Абеля.  

ГЛАВА 2

Матричные методы оценки портфеля диверсифицированной организации

Различия методов портфельного анализа состоят в подходах к  оценке конкурентных позиций стратегических единиц бизнеса и привлекательности рынка. Наиболее известны два подхода:

  • портфельная матрица Бостонской консультационной группы, или матрица БКГ;
  • матрица Mc Kincey, или «экран бизнеса».

2.1. Матрица БКГ. 

В основе Бостонской матрицы лежит  модель жизненного цикла товара, в  соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар – «проблема»), рост (товар – «звезда»), зрелость (товар – «дойная корова») и спад (товар – «собака»).

Для оценки конкурентоспособности  отдельных бизнесов используются два  критерия: темп роста отраслевого рынка; относительная доля рынка.

Темп роста рынка определяется как средневзвешенное значение темпов роста различных сегментов рынка, в которых действует предприятие, или принимается равным темпу  роста валового национального продукта. Темпы роста отрасли 10 % и более рассматриваются как высокие.

Относительная доля рынка определяется делением доли рынка рассматриваемого бизнеса на долю рынка крупнейшего  конкурента.

Значение доли рынка, равное 1, отделяет продукты – рыночные лидеры – от последователей. Таким образом осуществляется деление бизнесов (отдельных продуктов) на четыре различные группы (рис. 1).

 

Рис. 1 Матрица рост/доля рынка Бостонского  университета

Приведем пример:

Если бизнес-единица принадлежит 10 % рынка, на котором самый крупный конкурент владеет долей 20 %, то относительная доля данного бизнеса составит 0,5 (10/20). 11

В основе матрицы БКГ лежат два  предложения:

1. Бизнес, имеющий существенную  долю рынка, приобретает в результате  действия эффекта опыта конкурентное преимущество в отношении издержек производства. Отсюда следует, что самый крупный конкурент имеет наибольшую рентабельность при продаже по рыночным ценам и для него финансовые потоки максимальны.

2. Присутствие на растущем рынке  означает повышенную потребность в финансовых средствах для своего развития, т.е. обновления и расширения производства, проведения интенсивной рекламы и т.д. Если темп роста рынка  невелик, например зрелый рынок, то товар не нуждается в значительном финансировании.

В том случае, когда обе гипотезы выполняются, можно выделить четыре группы рынков товара, соответствующие различным приоритетным стратегическим целям и финансовым потребностям:

  1. «Проблемы» (быстрый рост/малая доля): товары этой группы могут оказаться очень перспективными, поскольку рынок расширяется, но требуют значительных средств для поддержания роста. Применительно к этой группе продуктов необходимо решить: увеличить долю рынка данных товаров или прекратить их финансирование.
  2. «Звезды» (быстрый рост/высокая доля) – это рыночные лидеры. Они приносят значительную прибыль благодаря своей конкурентоспособности, но также нуждаются в финансировании для поддержания высокой доли динамичного рынка.
  3. «Дойные коровы» (медленный рост/высокая доля): товары, способные принести больше прибыли, чем необходимо для поддержания их роста. Они являются основным источником финансовых средств для диверсификации и научных исследований. Приоритетная стратегическая цель – «сбор урожая».
  4. «Собаки» (медленный рост/малая доля) – это продукты, которые находятся в невыгодном положении по издержкам и не имеют возможностей роста. Сохранение таких товаров связано со значительными финансовыми расходами при небольших шансах на улучшение положения. Приоритетная стратегия – деинвестирование и скромное существование.

В идеале сбалансированный номенклатурный портфель предприятия должен включать 2–3 товара – «коровы», 1–2 - «звезды», несколько «проблем» в качестве задела на будущее и, возможно, небольшое  число товаров – «собак». Избыток  стареющих товаров («собак») указывает на опасность спада, даже если текущие результаты деятельности предприятия относительно хорошие. Избыток новых товаров может привести к финансовым затруднениям.

В динамичном корпоративном портфеле можно выделить следующие траектории (сценарии) развития (рис. 2): 12

 

Рис. 2. Основные сценарии развития

  • «Траектория товара». Инвестируя в Научно-исследовательские и опытно-конструкторские (НИОКР) работы средства, получаемые от «дойных коров», предприятие выходит на рынок с принципиально новым товаром, который занимает место звезды.
  • «Траектория последователя». Средства от «дойных коров» инвестируются в товар – «проблему», на рынке которого доминирует лидер. Предприятие придерживается агрессивной стратегии наращивания доли рынка, и товар – «проблема» превращается в «звезду».
  • «Траектория неудачи». Вследствие недостаточного инвестирования товар–звезда, утрачивает лидирующие позиции на рынке и становится товаром – «проблемой».
  • «Траектория посредственности». Товару – «проблеме» не удается увеличить свою долю рынка, и он вступает в следующую стадию (товар–«собака»).13

Основные рекомендации Бостонской консультационной группы по корпоративному портфелю представлены в табл. 1.

 

Таблица 1 Рекомендации Бостонской матрицы

 

Доля рынка

Возможные стратегии

Вид стратегии единицы бизнеса

Рост

Инвестирование

«Звезды», «Проблемы»

Удерживание

«Снятие сливок»

«Дойные коровы»

Отступление

Деинвестирование

«Собаки», «Проблемы»


 

В общем случае привлекательность  СЗХ может рассчитана, исходя из соотношения:

Привлекательность СЗХ = aG + bP + cO – dT,

где a, b, c и d – коэффициенты относительного вклада каждого фактора (в сумме  составляют 1,0), 
G – перспективы роста рынка, 
P – перспективы рентабельности на рынке, 
O – положительные воздействия со стороны окружающей среды, 
T – отрицательные воздействия со стороны окружающей среды.

 

2.2 Матрица Mc Kincey.

Данная матрица разработана  консультационной группой Mc Kincey совместно  с корпорацией General Electric и получила название «экран бизнеса» (рис. 3).

 

Рис. 3. Матрица Mc Kincey

Она включает девять квадратов и основана на оценке долгосрочной привлекательности отрасли и конкурентоспособности стратегической единицы бизнеса.

Факторы, определяющие привлекательность  отрасли и позиции бизнеса  на отдельных рынках, различны. Так, основными критериями привлекательности могут быть размер рынка, темпы роста, уровень конкуренции, чувствительность рынка к цене. Конкурентоспособность бизнеса можно оценить, используя такие критерии, как доля рынка, контролируемая фирмой; эффективность системы маркетинга, уровень издержек, потенциал и др. Поэтому при анализе каждого рынка следует выделить характеризующие его факторы и оценить их уровень (низкий, средний или высокий).14

В матрице «Дженерал Электрик –  МакКинзи» выделяются три области  стратегических позиций:

  • область победителей;
  • область проигравших
  • средняя область, в которую входят позиции, в которых стабильно генерируется прибыль от бизнеса, средние позиции бизнеса и сомнительные виды бизнеса.

 

Таблица 1. Матрица «Дженерал Электрик – МакКинзи» 

 

Привлекательность отрасли

Конкурентная  позиция

 
 

хорошая

средняя

слабая

Высокая

Победитель

Победитель

"Знак вопроса"

Средняя

Победитель

Средний бизнес

Проигрывающий

Низкая

Производитель прибыли

Проигрывающий

Проигрывающий


 

Рекомендации матрицы Mc Kincey таковы:

  • инвестировать, чтобы удерживать занятую позицию и следовать за развитием рынка;
  • инвестировать в целях улучшения занимаемой позиции, смещаясь по матрице вправо, в сторону повышения конкурентоспособности;
  • инвестировать, чтобы восстановить утерянную позицию. Такая стратегия трудно реализуема, если привлекательность рынка слабая или средняя;
  • снизить уровень инвестиций с намерением «собрать урожай», например путем продажи бизнеса;
  • деинвестировать и уйти с рынка (или рыночного сегмента) с низкой привлекательностью, где предприятие не может добиться существенного конкурентного преимущества.15

Данная матрица является более  совершенной, так как в ней  рассматривается существенно большое  число факторов. Поэтому она не приводит к столь упрощенным выводам, как матрица Бостонской консультативной группы.

Матрице Mc Kincey присущи общие недостатки методов портфельного анализа. В  их числе можно назвать следующие:

  • трудности учета границ и масштаба рынка, большое количество критериев;
  • субъективность оценок;
  • статичный характер модели;
  • слишком общий характер рекомендаций. Вместе с тем данная матрица является более совершенной, так как в ней рассматривается существенно большое число факторов. Поэтому она не приводит к столь упрощенным выводам, как Бостонская матрица.

ГЛАВА 3

Практика портфельного анализа на примере организации

3.1.Анализ стратегических  позиций организации «Евро-шоколад»  на рынке с помощью матрицы  БКГ

В качестве примера рассмотрим представление  с помощью матрицы БКГ стратегических позиций гипотетической организации Евро-шоколад в ряде бизнес-областей на рынке шоколада.

Изучение бизнеса организации  показало, что она фактически конкурирует  в 10 областях рынка шоколада (табл. 1).

Таблица 1. Характеристика бизнес-областей организации Евро-шоколад на рынке  шоколада

Бизнес-область организации  Евро-шоколад

Объем продаж / размер области, привод, к среднему

Годовые темпы прироста рынка (за 2012-13 год)

Крупнейшие конкуренты организации  в данной бизнес-области

Объем продаж у крупнейших конкурентов 

Относительная доля организации Евро-шоколад на рынке соотв. Сегмента

Фасованный шоколад. США

$200т/2.5

5%

True Chocolate

$150т 

1.33

Фасованный шоколад. Канада

$23.7т/0.3

1%

Can Chocolate

$25т 

0.95

Фасованный шоколад. Европа

$45т/0.6

3%

True Chocolate

$200т 

0.22

Фасованный шоколад.3страны

$4В.5т/0.6

5%

True Chocolate

$15т 

3.2

Шоколад марки “Чоко”

$355т/4.4

12%

Cheapco

$490т 

0.72

Бизнес-область организации  Евро-шоколад

Объем продаж / размер области, привод, к среднему

Годовые темпы прироста рынка (за 2012-13 год)

Крупнейшие конкуренты организации  в данной бизнес-области

Объем продаж у крупнейших конкурентов 

Относительная доля организации  Евро-шоколад на рынке соотв. Сегмента

Шоколад марки “Сахарный”

$36т/0.4

12%

Main Chocolate

$45т 

0.8

Горький шоколад. США

$55.5т/0.7

17%

Choco-world

$20т 

2.8

Горький шоколад. Экспорт 

$11т/0.1

17,5%

Grannys Choco

$20т 

0.55

Молочный шоколад. США 

$23.2т/0.3

18%

Milk Choco

$8.5т 

2.7

Молочный шоколад. Экспорт 

$4.7т/0.06

18,5%

Grannys Choco

$10т

0.47

Информация о работе Портфельный анализ диверсифицированной компании